Обязанность по уплате ндс организаций возникает. Сроки уплаты НДС по Налоговому кодексу РФ (НК РФ). Когда НДС не исчисляется, а когда исчисляется

Налоговый агент по НДС: ответы на самые популярные вопросы

Случаи, когда лицо становится по НДС, перечислены в статье 161 НК РФ. В частности, организация признается налоговым агентом по НДС:

  • если арендует государственное или непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • если приобретает товары (работы, услуги) у организаций, которые не состоят в России на налоговом учете. При этом сама организация должна состоять на учете в а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 и 2 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма от 06.06.2011 № 03-07-08/166 и от 05.03.2010 № 03-07-08/62);
  • если приобретает на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). Исключение - приобретение (выкуп) субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного ими имущества казны субъектов РФ и С 1 апреля 2011 года реализация такого имущества не является объектом обложения НДС (Закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ, подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, если на арендованное имущество казны (кроме имущества государственной казны РФ) перешло к субъекту малого (среднего) предпринимательства после 31 марта 2011 года, то он не становится налоговым агентом (письма Минфина России от 23.03.2011 № 03-07-14/17, от 12.05.2011 № КЕ-4-3/7618). Если право собственности на такое имущество получено до 1 апреля 2011 года, а оплата имущества производится позже, субъекты малого (среднего) предпринимательства признаются налоговыми агентами (подп. 12 п. 2 ст. 146, письмо ФНС России от 26.04.2011 № АС-2-3/388);
  • если реализует на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры а также имущества банкротов) (п. 4 ст. 161 НК РФ). При этом имеет значение, кому это имущество принадлежит. Так, если собственник арестованного имущества не признается (например, это компания, применяющая УСН), организация, реализующая такое имущество, не будет выступать налоговым агентом (письмо Минфина России от 11.11.2009 № 03-07-11/300);
  • если выступает в качестве посредника (с участием в расчетах) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ).

В каком порядке налоговый агент должен рассчитать и начислить НДС

Базой для является сумма выручки (дохода) контрагента-налогоплательщика по операциям, перечисленным в статье 161 НК РФ. О них мы уже поговорили выше.

О том, включать в налоговую базу сам НДС или нет, сказано также в статье 161 НК РФ. Так, налоговая база определяется с учетом НДС:

  • при аренде государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • при (получении) государственного или муниципального имущества, не закрепленного приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • при покупке за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Во всех этих случаях налоговые агенты начисляют налог к уплате в бюджет в день оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг). То есть либо в момент предварительной оплаты (в полном объеме или частично), либо в момент окончательного расчета с контрагентом. Причем при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, налоговую базу определяют по курсу на дату перечисления денег (п. 3 ст. 153 НК РФ, письмо Минфина России от 01.11.2010 № 03-07-08/303). Пересчитывать сумму налога по курсу, действующему на дату принятия товаров (работ, услуг) к учету, не нужно. Требование, предусмотренное в абзаце 4 пункта 1 статьи 172 НК РФ, на налоговых агентов не распространяется (письмо Минфина России от 03.07.2007 № 03-07-08/170).

Налоговую базу определяют без учета НДС (с учетом акцизов для подакцизных товаров), например, при реализации в качестве посредника (с участием в расчетах) товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ). В подобных случаях налоговые агенты начисляют налог к уплате в бюджет либо в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо в день их оплаты — в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше.

Размер налоговой ставки зависит от вида товаров (работ, услуг), которые организация - налоговый агент покупает или реализует на территории России.

Сумма НДС, которая должна быть перечислена в бюджет, определяется по расчетной ставке, если налоговая база включает в себя НДС. А также при получении аванса (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), при реализации которых налоговая база определяется без учета НДС (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Если в налоговую базу НДС не входит, сумму налога, которая должна быть перечислена в бюджет, считают по ставке 18 или 10 процентов. Рассчитанную таким образом сумму НДС налоговый агент обязан предъявить покупателю дополнительно к цене реализуемых товаров (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Как осуществляется уплата НДС налоговым агентом

Сумму НДС, начисленную (удержанную) в том или ином налоговом периоде (квартале), налоговый агент должен перечислять в бюджет ежемесячно равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за этим кварталом (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК РФ). Например, за III квартал 2015 года — не позднее 26 октября (25 октября — выходной день), 25 ноября и 25 декабря.

Исключение — уплата НДС по работам (услугам), исполнителями которых являются иностранные организации, не состоящие в России на налоговом учете. Налоговый агент обязан перечислить удержанный налог в бюджет одновременно с выплатой иностранным организациям. Банкам запрещено принимать на перевод оплаты исполнителю, если одновременно с ними не предъявил платежное поручение на перечисление НДС в бюджет (абз. 2 и 3 п. 4 ст. 174 НК РФ).

В платежном поручении на перечисление НДС, в частности, укажите (Правила, утвержденные приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н):

  • в поле 101 «Статус лица, оформившего документ» - код 02 (налоговый агент);
  • в поле 104 «КБК» - код бюджетной классификации НДС (в 2015 году это КБК 182 1 03 01000 01 1000 110. Заметьте: КБК НДС налогового агента точно такой же, как и у обычного юридического лица - плательщика НДС);
  • в поле 106 «Основание платежа» - код ТП (платеж текущего года).

Какие проводки составляет налоговый агент по НДС

Удержание НДС из сумм, причитающихся продавцу (арендодателю), оформляют проводками:

Дебет 19 Кредит 60

— учтен НДС, предъявленный продавцом (арендодателем) (у неплательщиков НДС вместо счета 19 может быть сразу счет учета затрат);

Дебет 60 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— удержан НДС налоговым агентом.

Перечисление удержанной суммы в бюджет отражают записью:

— перечислена в бюджет удержанная сумма НДС.

Если налог перечислен в бюджет за счет собственных средств (в случае, когда своевременно налог по какой-либо причине не был удержан из средств контрагента), потребуются такие проводки:

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— отражена сумма НДС, подлежащая уплате за счет собственных средств;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51

— перечислен в бюджет НДС за счет собственных средств.

