Древнегреческие надписи для оружия с переводом. Гравировка на оружии. а) Марки отечественных заводов

В нашей студии вы можете заказать качественную гравировку на оружии. Её цена начинается от 1 000 рублей за 1 экземпляр. Современное оборудование позволяет выполнять надписи любой сложности, а также размещать рисунки с высокой степенью детализации. Не беспокойтесь за сохранность изделия – у вас есть возможность присутствовать при нанесении и лично контролировать процесс.

Цена гравировки на оружии

Примеры работ:

Гравировка на оружии в Москве

Москвичи и гости столицы могут оформить заказ на оперативную гравировку оружия в любой день недели, включая выходные и праздники. Для удобства покупателей мы работаем с 9.00 до 20.00. Мы предлагаем выгодные условия, основными из которых являются

  1. Отсутствие брака. Лазерная техника, управляемая компьютером, обеспечивает точное движение луча согласно выбранному эскизу. Результат превосходит все ожидания: даже при многократном увеличении надпись остается четкой, с ровными контурами.
  2. Возможность предварительного просмотра. Все эскизы разрабатываются в электронном варианте и тщательно «примеряются» на основу с учетом пропорций, изгибов, выпуклых и вогнутых участков.
  3. Каталог готовых проектов, который мы ведем с 2002 г. Вы всегда можете обратиться к нашему портфолио гравировки на металле , где обязательно найдется подходящий вариант.
  4. Короткие сроки оформления. Вся работа занимает около 15 мин., поэтому результат вы получите очень быстро. Кроме этого, за дополнительную плату мы выполняем срочные заказы независимо от объема и сложности – в этом случае уже сегодня будет готова первая партия.
  5. 100%-ная сохранность. Мы несем финансовую ответственность за каждый предмет, который принимаем на обработку.

Оформление ружья, клинка, пистолета

Лазерная гравировка на оружии различного типа предполагает разный подход к нанесению надписей. Например, на ружье удобным местом для этого является приклад, на пистолете – затвор, рукоять, дуло. Клинок можно оформить текстом или узором на лезвии, эфесе, ручке.

В арсенале наших дизайнеров – множество шрифтов, с помощью которых мы создаем красивые, эксклюзивные надписи, которые устойчивы к истиранию и деформации. Цена на гравировку оружия не зависит от типа изделия – мы одинаково эффективно обрабатываем кинжалы, пистолеты, ружья.

За более чем 10-летнюю деятельность наша студия заслужила репутацию надежного партнера, а наши мастера выгравировали столько надписей на оружии, что ими можно было бы опоясать Землю.



Производство охотничьего оружия в России в дореволюционное время было налажено неудовлетворительно и обеспеченность охотников оружием была недостаточной. Это объясняется прежде всего тем, что производство охотничьего оружия в основном было предоставлено частной инициативе мастеров, а в общегосударственном масштабе самим государством организовывалось очень слабо.

Все три оружейных завода дореволюционной России - Тульский, Ижевский и Сестрорецкий - были заняты выпуском строевого армейского оружия; охотничьи ружья на этих заводах изготовлялись в очень недостаточных количествах. Очень большое количество оружия выпускалось всевозможными кустарными мастерскими и фабриками и сборочными мастерскими. Последние работали на отечественных и иностранных полуфабрикатах.

По сведениям, приводимым С. А. Бутурлиным, в России накануне первой мировой войны ежегодно изготовлялось от 120 до 150 тысяч охотничьих ружей. Это, конечно, далеко не обеспечивало всей потребности в спортивном и промысловом оружии. Вот почему примерно такое же количество ружей ежегодно ввозилось в то время из-за границы.

Отсутствие государственного подхода к этой важной проблеме приводило к самым отрицательным результатам. Прежде всего это сказывалось на разрешении таких вопросов, как стандартизация оружия, единообразие калибров, систем и т. д. Каждый завод, каждый мастер-оружейник или сборочная мастерская работали на свой страх и риск. Они выпускали на рынок только те образцы, которые оказывались прежде всего выгодными в производстве, обеспечивали наиболее широкий сбыт и высокие прибыли.

Конечно, ни о каком планировании не могло быть и речи. Также не было и систематической научной разработки типов охотничьего оружия. Правда, такие специалисты-любители, как автор книги «Современное дробовое охотничье оружие» (псевдоним «Гражданский инженер») В. П. Ивашенцев и профессор С. А. Бутурлин, делали попытки осмыслить процесс расчета и изготовления охотничьего оружия. Ими были выработаны весьма важные теоретические положения, но, поскольку эти работы велись не систематически и, что особенно важно, без единого плана, - результаты этих исследований, даже очень удачные, не приносили большой пользы. Точно такое же положение имели и вопросы испытания и клеймения оружия.

