Бентам основные идеи. Джереми Бентам (Jeremy Bentham). Биография. Фотографии. Отрывок, характеризующий Бентам, Иеремия

Английский социолог, юрист.

«Формулы этого неутомимого адвоката разумно понятой выгоды широко распространились и за пределы Англии, хотя главным образом косвенно, через сочинения и популяризации других, так как его самого мало читали. Одним из препятствий к чтению его является удивительная сухость изложения, однообразие доказательных приёмов, скудость жизненных примеров. Это - какая-то алгебраическая голова. Бентам прожил всю свою долгую жизнь - он умер в 1832 г., 84 лет - кабинетным отшельником; он всё более изолировался в своей мысли, отвыкал от людей, и наклонность к отвлечённому расчёту не встречала никакого противодействия. Нельзя не быть поражённым его педантическим терпением, его неустрашимой и скучной классификацией, когда он, сводя мораль на экономию чувств удовольствия и страдания, даёт длинную таблицу, так сказать, сравнительный тариф удовольствий и страданий, когда он начинает различать 15 простых видов удовольствия и 11 простых видов страдания, которые в свою очередь распадаются на второразрядные виды. Бентам с удивительной настойчивостью старался вывести все требования морали и права из одного простого принципа, одного простого чувства, по его мнению, всегда и в одинаковой мере присущего людям; это именно - способность взвесить выгоды и невыгоды для себя всякого поступка, рассчитать количество приятного и неприятного в его результатах. Ничто не мешало затем теоретику в своей келье складывать голые цифры этих одинаково действующих человеческих машин. Бентам и называл это занятие моральной арифметикой . Вопрос стоит исключительно арифметически в знаменитой бентамовской формуле: величайшее, какое возможно счастье, для наивозможно большего числа людей - вот мера правды и неправды. И что главное при этом - имеется уверенность, что арифметические данные для решения могут быть просто и отчетливо отысканы и указаны. Добродетель и порок определяются исключительно по результатам человеческих поступков; это - лишь общие обозначения для совокупности обстоятельств, вызывающих удовольствия или страдания. Так как порок составляет зло лишь вследствие страданий, сопровождающих его, то в случае, если за образом действий, который мы называем добродетелью, следует больше страдания, чем удовольствия, мы не должны колебаться в обозначении этой будто бы добродетели пороком. Добродетель состоит исключительно в принесении меньшего интереса в жертву большему, минутного - продолжительному, сомнительного - обеспеченному. Что такое долг? Исключительно одно сознание высшего, т.е. более крупного интереса, который мы имеем в виду, отрекаясь от удобств данного момента. Нужно ли держать обязательства? Да, но только ввиду того, чтобы не вызывать к себе недоверия в других сношениях с людьми. Совесть - лишь привившееся нам, привычное внимание к суждению других людей, похвала которых доставляет нам радость, а порицание - боль. Добродетель вообще совпадает с популярной санкцией. Всё, что основывается на противоположном рассуждении, на готовности принимать больше зла, чем получать добра и выгоды от своего поступка, - извращение, и Бентам называет эту ложную мораль аскетизмом. Ввиду этого Бентам берёт на себя, как он выражался, роль цензора по отношению ко всем формам права и общественного строя. Поэтому, обратно, он считал себя и вправе, и призванным писать своды законов и политические наставления для любых народов и стран, хотя бы, например, для Триполиса; он составил даже проект уложения для всех «либеральных» народов…».

В поездке по России Иеремия Бентам разработал план «паноптической» тюрьмы, надеясь, что им заинтересуется Екатерина II . По замыслу И. Бентама, конструкция тюрьмы позволяла бы наблюдать надзирателям за каждым заключённым из центральной башни, расположенной перед кругообразным тюремным зданием, где располагаются камеры. В 1791 году проект был опубликован под названием: Panopticon, or the Inspection House.

Иеремия Бентам призывал разрабатывать «эвдемонику» – дисциплину, изучающую создание благосостояния.


Иеремия Бентам
биография

Иеремия Бентам родился в Лондоне 15 февраля 1748 -1832. Он принадлежал по рождению к зажиточной адвокатской фамилии, где занятие адвокатурой считалось наследственным и переходило из поколения в поколение.
Выдающийся английский мыслитель, основоположник теории пользы, или утилитаризма. В конце XVIII века, после скептицизма и критицизма принципов и лозунгов эпохи Просвещения, вновь начался поиск системного объяснения окружающего мира. Среди авторов, которые делали попытку создать такую целостную систему, которая бы могла охватить и объяснить все явления окружающего мира, был единственный юрист - Иеремия Бентам. Он был чрезвычайно одаренным ребенком (в 4-летнем возрасте знал латинский и греческий языки), Окончил университет в Оксфорде и с 1792 г., унаследовав от отца большое имущество, который обеспечивал ему полный материальное благосостояние, работал адвокатом и много путешествовал. Мировую и общеевропейскую славу он получил раньше, чем стал хорошо известен в Англии, что объяснялось выходом его первых работ на французском языке, благодаря своему товарищу. Вместе с Джеймсом Милем (отцом Джона Миля) он организовал группу "философов-радикалов", к которой принадлежал также известный экономист Давид Рикардо. Большой интерес он проявлял уголовным и также пенитенциарных правом. Бентам даже разработал проект сооружения тюрьмы, которая называлась Паноптикум, построенной таким образом, чтобы надзиратель из одного места мог видеть все, что делается в каждой камере. До конца жизни он интересовался этой проблемой и был признанным авторитетом по этому вопросу. Иеремия Бентам способствовал рационализации и гуманизации английского уголовного права и процесса.
Основательно изучая проблемы кодификации и разрабатывая целую теорию легисляции, он создает труд "Введение в основы нравственности и законодательства", увидевшей свет в 1789 г. Эти вопросы в деталях изложены также в трудах "Трактат законодательства гражданского и криминального" (1802), "Предложения кодификации, направлены всем народам, которые признают либеральные взгляды" (1822) и в "Конституционном кодексе" (1830). Многие из его работ была опубликована посмертно, а последние, касающиеся теории права, увидели свет лишь в 1945г.

Теория Пользы.

Название "утилитаризм" (происходит от лат. Utylitas - польза) появилась в XIX в. и, начиная от Бентама, стала общеупотребительной. Она означает этическую доктрина, корни которой можно найти уже в Лока. Согласно ему деятельность человека является моральной тогда, когда она руководствуется правильно понятными интересами индивида, не противоречащие интересам общественности, а, наоборот, служат приумножению общего добра и счастья.
Вместе с другими "радикальными философами" Бентам выделял такие определяющие основы человеческой природы:
- все люди от природы есть подобные, так формулируют свои мысли из того же материала - впечатлений и их влияния, и уровне;
- все хотят одного и того же: получить, что представляет для них интерес. Это можно определить, как стремление достичь наибольшего удовлетворения своих потребностей;
- для человеческой природы характерный ум, благодаря которому человек в состоянии понять, в чем заключается ее истинный интерес;
- человеческая природа не является, неизменна: задачей воспитания является помощь человеку понять ее собственный интерес.