При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных организаций (не состоящих на налоговом учете в России) по договорам поручения, комиссии или агентским договорам, проводки будут следующие:

Дебет 62 Кредит 76

— реализованы товары (работы, услуги, имущественные права), принадлежащие иностранной организации;

Дебет 51 Кредит 62

— получена оплата за товары (работы, услуги, имущественные права);

Дебет 76 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— удержан НДС из доходов иностранной организации;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51

— перечислена в бюджет удержанная сумма НДС;

Дебет 76 Кредит 51

— перечислена контрагенту полученная оплата за товары (работы, услуги, имущественные права) за минусом удержанного НДС.

Какую отчетность подают налоговые агенты по НДС

При исполнении обязанностей налоговых агентов по НДС нужно составлять счета-фактуры. Общий порядок составления этих документов пунктами 5-7 статьи 169 НК РФ.

Далее налоговые агенты - плательщики НДС отражают сведения в книге продаж и покупок (п. 22 раздела II приложения 4 и абз. 1 п. 3, п. 15 и 16 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). Налоговые агенты - неплательщики НДС отражают сведения лишь в книге продаж. Кроме того, в любом случае посредники, экспедиторы, застройщики, которые от своего имени выставляют счета-фактуры или получают счета-фактуры в интересах других лиц, ведут также журнал учета счетов-фактур, полученных и выставленных в рамках посреднической деятельности (деятельности по договорам транспортной экспедиции, при выполнении функций застройщика). Журналы налоговые агенты сдают в ИФНС в составе декларации по НДС (п. 5.1 ст. 174 НК РФ).

В целом декларацию по НДС должны представлять все налоговые агенты. Подавать отчетность нужно по месту своего учета. Формат - электронный (по ТКС). Исключение: если налоговый агент — неплательщик НДС. То есть применяет спецрежим или освобожден от по статье 145 НК РФ. В таком случае можно подавать декларацию на бумаге или электронно - на выбор. Лишь в одном случае данная льгота не применяется: если налоговый агент — посредник, экспедитор или застройщик, который от своего имени выставляет счета-фактуры или получает счета-фактуры в интересах других лиц. Тогда нужно сдать отчетность электронно.

Срок представления декларации по НДС налоговым агентом во всех случаях — не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Декларацию по НДС заполняют по общим правилам (приказ ФНС РОССИИ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@). При этом используют данные, которые отражены:

  • в книге покупок и книге продаж. Отдельно эти сведения указывают в разделах 8 и 9 декларации;
  • журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. Отдельно эти сведения указывают в разделах 10 и 11 декларации.

За несвоевременное представление налоговая инспекция может:

  • оштрафовать организацию (ст. 119 и 119.1 НК РФ);
  • заблокировать банковский счет организации (п. 3 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

В Письме от 14.08.2017 № 03 07 14/51894 Минфин сообщил о разработке законопроекта, в случае принятия которого будет проведен некий эксперимент по возложению обязанностей уплаты НДС на покупателей - налоговых агентов. Пока речь идет о реализации отдельных видов продукции. Но по итогам проведения такого эксперимента можно сделать вывод о целесообразности более широкого применения обозначенного порядка…

Догадались? Речь пойдет (теперь уже) о законе, согласно которому обязанность по уплате НДС вместо продавцов будут выполнять покупатели. Продукция, которая будет участвовать в эксперименте по уплате НДС, - металлолом и сырые шкуры животных. А в чем суть нововведений, расскажем далее

25.01.2018

Для чего?

Ранее (до 2008 года) реализация лома черных и цветных металлов облагалась НДС. Однако схемы хищений налога (заготовка и реализация через подставные фирмы, незаконное возмещение НДС из бюджета) в этой области тогда процветали. Чтобы решить проблему, было введено освобождение операций по их реализации от налогообложения. Так в п. 2 ст. 149 НК РФ появился пп. 25.

К сведению

Напомним, налогоплательщики, совершавшие перечисленные в ст. 149 НК РФ операции, вправе не платить НДС при наличии у них соответствующих лицензий (п. 6 ст. 149).

Порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов утвержден Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287. Исключением является реализация лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства. Такая реализация не облагается НДС независимо от наличия лицензии (Письмо Минфина России от 02.09.2015 № 03 07 07/50555).

В общем то, положительного эффекта законодатель достиг на несколько лет. Но начиная с 2011 - 2012 годов были отработаны новые схемы нарушений уплаты НДС уже на этапе переработки лома и реализации полученной продукции. И внедренные в дальнейшем способы проверки налога (программа АСК НДС-2) ситуацию не исправили. Поэтому вопрос о внесении изменений в законодательство, направленных на исключение возможности уклонения от уплаты налога при производстве и реализации продукции из лома и отходов, возник вновь.

Что предпринято законодателем?

Продавцам экспериментальных товаров.

Когда НДС не исчисляется, а когда исчисляется?

Федеральный закон от 27.11.2017 № 335 ФЗ признал утратившим силу пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, тем самым реализация лома и отходов черных и цветных металлов с 01.01.2018 опять введена в налогооблагаемый оборот, но своеобразно. Уплачивать налог будут налоговые агенты - покупатели товаров (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

Это следует из введенных в ст. 166 «Порядок исчисления налога» и 161 «Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами» НК РФ п. 3.1 и 8 соответственно.

«Агентский» список пополнен реализацией на территории РФ следующих товаров (далее - экспериментальные товары):

Сырых шкур животных;

Лома и отходов черных и цветных металлов;

Алюминия вторичного и его сплавов.

К сведению

В целях применения НК РФ сырыми шкурами животных признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке.

Алюминием вторичным и его сплавами признаются алюминий вторичный и его сплавы, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности .

В частности, определено: при реализации указанных товаров налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров с учетом налога (абз. 1 п. 8).

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС в соответствии со ст. 145 или 145.1 НК РФ.

Буквально из нормы НК РФ следует: налоговая база при реализации «освобожденцами» экспериментальных товаров определяется без учета налога. А вот о «спецрежимниках», которые не признаются налогоплательщиками, заметим, здесь нет никаких упоминаний.

Вместе с тем из абз. 6 п. 8 следует более четкий подход к «особой» категории продавцов, в частности к тем, кто:

Освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

Не является налогоплательщиком.

(Что помешало законодателю абз. 1 п. 8 составить четче?)

Названные лица в договоре и первичном учетном документе делают соответствующую отметку - «Без налога (НДС)».

