Экологический налог: за моду на борьбу с выбросами заплатят регионы. Ваше сообщение отправлено, спасибо за участие в проекте

Людям становится тяжелее, а власть придумывает новые налоги? Скоро в Налоговый кодекс введут дополнительный сбор для автовладельцев – экологический. Теперь хозяева подержанных машин заплатят больше, так как их транспортные средства не соответствуют мировым экологическим параметрам.

Автомобили с пробегом покупают от безысходности. Было бы больше денег, залы автосалонов не выдержали бы потока клиентов. Покупая машину, люди не обращают внимание на экологический класс двигателя. Их больше заботит ее стоимость, доступность запчастей и расход топлива на 100 километров.

Теперь при покупке придется учитывать наносимый природе вред. Чтобы платить меньше про 10-летние автомобили лучше позабыть. Удовлетворяющий мировым стандартам транспорт изрядно потреплет кошельки россиян. В подобных машинах применены инновационные технологии, намного повышающие конечную стоимость.

Что такое экологический налог на транспорт

Он не дополняет транспортный сбор, а заменяет его. Законодатели решили не взимать налог с автовладельцев поголовно, а поставили его размер в зависимость от технических характеристик машины:

  • объема выброса в окружающую среду отработанных газов, выделяющихся в процессе использования автомобиля;
  • количества лет, прошедших с момента схода с конвейера (возраст);
  • класса экологичности, к которому отнесен купленный автомобиль.

Статисты подсчитали количество находящихся в эксплуатации автомобилей 10-летнего и более старшего возраста. Данные показали, что подобные авто использует более половины населения страны. Большим спросом они пользуются на Дальнем Востоке. Причиной тому - рядом расположенная Япония. Местные продавцы давно отладили сбыт подержанного транспорта из Страны восходящего солнца.

В России 50% автотранспорта присвоен 1 класс европейского стандарта экологичности, а некоторые авто до него вообще недотягивают. Владельцы таких машин могут и не подозревать, какой урон они наносят природе. Однако это не убережет их от повышенных налоговых коэффициентов. Чтобы платить меньше придется менять автомобиль на современный.

Несмотря на очевидные плюсы (охрана окружающей среды и, как следствие, благотворное влияние на человеческий организм), население не одобряет введение нового налога. Он угнетает автовладельцев подержанных машин. Денег у них и без того немного, так еще возрастет эксплуатация личного транспорта.

Размер экологического налога превысит транспортный. По мере снижения присвоенного машине класса он будет расти. Прогнозируемое повышение налоговой ставки произойдет в 10 раз.

В Европе экологические сборы за машины действуют давно. Введены они и в бывших странах Советского союза, например в Республике Беларусь. Россия не воспользовалась западным опытом раньше из-за отсталости автомобильной отрасли и низкого уровня жизни большей части населения.

Уплата экологического налога на транспорт в 2017 году

Формула расчета уплачиваемой в Налоговую службу суммы включает показатели мощности установленного в автомобиль двигателя. Полученная величина уменьшается или увеличивается в зависимости от региона регистрации транспортного средства. На окончательный размер экологического налога влияет состояние окружающей среды, количество автомобилей у местного населения и состояние дорожного полотна.

Применяя налоговую ставку, работники ФНС обратят внимание на следующие показатели:

  • объем двигателя;
  • класс экологичности машины;
  • возраст автомобиля.

Экологический налог планировали ввести в 2014 году, но помешал разразившийся кризис. По мере выхода экономики в стабильную фазу развития разговоры о спасении экологии мерами финансового воздействия возобновились. К 2017 году введение налога – дело практически решенное.

Зачем это делается? Автомобили в возрасте 10 или более лет не только отравляют воздух. Они небезопасны для хозяев. Со временем механизмы изнашиваются, да и современные технологии предлагают больше сберегающих человеческую жизнь опций. Ведь начиналось все с телеги, а тогда не знали про ремни и подушки безопасности.