Руководствуясь этим, Бентам утверждал, что стремление человека не могут противоречить человеческому разуму, более того, мораль индивида и общества не противостоит интересу (пользы), а есть только воплощением равновесия интересов. Следовательно, главной задачей законодателей и политиков является гармонизация индивидуальных интересов. Эта концепция в корне отвергала, как это делали и консерваторы, в частности представители исторической школы, правоаприорни идеи и радикальные программы. Однако, вместо консервативного культа традиции и традиционных ценностей, она предлагала другую основу человеческого бытия - утилитаризм, либо пользу (интерес). Уже в своей первой труда "Фрагменты о правительстве" (1776) он писал: "Польза есть признак и степень добродетели, верности и т.п., и обязанность содействовать счастью есть главная задача, включает в себя все другие" . Принцип пользы, по мнению Бентама, подобный аксиомы в математике, является очевиден и не требует доказательства. Он является всеобщим и охватывает и законодательство, и мораль. Взгляды мыслителя относительно теории утилитаризма изложены в нескольких работах, в частности таких, как "Принципы законодательства" (1802), которая состоит из трех частей: "Основы законодательства", "Основы гражданского кодекса" и "Основы уголовного кодекса"; "Руководящие основы конституционного кодекса для всех государств ", « деонтологии, или Наука о морали ". Бентаму принадлежит также несколько трудов по уголовному праву, в частности "Теория наказаний", "Теория доказательств", "О смертную казнь". В основу теории Бентама положены четыре принципа, то есть те основные положения, из которых вытекают все последующие выводы. Первый заключается в том, что получение удовольствия и избегания страдания составляют смысл человеческой деятельности. Эта идея не была абсолютно неизвестной до Бентама, она берет свои корни из учение Эпикура и его последователей, но бесспорной новацией Бентама является то, что он распространил этот принцип, то есть полезность, на все отрасли законодательства - гражданское, уголовное, государственное. Второй принцип заключается в том, что мораль создается всем тем, что ориентирует на достижение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей. Человеку свойственно стремление к счастью. Это в полной мере касается и человеческого общества, поэтому главной заботой правительства и прежде законодательной власти должно быть содействие благу для всех. Однако, поскольку не всегда можно одинаково распределить блага между всеми, то надо стремиться к наибольшему благополучию наибольшего числа людей. Следующий принцип - максимализация общего блага путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов является целью развития человечества. Бентам стремился придать своей теории целостного, сформированного вида и изложить ее суть максимально сжато и точно. Отсюда его формула: наибольшим благом является "наибольшее количество удовольствия", или счастье "наибольшего количества людей". Реализация этой основы должна быть, по мнению Бентама, целью законодательства, которое должно меньше наказывать, а больше воспитывать.

Основу либерализма Бентама составляет идея интересов и безопасности личности. Человек должен сам заботиться о себе, своем благополучии и не рассчитывать на чью-то постороннюю помощь. Только сам человек должен определять, в чем заключается ее интерес, что полезно для нее. Мыслитель подчеркивал: "Интересы отдельных лиц - это единственные реальные интересы. Заботьтесь об отдельных индивидов. НЕ притесняют их, не позволяйте этого делать другим и - вы достаточно сделали для общества ".

Бентам негативно относился к естественно- правовой теории и идеи естественных неотчуждаемых прав человека, он также критикует теорию общественного договора, считая все эти идеи только химерами, сугубо теоретическими конструкциями, которые не находят достаточного подтверждения в практическом повседневной жизни, и, что самое главное, по его мнению, они не имеют никакой практической пользы. Принцип пользы ученый выводит из человеческой природы. "Природа, - писал он, - подчинила человека власти удовольствия и страдания. Им мы обязаны всеми нашими идеями, ими обусловлены все наши суждения, все наши решения в жизни... Принцип полезности как способности быть средством решения определенной задачи является наиболее значимым критерием оценки всех явлений. Исходя из этого, пользу - это свойство определенного предмета или определенного действия предотвращать какому злу или способствовать какому благу. Поэтому пользу, при общем стремлении человечества к благосостоянию, должна быть принципом деятельности как для конкретного человека, так и для законодателя. Зло есть боль, страдания или причина страдания. Благо есть удовольствие или причина удовольствия. Все, что соответствует пользы или интереса индивида, способно увеличить общую сумму его благосостояния. Все, что соответствует пользы или интереса общества, увеличивает общую сумму благосостояния индивидов, из которых оно состоит ". При этом принцип пользы воспринимается как аксиома: чувство удовольствия или страдания, интересы индивидов как непосредственно данные опытом доказывать не нужно. Однако принцип пользы не всегда осознается людьми. Он существует наряду с двумя другими, которые так же, как и принцип пользы составляют основу морали и имеют влияние и значение для индивида и общества в целом. Это принцип аскетизма и принцип произвольности, или симпатии. Аскетизм заключается в полном пренебрежении к любому удовольствие, считая все чувственное ненавистным и преступным. При этом под физическими удовольствиями и страданиями Бентам понимает удовольствия и страдания как душевные, так и духовные. Высшей добродетелью, при таком подходе, есть отречение от самого себя. Этот принцип может базироваться как на религиозной, так и на любой другой основе. Принцип симпатии - это учет только личных чувств, сиюминутных индивидуальных желаний и стремлений. Симпатии исходят не из корысти, а из того, нравится или не нравится этому человеку что-нибудь. Иными словами, все сводится к простому "я люблю" или "я ненавижу". Базируя все на внутренних, личных переживаниях и взглядах отдельного человека и этим допуская наиболее противоположные толкования, этот принцип является, по сути, отсутствием какого-либо принципа. Для того чтобы скрыть его очевидную несостоятельность, применяются различные ухищрения, как в частности утверждение, что человеку дано что-то для распознавания добра и зла, и это что-то называют совестью, или моральным чувством, или здравым смыслом. Много философов и юристов основаны на вечных и неизменных основах права, или на естественном праве. Этими словами, по мнению ученого, лишенными всякого смысла, каждый стремится скрыть свое домогательства навязать другим свои личные ощущения. Следовательно, эти два принципа - аскетизма и симпатии - является противоположностью друг другу. Принцип пользы занимает между ними среднее место.

Бентам отстаивал демократические ценности, осуждая монархию и наследственную аристократию. Наиболее полезной - как для общества, так и для отдельного человека - он считал республиканскую форму правления, при которой три основные ветви власти должны быть разделены, однако при этом их распределение не означает, что каждая из них должна существовать сама по себе и действовать независимо от других. Наоборот, все три ветви власти должны взаимодействовать, быть взаимозависимыми, поскольку "эта взаимозависимость трех властей обусловливает их согласования, подчиняет их постоянным правилам и дает им систематический и непрерывный ход... Если бы власти были, безусловно, независимыми, между ними были бы постоянные столкновения ".

Как сторонник демократии мыслитель выступает не только за демократизацию государственной власти, но и за демократизацию общества, его политической системы. В связи с этим он стоит за расширение избирательного права, в частности за предоставление избирательных прав женщинам. Бентам подчеркивал, что с помощью институтов демократии, таких как свободная пресса, собрание общественности и т.д., можно будет эффективно контролировать деятельность законодательной и исполнительной власти.

Относительно государственной власти, то, по мнению ученого, главное ее предназначение - гарантировать безопасность и собственность граждан, то есть, по сути, государство должно в основном осуществлять функции охраны. Государственная власть, правительство не имеют права определять, что является счастьем, благом для каждого отдельного человека, а, тем более, государственная власть не имеет права навязывать человеку такие представления и пытаться сделать человека счастливым, даже если она этого не желает. А главная задача и государства, и общества в целом - это "достижения наибольшего счастья для наибольшего количества людей". А счастье, по его мнению, составляют четыре цели: средства к существованию, удовлетворение, равенство и безопасность. Безопасность же есть, по сути, воплощением свободы и справедливости.

С общими взглядами Бентама на кодификацию и законодательство тесно связаны его взгляды на право, которое, по его мнению, является исключительно волей суверена, изданной в соответствующей форме. Поэтому он отвергает естественное право и фактически начинает новейшей юридический позитивизм, который был развит Джоном Остином.

Бенжамен Констан. (1767- 1830)
биография
Бенжамен Констан родился в семье гугенотов. Получил образование у частных учителей, затем в Университете г.Эрлангена (Бавария) и в Эдинбургском университете (Шотландия). С именем Бенжамена Констана, а так же писательницы Ж. де Сталь (дочь Неккера), фактическим мужем которой он являлся, связано зарождение либерального движения во Франции. Бенжамен Констан и Жермена де Сталь познакомились в Женеве в 1794 году, когда она вместе с отцом отправилась в изгнание в Швейцарию после падения короля Людовика XVI, где на берегу Женевского озера в замке Коппе ожидала конца Террора. После Термидора они вместе вернулись в Париж, где Констан принял в 1795 году французское гражданство.

С 1796 года Констан активно поддерживал Директорию. С 1799-1802 год был членом Законодательного трибунала, а в период с 1803-1814 год находился в эмиграции. В ходе «Ста дней» разрабатывал дополнения к конституции Наполеона I. В 1819 году был избран в палату депутатов. В 1830 году Констан поддержал возвращение монархии и Луи Филиппа.

На протяжении политической карьеры Констана можно проследить двойственность его отношения к революции. С одной стороны он выступал на стороне революции против королевской власти, одобряя и наименее либеральные методы (Директория), а с другой - был критиком, и очень строгим, стиля и нравов того времени.

Бенжамен Констан является одним из представителей прогрессивного романтизма. Им была сделана переделка пьесы Шиллера « Валленштейн», а славу писателя принёс автобиографический роман «Адольф», (Лондон, 1816 год), высоко оценённый А. С. Пушкиным. Главный герой романа оказал заметное влияние на творчество русского поэта, он стал одним из первых образцов романтического героя - «сына века».

Либерализм Констана.

Появление первых политических работ Бенжамена Констана связана с периодом Великой французской революции. В частности, труда "О действии террора", "О реакции" появились в 1796-1797 гг. Уже в этих работах появляются идеи, которые впоследствии дали основание Констан утверждать, что на протяжении сорока лет он защищал один и тот же принцип - свободу во всем. За критику террора, развязанного Директорией, Констан вынужден был эмигрировать и вернулся во Францию только после реставрации Бурбонов, принимал активное участие в государственном и политической жизни, был одним из лидеров либеральной партии. Констан принадлежит немало научных и публицистических трудов. Главные среди них: "Размышления о конституции и их гарантии", "О древнюю свободу сравнению со свободой современной" и "Курс конституционной политики", который увидел свет уже после смерти автора в 1872г, а также "Вопрос о свободе прессы", " О свободе брошюр, памфлетов и журналов "(1814)," Вопрос о законодательстве в отношении прессы во Франции (1818).

Изучая творчество Б. Констана, его политико-правовую концепцию, важно рассмотреть те вопросы, имеющие определяющее значение для самого мыслителя и которые дают основание считать его основоположником либерализма.

Либерализм Констана и его последователей противостоял направлениям, которые берут свое начало в античности и до сегодня имеют существенное влияние и сторонников. Суть разногласий между ними состоит в том, что либерализм признает человеческой сущностью склонность к добру. В тех случаях, когда чувства не ослепили его разума, человек использует свою свободу для улучшения своего положения, положения своей семьи, своего государства. Разум и собственный интерес заставляют ее двигаться постепенно пути прогресса. Издержки сдерживают это движение, но недостатки - это болезненное состояние отдельного лица, а не характерная черта всего человечества. Государство (правительство), которая ущемляет свободу, сдерживает тем самым одновременно добро и зло, при том неизмеримо большей степени добро, нежели зло. Антилиберальная направления считают, что человек, по своей сути, является созданием греховным, склонен злоупотреблять своей свободой во вред себе и другим. Поэтому правительство (власть) постоянно пытается предотвратить возможные отклонением, управляя существом, которое не в состоянии управлять собой. Народ является вечно несовершеннолетний, он никогда не достигает дееспособности и его опекуном есть несколько безгрешных людей, называемых власти.

Однако свобода может также иметь недостатки, поскольку еще не найдено такой силы, моральной или материальной, в служении добру, не служила бы одновременно и злу. Поэтому нужно научить человека самому управлять собой. Это обязанность законов и судей. Невозможно предотвращать действия, поскольку предупреждать их означало бы тормозить еще не известную силу и, судя по всему, более полезной, чем вредной. Однако, поскольку действие совершенная, против нее можно принять меры ограничения ради искупления прошлого и в виде предостережения на будущее; регулирующей властью в обществе есть не исполнительная власть (администрация, а правосудия.

Различие между антилиберализмом и либерализмом заключается в том, что первый препятствует добру, чтобы предотвратить злу, при этом орудием является исполнительная власть (администрация), правосудие же играет второстепенную роль, а либерализм предоставляет полный простор добру и одновременно злу, орудием борьбы с которым является суд.

Ввиду этого, можно утверждать, что свобода народа есть обратно пропорциональна к исполнительной власти и прямо пропорциональна значение суда. Лозунг, сформулированное Констан и впоследствии поддержано всеми сторонниками либерального направления, утверждает: "Полная свобода и строгая ответственность - девиз каждой свободной страны".

Основа политико-теоретической конструкции мыслителя - индивидуальная свобода, под которой он понимает личную независимость, самостоятельность, безопасность, право влиять на управление государством. Материальная и духовная независимость лица, их надежная защищенность законом, в частности правовая защищенность частной собственности (Констан не отделял личной свободы от неприкосновенности собственности и предоставление промышленности собственным силам и развития), стоят на первом месте в изучении данной проблемы в практически-политическом аспекте. Именно этим целям должна быть подчинена государство, его цель и устройство. Мыслитель уверен: человек, будучи свободным, может самостоятельно и разумно реализовать себя в жизни. Она способна за счет своих индивидуальных усилий и без влияния каких надособистисних факторов, обеспечить себе должное существование. С учетом этого, Констан корректирует тезис Руссо о всемогуществе народного суверенитета. По его мнению, границы этого суверенитета заканчиваются там, где начинается "независимость частного лица и личная жизнь". А наличие этих границ превращает сдерживания власти и контроль над ней в основной принцип политико-институционального устройства общества. При этом мыслитель подчеркивает необходимость четкого определения конкретного степени социальной полезности институтов власти, детального закрепления границ их компетенции. Ни одна власть, кому бы она не принадлежала, не может игнорировать интересы и права индивида. Констан подчеркивал, что недостатком Руссо и Мабли было то, что они воспринимали власть народа как свободу, отождествляя эти два, совершенно разные, понятия. По его мнению, деспотизм - то ли со стороны одного лица, или со стороны большинства населения - не имеет никакого права на существование. Большинство может требовать от меньшинства уважения с установленным порядком; однако все, что не нарушает этот порядок, все происходящее в области внутреннего, как например, мнение, так же все, что в способе выражения этого мнения не причиняет вреда другому, - не дает оснований для внешнего насилия, и закон не имеет права подчинять это власти общества. Руководствуясь этим, Констан первый ясно и четко разграничивает два вида свободы: свободу индивидуальную и свободу политическую. При этом индивидуальная свобода - это истинная, настоящая свобода Нового времени. Политическая же свобода есть только гарантией свободы индивидуальной. Поэтому никогда индивидуальной свободой нельзя жертвовать ради получения или установления политической свободы. Констан отмечал, что, очень часто восхищаясь достижениями античной государственно-правовой теории и практики, его современники не учли принципиального различия между понятием свободы в античности и в современный им период. Он писал: "Свобода в античных республиках состояла преимущественно у действенной участия в общественном управлении, чем в спокойном использовании личной независимости. Более того, чтобы обеспечить за собой эту участие, со стороны граждан надо было жертвовать этим чувством независимости, но в эпоху, которого достигли народы, становится бессмысленным требовать этой жертвы и невозможно ее получить ". И далее: "В античных республиках незначительный размер территории способствовал тому, что каждый гражданин должен лично важное значение в политическом отношении. Исполнение обязанностей в управлении государством было занятием и своеобразным развлечением для всех. Весь народ участвовал в создании законов, выносил приговоры, решал вопросы войны и мира. Участие отдельного лица в общей власти не ограничивалась пустой абстракцией, как это происходит в наши дни, воля каждого оказывала непосредственное влияние; проявление этой воли, сам по себе, содержал наслаждение, ради которой, чтобы удержать за собой свое политическое значение и участие в управлении, древние готовы были поступиться своей личной независимостью. То есть в античности допускалось полное подчинение индивида общественной власти. В античной свободе нет ни одного проявления гражданской или индивидуальной свободы. Общественная власть распространялась на все сферы общественной жизни, не могло быть никакой индивидуальной самостоятельности относительно мнения, занятия или, тем более, религии. Итак, индивид, почти суверенный в делах государства, в своих частных делах был, по сути, рабом. "... Итак, - заключает ученый, - то, что мы называем гражданской свободой, было неизвестно народам античности ".