Клеймо - государственный герб


В отношении контрольных испытаний оружия и клеймения его в царской России дело обстояло следующим образом. Производившееся казенными заводами строевое огнестрельное оружие, изготовлявшееся по заказу казны, всегда привлекало к себе самое серьезное внимание. Производство его всегда находилось под тщательным контролем.

Раньше по времени и более обстоятельно клеймилось в России оружие строевое (холодное и огнестрельное), предназначавшееся для вооружения армии. Выпуск этого оружия возлагался на государственные предприятия и лишь в редких случаях заказы выполнялись частными фирмами в России и за границей. Естественно, что государство было заинтересовано в качестве этого оружия и в разные времена устанавливало определенные правила для его приема.

Клеймению охотничьего оружия, предназначавшегося для удовлетворения личных нужд охотников, уделялось внимания гораздо меньше, да и образцы клейм не подвергались никакой стандартизации.

В XVI-XVII столетиях строевое оружие изготовлялось в определенных местах - в Московской оружейной палате, в Туле, среди казенных кузнецов и в крупных монастырских оружейных мастерских, таких, как Троицко-Сергиевская и Соловецкая оружейные палаты. Производство это контролировалось специальными надзирателями, которых присылали из Москвы. На каждом изготовленном образце обычно ставилось изображение государственного герба - двуглавого орла, - служившего государственным клеймом (рис. 176) Такие клейма, как правило, имеются на оружии, изготовленном в Московской оружейной палате. На оружии, которое было изготовлено в других местах, ставилось и местное клеймо (есть клейма Соловецкой оружейной палаты и т. д.).

Но, помимо вооружения, предназначавшегося для снабжения войск, почти во всех этих центрах изготовлялось и оружие другого типа - так называемое охотничье, или парадное. Это были уже вещи не серийного изготовления, а штучные. Они обычно делались лучшими мастерами и предназначались для высокопоставленных лиц или продажи. На большинстве таких вещей имелись надписи с именем мастера (на Западе они обычно имели еще так называемое цеховое клеймо и личное клеймо мастера).

До последних лет XVII в. в России не было единой утвержденной системы клеймения оружия. Лишь при Петре I, в связи с реорганизацией всей военной системы государства, началось широкое развитие оружейной промышленности. В первой же четверти XVIII столетия в России появляется казенная оружейная мануфактура - заводы Тульский, Липецкий, Олонецкий, Сестрорецкий и т. д.

Введение мануфактурного способа производства дало возможность стандартизировать и производство оружия. Введение на заводах твердого разделения труда со специализацией отдельных рабочих по изготовлению деталей оружия позволило одновременно возложить ответственность за качество этих деталей на самих производителей. Именно для этой цели и были введены личные клейма.

«Уже в начале XVIII в. известны ствольные заварщики, замочники, приборщики, ложевые мастера, станочники. Позднее получается еще более дробная специализация: в последней четверти XVIII в. насчитывалась 31 специальность» (М. М. Денисова, М. Э. Портков. Тульское художественное оружие XVIII-XIX вв. в собрании ГИМ. Госкультпросветиздат, 1952 г.).

Рис. 177. Клеймо Тульского оружейного завода начала XVIII в.


Рис. 178. Клеймо Олонецкого завода начала XVIII в.


В это же время появляются и контрольные клейма на оружии - клейма мастеров-приемщиков. А на огнестрельном оружии русских заводов систематически встречаются надписи, свидетельствующие о том, что оно изготовлено на данном заводе: «Тула», «Olonez» (Олонецкий завод), «Susterbeck» (Сестрорецк), а несколько позже - «Ижевск» и год изготовления (рис. 177, 178, 179). Кроме того, на Тульском заводе, кроме надписи и даты, на стволах ставили букву Р - латинский инициал Петра I (рис. 180).

Клеймо Сестрорецкого завода начала XVIII в.


К концу XVIII столетия все чаще и чаще появляются клейма мастеров-оружейников и на охотничьих ружьях, изготовленных в Туле. Можно назвать таких прекрасных оружейников, как Иван Пушкин (80-е годы XVIII в.); Иван Лялин - создатель прекрасного казнозарядного двуствольного кремневого ружья; Иван Полин - конструктор, создавший один из первых образцов многозарядного магазинного оружия. XIX столетие дает еще больше имен прославленных тульских мастеров охотничьего оружия. Следует упомянуть Крапивенцева, Петра, Николая и Ивана Гольтяковых, Ивана Фомина и т. д. (М. М. Денисова, М. Э. Портнов. Тульское художественное оружие XVIII-XIX вв. в собрании ГИМ. Госкультпросветиздат, 1952 г.).

Контрольное клеймо Тульского оружейного завода. