Картины царей и императоров в эрмитаже. Династия Романовых. Портретная галерея. Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени


400 лет назад Россия выбрала себе царя. 21 февраля (3 марта по новому стилю) 1613 г. Земским собором был избран на царствование Михаил Фёдорович Романов - первый представитель династии, правившей Россией более трёх столетий. Это событие положило конец ужасам Смутного времени. Но чем оказалась для нашей страны сама эпоха Романовых?…

Корни рода

Род Романовых имеет древнее происхождение и пошел от московского боярина времен Ивана Калиты Андрея Кобылы. Сыновья Андрея Кобылы стали основателями многих боярских и дворянских родов, в том числе Шереметевых, Коновницыных, Колычевых, Ладыгиных, Яковлевых, Боборыкиных и др.
Романовы же пошли от сына Кобылы Федора Кошки. Его потомки сначала назывались Кошкиными, потом Кошкиными-Захарьиными, а затем Захарьиными.

Анастасия Романовна Захарьина была первой женой Ивана IV Грозного. Она одна умела усмирять нрав Ивана Грозного, и после того, как ее отравили и она умерла в возрасте 30 лет, Грозный сравнивал с Анастасией каждую следующую свою жену.

Брат Анастасии, боярин Никита Романович Захарьин стал называться Романовым по имени своего отца Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина.

Так вот, первый русский царь из рода Романовых Михаил Романов был сыном боярина Федора Никитича Романова и боярыни Ксении Ивановны Романовой.

Царь Михаил Федорович Романов (1596-1645) - первый русский царь из династии Романовых.

Воцарение Романовых: версии

Так как Романовы, благодаря браку Анастасии, были связаны родственными отношениями с династией Рюриковичей, во времена правления Бориса Годунова они подверглись опале. Отец и мать Михаила были насильно пострижены в монахи. Он сам и все его родные были сосланы в Сибирь, однако впоследствии были возвращены.

После окончания Смутного времени в 1613 году Земский собор избрал Михаила Федоровича новым государем. Тогда ему было всего 16 лет. Кроме него на престол претендовали польский королевич Владислав (будущий Владислав IV), шведский королевич Карл Филипп, а также представители многих знатных боярских родов.

В то же время Мстиславские и Куракины сотрудничали с поляками во время Смуты, Годуновы и Шуйские были родственниками недавно свергнутых правителей. Представитель рода Воротынских член «Семибоярщины» Иван Воротынский, по официальной версии, подал самоотвод.

По одной из версий, кандидатура Михаила Романова считалась компромиссной, кроме того, род Романовых не так запятнал себя в Смутное время, как другие знатные роды. Однако этой версии придерживаются не все историки – они считают, что кандидатура Михаила Романова была навязана Земскому собору, да и собор не представлял в то время все русские земли, а на ход заседаний оказали большое влияние казачьи войска.

Тем не менее, Михаил Романов был избран на царство и стал Михаилом I Федоровичем. Он прожил 49 лет, за годы его правления (1613 – 1645) царю удалось добиться преодоления последствий Смутного времени, восстановить централизованную власть в стране. Были присоединены новые территории на востоке, а также заключен мир с Польшей, в результате которого польский король перестал претендовать на русский престол.

Цифры и факты

Большинство русских царей и императоров из династии Романовых прожили достаточно короткую жизнь. Больше 50 лет прожили только Петр I, Елизавета I Петровна, Николай I и Николай II, а больше 60 лет - Екатерина II и Александр II. До 70 лет не дожил никто

Петр I Великий.

Екатерина II прожила самую долгую жизнь и скончалась в возрасте 67 лет. При этом она по рождению не принадлежала к династии Романовых, а была немкой. Меньше всех прожил Петр II – он умер в 14 лет.

Прямая линия наследования престола у Романовых пресеклась еще в XVIII веке, все российские императоры начиная с Петра III принадлежали к Гольштейн-Готторп-Романовской династии. Гольштейн-Готторпы были немецкой герцогской династией и в определенный момент истории породнились с Романовыми.

Дольше всех (34 года) страной правила Екатерина II 34 года. Меньше всех правил Петр III – 6 месяцев.

Иван VI (Иоанн Антонович) был младенцем на престоле. Он стал императором, когда ему было всего 2 месяца и 5 дней, вместо него правили его регенты.

Больше всего самозванцев выдавали себя за Петра III. После того, как он был свергнут, он умер при невыясненных обстоятельствах. Самым известным самозванцем считается Емельян Пугачев, который возглавил в 1773-1775 годах крестьянскую войну.

Из всех правителей больше всего либеральных реформ проводил Александр II, и в то же время на него было совершено больше всего покушений. После серии неудачных покушений террористам все-таки удалось убить царя – он погиб от взрыва бомбы, которую народовольцы бросили ему в ноги на набережной Екатерининского канала в Петербурге.

Расстрелянный большевиками последний император Николай II, а также его жена и дети были причислены Русской православной церковью к лику святых как страстотерпцы.

Династия Романовых в лицах

Михаил I Федорович
Первый русский царь из династии Романовых
Годы жизни: 1596 – 1645 (49 лет)
Годы правления: 1613 – 1645


преодоление последствий Смутного времени; восстановление централизованной
власти в стране; присоединение новых территорий на востоке; мир с Польшей, в
результате которого польский король перестал претендовать на русский престол.


Алексей I Михайлович
Сын Федора Михайловича. За отсутствие больших потрясений в стране в годы его
правления был назван Тишайшим
Годы жизни: 1629 – 1676 (46 лет)
Годы правления: 1645 – 1676
Достижения и государственные инициативы:
военная реформа; новый свод законов – Соборное уложение 1649 года; церковная
реформа патриарха Никона, которая вызвала раскол церкви.


Федор III Алексеевич
Сын Алексея Михайловича. Имел слабое здоровье, отчего рано умер
Годы жизни: 1661 – 1682 (20 лет)
Годы правления: 1676 – 1682

Достижения и государственные инициативы:
перепись населения страны 1678 года; отмена местничества - распределения
служебных мест с учетом происхождения и служебного положения предков; введение
подворного обложения прямыми налогами; борьба с раскольниками.