Современное государство является, по сути, чем-то совершенно иным. Для современного человека свобода - это право подчиняться только законам, право выражать свое мнение, выбирать занятия, место жительства, свободно распоряжаться собственностью, право влиять на государство. Итак, сущность свободы состоит не в непосредственном активном участии в управлении государством, а, главное, в личной самостоятельности, независимости. Констан писал: "Превосходство, которую оказывала народа свобода в том виде, как ее понимали древние, заключалась в состоянии считать себя действительно в числе тех, кто правит. Это было настоящим преимуществом, бесспорной наслаждением, которая вместе с тем утверждала чувство личной значимости. Преимущество свободы в современном обществе состоит в представительстве и способности для народа способствовать этому представительству по собственному выбору ". Однако при этом представительство "не дает никакой наслаждения властью; это удовольствие абстрактное, в то время, как в античности оно было реальным". Несомненно, что первое является менее привлекательным, и от людей невозможно требовать жертв, аналогичных тем, которые имели место в античности для того, чтобы получить и удерживать власть за собой. "К тому же, - отмечает ученый, - эти жертвы оказались бы гораздо более тяжелыми: успехи цивилизации, коммерческие направления нашего времени, международные связи развивают и разнообразят до бесконечности средства для благосостояния частного лица. Чтобы быть счастливыми, люди не требуют ничего, кроме полной независимости во всем, что касается сферы их деятельности, их занятий, предпринимательства, фантазий ".

Свобода древних заключалась у верховной власти. В Риме народ был правителем в полном смысле этого термина - мир находился на положении вассала и раба одного города, провинции должны были обеспечивать Рим всем необходимым. В современном обществе, наоборот, гражданин требует для себя только одного - полной в своей частной деятельности. Желая участвовать в управлении, он имеет в виду не возможность править, выносить приговоры, назначать государственных служащих, он только хочет иметь уверенность в том, что ничто не будет нарушать его законной независимости. Итак, совсем наоборот: в античности на первое место ставили политическую, принося личность в жертву государству; новое время выдвигает на первый план личность, а государство выступает только гарантией. В Риме гражданин вступает своей значимости человека; в Париже и Лондоне прежде всего - человек, то есть отец семьи, владелец, фабрикант, ремесленник, христианин, философ, а гражданином, то есть избирателем, судьей, защитником нации он становится только ради того, чтобы способствовать свободному пользованию своими личными правами. Страна проиграла в своем значении настолько же, насколько поднялось значение личности.

Важное значение в концепции Констана отводится гарантиям свободы. По сути он был одним из первых, кто подчеркнул важность и значение конституционных и судебных гарантий свободы индивида. Мыслитель подчеркивал, что целью конституций в античности было распределение власти между всеми гражданами; целью же новых конституций является обеспечение личной самостоятельности и свободы, их гарантии. Именно неучет важности закрепления и обеспечения гарантий личной свободы в эпоху революций приводит к ужасным последствиям. И если свобода заключается в максимально возможном развитии человеческой сущности, то гарантии свободы заключаются в устранении всего, что может мешать таком развитии.

Первоочередной задачей в этом аспекте мыслитель считал четкое конституционное определение полномочий государства, компетенции его органов и прежде всего исполнительной власти. Он подчеркивал, что нет никакого доверия к покровительства государства или мудрости администрации (правительства), поскольку под этими громкими названиями есть не что иное, как только определенное количество людей, способных ошибаться точно так же, как другие люди, которые всегда будут заниматься нашими делами хуже, чем мы сами, поскольку их не побуждает к этому личный интерес и они не несут ответственности за наши дела. Поддерживать общий покой, свободу каждого, наказывать преступления, т.е. посягательство на общественное спокойствие, на свободу или личность гражданина, - вот в чем заключается роль власти, все остальное не только лишнее, но и опасно. Государство представляет собой справедливость и мир - это ее законная сфера: как только она выходит из этой сферы, то наносит вред обществу и вредит сама себе, ослабляя значение личности. Уделяя большое внимание защите личной свободы, мыслитель отмечал, что теоретически этой свободе ничто не угрожает, она является целью любого общества; без нее немыслимые для людей ни спокойствие, ни достоинство, ни промышленность, ни счастья. Однако недостаточно провозгласить в конституции уважение к свободе личности - нужно, чтобы закон предоставлял гарантии, обещанные конституцией. Констан называет эти гарантии в таком порядке - "свобода печати, поставлена вне любую зависимость благодаря суда присяжных; ответственности министров и младших чиновников; общее и независимое представительство".

То, что свобода печати, или прессы, поставлена на первое место, обусловлена тем, что главной характерной чертой свободного народа есть сила общественного мнения, которая представляет собой высший трибунал, более мощный, чем любые другие, и который, по необходимости, может соперничать с самой властью и заставить относиться с уважением к закону.

Анализируя гарантии личной свободы, которые определял Констан, становится вполне понятной ошибочность мнения, что обеспечение прав парализует действия власти; самом же деле оно только ограничивает ее деятельность пределами закона, по которым власти уже лишается своего значения. Перейдя эту законную границу, она превращается в своеволие, то есть в прямое насилие над личностью.

Констан писал: "Средством, противодействующим беспределу, является ответственность исполнителей. Древние (народы) верили, что места совершения преступления должны подвергаться очистке, я верю, в свою очередь, что в будущем земля, заклеймена актом произвола, потребует для своего очищения наказания виновного. Каждый раз, когда я увижу в народе гражданина, своевольно брошенного в тюрьму, и не увижу при этом немедленного наказания нарушителя законную согласия, я скажу: "Пожалуй, этот народ и желает быть свободным; вполне возможно, что он даже заслуживает этого; но ему еще не знакомы первичные основы свободы ".