Обратите внимание

Если отметка «Без налога (НДС)» в договоре, первичном учетном документе окажется дезинформацией, в дальнейшем НДС будет платить сам продавец экспериментальных товаров, а не покупатель - налоговый агент (абз. 7 п. 8 ст. 161 НК РФ).

Еще один важный момент. Продавцы - «освобожденцы» и «спецрежимники» могут утратить право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение специальных налоговых режимов в соответствии с гл. 26.1 (в виде уплаты ЕСХН), 26.2 (УСНО), 26.3 (в виде уплаты ЕНВД) и 26.5 (ПСНО). Тогда они (на что указано в абз. 8 п. 8) исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации экспериментальных товаров начиная с периода, в котором перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов.

Подведем итог. По общему правилу продавцы при реализации экспериментальных товаров НДС не исчисляют. Такая обязанность ложится на них лишь в следующих случаях:

  • при продаже названных товаров «физикам», не являющимся индивидуальными предпринимателями;
  • при недостоверно указанных в документах сведений (о том, что продажа осуществляется без учета НДС);
  • при утрате права на применение освобождения от исполнения обязанностей по НДС либо применение специального налогового режима;
  • при реализации товара, к которой применяется нулевая ставка по НДС в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 (п. 3.1 ст. 166 НК РФ).

Когда налог предъявляется, а когда не предъявляется?

В общем случае налогоплательщик (налоговый агент, указанный в п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ) при реализации дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога (абз. 1 п. 1 ст. 168 НК РФ). То же - при получении предварительной оплаты продукции (абз. 2).

Однако положения настоящего пункта не применяются к реализации экспериментальных товаров (в п. 1 ст. 168 введен абз. 3). Но с исключениями, к которым законодатель отнес реализацию товаров:

По ставке 0% (пп. 1 п. 1 ст. 164);

Физическим лицам - не коммерсантам.

Только в обозначенных случаях НДС к оплате покупателю продавец не предъявляет. Как указано выше, о налоге он «позаботится» сам.

Пример 1

При демонтаже (ликвидации) объекта ОС компанией, находящейся на традиционной системе налогообложения, получен металлолом (лом черных металлов), рыночная стоимость которого установлена на основании прейскурантных цен специализированной организации, занимающейся сбором и переработкой вторичного сырья, в сумме 82 600 руб. Металлолом продан физическому лицу за 82 600 руб. (в том числе НДС).

В данном случае НДС (в сумме 12 600 руб.) продавец определяет самостоятельно в обычном порядке. «Отгрузочный» НДС будет отражен в разд. 3 декларации по НДС.

А вот в других ситуациях (в том числе при продаже экспериментальных товаров «освобожденцами», «спецрежимниками»), получается, обязанность предъявления налога покупателю у продавца остается. Впрочем, автор статьи отступил бы от формулировок НК РФ и выразился иначе, поскольку речь идет об обязанности «передачи» налога покупателю - налоговому агенту. Однако покупатель при таких обстоятельствах НДС не уплачивает (в договоре и «первичке» продавцом сделана отметка - «Без налога (НДС)»).

Счет-фактура: как составлять?

В силу п. 5 ст. 168 при реализации товаров налогоплательщиками, освобожденными по ст. 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. На указанных документах делается надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

При реализации налогоплательщиками экспериментальных товаров, а также при получении предоплаты (полной, частичной) в счет предстоящих поставок экспериментальных товаров налогоплательщик составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры (при необходимости) без учета сумм налога.(Предполагаем, что в счете-фактуре из стоимостных показателей продавец будет отражать только стоимость товаров без учета налога.) При этом в названных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (абз. 2, дополнивший п. 5 ст. 168 НК РФ).

А нужно ли регистрировать такой счет-фактуру в книге продаж? Или это должен сделать покупатель - налоговый агент? Пока ответов на поставленные вопросы нет.

Покупателям экспериментальных товаров.

Об исчислении налога.

Как уже было отмечено, обязанность исчисления и уплаты НДС лежит на покупателе экспериментального товара - налоговом агенте. Он определяет (расчетным методом) сумму налога и уплачивает ее в бюджет вне зависимости от того, исполняет ли обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ (абз. 5 п. 8 ст. 161 НК РФ).

Таким образом, покупатели (за исключением «физиков») исчисляют НДС при покупке экспериментального товара, будучи (в том числе) «освобожденцами» или «спецрежимниками».

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО (п. 5 ст. 346.11 НК РФ), ПСНО (п. 11 ст. 346.43 НК РФ) или уплачивающие ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ), а также лица, использующие право на освобождение от уплаты НДС (ст. 145 НК РФ), от обязанностей налоговых агентов не освобождены.

Вместе с тем, если экспериментальный товар приобретен у продавцов, освобожденных от обязанностей налогоплательщика, или «спецрежимников», НДС покупатели не рассчитывают и не уплачивают (ведь в договоре, «первичке» продавец отметит - «Без налога (НДС)»).

С этим более-менее понятно. Но как быть в ситуации, когда в качестве продавца экспериментального товара выступает физическое лицо? Федеральный закон № 335 ФЗ об этой ситуации умалчивает. Очевидна ли она законодателю? Мне, автору статьи, к сожалению, нет.

Смоделируем ситуацию. Предположим, что организация принимает от физических лиц за плату лом черных и цветных металлов. В силу абз. 10 п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54 ФЗ она использует ККТ. Возлагается ли на нее в данной ситуации обязанность исполнения роли налогового агента? Или нужно рассуждать так: «физик» не является плательщиком НДС. Значит, рассчитывать и уплачивать налог организация, принявшая у него за плату экспериментальный товар, не должна.

Ну а если должна, то как это сделать? Рассчитать налог «сверху» и уплатить за счет собственных средств? И как провести операцию через ККТ? Можно ли воспользоваться вычетом «агентского» НДС, уплаченного за счет собственных средств? Вопросы… ответы на которые, надеемся, дадут официальные органы в ближайшее время.

Но продолжим знакомиться с Федеральным законом № 335 ФЗ.

Момент определения налоговой базы для исчисления сумм НДС соответствует тому, что установлен для налоговых агентов, указанных в п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ (изменен п. 15 ст. 167 НК РФ). Это наиболее ранняя из следующих дат:

День отгрузки (передачи) экспериментальных товаров;

День оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.

Пример 2

Покупатель - плательщик НДС перечислил аванс продавцу (также применяет ОСНО) под предстоящую поставку лома черных и цветных металлов в размере 236 000 руб.

Исчисляет «авансовый» НДС в данном случае покупатель - налоговый агент.

А если речь идет об «отгрузочном» налоге? Как правильно определить дату отгрузки?

Минфин подчеркивает, что таковой является дата первого первичного документа, оформленного продавцом на покупателя или перевозчика для доставки товара покупателю (Письмо от 28.08.2017 № 03 07 11/55118). Однако может сложиться ситуация, когда продавец выпишет товарную накладную (ф. ТОРГ-12) в конце квартала, а покупатель получит ее уже в следующем налоговом периоде. На какую дату ориентироваться покупателю при исчислении НДС?

О вычете «агентского» НДС.

Теперь что касается вычетов «агентского» НДС - у покупателей (налоговых агентов) есть такое право в силу следующих (скорректированных) норм НК РФ:

1) по «отгрузочному» налогу - абз. 1 п. 3 ст. 171 НК РФ; норма дает право на вычет сумм налога:

Уплаченных в соответствии со ст. 173 НК РФ налоговыми агентами, указанными в п. 2, 3 и 6 ст. 161;

Исчисленных налоговыми агентами, поименованными в п. 8 ст. 161 НК РФ;

2) по «авансовому» налогу - п. 12 ст. 171 НК РФ; вычетам подлежат и суммы налога, исчисленные налоговым агентом с сумм предоплаты за экспериментальные товары.

Как видим, речь идет именно об исчисленных, а не уплаченных налоговыми агентами суммах налога.

Основанием для вычета является счет-фактура, составленный продавцом, с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом» (п. 1 ст. 169 НК РФ).

Возникает вопрос: вправе ли покупатель заявить НДС, если он не является плательщиком НДС (освобожден от обязанностей налогоплательщика), но располагает счетом-фактурой продавца (плательщика НДС) с соответствующей отметкой об исчислении «агентского» налога?

Ответ - в скорректированном абз. 3 п. 3 ст. 171 НК РФ: положения настоящего пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в п. 2 ст. 171, и при их приобретении он уплатил налог в соответствии с настоящей главой либо исчислил налог в соответствии с абз. 2 п. 3.1 ст. 166 НК РФ.

Иными словами, все как обычно; покупатель - налоговый агент, исчисливший НДС, имеет право на вычет «агентского» НДС при условии, что экспериментальный товар приобретен им:

Для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170, то есть по которым налог учитывается в стоимости товаров);

Для перепродажи.

Значит, применить вычет «агентского» НДС покупатели - «спецрежимники» и «освобожденцы» не вправе.

Пример 3

При демонтаже (ликвидации) объекта ОС компанией, освобожденной от исполнения обязанностей по ст. 145 НК РФ, получен металлолом (лом черных металлов), рыночная стоимость которого установлена на основании прейскурантных цен специализированной организации, занимающейся сбором и переработкой вторичного сырья, в сумме 100 000 руб. Металлолом продан специализированной организации за 110 000 руб.

В договоре, в первичном учетном документе, акте, а также в счете-фактуре компания - продавец лома черных металлов сделала отметку «Без налога (НДС)».

Организация-покупатель (плательщик НДС) - налоговый агент в данном случае НДС не исчисляет.

Продавцу будет перечислена сумма в размере 110 000 руб.

Пример 4

Воспользуемся условиями предыдущего примера с той лишь разницей, что продавец является плательщиком НДС. А организация-покупатель применяет УСНО.

В силу п. 5 ст. 346.11 НК РФ «упрощенцы» не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

В данном случае покупатель, выполняя роль налогового агента, исчислит НДС расчетным путем. В итоге получит сумму 16 780 руб. (110 000 руб. / 118 х 18), которая уплачивается в бюджет.

Продавцу, соответственно, будет перечислена сумма (оплата товара) за минусом НДС - 93 220 руб. (110 000 - 16 780).

Заметим: по данному вопросу, не исключено, будут возникать споры о сумме, которую должен получить продавец. Если по условиям нашего примера оговорено, что таковая составляет 110 000 руб., то, по сути, покупателю придется начислять НДС сверх цены товара. Четких разъяснений по данному вопросу нет.

И еще. Покупатель располагает счетом-фактурой продавца, на котором содержится отметка «НДС исчисляется налоговым агентом», но заявить вычет «агентского» НДС, будучи «упрощенцем», он не вправе.

Пример 5

Воспользуемся условиями примера 2, согласно которым покупатель экспериментального товара исчисляет «авансовый» НДС с перечисленной им предоплаты.

Будучи плательщиком НДС, покупатель (налоговый агент) вправе заявить вычет с предоплаты в сумме исчисленного налога. Вычет возможен при соблюдении стандартных условий: получен счет-фактура на аванс от продавца и в договоре есть условие о предварительной оплате товара (п. 9 ст. 172 НК РФ).

Скажем несколько слов об изменении (увеличении либо уменьшении) стоимости экспериментальных товаров (с учетом налога) после их реализации. Учитывает это изменение покупатель товара - налоговый агент. Увеличение стоимости производится по общему порядку, предусмотренному п. 10 ст. 154 НК РФ (то есть за тот налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для составления корректировочных счетов-фактур в соответствии с п. 10 ст. 172 НК РФ). При уменьшении стоимости товаров покупатель примет к вычету разницу между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгрузки до и после такого уменьшения (абз. 1 п. 13 ст. 171 НК РФ).

И еще. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется (в силу введенного в ст. 173 п. 4.1) по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с п. 3.1 ст. 166 , увеличенная на суммы налога, восстановленные по пп. 3 и 4 п. 3 ст. 170, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами с учетом особенностей, установленных п. 3 ст. 172 НК РФ. Следовательно, если покупатель является плательщиком НДС, сумма налога к уплате по таким операциям будет равна нулю.

Налоговый агент, указанный в п. 8 ст. 161 НК РФ, обязан представить в налоговый орган по месту своего учета декларацию по НДС в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25 го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ). Но чтобы правильно заполнить разд. 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогового агента» (вычеты «агентского» НДС, напомним, отражаются в разд. 3 декларации), нужны коррективы декларации.

Итак, покупатели лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, сырых шкур животных с 01.01.2018 будут удерживать НДС у поставщиков и перечислять его в бюджет в качестве налоговых агентов. Освобождение от обязанностей налогового агента, даже если покупатель не намерен использовать товары в деятельности, облагаемой НДС, закон не пре-дусматривает. В этой связи стоит напомнить, что согласно ст. 122 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперчисление в установленный срок налогов грозит штрафом в 20% суммы налога.

Однако не все ответы на вопросы прописаны в законе четко. Многие из них нуждаются в дополнительных разъяснениях. Не совсем ясно, как поступать в ситуации, когда в качестве продавца товаров выступает физическое лицо. Или как покупатель обязан поступить с НДС, если товар им получен, но не оплачен (например, по причине отсрочки платежа). В этом случае удержать и перечислить налог в бюджет налоговый агент не в силах. Уплачивается ли НДС за счет собственных средств? Но таких требований законодатель не предъявлял.

Будем информировать читателя по мере появления разъяснений официальных органов.

ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14 ст.

Определяется в соответствии со ст. 105.3 НК РФ.

Здесь, напомним, сказано, что сумма налога налогоплательщиками-продавцами не исчисляется, за исключением случаев, предусмотренных абз. 7 и 8 п. 8 ст. 161, пп. 1 п. 1 ст. 164, а также при реализации экспериментальных товаров «физикам».

Здесь говорится о восстановлении покупателем принятого ранее «авансового» НДС.

Речь идет о восстановлении НДС в случае изменения стоимости отгрузки в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров. Восстановлению подлежат суммы налога в размере разницы между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгрузки до и после такого уменьшения.

Речь идет о вычетах «агентского» НДС (п. 3), налога, исчисленного продавцом и вычитаемого им в случае возврата товаров покупателем (п. 5), начисленного продавцом и перечисленного покупателем «авансового» НДС (п. 8 и 12), а также о вычетах НДС у продавца в случае изменения стоимости отгрузки.

Договор купли-продажи недвижимости зачастую порождает на практике много вопросов у бухгалтеров, поскольку методология отражения в бухгалтерском учете операций с недвижимостью попросту отсутствует. Применение в данной ситуации обычного порядка отражения операций с основными средствами не всегда возможно.

Большая часть спорных ситуаций возникает, когда приобретенный по договору объект недвижимости начинает эксплуатироваться покупателем до подачи документов на государственную регистрацию прав.

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ "к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе... здания, сооружения, объекты незавершенного строительства".
Как известно, в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ "право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи... их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре". Порядок регистрации устанавливается Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Таким образом, право собственности переходит к покупателю лишь с момента регистрации сделки . Следовательно, до момента регистрации продавец остается собственником объекта недвижимости, а покупатель им еще не является. Об этом же говорится и в п. 2 ст. 8 ГК РФ: "Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом".

Объект недвижимости передается по акту приемки-передачи, который подписывается сторонами. Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и соответствующих документов (п. 3 ст. 13 Закона N 122-ФЗ). На практике такая процедура, как правило, длится гораздо дольше. Таким образом, фактическая передача объекта и переход права собственности на него всегда происходят в разное время .

Это порождает немало вопросов, связанных как с отражением операций в бухгалтерском учете, так и с исчислением и уплатой НДС.

Остановимся подробнее на моменте возникновения у покупателя права на вычет по НДС, а также моменте возникновения обязанности по уплате НДС у продавца.

1. Момент возникновения права на по налогу на добавленную стоимость у покупателя недвижимого имущества.

Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ " имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные… налоговые вычеты».
Для того, чтобы получить вычет, покупателем одновременно должны быть соблюдены три условия, установленные п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ:

1. Недвижимое имущество должно использоваться для операций, облагаемых НДС ;

2. Должен быть получен правильно оформленный от продавца;

3. Объект недвижимости должен быть принят к бухгалтерскому учету .

В данном случае может возникнуть вопрос: что считать датой получения покупателем права на вычет :

Дату фактической передачи объекта (акта приемки-передачи имущества);

Дату подачи документов на государственную регистрацию прав;

Дату государственной регистрации?

В Письме Минфина России от 13.07.2005 N 03-04-11/158 было дано разъяснение по этому поводу и отмечено, что налогоплательщик имеет право на вычет с того момента, как объект принят к учету в соответствии с требованиями ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

По общему правилу принятие к бухгалтерскому учету основного средства (как на счет 01 "Основные средства" , так и на счет 03 "Доходные вложения в материальные ценности") осуществляется после перехода права собственности .

В то же время объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемые, допускается принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств (п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н).

Кроме того, как указано в Письме Минфина России от 06.09.2006 N 03-06-01-02/35, в случае, если объект, первоначальная стоимость которого сформирована на дату передачи документов на государственную регистрацию прав собственности, передан по акту приема-передачи в эксплуатацию и организацией на объекте фактически ведется хозяйственная деятельность, данный объект недвижимого имущества обладает всеми признаками основного средства, установленными п. 4 ПБУ 6/01.

В налоговом учете, объекты основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации, принимаются к учету с момента документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию этих прав (п. 8 ст. 258 НК РФ).

Учитывая изложенное, входной НДС по объектам недвижимости в части, приходящейся на долю облагаемых НДС операций, возможно принять к вычету после подачи документов на государственную регистрацию в случае выполнения всех остальных условий принятия к вычету.

Аналогичное мнение приведено в Письме Минфина России от 13.07.2005 N 03-04-11/158: "При приобретении основных средств (объектов недвижимости), используемых при осуществлении операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, суммы этого налога, уплаченные продавцу, возможно принять к вычету после подачи документов на государственную регистрацию прав на приобретенное недвижимое имущество ".

Таким образом, суммы НДС, предъявленные организации при приобретении объекта основных средств, принимаются к вычету на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, и соответствующих первичных документов, подтверждающих принятие этого объекта на учет, при условии его использования для осуществления операций, подлежащих обложению НДС (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

В случае отсутствия указанных документов объект основных средств не может быть принят к учету, а, следовательно, суммы НДС, предъявленные организации при его приобретении, вычету не подлежат.

Иными словами, покупатель получит право на вычет с момента подачи документов на государственную регистрацию при наличии документов, перечисленных в п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ .

2. Момент возникновения обязанности по уплате НДС у продавца

В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. п. 3, 7 - 11, 13 - 15 ст. 167 НК РФ, является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В случае, когда продавец получает аванс под будущую продажу недвижимости, необходимость начислить НДС в бюджет возникает сразу же в период получения аванса. А как определить факт "отгрузки", если аванса не было? Ведь в случае продажи недвижимости отгрузки как таковой не происходит.

В п. 3 ст. 167 НК РФ сказано, что "если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях настоящей главы приравнивается к его отгрузке ".

В Письме Минфина России от 26.10.2004 N 03-03-01-04/1/85 сказано, что "момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при передаче... покупателю недвижимого имущества определяется как день оформления государственной регистрации права собственности покупателя на данные объекты ".

Таким образом, ключевым моментом для исчисления налога на добавленную стоимость продавцом и выставления счета-фактуры покупателю является именно момент перехода права собственности на недвижимость, то есть, факт государственной регистрации, а не факт, например, подачи документов на регистрацию, как это происходит в отношении покупателя при использовании им права на вычет.

В момент такой реализации продавец выписывает и выдает покупателю счет-фактуру, оформленный в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ. Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ счет-фактура выставляется – не позднее 5 календарных дней считая со дня отгрузки товара, т.е., в нашем случае – не позднее 5 календарных дней со дня государственной регистрации.

Что же происходит на практике?

Поскольку у покупателя, как было указано выше, право на принятие НДС к вычету возникает с момента подачи собственником (продавцом) документов на государственную регистрацию, он вправе обратиться в налоговый орган за вычетом, представив все необходимые документы, в том числе, счет-фактуру от продавца.

Однако в данном случае возникает вопрос, где покупателю взять счет-фактуру, если для продавца момент реализации (регистрация права на объект) еще не наступил и последний пока не вправе его выставлять?

Чтобы соблюсти нормы закона, покупателю остается только одно – дождаться, когда наступит момент государственной регистрации, который, на практике часто затягивается регистрирующими органами, что в целом нарушает право покупателя на своевременное получение налогового вычета.

Что касается продавца, то в отношении него позиция налоговых органов при проведении проверки может оказаться таковой, что организацию-продавца, выставившего счет-фактуру в 5-дневный срок с момента государственной регистрации могут обвинить в занижении налогооблагаемой базы по НДС, поскольку он не начислил налог в момент передачи имущества по акту, либо в момент подачи документов на государственную регистрацию права.

Однако в данном случае продавцу можно будет легко оспорить доводы налоговой инспекции, поскольку в момент передачи объекта по акту приемки-передачи, как впрочем, и в момент подачи документов на государственную регистрацию, переход права собственности еще не наступит, и, следовательно, счет-фактура, выписанная в данные моменты будет является недействительной. Ссылка налогоплательщика на приведенные выше нормативные акты будет весомым аргументом в его пользу.

В случае же, если продавец, опасаясь обратных претензий со стороны налогового органа, все же выставит счет-фактуру сразу после передачи объекта недвижимости по акту либо сразу после подачи документов на государственную регистрацию, то формально у покупателя появляется право обратиться за вычетом. Однако и здесь налоговым органом может быть отказано покупателю в вычете НДС до наступления момента перехода права собственности на объект недвижимости, поскольку до этого момента продавец не имел права выставлять счет-фактуру в адрес покупателя.

Как известно, все неясности в области налогового законодательства трактуются в пользу налогоплательщика.

Судебные прецеденты по данному вопросу складываются неоднозначно.

Как показывает арбитражная практика, факт регистрации права собственности на приобретенный объект в большинстве случаев не влияет на момент возникновения права покупателя на вычет по НДС (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.10.2005 по делу N Ф04-7025/2005(15563-А27-31); Постановление ФАС Поволжского округа от 16.05.2006 по делу N А12-30480/05-С29).

Лишь в немногочисленных случаях арбитражные суды приходят к выводу, что входной НДС может быть принят к вычету только после регистрации права собственности на недвижимость (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.10.2005 по делу N Ф03-А73/05-2/3087).

Однако налогоплательщикам в подобных спорах с налоговыми органами следует ссылаться на вышеуказанное Письмо Минфина РФ от 13.07.2005 N 03-04-11/158, руководствуясь при этом п.п 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, где указано, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по различным вопросам налогового законодательства, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (должностным лицом) в пределах его компетенции является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.

НДС – инструмент, позволяющий государству пополнять казну за счёт части добавленной стоимости, возникающей на каждом этапе производства товаров и услуг. Положения, связанные с этим налогом, регламентируются гл. 21 НК РФ и распространяются на всех плательщиков НДС, к которым относятся:

  • юридические лица;
  • ИП, работающие на ОСНО, а также «упрощенцы» с выручкой свыше 2 млн.руб. за последние 3 месяца;
  • производители и продавцы подакцизных товаров;
  • организации, осуществляющие экспортно-импортные операции.

Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость в последнем случае представляют особую сложность. Это связано с особенностями международных торговых операций: товар, пересекающий границу, облагается налогами по обе её стороны. А как при этом считать НДС, как избежать двойного налогообложения – в этих нюансах должен обязательно разбираться бухгалтер фирмы, вышедшей на международный рынок.

Когда возникает обязанность по уплате НДС?

В целях исчисления НДС по экспортно-импортным операциям фактом приобретения товара считается не момент пересечения им границы, не поступление его на склад, а время получения или перечисления оплаты за данную продукцию. С этого момента у компании возникает обязанность по уплате НДС.

Нередки случаи, когда оплаченный товар был повреждён или утерян при транспортировке. Как разрешаются такие казусы? Если предприятие может подтвердить этот прискорбный факт, предоставив соответствующие документы компетентных органов (полиции, таможни, санэпиднадзора и т.д.), от уплаты налога оно будет освобождено. Импортные товары, перемещаемые по закупкам в пользу государства, НДС не облагаются.

Что такое двойное налогообложение?

Двойное налогообложение – это ситуация, когда с одной и той же экспортно-импортной операции налоги взимаются, как минимум, дважды: с продавца и с покупателя товара при таможенном оформлении, а затем ещё и внутри страны при дальнейшей реализации. Не допустить многократной фискальной нагрузки на участников ВЭД позволяют двусторонние соглашения между странами, связанными торговыми отношениями, о взаимном зачёте налогов во избежание двойного налогообложения.

Так, при продаже продукции российского производства в Германию, уплата НДС возлагается на фирму-экспортер, немецкий же покупатель от платежа в бюджет своей страны освобождается. Аналогичное правило действует и при операции в обратном направлении – такой порядок предусмотрен соглашением, заключённым между ФРГ и РФ в мае 1996 г. Подобные договоренности имеются и с другими государствами, но не все из них действуют в реальности по ряду бюрократических причин.

НДС на импорт

Как известно, импорт – это ввоз приобретённой за рубежом продукции на территорию страны. В то же время эта же операция считается экспортом для другой стороны сделки. В момент поступления груза на границу получатель обязан произвести его растаможку. Для импортера это означает оплату таможенных пошлин и НДС, после чего покупатель сможет забрать свой товар.

НДС по импортным операциям исчисляется от стоимости товара, увеличенной на сумму таможенных и акцизных сборов по формуле:

НДС = (декларационная стоимость товара + таможенная пошлина + сумма акциза) * х %,

где х – ставка налога, которая в большинстве случаев составляет 18 % (за исключением отдельных товаров и услуг, которые облагаются по ставке 10 % и 0 %).

Такая формула расчёта НДС на импортные товары приводит к удорожанию их стоимости за счёт включения таможенных платежей. При дальнейшей реализации иностранной продукции, являющейся объектом, облагаемым налогом на добавленную стоимость, импортёр снова сталкивается с необходимостью уплатить данный налог в государственный бюджет. Если сумма налога, внесённая при растаможке, превышает налог, исчисленный при продаже товара, организация может претендовать на возврат получившейся разницы.

Что для этого необходимо.

  1. Поставить импортный груз на учёт.
  2. Собрать первичные сопроводительные документы к товару (счета-фактуры, накладные, договор о поставке, таможенная декларация, выписка с банковского счёта об оплате таможенного НДС).
  3. Подать декларацию по НДС в налоговую инспекцию с приложением перечисленной документации.

Возврат НДС из бюджета – задача непростая. Нужно быть готовым к долгой и тщательной камеральной проверке. Стоит отметить, что вся сделка по импорту должна быть полностью легальной и прозрачной, заключена напрямую с иностранным продавцом без каких-либо посредников, а оплата растаможки – только с банковского счёта импортера.

Возмещение импортного НДС возможно в следующих формах:

  • зачёт по имеющимся у налогоплательщика долгам перед бюджетом;
  • возврат причитающихся средств по реквизитам расчётного счёта организации;
  • зачисление суммы в счёт будущих налоговых платежей;
  • возврат или зачёт части запрошенной суммы.

Экспортный НДС

Вывоз товара за рубеж позволяет делать учёт экспортного НДС по ставке 0%. Это означает, что сумма, полученная от реализации продукции, не облагается налогом на добавленную стоимость, поскольку продажа произведена не внутреннему покупателю, а иностранному партнёру. Однако для применения нулевой ставки продавец обязан доказать факт перемещения товара за пределы страны в режиме экспорта.

Основанием для возмещения экспортного НДС является предоставление в налоговые органы пакета документов:

  • контракт на поставку продукции зарубежному контрагенту;
  • банковская выписка о поступлении оплаты по договору;
  • таможенная декларация с отметкой таможни о перемещении груза;
  • сопроводительные документы, также отмеченные на таможенном пункте пропуска.

Указанные документы в течение 180 дней с момента получения оплаты от покупателя должны быть переданы в ИФНС вместе с декларацией по НДС. При нарушении сроков либо неполном комплекте подтверждающих документов НДС по экспортным операциям к зачёту не принимается. В этом случае налоговая вправе сделать доначисление по налогу по ставке 10 или 18 % и вменить организации пени, уведомив налогоплательщика в 10-дневный срок об отказе в возмещении с указанием причины.

Если с документами все в порядке, а требование возмещения налога обоснованно, возврат экспортного НДС происходит путём перечисления на расчётный счёт налогоплательщика либо в форме списания текущих и будущих задолженностей.

Неправомерное получение возврата НДС из бюджета является мошенничеством, чем и объясняются достаточно жёсткий подход налоговых органов к проверке импортно-экспортных операций и частые отказы в возмещении. Участник ВЭД при наличии обоснованных возражений может подать апелляцию на решение ИФНС или обратиться в арбитраж для защиты своих интересов в судебном порядке.

Правовые основания, в силу которых Поставщик обязан уплатить НДС "за Покупателя", если Покупатель самостоятельно не исполнил обязанность по уплате НДС.

Ответ

Поставщик при реализации товаров обязан начислить НДС к уплате в бюджет и предъявить к оплате.

Обязанность уплачивать налоги (в том числе НДС) за другое лицо законодательно не установлена (за исключением ситуации с налоговыми агентами). Однако предоставлено право оплатить налоги за другое лицо.

Подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» .

«Реализация товаров (работ, услуг) на территории России признается объектом обложения НДС* ().

Товары (работы, услуги) считаются реализованными, если право собственности на них переходит от продавца к покупателю (право собственности на результаты выполненных работ (оказанных услуг) переходит от исполнителя к заказчику) ().

Безвозмездная передача права собственности на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) также признается реализацией и облагается НДС (). Подробнее об этом см. Как начислить НДС при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг).

Реализацией признается и передача имущественных прав. Следовательно, такие операции тоже облагаются НДС ().

Отдельные операции реализацией не признаются и, следовательно, не являются объектом обложения НДС. Перечень таких операций приведен в статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Начислять НДС к уплате в бюджет нужно применительно ко всем операциям, признаваемым объектами налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду ().

Момент определения налоговой базы

Моментом определения налоговой базы по товарам (работам, услугам) в целях расчета НДС является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день их отгрузки (передачи);
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Таким образом, начислить НДС к уплате в бюджет нужно либо в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо в день их оплаты - в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше*. Например, если организация отгрузила покупателю товары (выполнила для заказчика работы, оказала ему услуги), то по этой операции она должна начислить НДС, даже если оплата от покупателя (заказчика) не поступила.

В таком же порядке нужно определять налоговую базу и при реализации объектов недвижимости. То есть продавец тоже должен начислить НДС либо на дату получения предоплаты, либо на дату отгрузки. При этом с 1 июля 2014 года датой отгрузки объекта недвижимости признается дата передачи имущества, указанная в акте или другом передаточном документе. Такой порядок следует из положений пунктов и статьи 167 Налогового кодекса РФ. До 1 июля 2014 года датой отгрузки недвижимости считалась дата перехода права собственности на объект, то есть дата государственной регистрации смены собственника.
Аналогичные разъяснения содержатся в ».

«Когда налоги и взносы считают уплаченными

Налоги (страховые взносы) считают уплаченными в тот день, когда в банк предъявили платежное поручение, чтобы перечислить деньги на расчетный счет Казначейства России. Предъявить такое поручение может как сам налогоплательщик (плательщик страховых взносов), так и любое другое лицо: организация, предприниматель или человек, который не занимается бизнесом. Это предусмотрено статьи 45 Налогового кодекса РФ*. Естественно, что на расчетном счете организации или другого лица должно быть достаточно денег для платежа, а само поручение заполнено правильно. Иначе сотрудники банка его не примут.

Правила, по которым нужно заполнять поручения на перечисление платежей в бюджет, прописаны в и в . Подробнее об этом см. Как заполнить платежное поручение на перечисление налогов и страховых взносов.

Другим способом перечислить налоги нельзя. К слову, оплата через платежные терминалы или переводом без открытия банковского счета, законодательством не предусмотрена (письма Минфина России , ).

Но исполнить обязанность по уплате налогов (страховых взносов) можно и без перевода денег. Задолженность посчитают погашенной в тот день, когда:

  • налоговая инспекция приняла решение о зачете переплаты по одному налогу в счет погашения обязательств по другому;
  • с доходов налогоплательщика положенную сумму налога удержал налоговый агент. Конечно, только если за ним законодательно закреплена такая обязанность.

Расчеты с контрагентом. Налоги или взносы за должника по его поручению может перечислить в бюджет третье лицо (). Например, контрагент:

У которого есть встречный долг (например, по оплате товаров или по возврату займа);

Который должен перечислить аванс;

С которым есть договоренность об уплате налога или взноса.

Как отразить в бухучете уплату третьим лицом, зависит от того, в счет чего ее засчитывает плательщик. Если плательщик вернул деньги, то проводки будут такие.

У плательщика налога или взноса:

Дебет 20 (26, 44...91-2, 99) Кредит 68

Начислен налог;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с бюджетом через третье лицо» Кредит 76 субсчет «Расчеты с третьим лицом по платежам в бюджет»

Уплата налога в бюджет поручена третьему лицу (на основании гарантийного письма или письма-поручения);

Дебет 68 Кредит 76 субсчет «Расчеты с бюджетом через третье лицо»

Погашена задолженность перед бюджетом (на основании отчета третьего лица и копий документов, подтверждающих платеж);

Дебет 76 «Расчеты с третьим лицом по платежам в бюджет» Кредит 51

Погашен долг перед третьим лицом по уплате налога в бюджет.

Важно: на упрощенке и ЕСХН уплаченный налог зачтут, только когда плательщик рассчитается с третьим лицом ( , НК РФ.) В этих случаях очередность двух последних проводок будет обратной. В таком же порядке погашайте задолженность по счету 68 и при кассовом методе.

У третьего лица:

Дебет 76 субсчет «Расчеты с контрагентом по платежам в бюджет»

Кредит 76 субсчет «Расчеты с бюджетом по поручению контрагента»

Отражена задолженность контрагента (на основании гарантийного письма или письма-поручения);

Дебет 76 субсчет «Расчеты с бюджетом по поручению контрагента» Кредит 51

Перечислен налог в бюджет за контрагента;

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с контрагентом по платежам в бюджет»
- получены деньги от контрагента в счет уплаченного за него налога.

Помощь учредителя. Если налог заплатил за организацию учредитель, участник или акционер, то отношения можно оформить как заем, ссуду, дарение или вклад. Подробнее см. Как оформить и учесть помощь от учредителя (участника, акционера): займы, ссуды, дарение, вклады. Например, если учредитель безвозмездно заплатил налог за организацию, сделайте проводки:

Дебет 20 (26, 44... 91-2, 99) Кредит 68

Начислен налог;

Дебет 68 Кредит 91-1

Отражена в составе доходов сумма налога, безвозмездно уплаченная за организацию (на основании документов, подтверждающих платеж).

Посреднический договор . С третьим лицом можно заключить договор поручения или . Исполнитель от имени принципала перечисляет налоги или взносы в бюджет, а тот на основании отчета возмещает эти затраты. Кроме того, заказчик может выплатить исполнителю посредническое вознаграждение. Смотрите пример агентского договора и пример договора поручения.

В этом случае плательщик налога или взноса (принципала) сделает проводки:

Дебет 20 (26, 44…) Кредит 68

Начислен налог;

Дебет 68 Кредит 76 субсчет «Расчеты с поверенным (агентом)»
- отражена уплата налога на основании отчета посредника;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с поверенным (агентом)» Кредит 51

Перечислены деньги посреднику на уплату налога (посредническое вознаграждение);

При расчете налога на прибыль плательщик учитывает сумму налога или взноса в общем порядке - в прочих расходах ().

Исполнитель (посредник) отразит операцию в учете так:

Дебет 76 субсчет «Расчеты с бюджетом по договору поручения (агентскому договору) Кредит 51

Уплачен налог за доверителя (принципала) по его поручению;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с поручителем (принципалом) Кредит 76 субсчет «Расчеты с бюджетом по договору поручения (агентскому договору)

Сумма уплаченного налога отнесена на расчеты с доверителем (принципалом);

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с поручителем (принципалом)

Получены деньги от доверителя (принципала) на уплату налога.

Полученные от плательщика деньги на уплату налогов или взносов третье лицо в доходах не учитывает ( , НК РФ).

Ситуация: может ли за налогового агента перечислить налог в бюджет другая организация

Нет, не может.

С 1 января 2017 года любые организации, предприниматели и граждане могут перечислять в бюджет налоги и страховые взносы за плательщиков. Это следует из положений пункта 2 и статьи 45 Налогового кодекса РФ*.