Софья Алексеевна
Регент над Иваном V и Петром I, которые оба признавались царями. После
смещения постриглась в монахини
Годы жизни: 1657 – 1704 (46 лет)
Годы правления: 1682 – 1689

Достижения и государственные инициативы:
подписание «Вечного мира» с Польшей, по которому Киев признавался частью
Русского царства; - борьба с раскольниками.


Иван V
Сын Алексея Михайловича и старший брат Петра I. Имел слабое здоровье и не
интересовался государственными делами
Годы жизни: 1666 – 1696 (29 лет)
Годы правления: 1682 – 1696 (соправитель Петр I)


Петр I
Последний русский царь и первый император Российской империи (с 1721 года).
Один из самых известных правителей России, коренным образом изменивший
историческую судьбу страны
Годы жизни: 1672 – 1725 (52 года)
Годы правления: 1682 – 1725

Достижения и государственные инициативы:
масштабные реформы по коренному переустройству государства и общественного
уклада; создание Российской империи; создание Сената – высшего органа
государственной власти, подчинявшегося императору; победа в Северной войне со
Швецией; создание военного флота и регулярной армии; строительство
Санкт-Петербурга и перенос столицы в Петербург из Москвы; распространение
образования, создание светских школ; издание первой в России газеты;
присоединение к России новых территорий.


Екатерина I
Жена Петра I. Принимала мало участия в государственных делах
Годы жизни: 1684 – 1727 (43 года)
Годы правления: 1725 – 1727

Достижения и государственные инициативы:
создание Верховного Тайного Совета, с помощью которого приближенные
императрицы фактически управляли государством; открытие Академии наук, создание
которой было задумано при Петре I.


Петр II
Внук Петра I, последний прямой потомок дома Романовых по мужской линии. В
государственных делах в силу юного возраста участия не принимал и предавался
развлечениям, вместо него правили его приближенные
Годы жизни: 1715 - 1730 (14 лет)
Годы правления: 1727 - 1730


Анна Иоановна
Дочь Ивана V. В годы ее правления процветал фаворитизм.
Годы жизни: 1693 - 1740 (47 лет)
Годы правления: 1730 – 1740

Достижения и государственные инициативы:
роспуск Верховного тайного совета и создание кабинета министров; учреждение
Канцелярии тайных розыскных дел; преобразования в армии: ограничение службы для
дворян 25 годами, создание новых гвардейских полков, учреждение Шляхетского кадетского корпуса.


Иван VI (Иоанн Антонович)
Правнук Ивана V. Был императором во младенчестве при регентстве фаворита Анны
Иоановны Эрнста Бирона и своей матери Анны Леопольдовны, был свергнут, свое
детство и остаток жизни провел в тюрьмах
Годы жизни: 1740 - 1764 (23 года)
Годы правления: 1740 – 1741


Елизавета I Петровна
Дочь Петра I, последняя наследница престола из династии Романовых по
прямой женской линии.
Годы жизни: 1709 - 1761 (52 года)
Годы правления: 1741 – 1761

Достижения и государственные инициативы:
упразднение кабинета министров и восстановление роли Сената; реформа
налогообложения, уничтожение внутренних таможенных пошлин и сборов; расширение прав дворянства; создание первых русских банков; присоединение новых территорий в Средней Азии к России.


Петр III
Внук Петра I и сын его старшей дочери Анны Петровны. Из-за непопулярных мер
во внешней политике и в армии потерял поддержку правящих кругов и вскоре после
восшествия на престол был свергнут собственной женой Екатериной, которая также
приходилась ему троюродной сестрой
Годы жизни: 1728 - 1762 (34 года)
Годы правления: 1761 – 1762

Достижения и государственные инициативы:
упразднение Тайной канцелярии; начало секуляризации церковных земель; издание «Манифеста о вольности дворянства», расширявшего привилегии этого класса; прекращение преследования старообрядцев.


Екатерина II
София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, дочь
прусского-генерала-фельдмаршала и жена Петра III. Свергла своего мужа через 6
месяцев после того, как он взошел на престол
Годы жизни: 1729 - 1796 (67 лет)
Годы правления: 1762 – 1796

Достижения и государственные инициативы:
губернская реформа, которая определила территориальное устройство страны до
революции 1917 года; максимальное закрепощение крестьянства и ухудшение его
положения; дальнейшее расширение привилегий дворян («Жалованная грамота
дворянству»); присоединение к России новых земель – Крыма, Причерноморья,
части Речи Посполитой; введение бумажных денег – ассигнаций; развитие
образования и науки, в том числе создание Российской академии; возобновление
гонений на старообрядцев; секуляризация церковных земель.

Павел I
Сын Петра III и Екатерины II. Был убит офицерами в результате заговора, о чем
широкой общественности не было известно до начала ХХ века
Годы жизни: 1754 - 1801 (46 лет)
Годы правления: 1796 – 1801

Достижения и государственные инициативы:
улучшение положение крестьянства; создание Государственного казначейства;
отмена части привилегий дворянства, дарованных Екатериной II военная
реформа.


Александр I
Сын Павла I и любимый внук Екатерины II. Именно в годы его правления Россия
победила в Отечественной войне 1812 года с Наполеоном
Годы жизни: 1777 – 1825 (47 лет)
Годы правления: 1801 – 1825

Достижения и государственные инициативы:
восстановления действия «Жалованной грамоты дворянству»; учреждение
министерств вместо коллегий; «Указ о вольных хлебопашцах», благодаря которому
помещики получили право освобождать крестьян; создание военных поселений для
комплектования армии; присоединение новых территорий, в том числе Грузии,
Финляндии, Польши и др.


Николай I
Брат Александра I. Взошел на престол после отречения второго своего старшего
брата Константина, тогда же произошло восстание декабристов
Годы жизни: 1796 – 1855 (58 лет)
Годы правления: 1825 – 1855

Достижения и государственные инициативы:
подавление восстания декабристов; усиление цензуры; создание Третьего
отделения канцелярии для политического сыска; война на Кавказе; улучшение
положения крестьян – их было запрещено ссылать на каторгу и продавать поодиночке
и без земли; присоединение к России устья Дуная, черноморского побережья Кавказа
и Закавказья; неудачная Крымская война.


Александр II
Сын Николая I, активно проводил политические реформы и был убит в результате
теракта народовольцев
Годы жизни: 1818 – 1881 (62 года)
Годы правления: 1855 – 1881

Достижения и государственные инициативы:
отмена крепостного права в 1861 году; земская реформа - вопросами управления
на местах стали заниматься земства; создание единой системы судов; создание
городских дум в городах; военная реформа и появление новых видов вооружений; присоединение к империи Средней Азии, Северного Кавказа, Дальнего Востока; продажа Аляски США.


Александр III
Сын Александра II. После убийства своего отца свел на нет многие его
либеральные реформы
Годы жизни: 1845 – 1894 (49 лет)
Годы правления: 1881 – 1894

Достижения и государственные инициативы:
сворачивание многих реформ в области местного самоуправления, судебной
системы, образования; усиление надзора за крестьянами; бурный рост
промышленности; ограничение фабричной работы малолетних и ночного труда
подростков и женщин.


Николай II
Последний русский император, сын Александра III. На время его правление
пришлись все три русские революции, после революции 1917 года отрекся от
престола и был убит большевиками в Екатеринбурге вместе со своей семьей
Годы жизни: 1868 – 1918 (50 лет)
Годы правления: 1894 – 1917

Достижения и государственные инициативы:
всеобщая перепись населения 1897 года; денежная реформа, установившая золотой
стандарт рубля; неудачная русско-японская война; ограничение рабочего времени на
предприятиях; издание Манифеста 17 октября 1905 года, дарующего всему населению
страны основные гражданские права и свободы; создание Государственной думы;
вступление в Первую мировую войну.

Факты и мифы

Самой страшной тайной Романовых была «русская железная маска» - несостоявшийся русский император Иван Антонович. По завещанию бездет­ной Анны Иоанновны (умерла в 1740 г.) её наследником должен был стать сын её племянницы. В годовалом возрасте мальчик был свергнут с престола дочерью Петра I Елизаветой. Иван провёл всю жизнь в заточении и был убит охраной в 1764 г. при попытке освобождения заговорщиками.


Княжна Тараканова - самозванка, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. Находясь в Европе, заявила о претензиях на престол в 1774 г. Была похищена по приказу Екатерины II и привезена в Россию. На следствии не признала вины и не раскрыла своего происхождения. Умерла в заключении в Петропавловской крепости.

Строго говоря, прямая ветвь рода Романовых пресеклась после смерти Елизаветы Петровны в 1761 г. С тех пор династию правильнее называть Гольштейн-Готторп-Романовской. Славянской крови в её представителях практически не было, что не мешало некоторым из них быть глубоко русскими людьми.


Самый подделываемый «бренд» в истории Романовых - свергнутый в 1762 г. император Пётр III. Известно более 40 самозванцев, прикрывавшихся его именем. Самый известный лже-Пётр - Емельян Пугачёв.


По легенде, Александр I не умер в 1825 г. в Таганроге, а инсценировал свою смерть и ещё полвека прожил в Сибири под именем старца Фёдора Кузьмича. Правда это или нет, неизвестно.

Кстати…

После революции 1917 года Российский Император­ский Дом лишился политической власти, но сохранил роль исто­рической институции.

«Статус нынешнего Российского Императорского Дома признаётся всеми современными монаршими Домами. Его глава - Государыня Великая княгиня Мария Владимировна (1953 г. р.), праправнучка императора Александра II.

Её дед Кирилл был двоюродным братом Николая II и возглавил династию после гибели царя, его сына Алексея и родного брата Михаила, - рассказал Кирилл Немирович-Данченко, советник Канцелярии Е.И.В. по взаимодейст­вию с общественными организациями и органами государственной власти РФ. - Второй член Дома - наследник Цесаревич и Великий князь Георгий Михайлович (1981 г. р.), её сын.

Все остальные потомки членов династии в соответствии с династическими законами правами на престол не обладают и к Императорскому Дому не принадлежат (главенство Марии Владимировны оспаривает Николай Романов, сын князя императорской крови Романа Петровича. Он является президентом организации «Объединение рода Романовых». - Ред.). Общее количест­во человек, в чьих жилах течёт кровь Романовых, во всём мире больше 100. Тех, кто по праву носит эту фамилию, - около 15.

Великая княгиня Мария Владимировна и Великий князь Георгий Михайлович

Мария Владимировна проживает в Испании. С 2003 г. на родине династию представляет Канцелярия Российского Императорского Дома, целью деятельности которой является содействие интеграции Дома в общественную жизнь России. Мария Владимировна неоднократно приезжала в Россию, с 1992 г. знакома лично с Владимиром Путиным. После его избрания на пост президента имели место краткие встречи, но какой-либо подробной беседы пока не было.

Великая княгиня и её сын являются гражданами Российской Федерации, декларируют свою полную лояльность Конституции и существующей власти, твёрдо выступают против реституции и верят, что развитие сотрудничества Император­ского Дома с современным государством имеет перспективу».

Сегодня, благодаря тому что в четверг многие музеи работают до позднего вечера, мы посетили недавно открывшуюся выставку «Романовы. Портрет династии» в Государственном Историческом музее. Представляем небольшой отчет.

Открывают выставку, конечно же портреты царей - основателей династии Романовых - Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.
Кроме портретов на выставке присутствуют и «мемории» - личные вещи, автографы и памятные подарки. Например, ковш, жалованный царем Алексеем Михайловичем Михаилу Плотникову "За кружечную службу и за прибор".
Необычен такой портрет Петра Алексеевича кисти Готфрида Схалкена.
Есть и его бюст работы Ивана Витали.
Портрет Анны Иоановны, выполненный Бартоломео Карло Растрелли на олове.
Соседний зал почти полностью посвящен Императрице Екатерине II.
Обложка жалованной грамоты Екатерины II Владимиру Григорьевичу Орлову на графский титул.
Вот он - будущий победитель Наполеона!
А это его мундир и карманный платок.
На нас очень большое впечатление произвела литография Ореста Кипренского с портретом Александра I. На ней он предстает одухотворенным и мужественным, верится, что перед нами освободитель Европы.
Бронзовый портрет Николая I работы Норберта Шрёдля.
Бюст Императора Александра II, выполненный Акимом Панфиловичем Лаверецким.
Императорский фарфор - сервиз Великого князя Константина Николаевича, выполненный по проекту художника Ф.Г. Солнцева.
Портреты Императора Александра III Александровича и Императрицы Марии Федоровны кисти Ивана Алексеевича Тюрина.
Внимание уделено не только царственным особам, но и многочисленным великим князьям, великим княгиням и княжнам, которые никогда не занимали трон. Литография Ф. Шевалье - портрет великих князей Николая Александровича, Александра Александровича, Владимира Александровича и Алексея Александровича.
Приятно увидеть материалы по любимой теме: "Священное миропомазание. Эпизод Императора Александра III и Императрицы Марии Федоровны 15 мая 1883 года" (гравюра с оригинала Ж. Беккера).
Отец и сын - Александр III (портрет Н.Д. Дмитриева-Оренбургского) и Николай II (портрет И.Е. Репина).
Набор для пива с изображением малого герба наследника цесаревича, выполненный для будущего Императора Николая II.
Портреты эпохи Николая II.
И еще " ": Ковчег, поднесенный цесаревичу Алексею Николаевичу по случаю 300-летия династии Романовых от учащихся Егорьевского механико-электротехнического училища.
Сбоку выгравирован силуэт училища в Егорьевске.
И закончить хотелось бы портретом детей Николая II в Ливадии "В день белого цветка".

В целом выставка нам очень понравилась. Жизнь самих венценосных особ и их близких родственников показана с использованием самых разных выразительных средств: живописи, скульптуры, миниатюры, графики, бытовых изделий, поэтому складывается очень цельное впечатление. Жалеть о потраченном времени точно не придется.

В 1856 году в Лондоне открылась Национальная портретная галерея, вдохновившая Павла Сергеевича Третьякова на создание портретной галереи великих людей России внутри своей уже существующей коллекции русского изобразительного искусства. В 2013 г. в России отмечается 400-летие восхождения на трон династии Романовых, и по этому случаю в Государственном историческом музее организована выставка, на которой представлены портреты членов семьи Романовых с 17-го по 20-й век. Значение выставки «Романовы. Портрет династии», на мой взгляд, можно сравнить со значением коллекции портретов знаменитых людей П. С. Третьякова.

До посещения этой выставки я не задумывалась о возможности создания галереи портретов русских царей, и на сколько интересна могла бы быть такая галерея. Несмотря на то, что мало чего нераскрытого осталось в области изучения этих портретов, тем не менее интересно проследить эволюцию царского портрета на одной выставке. С 18-го века в России начинает развиваться особый тип портретного жанра - «парадный» или «репрепрезентативный» портрет. Данный портретный жанр характеризуется своей спецификой, этапы развития этого направления не совсем совпадают с этапами развития как русской, так и европейской школы изобразительного искусства. Существует зависимость смены художественных стилей от смены правления. Еще рано говорить о формировании национального характера русской школы изобразительного искусства.

До 18-го века в России мы можем говорить только о прикладном искусстве. Изображать людей было не принято. Изображали только лики святых, то есть доминировала икона.

Первыми изображениями, наиболее приближенными по своей величине и статусу к святым, были образы царей и наследников престола. Царь являлся наместником Бога на земле. Церемония венчания на царство проходила в храме и носила помимо светского глубокий сакральный смысл.

Среди первых попыток изобразить царей стоит отметить работу Симона Ушакова «Богоматерь Владимирская. Древо Московского государства» (1668 г.), которая хранится в Государственной Третьяковской галерее. Работу можно отнести к иконе с чертами светского мировоззрения. С одной стороны, в центре мы видим привычный образ Богоматери. С другой, икона изобилует деталями из реального мира - стена и башни Кремля, конкретные исторические личности, среди них - фигура царя Алексея Михайловича, а напротив него - его жены Марии Ильиничны и детей Ивана и Софии, генеалогического древа, патриархов, царей и юродивых. Парящая фигура Иисуса, передающего ризу архангелам, символизирует божественную волю избрания наместника царя небесного на земле.

На примере данной работы сложно говорить о каком то портретном сходстве, так как фигуры мелкие, весьма условные. Но само появление исторической личности помимо святого лика на иконе - это уже большой прорыв. Еще на протяжении длительного времени художники будут неохотно отходить от принятого стиля, и изображения царей будут похожи на изображения ликов святых. Нужно учитывать, что первых художников можно скорее охарактеризовать как людей с глубоким внутренним миром, нежели художников в полном смысле слова, так как они не изучали анатомию, особенности передачи света и тени, двухмерного пространства, что отразилось и на их работах.

Это еще не портрет, но и к иконам подобные работы тоже сложно отнести. Появился своеобразный мостик от икон к портретам, и этим переходным жанром становится парсуна, т. е. когда живописные средства, свойственные иконе, применялись в создании первых примитивных светских портретов. Это видно на портрете Алексея Михайловича 1670 г., представленном на выставке.

На картине неизвестного художника фигуры царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича уже носят индивидуальные черты, но все же весьма условные. Попытка изобразить царей верхом на коне скорее относит нас к образу святого Георгия Победоносца, нежели полководца или военачальника.

Конный портрет Николая I и цесаревича Александра Николаевича 1843 г. - это уже совершенно светские портреты полководцев. Но к такой манере изображения придут еще не скоро.

Выставка портретов династии позволяет совершенно иначе взглянуть и на личности монархов. Но для этого нам придется раскрыть несколько слоев изображения, а также вглядываться в детали и сравнивать несколько работ между собой. Как правило, парадный портрет самодержца - это идеальный образ, образ, увиденный даже не всегда глазами художника, а тот образ, который был наиболее мил самой модели. Существовал жесткий регламент, которому художник обязан был следовать.

Регламент или особый иконографический тип был необходим на тот момент, так как следование этому регламенту позволяло сделать образ монарха узнаваемым. Для обеспечения портретами императора присутственных мест, изображение монарха тиражировалось. Для этих целей выбирался особенно понравившийся модели иконографический образ.

Портреты принцесс писались для отправки заграницу с целью поиска подходящих женихов. С изменением моды, платье модели могло переписываться, отличительные знаки, характеризующие эпоху, добавлялись и исчезали. Например, при очередном нововведении Павлом I в военный мундир, все детали тут же находили отображение в новых копиях портрета императора.

Так поступали не только с портретами. Например, Екатерина II готовилась к своей коронации весьма основательно и при заказе придворному ювелиру И. Позье новой короны велела: «проверить казенные вещи и приказала разломать все, что окажется не в современном вкусе, употребив на новую корону, которую она желает иметь к коронации».

На женских портретах заметно, как менялось место женщины в обществе в разные эпохи. Портрет первой жены Петра I Евдокии Федоровны и матери Петра I Натальи Кирилловны первой половины XVIII в., представленные на выставке, разительно отличаются от портрета второй жены Петра I Екатерины I. Женщине не разрешалось показывать волосы, поэтому первая жена и мать Петра I изображены в головных уборах. Одежда полностью закрывает тело, позы, хотя и умиротворенные, но скованные. Таковой и была жизнь женщины, в буквальном смысле заключенной в стенах терема, бесправная и уязвимая, находящаяся в полной зависимости от воли ее семьи, затем мужа и ближайшего окружения. Реформы Петра I, касающиеся светской жизни, моды, дали больше свободы женщине. Екатерина I изображена в платье с глубоким декольте, волосы собраны в локоны, украшенные жемчужной нитью.

Портрет матери Петра I Натальи Кирилловны Нарышкиной и портрет Екатерины I (XVIII в.)

Мужской образ также менялся на протяжении веков. Например, во время правления Петра I монарх предстает перед нами непременно в латах и доспехах, хотя рыцарских турниров в России никогда не было. Но именно так виделся образ главы государства, таким он воспринимался. Во времена Александра I было принято представать в иностранном военном мундире на портретах, предназначенных для отсылки заграницу, дабы выказать уважение к этой стране и укрепить дружеские взаимоотношения. В то время, как в более поздний период - во время царствования Александра III и Николая II, напротив, уклон делался на национальный характер, что находило непосредственное отражение в портретах первых лиц.

Таким образом портрет монарха - это история в истории. Это не просто образ исторической фигуры, но и источник для исследователей.

Если внимательно рассматривать фрагментарную копию портрета Екатерины II А. Рослена 1776 г., сделанную неизвестным художником, внимание привлекает пряжка, скрепляющая горностаевую мантию на груди императрицы. Эта пряжка очень напоминает большую императорскую пряжку-аграф, хранящуюся в Алмазном фонде.

Описание пряжки из каталога, составленного в 1925 - 1926 г. г. под руководством А. С. Ферсмана при первой описи национализированных сокровищ Стр. 36 Выпуск 1.: «Пряжка-аграф, вернее целый пластрон из сплошного массивного серебра с 2 большими иголками для прикалывания и колечками для нашивки на платье. Общая компоновка рисунка из переплетающихся ветвей, поразительно умелое истолкование высоко неоднородного материала бриллиантов, гармоническое сочетание без порядка разбросанных белых и желтых бриллиантов - все это изобличает большого мастера ювелирного дела Елисаветинской эпохи; по мнению С. Н. Тройницкого, это мог быть знаменитый Позье. Размеры: общая длина - 25 см; ширина от 8 до 11 см. Бриллианты - старые камни самого различного качества и достоинств; наравне с первоклассными индийскими камнями много совершенно малоценных желтых или с пятнами камней Бразилии. Оправа массивная серебреная, бриллианты на туше в серебре. Работа около 1750 г.»

Необыкновенное ощущение возникает, когда хорошо знакомый предмет можно увидеть на его владельце. Это не сравнить с ощущениями, которые испытываешь, видя тот же самый предмет в витрине музея.

Или, посмотрим на портрет великого князя Александра Павловича неизвестного художника конца 1770-х г. г., повторившего иконографический тип Ж. Л. Вуаля.

В руках у младенца погремушка, которая также хранится в Алмазном фонде. Описание этой погремушки мы тоже найдем в описи Ферсмана: Золотая погремушка с ажурным рисунком в виде цветов и листиков с накладными украшениями также в виду цветов; бриллианты белые и желтые в серебре и высокопробном золоте. На одном конце кончик из слоновой кости, на другом - свисток и колесо для шнурка. Длина 17,7 см.; ширина шарика - 4,8 см. Оправа в стиле Людовика XV».

До того, как я увидела этот портрет, погремушка казалась мне лишь диковиной причудливой формы, непонятной и неправдоподобной безделушкой. В руках младенца она обрела свой смысл.

В портретах, как и в личной жизни русских монархов, можно запутаться. Образ придумывался, согласовывался с заказчиком, часто, как в случае с Екатериной II, голова бралась из иконографического образа одного художника, платье и детали - другого, потом все это переписывалось либо неизвестными художниками, либо известными, копии тиражировались и разлетались во все уголки России.

Портрет Екатерины II Лампи и повтор иконографического образа Лампи Левицким.

Пример тиражирования образа: резцовая гравюра Н. И. Уткина (представлена на выставке), выполненная с оригинала В. Л. Боровиковского (Государственная Третьяковская галерея).

Выставка «Портрет Династии» знакомит нас не только с работами хорошо нам известных художников, таких как Левицкий, Рокотов, Боровиковский, но и с малоизвестными именами западноевропейских художников, которые по заказу императорского двора работали в России в XVIII - 1-й пол. XIX в. Западноевропейские художники приезжали из разных стран Европы и привносили традиции различных национальных школ. К ним относятся Жан Луи Вуаль, Иоганн Лампи (Старший), Луи Каравак, Стефано Торелли и др.

Случалось, что многочисленные копии с портретов приводили к обесцениванию художественности, но так было не всегда. Каждый художник вольно или невольно вкладывал в очередную копию что-то от своего опыта или неопытности. Иногда копию сложно отличить от оригинала, а иногда при потере оригинала, только копия и могла служить единственным доказательством существования утерянного оригинала.

В случае потери художественности исполнения портрет больше свидетельствовал о материальном мире, чем об авторской манере, которая исчезала под кистями многочисленных копиистов. В случае неудачных или заурядных копий, копий, созданных непрославленными художниками, имена последних даже не дошли до наших дней. На таких работах мы видим вместо имени автора «неизвестный художник», в других случаях, как в работах Левицкого, повторение иконографического образа было не только не хуже, но и весьма достойной художественной интерпретацией первоначального варианта.

Несмотря на то, что на выставке представлены картины несомненного высокого художественного исполнения, она не преследует цель показать художественные качества портретистов.

Художественное мастерство портретистов, сдерживаемое регламентами и традициями, тем не менее не могло не совершенствоваться. И так появились камерные портреты, где материальный мир постепенно вытесняется внутренним миром героя. Потрет великой княжны Марии Павловны (1806 - 1808 г. г.).

Появляется детально прописанный интерьер и пейзаж, который делает место написания портрета значимым. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны на фоне Камероновой галереи в Царскосельском парке.

Появление животных на портретах.

С изобретением фотографии нам открывается еще более интимный мир монарха. Уже не надо тратить время на написание портрета и позирование. Вся семья может быть запечатлена в любой момент. Интерьер или пейзаж уже не условные, не придуманные художником, а вполне конкретные и реальные.

Национальный характер появлялся на портретах время от времени, если была необходимость поднять национальный дух в обществе. Этот прием оставался актуальным на протяжении всех веков. К таким приемам прибегает Екатерина II, когда предстает на портрете Торелли С. в русском национальном костюме, «отражающий национальную линию в ее политике».

Или Александр III и Николай II на фоне традиционной дачи - социально-культурного феномена русской жизни.

Фотографии способны передать еще больше - интерьер кабинета, мельчайшие детали, но это уже совершенно другая эпоха.

Фотография - это еще и огромная иллюзия. Вот, например, я была удивлена, на сколько маленькая по размеру фотография Николая II и Алекс в маскарадных костюмах, один из которых и сегодня можно увидеть в коллекции Государственной Оружейной палаты. А ведь именно это изображение использовано для каталога и постеров к выставке.

От глаз тех, кто интересуется фотографией, не ускользнет оттиск Чарльза Бергамаско - фотографа русской и английской аристократии. Чарльз Бергамаско приехал в Санкт-Петербург в 1840-х гг. Свою карьеру он начал во французской труппе Санкт-Петербургского театра, увлекся дагерротипией, отправился обучаться фотографии в Париж, а по возвращении открыл собственную студию в Санкт-Петербурге. Впоследствии Чарльз обрел известность как в России, так и в Европе, стал обладателем наград. В 1877 году он посетил Великобританию, где был приглашен сделать несколько снимков королевы Виктории и членов ее семьи. И эти снимки сегодня хранятся в Национальной галерее в Лондоне. Несколько снимков членов семьи Романовых представлены на выставке.

Есть и любимые портреты выставки. Меня совершенно поразили своей выразительностью исторический портрет брата Петра I Ивана V первой половины XVIII в. и портрет супруги Александра I императрицы Елизаветы Алексеевны (1820-е гг. (?))

Совершенно Шекспировские образы.

Очевидно, что в рамках небольшой статьи невозможно охватить все портреты и охарактеризовать их особенности. И представленный материал не претендует на глубокое и всестороннее исследование предмета, а лишь ограничивается описанием и общей характеристикой выставки, которая, непременно, достойна внимания и неоднократного посещения.

Династия Романовых правила Россией триста четыре года: с 1613 по 1917 год. В 1913 году торжественно отмечалось трёхсотлетие династии. Но хотя праздновалось 300-летие династии Романовых, едва ли можно было одновременно отметить 300-летие семейства Романовых, которое, разумеется, существовало и до 1613 года.

Первым из рода фамилию «Романов» стал носить Фёдор Никитич (он же патриарх Филарет) в честь своего деда Романа.

НИКАНОР ТЮТРЮМОВ. Портрет патриарха Филарета

Филарет (Романов-Юрьев Феодор Никитич) , патриарх Московский и всея Руси.
Родился между 1551 и 1560 гг. в родовитой боярской семье Романовых.
Получил прекрасное по своему времени образование.
С 1586 г. начал службу в качестве наместника Нижегородского, а затем и Псковского. Выполнял ряд дипломатических поручений.
Ясный ум и открытый сердечный нрав сделали его популярным в народе, его прочили в преемники бездетному царю Федору Иоанновичу. Но Борис Годунов, боясь этого, постриг его в монашество в 1601 г. и сослал в древний Антониев Сийский монастырь.
В 1606 г. Филарет хиротонисан во епископа Ростовского с возведением в сан митрополита.
В 1611 г. в составе боярского посольства был послан в Польшу, там взят под стражу и оставался пленником до 1619 г., когда после заключения мирного договора и обмена пленными, получил возможность вернуться на родину. Его торжественно встретили, и Собор русских иерархов предложил ему патриаршество.
29 июня 1619 г. совершилось наречение его в патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление в патриарший сан Филарет принял в Успенском соборе от Иерусалимского патриарха Феофана, бывшего тогда в Москве и от русских иерархов.
Скончался 1 октября 1633 г. в глубокой старости.

Портрет патриарха Филарета. Неизвестный художник.

Инокиня Марфа, в миру Ксения Иоанновна Романова (до замужества Шестова), княжна Сицкая - мать царя Михаила Федоровича; жена первого из рода Романовых-Федора Никитьевича Романовых

Михаил Федорович (1596-1645), царь с 1613. Сын Федора (в монашестве Филарета) Никитича Романова и Ксении Иоанновны Романовой. Был избран Земским собором. Предоставил управление страной отцу - патриарху Филарету (до 1633), затем боярам.

Г. Угрюмов. Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года

Иоганн ВЕДЕКИНД. Портрет царя Михаила Фёдоровича.

Михаил I Фёдорович Романов

Андрей РЯБУШКИН (1861-1904). Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате. 1893

Илья Репин.Выбор великокняжеской невесты (Михаила Федоровича?)

Первая жена царя-Княжна Мария Владимировна Долгорукова

Вторая жена царя- Евдокия Лукьяновна Стрешнева

Евдокия родила 7 дочерей и 3 сыновей, 6 из ее детей умерло при её жизни.

Алексей Михайлович (1629-1676),второй русский царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича и Евдокии Лукьяновны Стрешневой. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право (Соборное уложение 1649); воссоединена с Русским государством Украина (1654); возвращены Смоленск, Северская земля и др.; подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650, 1662) и крестьянская война под руководством Степана Разина; произошел раскол русской церкви.

Портрет Алексея Михайловича Романова, конец XVIII - начало XIX

АЛЕКСАНДР ЛИТОВЧЕНКО. Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ

ГРИГОРИЙ СЕДОВ. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем

Первая жена царя Мария Ильинична Милославская (1625-1669)

Изображение царицы Марии Ильиничны на иконе "Кийский крест"

Царица Мария Ильинична родила 13 детей, среди которых царевна Софья,будущие цари Федор и Иван V

Наталья Кирилловна Нарышкина (1651-1694) ,вторая жена царя Алексея Михайловича,родила троих детей,один из которых Петр I.

Федор Алексеевич(1661-1682), царь с 1676. Сын Алексея Михайловича от первого брака с М.И.Милославской. При нем правили различные группы бояр.Короткое царствование Фёдора Алексеевича ознаменовано некоторыми важными акциями и реформами. В 1678 проведена общая перепись населения; в 1679 введено подворное обложение прямыми налогами, увеличившее податный гнёт,окончательно закреплено объединение Левобережной Украины с Россией.

Портрет Фёдора Алексеевича, первая половина XIX в.

ЕКАТЕРИНА I . 1684-1727г. Первая Императрица Российской империи. Марта Скавронская из семьи ливонского крестьянина. При крещении в православие была наречена Екатериной Алексеевной Михайловой. С 1721г. императрица, вторая супруга императора Петра I, с 1725г.- как правящая государыня. Родила двух дочерей Елизавету и Анну, сына Петра, умершего во младенчестве.

АННА ИОАННОВНА, 1693-1740г. Вторая императрица Российской империи с 1730 года.. Вторая дочь царя Ивана Y, брата и соправителя Петра I, вдова Герцога Курляндского. Во время её правления власть в стране принадлежала канцлеру Остерману и её фавориту Эрнсту Бирону. Престол завещала своему племяннику Ивану Антоновичу, внуку своей сесты Екатерины . Портрет

кисти Луи Каравакка

Анна Леопольдовна,1718-1746г. Регентша-правительница при малолетнем сыне Иване YI (1740-1764г.) Анна Леопольдовна -дочь умершей Екатерины Ивановны, старшей дочери царя Ивана Y, которую выдали, в своё время, замуж за Леопольда, герцога Мекленбург-Шверинского. В ночь на 25 ноября 1741г. была свергнута,в результате дворцового переворота и с сыном заточёна в Шлиссельбургскую крепость, где и умерла. Портрет кисти Луи Каравакка.

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА. 1709-1761г. Третья императрица Российской империи, царствовала с 1742 по 1761г. Пришла к власти в результате дворцового переворота, подняв Гвардейскую роту и Преображенский полк призывом " Ребята, вы знаете, чья я дочь!! Послужите мне, как служили моему отцу, императору Петру!" Была умной, доброй но легкомысленной и своенравной, настоящей русской барыней. Отменила смертную казнь.Состояла в церковном, но тайном браке с Разумовским Алексеем Григорьевичем. Вызвала из Гольштейна племяника Карла Петра Ульриха, внука Петра 1,сына Анны Петровны, сестры Елизаветы. Портрет кисти Георга Гроота.

Вигилиус Эриксэн. Портрет Императрицы Елизаветв Петровны

Императрица объявила племянника наследником престола, крестила, сделав Великим князем Петром Фёдоровичем, заставив изучать русский язык и православный катехизис. К сожалению, великий князь был абсолютным неучем и всех поражал своим невежеством. Елизавета Петровна женила его на принцессе Софии Фредерике Ангельт-Цербтской, которая приняла православие и получила имя - Екатерина Алексеевна.

Великие князь Пётр Федорович и княгиня Екатерина Алексеевна. Художник Георг Гроот.

ЕКАТЕРИНА II ВЕЛИКАЯ, 1729-1796г. Четвёртая императрица Российской империи, супруга Петра Ш, пришла к власти в результате военного переворота, свергнув своего супруга, который вскорости был убит. В июле 1762г. в Казанском соборе была провозглашена самодержавной императрицей. Период её правления считался золотым, продолжила начинания Петра Великого, Россия получила выход к Черному морю и приумножила земли империи. Родила сына, будущего императора Павла. При ней в России расцвел фаворитизм, была любвеобильной, число официальных фаворитов достигло 23. Портрет кисти И.П.Аргунова.

Портрет Императрицы Екатерины II. Художник Ф.С.Рокотов,1763г .

Мария Фёдоровна, 1759-1828г. Пятая императрица, супруга императора Российской империи Павла 1, коронована в 1797г., до замужества--принцесса Доротея Вюртембергская.Родила 10 детей, двое из которых, Александр 1 и Николай 1, были императорами России. Художник Виже Лебрен.

Императрица Мария Федоровна,с 1801г. вдовствующая императрица, мать Императора Александра 1 . Художник А.Рослин

Елизавета Алексеевна, 1779-1825г. Шестая императрица, супруга императора Александра 1, до замужества принцесса Луиза Мария Августа Баденская, вступила в брак с наследником престола в 14 лет, Александру было 16 лет. Имела двух дочерей, умерших во младенчестве. Семейная жизнь у венценосной семьи не сложилась, Александр завел любовницу--Марию Нарышкину, императрица считалась "соломенной вдовой", известно о её двух романах с Адамом Чарторийским

и Алексеем Охотниковым. После загадочной смерти Александра 1, скоропостижно умерла в Белево, сопровождая гроб мужа. Но её отожествляют с затворницей Верой Молчальницей умершей в 1861г.в Новгородском монастыре. Есть мнение, что Александр 1 не умер, а принял схиму - старец Федор Кузьмич и умер в 1863г. в Томске. Портрет императрицы кисти Жан Лорана Монье, 1807г.

.

Александра Федоровна,1798-1860г. Седьмая императрица, супруга императора Николая 1, короновалась вместе с супругом в 1825г., царствовала до 1855г.далее-вдовствующая императрица. До замужества, принцесса Шарлотта Прусская, дочь Фридриха Вильгельма Ш. Хрупкое, безответственное и изящное создание. Николай 1 питал к ней страстное и деспотическое обожание. Она сразу пришлась ко двору, Император Александр 1

любил с ней открывать балы, она любила танцы до упаду Юный Пушкин пленился ею и она платила ему большой привязанностью. "Гений чистой красоты"- В.А.Жуковский сказал о ней, а А.С. Пушкин повторил эту фразу в другом контексте.Одна из красивых и знатных женщин первой половины 19 века,была натурой творческой, писала портреты, стихи, имела много поклонников, шифровала их имена под название цветов, собрав таким образом целый гербарий. Каждый её переезд или отъезд на отдых равнялся по затратам для России неурожаю, разливу рек... Родила 9 детей, её сын--Император Александр II. 1) Портрет В красном платье, автор Кристина Робертсон. 2) Портрет императрицы Александры Федоровны. Художник Карл Рейхель

.

Художник Ф.Винтерхальтер

Мария Александровна,1824-1880г.Восьмая императрица, супруга императора Александра II, царствовала с 1855 по 1880г. Путешествуя по Европе в 1838г. наследник престола влюбился в 14 летнюю Марию Гессенскую и женился на ней в 1841г.,хотя и знал о тайне её происхождения. Принцесса была внебрачной дочерью Вильгельмины Баденской и её камергера барона де Гранси, но Мария была признана "отцом"--Великим герцогом Людвигом II Гессенским и вписана в династический список. Это была душа чрезвычайно искренняя, глубоко религиозная и посвятила свою жизнь благотворительности, заботилась о женском образовании, открыла женские гимназии. Приняла участие в судьбе педагога Ушинского При дворе её недолюбливали из-за строгости. Родила 8 детей, её сын-будущий император Александр Ш. Болела туберкулёзом и умерла в 1880г. В конце жизни страдала из-за шалостей мужа, который завел себе вторую семью с княжной Екатериной Долгорукой. Е.Долгорукая вместе с детьми от Александра П жила в том же Зимнем дворце.

Мария Александровна, императрица. Художник Кристина Робертсон, 1850г.

В честь императрицы были названы: Мариинский театр в Петербурге и Мариинский дворец в г. Киеве

Художник В.Маковский

Мария Федоровна, 1848-1928г. Девятая императрица, супруга императора Александра III, годы царствованания 1883-1894г. после смерти мужа в 1894г.--вдовствующая императрица. Дочь датского короля Христиана 9,была невестой цесаревича Николая Александровича, после его смерти в 1865г. вышла замуж за его брата-Александра, родила ему шестерых детей. Была приветлива и жизнерадостна, брак был удачный, в течении всей совместной жизни супруги сохранили искренние привязанности. Кое что о ней . Была против брака своего сына Николая с принцессой Гессенской. В новой невестке ей не нравилось ВСЁ, включая и мебель, которую та выбрала для Зимнего дворца. Мария Фёдоровна видела, как сильно влияние невестки на слабовольного Николая и как разрушительно это действует на власть.

Художник К. Маковский

С 1915 года Мария Фёдоровна переезжает в Киев, её резиденция -- царский Мариинский дворец. Об отречении своего сына от престола узнала в Киеве, уезжает в Крым, оттуда в 1919 году была вывезена в Великобританию на английсвом военном судне. Затем переехала в Данию, где жила до самой смерти в 1928г. До конца жизни не хотела верить в смерь своих сыновей, внуков и тех близких, которые погибли от рук красного террора. 26 сентября 2006г. прах Марии Фёдоровны был перевезен в Россию и с почестями захоронен в усыпальнице русских царей.

"Это всё божья милость, что будущее сокрыто от нас и мы не знаем заранее об ужасных испытаниях и несчастьях, которые уготованы нам судьбой"--записала она в своём дневнике.

Художник И.Т.Галкин ександра Фёдоровна, 1872-1918г. Десятая императрица, супруга последнего императора Российской империи Николая II, годы царствования 1894-1917г. Дочь великого герцога Гессенского Людовика 4 и герцогини Анны, дочери английской королевы Виктории. Познакомились и заинтересовались друг другом на свадьбе её сестры с великим князем Сергеем Александровичем. Родители наследника были против брака, но потом уступили. Бракосочетание состоялось менее, чем через неделю после похорон Александра Ш, медовый месяц проходил в атмосфере панихид и траурных визитов. Самая нарочная драматизация не могла бы изобрести более подходящего пролога для исторической трагедии последнего русского царя. Председатель Совета Министров Российской ймперии, граф ВиттеС.Ю. писал" женился на хорошенькой женщине, на женщине не совсем нормальной, забравшей его в руки, что было не трудно при его безволии....императрица своим поведением усугубила недостатки Ники и её ненормальности начали отражаться в ненормальности некоторых действий её августейшего супруга". Николай II отрёкся от престола в 1917г., В ночь на 17 июля 1818г. царская семья была расстреляна в Екатеринбурге.

В 1981г. Все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью за Рубежом. В Августе 2000г.--Русской Православной церковью. Останки семьи последнего русского царя захоронены в родовой усыпальнице царей, в Санкт- Петербурге.

Алексеева О.Н.