Отстаивая свободу слова (печати), Констан уделяет значительное внимание ее гарантиям, в частности со стороны судебной власти. "Принципы, которыми должно руководствоваться правосудия в этом вопросе (свобода печати), - писал ученый, - четкие и понятные. Авторы должны быть ответственны за свои произведения, если они напечатаны, так же, как ответственный каждый человек за сказанные ею слова и за сделанные ею поступки. Оратор, который бы осмелился проповедовать злодейства, убийства, грабежи, был бы подвергнут наказанию за свои выступления, но вы не подумаете, однако, запретить всем гражданам говорить, боясь, чтобы кто-то из них не стал призывать к убийствам или грабежей ".

Итак, природный уклад, по мнению мыслителя, может быть изображен в виде пирамиды. Основой для нее служат права личности, затем она повышается из одной в другую - в личные и местные ассоциации, достигая высшего ряда, на котором зиждется государство.

В Констана находим трактовка концепции разделения властей. Он различает пять властей: кроме власти репрезентативная, которая, по сути, является властью законодательной и делится, как у Монтескье, на постоянную репрезентативную власть (верхняя палата парламента), которая должна состоять из наследственной аристократии, и "власть, которая представляет общественное мнение "(нижняя палата парламента), исполнительной и судебной он выделяет еще власть муниципальную и королевскую власть.

Муниципальная власть - это власть самоуправления. В целом для либерализма характерна внимание к проблемам самоуправления, понимание значения этого института для свободы личности. Констан раз и стремится ограничить центральную власть, оставив ей, по сути, только политические вопросы, решение же всех других вопросов, по его мнению, должно быть передано на места - естественным ассоциациям, т.е. гражданам тех или иных населенных пунктов и территорий.
и т.д.................

Иеремия Бентам родился в семье адвоката. С 1760 по 1763 г. изучал юриспруденцию в Оксфорде. Учился в Вестминстерской школе, Куинз-колледже Оксфордского университета, затем поступил в школу права «Линкольнз инн». Завещал все свое состояние Лондонской больнице при условии, что его тело будет находиться на всех собраниях членов правления. Его останки были одеты в костюм, а на лице сделана восковая маска.

Основные идеи

Бентама можно, безусловно, назвать родоначальником такого философского направления, как утилитаризм, а также одним из основных теоретиков права эпохи Просвещения: широко известны его работы по теории права, конституционному, гражданскому, уголовному и международному праву, уголовному процессу. Особенно примечательно, что научные воззрения И. Бентама объединяются в единую философско-правовую концепцию.

Высказанные И. Бентамом теоретические положения актуальны и для решения вопросов, стоящих перед современной юриспруденцией. К ним относятся, в частности, проблемы методологии исследования юридических явлений, природы права, его социального назначения и эффективности, целей законодательства, преимуществ и недостатков различных источников права, природы собственности; имущественного равенства, понятия признаков преступления; целей наказания, дифференциации уголовной ответственности и индивидуализации наказания. Особое значение эти теоретические положения имеют для доктрины конституционализма при обосновании либеральной природы буржуазного конституционализма, правового государства и доктрины индивидуальных прав и свобод личности.

Правовые воззрения И. Бентама отличаются стремлением сделать знание о праве эмпирическим, основанном на опытных данных. «Принцип наибольшего счастья», сформулированный в его известном труде «Введение в принципы морали и законодательства» (1789) утвердился в правовой науке. В качестве блага – счастья выступает принцип полезности. Он формулируется в двух вариантах: в виде требования «наибольшего счастья наибольшего числа» (к этому должен стремиться законодатель в своей деятельности) и в виде аксиомы о страдании и удовольствии как основных двигателях поведения индивида (этой особенностью человеческой природы законодатель должен пользоваться как стимулом к желаемому поведению людей). Обоснование единства права и морали И. Бентамом видится в утверждении гибкой и динамичной системы устойчивых общественных представлений, отмеченных единством способов регуляции общественных отношений.

Правопонимание Бентама, являвшегося сторонником юридического позитивизма, не ограничивается представлениями о строгости и однозначности правовых предписаний в форме закона; им отдается должное морально-этическому содержанию правовых норм. В частности, несмотря на трактовку государства как единственного источника правотворчества, воля которого является общеобязательной (в том смысле, что она установлена в нормативно-правовом контексте), он признает несовершенство закона, который мог бы ограничить принцип личной пользы. По Бентаму, говоря о формах политической власти применительно к ееправовому содержанию, можно утверждать, что реализация власти индивидов посредством установления неотъемлемых прав человека, является приоритетной по отношению к властной деятельности государства.

Несмотря на то что воззрения И. Бентама на сущность права в целом традиционны для юридического позитивизма, они не настолько однозначны, чтобы сводить его правопонимание к легизму, признанию правом любого положения, получившего одобрение законодателя, к установлению приоритета формы права над ее содержанием. Поскольку исследование права в трудах И. Бентама носило эмпирический характер и рассматривалось в тесной связи с иными социальными явлениями, право не признавалось исключительно проявлением воли законодателя.

Придерживаясь позитивистского подхода к пониманию права, И. Бентам затрагивает сущностную философско-правовую характеристику правовых явлений, трактуя закон как онтологическую составляющую права: «Что же такое тогда право? Это термин собирательного характера, означающий всю совокупность (либо какую-либо ее часть, как кому будет угодно) объектов, к каждому из которых может быть приложено индивидуальное название закона... Следовательно, под правом вообще мы понимаем все законы, которые существуют, либо какой-то один закон, либо несколько законов, как кому будет угодно».

Закон как обусловленное волей прямое выражение и закрепление права Бентам представлял в виде ценности общества, субъективной оценкой свойства которого является представление об общественной полезности. Формальное выражение права в законе, таким образом, является способом установления правопорядка именно как цели, с помощью которой достигается полезность обществу. Как отмечает И. Бентам, «право призвано обуздать распущенный дух времени».

Идея господства права в общественных отношениях, ограничение государственной власти индивидуальными правами, демократические идеалы неотъемлемости и защиты прав и свобод как высшей ценности нашли отражение в теоретико-правовых постулатах И. Бентама.

Социальное назначение права для И. Бентама проявляется в его научной позиции по некоторым вопросам, касающимся определения основных прав. Прежде всего, И. Бентам в качестве основного условия существования и реализации права обосновывает наличие свободы и юридического равенства субъектов права. В этом контексте ученый рассматривал понятие о неприкосновенности частной собственности как права, дающего возможность на равных основаниях с другими собственниками в качестве субъекта права вступать в правоотношения, касающиеся различного рода материальных и нематериальных благ. В гражданско-правовом контексте этот тезис особенно применим, когда предусматривается равная правоспособность всех участников имущественного оборота, формально-юридическое равенство. Из возможности субъектов осуществлять права на равных началах логически проистекает свобода действий этих субъектов по реализации прав на основании равенства условий их реализации, а также правовых статусов субъектов гражданского права. В этой связи И. Бентам поддерживал принцип свободы договора и брачного союза, добросовестности субъектов гражданско-правовых отношений, свободы заключения договора.

Согласно Бентаму, регламентацией вопросов осуществления государственной власти занимается наука конституционного (учредительного) права. Этим обосновывается тезис об известных основаниях осуществления власти, которая должна употребляться для блага общества и значительных частей его.

Продолжая следовать духу конституционализма и развивая идею об ограничении власти государства, И. Бентам выдвинул концепцию легального ограничения властного произвола государства путем установления различного рода контроля за деятельностью государственного механизма.

В вопросе о несовершенстве государственной деятельности по обеспечению полезности действия права Бентам значительное внимание уделял обоснованию недейственности правовых норм в их исходной форме в нормативно-правовых актах, что препятствовало реализации объективно необходимых потребностей общества и личности, в частности в достижении общественной пользы. Детально эта критика развита применительно к Декларации прав человека и гражданина 1789 г., наиболее последовательно воплотившей принципы естественно-правовой доктрины, на основании которой осуществлялась деятельность государства. Критикуя положения Декларации, И. Бентам высказался против доктрины «закон есть выражение общей воли», признавая более конкретные способы осуществления властной воли посредством ее выражения и гарантии государством.

И. Бентам предлагает законодателю при регулировании прав человека руководствоваться не теорией естественных неотчуждаемых прав, а принципом полезности. Нужно закреплять в законе лишь те права, которые были бы полезны обществу, и отказаться от прав, вредных и бесполезных для него. Описание в законе субъективных прав должно быть детальным, но вместе с тем предельно определенным и ясным. Права человека должны изначально быть урегулированы серией отдельных нормативных актов, создающих гарантии для их реализации, и лишь в последующем основные принципы этих актов должны быть сведены в конституционный закон, подобный Декларации прав человека.

Бентам внес неоценимый вклад в формирование таких важных общеправовых принципов, как свобода реализации права, равенство субъектов права при осуществлении законной деятельности, обосновал необходимость совершенства законодательства с целью обеспечения защиты интересов субъектов права, введения системы гарантий предоставления и защиты данных интересов.

Основные труды

Bentham J. A comment on the Commentaries // Collected Works of Jeremy Bentham. A comment on the Commentaries and a Fragment on Government / Edited by J.H. Bums and H. L.A. Hart. London, 1977.

Bentham J. An Introduction into the Principles of Morals and Legislation / Ed. by J.H. Bums and H.L.A. Hart. London – New York, 1982.

Bentham J. The Limits of Jurisprudence Defined. Being part two of An Introduction to the Principles of Morals and Legislation. New York, 1945.

Bentham J.Truthversus Ashurst; or Lawas It Is Contrasted With What Itis Said toBe//The Works of Jeremy Bentham, published under thesuperintendence of his executor, John Bowring, vol. V. Edinburgh-London, 1843.

Bentham J. A Critical Examination of the Declaration of Rights // Bentham’s Political Thought. London, 1973.

БЕНТАМ (Bentham) Иеремия (15.2.1748, Лондон - 6.6.1832, там же), английский философ, правовед, теоретик утилитаризма. Родился в семье адвоката. Учился в Вестминстерской школе. Окончил Оксфордский университет (1763 год), затем Лондонскую адвокатскую школу (Lincoln’s Inn, 1764 год). Отказался от престижной карьеры адвоката, сочтя себя неспособным к компромиссам, в дальнейшем занимался вопросами, связанными с реформой права. По признанию Бентама, наибольшее влияние на него оказали Ш. Л. Монтескьё, Ч. Беккариа и особенно К. А. Гельвеций.

В 1785 году отправился в Россию к брату Сэмюэлу, служившему инженером в российской армии. В работе «Защита лихвы» («Defence of usury», 1787 год, русский перевод - 1865 год) доказывал, что законы, ограничивающие величину процента на даваемые взаймы деньги, неоправданны и с экономической, и с юридической точек зрения. Во время пребывания в России создал проект «паноптической» тюрьмы, надеясь, что им заинтересуется императрица Екатерина II (опубликован: «Panopticon, or the inspection house», 1791 год). В ряде работ Бентам обосновывал необходимость реформы исправительных заведений, отличавшихся бесчеловечным обращением с заключёнными и плохой общей «экономией». Вернувшись в 1788 году в Англию, Бентам принялся за строительство образцовой тюрьмы в Лондоне (постройка не была принята парламентской комиссией, и проект закончился неудачей). В последующих работах, посвящённых политической экономии, защищал либеральный принцип laissez-faire, но допускал вмешательство государства в экономическую деятельность граждан. Во время Французской революции 18 века обратился к законодательному собранию Франции с предложениями о наилучшем устройстве парламентской деятельности; в 1792 году за заслуги перед Францией Бентам получил гражданство Французской республики. В 1802 году была опубликована «Теория законодательства» (впервые на французском языке). В «Катехизисе парламентской реформы» (1809 год, опубликован в 1817 году) отстаивал необходимость ежегодных выборов, равных избирательных округов, широкого избирательного права и тайного голосования, выступал в защиту прав национальных и конфессиональных меньшинств (католиков, евреев). Конституционному праву посвящён трактат «Конституционный кодекс» (опубликован в 1830 году). Идеи Бентама повлияли на характер первой парламентской реформы в Англии (1832 год), на программы чартизма и принятый в 1834 году закон о бедных. В 1823 году участвовал в учреждении журнала «Вестминстерское обозрение», ставшего влиятельным органом «философских радикалов».

В работах «Введение в основания нравственности и законодательства» («Ап introduction to the principles of morals and legislation», 1789 год, русский перевод - 1998 год) и «Деонтология, или Наука о морали» («Deontology or the Science of morality», vol. 1-2, опубликован в 1834 году) Бентам отказывается от врождённых отвлечённых начал морали и законодательства и пытается выстроить всеобъемлющую теорию человеческих действий на основании неоспоримых данных опыта. Главными движущими мотивами человека Бентам считает стремление к удовольствию и бегство от страдания. Зло - это страдание или причина страдания; благо - это соответственно удовольствие или причина удовольствия. В основе действия человека лежит принцип пользы, позволяющий оценивать всякое действие в соответствии с тем, способствует ли оно увеличению или уменьшению счастья лиц, которых оно затрагивает. Идея Бентама - «наибольшая сумма счастья для наибольшего числа людей» - выступает не только в качестве нравственного критерия при оценке конкретных поступков индивида, но определяет главную цель законодательной и вообще государственной деятельности. Исходя из того, что люди всегда жили в обществе, Бентам считал такие понятия, как естественное право, естественное состояние, общественный договор, несостоятельными. Так, право создаётся законом, а закон как выражение воли уже предполагает правление и общежитие. Теория общественного договора, исходившая из наличия у индивидов прав, которые отчуждаются при его заключении, лишена исторических оснований: ведь правление (а значит, государство) устанавливается либо как результат исторически сложившихся обстоятельств, либо посредством применения силы. По Бентаму, права могут быть только конкретными, они должны существовать, если полезны обществу, и упраздняться в случае их бесполезности («Анархические заблуждения», 1791-95 годы, опубликован в 1816 году на французском языке). Понимая свободу человека как отсутствие внешнего принуждения, Бентам рассматривал её с точки зрения доставляемого ею удовольствия. Ограничивающий свободу закон оправдан, поскольку обеспечивает порядок и хорошее управление, а тем самым и личные интересы граждан. Однако, прежде всего, людям должна быть обеспечена защита от произвола правительства, и единственным средством этого Бентам считает демократию.

Хотя каждый индивид движим корыстным интересом, но разумный индивид понимает, что для него полезно уважать интересы и права других. Государство, предоставляя гражданам возможность преследовать собственные цели, должно гармонизировать различные интересы людей, выполнять лишь регулятивную роль посредством наказания и награды [«Теория наказаний и наград», опубликована на французском языке («Théorie des peines et des récompenses», vol. 1-2, 1811 год); английские издания: «The rationale of reward», 1825 год; «The rationale of punishment», 1830 год]. Поведение людей может регламентироваться различными санкциями, в том числе политическими (наказание и награда), моральными (общественное мнение), религиозными. Особую роль при этом Бентам отводил образованию, называя его «непрямым законодательством». Наказание применяется не для исправления правонарушителя, а с целью назидания и вразумления других. Бентам был противником смертной казни, утверждая, что неотвратимость наказания важнее его жестокости.

Разработанные Бентамом принципы кодификации законодательства использовались в законодательствах многих стран (Франции, Германии, Индии, Австралии, Канады и др.). Развитая им философия полезности, понимаемая в качестве цели и критерия экономического поведения, стала одной из основ экономической теории 19-20 веков. В числе его последователей были Джеймс Милль, Джон С. Милль, Дж. Остин и др., позднее его идеи сыграли важную роль в становлении маржинализма.

Соч.: О судебных доказательствах. К., 1876; The works. N. Y., 1962. Vol. 1-11; Correspondence. Oxf., 1968-2000. Vol. 1-11; Collected works. L., 1997.

Лит.: Жуковский Ю. Г. История политической литературы ХlХ-го столетия. СПб., 1871. Т. 1; Чичерин Б. Н. История политических учений. М., 1874. Т. 3. С. 256-322; Раффалович С. Жизнь и деятельность Бентама // Юм Д. Опыты. - Бентам И. Принципы законодательства. М., 1886; Halévy Е. La formation du radicalisme philosophique. Р., 1901-1904. Vol. 1-3. Р., 1995; Покровский П. Бентам и его время. П., 1916; Harrison R. Bentham. L., 1983; Rosen F. J. Bentham and representative democracy. Oxf., 1983; Kelly Р. J. Utilitarianism and distributive justice. Oxf., 1990; Stephen L. The English Utilitarians. Bristol, 1991. Vol. 1-3.

265 лет назад родился Иеремия Бентам (англ. Jeremy Bentham ; 15 февраля 1748, Лондон — 6 июня 1832, Лондон) — английский социолог, юрист, один из крупнейших теоретиков политического либерализма, родоначальник одного из направлений в английской философии — утилитаризма (от лат. utilitas - польза, выгода), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Идеи Бентама оказали влияние на характер политических реформ в Великобритании в 1-й пол. 19 в., а также на теоретические взгляды многих британских мыслителей (Джеймса Милля, Дж. С. Милля, Д. Остина, Д. Грота и др.) и политиков.

Завещал все свое состояние Лондонской Больнице при условии, что его тело будет находиться на всех собраниях членов правления. Его останки были одеты в костюм, а на лице сделана восковая маска. В таком виде ученый до сих пор находится на всех собраниях...

Иеремия Бентам родился в семье потомственного адвоката. Брат - Сэмюэль Бентам (Samuel Bentham ), английский инженер-механик. Изучал юриспруденцию в Оксфорде (1760-1763). Учился в Вестминстерской школе, Куинз-колледже Оксфордского университета, затем поступил в школу права «Линкольнз инн». Получив квалификацию адвоката, вскоре отказался от практической работы, обнаружив в себе неспособность к компромиссам. В дальнейшем занимался вопросами, связанными с реформой права.

В 1776 опубликовал книгу «Фрагмент о правлении» (A Fragment on Government ), посвященную критике взглядов юриста У. Блэкстона, которые, по мнению Бентама, отличались чрезмерной приверженностью традиции и «антипатией к реформе». Работа привлекла внимание государственного деятеля либерального направления лорда Шельбёрна; начиная с 1781 Бентам бывает в его доме, где знакомится с либеральными политиками и юристами. В 1780-х гг. работал над сочинением «Теория наказаний и наград», опубликованном на французском языке (Theorie des peines et des recompenses , v. 1-2, 1811; англ. изд. The Rationale of Reward , 1825; The Rationale of Punishment , 1830).

Путешествие в Россию
В 1785 через Италию и Константинополь отправился в Россию к брату Сэмюэлю, служившему инженером в российской армии. Почти 2 года жил близ Кричева под Могилевом, написал здесь работу «Защита лихвы» (Defence of Usury , 1787), доказывая, что законы, ограничивающие величину процента на даваемые взаймы деньги, неоправданны и с экономической, и с юридической точки зрения; согласно Бентаму, всякий взрослый здравомыслящий человек вправе занять деньги на условиях, которые считает приемлемыми, и всякий человек вправе ссудить ему деньги на этих условиях. В последующих работах, порвященных политической экономии, защищал принцип невмешательства государства в экономическую деятельность граждан.

Во время пребывания в России создал план «паноптической» тюрьмы, надеясь, что им заинтересуется Екатерина II. Проект был опубликован («Panopticon, or: the Inspection House» , 1791). Бентам хотел придать тюрьме такую архитектурную форму, которая позволяла бы в любое время наблюдать за каждым заключенным из центральной башни, расположенной перед кругообразным тюремным зданием; при этом последнее должно быть построено по «келейному» принципу, а наблюдатель-оставаться невидимым.
Необходимость и характер реформы исправительных заведений, отличавшихся бесчеловечным обращением с заключенными и плохой/общей «экономии ей», Бентам обосновывает в ряде работ - «A View of the Hard Labour Bill» («Суждение о билле о каторжных работах»), «Panopticon yersus,New South Wales» («Паноптикон, или Новый Южный Уэльс»), «Principles of penal Law» («Основы уголовного права») и др.

И снова Англия, Франция...

В 1788 Бентам вернулся в Англию и вскоре принялся за строительство образцовой тюрьмы в Лондоне; постройка не была принята парламентской комиссией, и проект закончился неудачей.

Во время французской революции обратился к законодательному собранию Франции с предложениями о наилучшем устройстве парламентской деятельности. Связанные с этим проекты и мысли получили выражение в трактате «Опыт о политической тактике» (Essay on Political Tactics , 1791)- В «Книге о софизмах» (The Book of Fallacies , 1824) обобщил аргументы консерваторов против любой реформы, доказывая их несостоятельность, в т. ч. нравственную.
В 1792 за заслуги перед Францией Бентаму было даровано гражданстве французской республики.
В 1790-х гг. разрабатывал проекты улучшения положения бедных: «Situation and Relief of the Poor» («Положение бедных и облегчение его»), «Poor Laws and Pauper Management» («Законы о бедных и отношение к нищим»), которые были использованы при разработке закона о бедности (1834).

Взгляды Бентама повлияли также на характер первой парламентской реформы 1832 и некоторых законов (в частности, о тайном голосовании). В 1802 была опубликована «Теория законодательства» (The Theory of Legislation , впервые - на франц. яз.); в 1809 написал трактат «Катехизис парламентской реформы» (A Catechism of Parliamentary Reform , опубл. 1817), где отстаивал необходимость ежегодных выборов, равных избирательных округов, широкого избирательного права и тайного голосования; предложил парламенту ряд резолюций, которые были, составлены на основании «Катехизиса» и обсуждались в палате общин (1818).
В 1820-х гг. Бентам участвовал в издании парламентских дебатов, распределяя их по темам и сопровождая комментариями, указывающими на промахи ораторов.
В 1823. участвовал в учреждении журнала «Вестминстерское обозрение», ставшего влиятельным органом «философских радикалов»; на его страницах впоследствии обсуждал необходимость парламентской реформы, равноправия католиков, евреев, выступал за сокращение государственных расходов и по различным экономическим вопросам. Неоднократно обращался к главам государств с предложением о кодификации законов.

Целью Бентама была реформа законодательства, предполагавшая, по его мнению, реформу нравственности. В работах «Введение в основания нравственности и законодательства» (An Introduction to the Principles of Moral and Legislation , 1789) и «Деонтология, или Наука о морали» (Deontology or The Science of Morality , v. 1-2, опубл. посмертно в 1834) Бентам стремился освободить отношение к (законодательству от крайностей апатии и деклараций прав и поставить его на прочный базис эмпирически установленных нравственных начал, исходя из которых теория права должна была простираться до специальных разделов законодательства.

Этика Бентама
Частные, индивидуальные интересы рассматривал как единственно реальные, а общественные интересы сводил к их совокупности. Этическое учение изложено в произведении «Деонтология, или наука о морали» (т. 1-2, 1834). В основе этики Бентама лежит «принцип пользы», согласно которому действия людей, их отношения должны получать моральную оценку по приносимой ими пользе. В определении пользы принимаются во внимание частные интересы человека. Учение просветителей в трактовке Бентама перешло у него в принцип «наибольшего счастья наибольшего числа индивидуумов», в призыв к достижению личного преуспеяния, увеличивающего общую сумму счастья. Критерием морали выступает «достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья».

Отказываясь от представления о «готовых» отвлеченных началах морали (и законодательства), Бентам пытался построить всеобъемлющую теорию человеческих действий на основании неоспоримых данных опыта с помощью эмпирического и аналитического метода, требовал ответственного употребления терминов.
Главным предметом законодательства, которое призвано регламентировать человеческое общежитие, является общественное благо, или общая польза. Бентам рассматривал общество как совокупность отдельных людей, считал «общественное тело» фикцией и ориентировался на благо индивидов. Люди как таковые существуют только в обществе, но преследуют прежде всего собственные частные интересы. Законодатель при устроении общества должен исходить из принципа наибольшей суммы счастья для наибольшего числа людей.

Определение того, что есть благо для индивида, требовало определения человеческой природы. Согласно Бентаму, главными движущими мотивами человека являются удовольствие и страдание. Они обусловливают все его суждения, решения и поступки. Человеку свойственно стремиться к удовольствию и избегать страдания. Принцип пользы учитывает оба этих мотива. Понятие пользы выражает свойство или способность какого-нибудь предмета предохранить от зла или доставить благо. Зло есть страдание или причина страдания; благо - удовольствие или причина удовольствия. Нет другого критерия различия между добром и злом, кроме принципа пользы.
Нравственное благо является таковым вследствие своей способности производить физическое благо, нравственное зло таково, поскольку производит физическое зло.

Бентам исходит из действительной организации человека и подразумевает страдания и удовольствия не только тела, но и души. Он видит четыре источника удовольствия и страдания: физический, политический, моральный и религиозный. Слова «справедливый», «несправедливый», «нравственный», «безнравственный» и пр. Бентам употребляет как собирательные выражения, заключающие в себе идеи страданий и удовольствий.
Бентам признавал психологический, онтологический и моральный: индивидуализм принадлежностью человеческой природы. Каждый индивид движим корыстным интересом, преобладающим над общественным интересом. Но разум заставляет индивида понять зависимость собственного благосостояния от благосостояния общественного. С одной стороны, чело век движим своекорыстным интересом, с другой - общестт во необходимо каждому индивиду, и потому интересы индивидов одинаковы. Разумная оценка собственных интересов должна заставить индивида отождествить их с интересам» общества. Принимая решение о совершении поступка, индивид должен исходить из расчета «наибольшей суммы счастья для наибольшего числа людей».

Политическая философия Бентама
По политическим воззрениям являлся сторонником либерализма. Резко критиковал теорию общественного договора Ж. Ж. Руссо как возбуждающую дух восстания, однако защищал требования реформы английского парламента на основе расширения избирательного права. Отстаивал идею свободной торговли и ничем не стеснённой конкуренции, что, по его мнению, должно обеспечить спокойствие общества, справедливость, равенство. Был сторонником свободы слова, отделения церкви от государства, женского равноправия, права на развод, запрещения рабства, запрещения пыток и телесных наказаний, отмены наказания для гомосексуалов. Выступал за права животных.

Замечу, что под термином "либерализм" подразумеваются вещи зачастую совершенно различные. Так вот, Бентам был представителем английского либерализма 18 в.

Политический радикализм Бентама связан с пониманием им своей роли в обновлении правовой системы, которая должна быть приведена в соответствие с новыми капиталистическими институтами. В политической философии Бентам исходит из того, что люди как таковые всегда жили в обществе и никакого «дообщественного» состояния не было.
Бентам считает необоснованными важные для предыдущей политической философии понятия, в т. ч. «естественное право», «естественное состояние», «общественный договор».
Отрицает также «естественность» свободы в смысле ее наличия у людей до общественного состояния. Бентам понимает свободу человека как отсутствие внешнего принуждения. Значимость проблемы свободы Бентам объясняет, с одной стороны, наличием различия между публичной и частной жизнью человека, с другой - ценностью свободы с т. зр. доставляемого ею удовольствия. Однако ограничивающий ее закон необходим и оправдан, поскольку обеспечивает порядок и хорошее управление, а тем самым отвечает личным интересам граждан. Наиболее детально понятие «естественных прав» как якобы присущих людям еще до их общественного состояния критикуется в работе «Анархические заблуждения» (Anarchical Fallacies , 1791- 95, опубл. в 1816 на франц. яз.).
Согласно Бентаму, право создается законом, а закон, поскольку Бентам понимает его как выражение воли правителя, уже предполагает правление и общежитие. Бентам считает, что понятие «естественное право» двусмысленно (ибо означает право вообще и тем самым упраздняет право), фигуративно (поскольку никакие права не предшествуют правлению, и с этой т. зр., в частности, теория общественного договора, предполагающая наличие у индивидов прав, которые отчуждаются при его заключении, лишена исторических оснований и вредна; ведь правление устанавливается либо как результат исторически сложившихся обстоятельств, либо посредством применения силы) и влечет анархические следствия (поскольку предполагает свободу от принуждения, в частности от правового: ведь естественное право предшествовало бы установлению закона).

По мнению Бентама, права могут быть только конкретными, они должны существовать, если они полезны для общества, и упраздняться в случае их бесполезности. Бентам отвергает и другие абстрактные понятия («отношение», «власть», «собственность», «естественная справедливость», «нравственное чувство», «истинный разум» и др.).
Бентам полагает, что соответствующие таким понятиям формы анализа нравственных и правовых проблем представляют собой скрытый догматизм, поскольку не придают им разумного смысла, а просто заменяют ими необходимое рассуждение и аргументацию.
Бентам подчеркивал свою приверженность разуму и рациональности, пренебрегая ролью чувств в жизни человека. Придавал большое значение воспитанию и образованию народа, которые считал важными как средства усовершенствования разума и мыслей людей, способное направить их эгоистические чувства в правильное русло. В 1816 вышла «Хрестоматия» (Chrestomathia) Бентама, посвященная образованию.

Если спросить, что получилось в результате этой уединенной, но многотрудной жизни, то должно обратиться к жизни государственной и жизни научной. В жизни государственной система Бентама в ее целом нигде не нашла себе применения, но Бентам дал первый толчок ко многим улучшениям, достигнутым законодательством. К нему сводятся улучшения в системе наказаний, в тюремной системе, в формах законодательства, в законах о лихве, в судоустройстве, в учении о судебных доказательствах и т. п. И вообще он содействовал большему водворению в общественной жизни логики, последовательности мысли и дела и притом на континенте сильнее, чем в Англии.
Несомненны заслуги Бентама и в области отвлеченной науки, хотя здесь последователи его преувеличивали значение своего учителя. В науке он занял видное место своим аналитическим методом исследования. Не он изобрел этот метод, но он дал блестящий образчик его применения, образчик более убедительный, чем самый глубокомысленный трактат о пригодности метода. Кроме того, исследования его по некоторым отделам государственного права почти исчерпали предмет и навсегда останутся классическими. Таковы его учение об истине и доказательствах в вопросах юридических и публичных, его политика наказаний и наград в государстве.