На практике замена автопарка в России займет не меньше 5 лет. Это дорого людям со средним достатком. Многие видят в нововведении способ подорвать их семейный бюджет. Среди аргументов против экологического налога приводятся и такие:

  • многократное увеличение взимаемой суммы;
  • рост затрат по эксплуатации подержанных авто, на ремонт которых, итак, приходится постоянно тратиться;
  • если автопарк предпринимателей устарел, они не потянут его обновления и разорятся;
  • увеличатся и государственные расходы, так как придется менять машины организациям с бюджетным финансированием.

Повезет владельцам машин с электрическими двигателями. Экологический налог они не платят. Из-за того, что он заменяет налог транспортный, теперь они ничего не должны государству за использование автомобиля.

Расчет современного транспортного налога

Собираемый с автолюбителей налог находится в ведении муниципальной власти. В общероссийском масштабе размер транспортного сбора вычисляют по следующему принципу:

  • 2,5 рубля за лошадиную силу – при мощности мотора, не превышающей 100 л.с.;
  • 3,5 рубля – с двигателей до 150 л.с.;
  • 5 рублей – за машины до 200 л.с.;
  • 7,5 рублей – за транспорт до 250 л.с.;
  • 15 рублей стоят оставшиеся автомобили.

Указанные значения меняются по постановлениям власти в регионе. Благодаря этому в зависимости от места регистрации транспорта размер налога на равнозначные машины отличается в 3 раза. Если местных установок нет, применяются обозначенные в списке федеральные расценки.

За физических лиц налог рассчитывает ФНС и отправляет им соответствующие уведомления. Происходит это раз в год. Часть граждан подсчитывают сбор самостоятельно, воспользовавшись специальным калькулятором на сайте Налоговой службы.

Нет сомнений – введение экологического налога ударит по автолюбителям. Их вынуждают покупать новые машины, стоящие намного дороже подержанных. Остается только копить деньги или платить долгосрочный кредит государству в виде повышенного сбора за личный автомобиль.

Чем заменить транспортный налог

МОСКВА, 8 сен - РИА Новости. Замена транспортного налога экологическим сбором может привести к тому, что владельцы недорогих отечественных машин будут платить больше, чем хозяева шикарных иномарок, но при этом водители наконец поймут, за что и по каким критериям они отдают деньги, заявили опрошенные РИА Новости эксперты.

Как ранее сообщила газета «Известия» со ссылкой на источники в Минтрансе РФ , в министерстве рассматривают возможность замены транспортного налога для автомобилей на экологический сбор. В аппарате профильного вице-премьера Аркадия Дворковича изданию подтвердили информацию об обсуждении налоговой инициативы. Ее разрабатывают в соответствии с транспортной стратегией до 2030 года, которая предусматривает снижение энергоемкости транспорта и более широкое применение экономичных транспортных средств, пишет газета. Позднее министр транспорта Максим Соколов уточнил, что этот вопрос обсуждается на экспертном уровне, но Минтранс пока не предлагал правительству и ведомствам заменить налог.

Водителям непонятно, за что они платят

Руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев заявил РИА Новости, что у него нет сомнений в том, что данная инициатива рано или поздно будет принята.

"Тот налог, который взимался (транспортный - ред.), он ни к чему не стимулировал, он не давал должных сборов и самое главное - он не давал понимания автовладельцам, за что же они все-таки платят: при чем здесь лошадиные силы, как они влияют? А вот с точки зрения экологии многим, конечно, будет понятно, что в данном случае более экологичные автомобили они, естественно, меньше платят. И я думаю, что это действительно тот путь, по которому пойдет правительство РФ , потому что экологическая обстановка у нас очень и очень тяжелая, особенно в крупных городах", - сказал Канаев.

В свою очередь член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода Выбора» Александр Холодов заявил, что существующий транспортный налог не имеет «никакого смысла».

"У нас транспортный налог, по сути, вообще носит форму дани. Он привязан к мощности автомобиля и косвенно - к доходу владельца. Предполагается, что чем мощнее автомобиль, тем у него и стоимость больше. Значит, давайте брать больше денег. Сам этот налог - по сути, оброк, не носящий никакого смысла", - сказал он РИА Новости.

Владельцы «Жигулей» будут в проигрыше

По словам Холодова, экологический сбор, которым предлагается заменить транспортный налог, будет стимулировать водителей покупать более экологичные автомобили. Однако эксперт считает, что этот налог «антисоциальный»: владельцы недорогих отечественных автомобилей рискуют платить больше, чем владельцы новых «Бентли», у которых экологический класс заведомо выше.

"Мне кажется, что в нашей стране, где так много еще «Жигулей», это не очень корректно. Во-вторых, если на транспортный налог они пытались наложить социальную функцию - что «Жигули» - это минимальная оплата, потому что мало «лошадей», и старые машины вообще освобождаются - то здесь получится антисоциальная функция", - заявил Холодов.

Эксперт предположил, что экологический сбор будет зависеть от класса авто - «чем хуже для экологии машина, тем больше должна быть ставка».

"Тогда, соответственно, получается, что человек, который покупает Bentley, будет платить меньше, чем человек, который покупает подержанные «Жигули». Налог станет антисоциальным, однако у него все равно появится смысл в виде какой-то логики, в отличие от транспортного: портишь экологию - платишь деньги", - сказал Холодов.

Мягкое воздействие

По мнению руководителя ФАР Канаева, при проработке данной инициативы необходимо создать некую планку, чтобы «было к чему стремиться».

"Электромобили не платят, гибриды платят отчасти чтобы у людей было стремление к покупке более экологичного автомобиля или желание сделать свой автомобиль более экологичным. Если не будет такого стремления, будет просто эконалог: первый, второй, третий, четвертый класс - и все. Но я думаю, что этого недостаточно", - отметил Канаев.

По его словам, в этой связи необходима некая «дорожная карта». «У нас в детстве были пионеры, октябрята, комсомольцы, партийцы. Вот стремление, которое задается. Мне кажется, здесь должно быть задано такое же направление, вектор, чтобы человек понимал, к чему стремиться», - пояснил Канаев РИА Новости.

При этом эксперт считает, что этот налог не должен быть высоким изначально, необходимо «мягкое воздействие», чтобы избежать ошибок при реализации на практике данной налоговой инициативы.

"Он может быть со временем повышен, но он не может быть сразу изначально жестким, это абсолютно неправильно. В 90% стран, где вводился эконалог - везде было очень мягкое воздействие первые 3-5 лет, это был пробный шаг, смотрели, как задать вектор уже на практике. Потому что одно дело - это теория, когда пишут в министерствах и ведомствах, а другое - как это будет реализовывать ГИБДД . База у нас еще не настолько совершенна, может быть много ошибок, и естественно, это нужно все регулировать", - сказал Канаев.

Министерство транспорта России до конца года предоставит в Правительство России обоснование целесообразности замены транспортного налога так называемым экологическим сбором, сумма которого будет зависеть от того, какому экологическому классу соответствует транспортное средство.

В Минтрансе говорят, что такая замена вписывается в рамки Транспортной стратегии России до 2030 года и должна простимулировать граждан использовать более современные транспортные средства, экономичные и экологичные.

При этом, если сегодня транспортный налог разнится от региона к региону (например, его ставки различаются в несколько раз в Москве и Республике Крым), то ставка экологического сбора будет единой на всей территории России. О том, что такое предложение действительно готовится, газете «Известия» сообщили источники в Минтрансе и подтвердили в аппарате вице-премьера Правительства России Аркадия Дворковича.

Сегодня в России для новых выпускаемых и ввозимых автомобилей действует экологический стандарт Евро-5, тогда как страны ЕС перешли на экологический стандарт Евро-6. До этого в России был введен стандарт Евро-4, который в Европе стал обязательным в 2005 году, а у нас был введен с отсрочкой из-за неготовности автозаводов. По данным агентства «Автостат», 40% из зарегистрированных в России 49,1 млн легковых автомобилей соответствуют экологическим требованиям Евро-4 и выше. Однако в сегменте коммерческой техники этот показатель значительно ниже: более 2/3 грузовиков и около 60% автобусов находятся в возрасте старше 12 лет. Поэтому замена транспортного налога экологическим может серьезно помочь пополнению региональных бюджетов: если в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург и других, большинство автомобилей современные и экологичные, то в региональных парках высок процент старых машин.

В Минтрансе заявили, что действительно обсуждают такую идею, но пока не вносили никаких конкретных предложений в Правительство России. Тем более что такой вопрос является частью не только экологической, но и налоговой политики государства.

«Позиция Минтранса пока не сформирована, и мы пока не предлагали, соответственно, правительству и заинтересованным ведомствам или субъектам рассмотреть этот вопрос», - заявил глава Министерства транспорта России Максим Соколов агентству РИА Новости.

Идея привязки налога к экологическому классу не нова. Еще в 2013 году Минфин предлагал ввести соответствующий коэффициент к транспортному налогу, заменив им привязку к мощности двигателя. Несмотря на то, что тогда предложение поддержали в Минпромторге, оно так и не было принято.

  • Летом этого года глава Совфеда Валентина Матвиенко предложила вообще отказаться от транспортного налога и заменить его повышенными акцизами на топливо.
  • Дмитрию Медведеву также не раз задавали вопрос об отмене транспортного налога. Он всякий раз отвечал, что пострадают от этого регионы, так как у них . Почему эти же деньги нельзя будет «выцепить» из акциза на бензин, премьер не пояснил.
  • Идею за счет повышения акцизов на бензин еще в 2013 году выдвинул Владимир Путин. Проблему тогда он видел лишь в том, что в регионах различный уровень акцизов.

Фото: Денисов Антон/Фотохроника ТАСС

Министерство транспорта выступило с инициативой заменить существующий транспортный налог экологическим - об этом пишут «Известия ». Чем обернется это нововведение для автомобилистов?

В России планируют ввести экологический налог на автомобили, но победить смог в городах он поможет едва ли. Фото Дарьи Селенской

Нелогичный налог

Сейчас транспортный налог зависит от мощности двигателя и региона, в котором зарегистрировано транспортное средство. Собранные средства в основном пополняют региональные дорожные фонды, то есть налог формально берется за износ автомобилем дорожной инфраструктуры. Многие отмечают нелогичность исчисления такого налога в зависимости от мощности мотора.

Власти уже пытались систематизировать транспортный налог, заменив его на топливные акцизы, чтобы больше платил тот, кто больше ездит. По факту после введения акцизов транспортный налог так и не отменили - это привело бы к снижению доходов бюджета на 140 млрд рублей. Поэтому сегодня автомобилист платит и за мощность, и за пробег.

Замена транспортного налога на экологический подразумевает серьезные изменения. Во-первых, не будет региональной привязки и налог станет единым для всей России. Во-вторых, исчисляться он будет в пропорции к выбросам углекислого газа СО2.

Причем тут СО2?

Углекислый газ наряду с водяным паром является основным компонентом автомобильных выхлопов. Его количество измеряется обычно в граммах на километр пробега (г/км). Де-факто количество СО2 пропорционально расходу топлива (при заданном типе топлива), и вычисляют его именно так: на стенде определяют средний расход топлива и пересчитывают на выбросы СО2.

Для европейских автомобилей выбросы СО2 являются паспортной величиной, которая указывается в документах на автомобиль и во многих странах используется для расчета налога. Фактически, Минтранс предлагает скопировать европейские принципы налогообложения со своими тарифами.


По европейским меркам даже самый слабенький Ford Focus - отнюдь не предел экологических мечтаний

Для примера, Ford Focus 1.6 со 105-сильным бензиновым мотором имеет паспортные выбросы СО2 равные 136 г/км. В Великобритании за такой автомобиль придется заплатить 200 фунтов налогов в год (15 тысяч рублей). В Москве владелец такого Ford Focus отдаст в качестве транспортного налога 2625 рублей.

Чем опасен СО2

Углекислый газ СО2 не нужно путать с пресловутым СО - угарным газом, который контролируют при техосмотре автомобилей и который крайне токсичен.

СО2 же практически безвреден: его «выдыхают» не только машины, но и сами люди. Он жизненно необходим для растений.

В Европе СО2 ограничивают по двум причинам. Газ считается парниковым и, согласно доминирующей сейчас концепции, ведет к глобальному потеплению. Его зависимость от расхода топлива позволяет облагать налогом наиболее прожорливые автомобили, стимулируя покупку гибридов и электромобилей.

Но к российским реалиям термин «экологический налог» применит с натяжкой. Для большинства российских городов проблемой является не столько грядущее глобальное потепление, сколько выбросы токсичных компонентов. Этому способствует и архаичность российского автопарка, где из 50 млн автомобилей около половины - старше 10 лет.

Ради заботы о чистоте воздухе помимо расхода топлива правильнее было бы учесть и экологический класс автомобиля, который, кстати, указан в свидетельстве о регистрации в отличие от выбросов СО2.

Но здесь возникает пресловутая дилемма, потому что владельцы старых и наиболее грязных машин считаются в России священной коровой, как социально незащищенные слои населения. Поэтому карбюраторные автомобили, чадящие маршрутки и старые большегрузы не облагаются налогами «на грязность».


Жителей мегаполисов больше волнует не призрачный СО2, а вполне осязаемый смог. Фото Дарьи Селенской

Сколько будем платить?

Пока власти обсуждают лишь сам принцип налогообложения, и информации о тарифах нет. Но можно предположить, что на начальном этапе существенного увеличения налогов для среднестатистических автомобилей мощностью 70-150 л.с. не будет. При этом наверняка поощрят владельцев экологичных машин с электрическим и гибридным приводом.

Зеленая лихорадка

В Европе ограничения на выбросы СО2 приобрели обсессивный характер и касаются не только частных лиц, но и автопрома в целом.

Например, власти учитывают средние выбросы СО2 для всех автомобилей, выпущенных данным производителем, ограничивая их «оптом». Нормативы крепчают каждый год, и к 2020 году достигнут величины 95 г/км. Ей соответствует средний расход топлива на уровне 4 л/100 км.

Примерно такие показатели обеспечивает гибридная Toyota Prius или Kia Picanto с литровым мотором. Компаниям не запрещено выпускать автомобили с более высоким уровнем выбросов, но их необходимо уравновешивать нужным количеством экологических «чахоток». К примеру, уже сейчас компании Audi т ребуется выпускать 27 бензиновых Audi A1 1.4 TSI на каждый Audi A8 с 550-сильным мотором, чтобы итоговый уровень выбросов уложился в нормативы.

Долгое время панацеей считались дизели, которые обеспечивают пониженные выбросы СО2, однако после скандала с Volkswagen репутация дизелей резко упала.

Сегодня основная надежда производителей связана с переходом на электромобили: машины без классического ДВС разрабатывает сегодня почти каждый крупный производитель, а Volvo и Jaguar Land Rover стали первыми компаниями, анонсировавшими полный переход на электромобили и гибриды в перспективе 2-3 лет.


Jaguar готовится к выпуску стильного i-Pace, который является первым электромобилем компании. Через несколько лет такие машины будут доминировать в модельном ряду Jaguar (и не только).

В вопросах экологии Россия традиционно следует за европейскими странами, в том числе, подготавливая почву для перехода на электромобили. На днях «Россети» анонсировали масштабное развитие сети зарядных станций для электромобилей, в том числе, в столицах регионов, в частности, в Ч елябинске, Красноярске, Перми, Самаре, Белгороде, Пскове и других.

Министерство транспорта РФ рассматривает возможность заменить транспортный налог для автомобилей экологическим. До конца года ведомство подготовит обоснование целесообразности такого изменения. Как сообщили «Известиям» источники в Минтрансе, работа проводится в соответствии с Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года. Этот документ предусматривает снижение энергоемкости транспорта и более широкое применение экономичных транспортных средств.

Размер действующего налога определяется для каждого транспортного средства индивидуально. Он уплачивается один раз в год физическими лицами и поквартально - юридическими. Размер рассчитывается исходя из региональных ставок, мощности двигателя, марки и модели автомобиля, года его выпуска, времени владения транспортным средством. Точную цифру любой гражданин может узнать, введя эти данные на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС).

В случае перехода на экологический налог для его расчета достаточно будет ввести конструктивные параметры машины по выбросам углекислого газа, указанные в паспорте технического средства (ПТС).

По словам источника в руководстве Минтранса, обсуждаемый экологический налог в отличие от действующего транспортного не предусматривает региональной дифференциации. Сейчас при расчете транспортной пошлины учитывается не только количество лошадиных сил, но и субъект, в котором регистрируется автомобиль. Для каждого устанавливается свой размер налоговой ставки. Некоторые юридические лица регистрируют транспортные средства в регионе с пониженной налоговой ставкой. Например, в Москве для легкового автомобиля мощностью двигателя более 250 л.с. ставка транспортного налога за 1 л.с. составляет 150 рублей. А в городе Иваново такая ставка составляет 120 рублей. Таким образом, компания может зарегистрировать юридическое лицо в регионе с пониженной ставкой, а работать совершенно в другом, тем самым экономя на разнице.

Информацию об обсуждении такого предложения подтвердили в аппарате вице-премьера Аркадия Дворковича.

Работа по совершенствованию налогообложения по этой теме продолжается, - сообщила «Известиям» пресс-секретарь зампреда правительства Алия Самигуллина.

В Министерстве экономического развития «Известиям» заявили, что пока не ознакомились с предложением коллег из Минтранса.

Источник в руководстве Минтранса рассказал, что наряду с изменением системы налогообложения обсуждается регламентация времени работы двигателей транспортных средств на холостом ходу. Это позволит снизить расход топлива и вредные выбросы автомашин на стоянках, остановках, при прогреве двигателя в холодное время года и при вынужденных простоях.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

Несколько лет назад различные ведомства и политические партии выступали за полную отмену транспортного налога. Предложенный ЛДПР законопроект даже дошел до рассмотрения в Государственной думе. Но в правительстве негативно отнеслись к этой идее, поскольку это могло привести к снижению доходов федерального бюджета более чем на 140 млрд рублей.

Эксперты РАНХиГС оценили возможные последствия инициативы Минтранса.

В Москве и крупных городах концентрация дорогих и новых автомобилей выше. Но налог на них может быть ниже существующего из-за более высокого экологического класса. А в регионах достаточно много старых транспортных средств - для их владельцев налоговая нагрузка может увеличиться. В целом же по России налоговые поступления в бюджет могут возрасти, - считает преподаватель Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС Елена Пилевина.

По данным аналитического агентства «Автостат», на 1 июля 2017 года парк автомобильной техники в России составлял порядка 50 млн единиц. Около 60% общего количества автомобилей - иномарки, из которых только 40% соответствуют экологическим стандартам не ниже Евро-4. Этот стандарт был введен Евросоюзом в 2005 году. В 2015–2016 годах в ЕС состоялся переход на Евро-6. Перспективы внедрения этого стандарта в России неизвестны.

За последнее время производители улучшили качество топлива в России. Если модернизация продолжится и дальше, то возможность перейти на Евро-6 вполне реальна, - пояснила профессор кафедры государственного регулирования экономики Института государственной службы и управления РАНХиГС Ольга Маликова.

«Евро» - серия экологических стандартов, регулирующих содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей и спецтехники. Они ограничивают допустимый выброс в атмосферу углекислоты, оксида азота, углеводородов, оксида углерода и других веществ. При введении нового стандарта производители топлива обязаны его соблюдать, а автопром - выпускать автомобили, соответствующие ему.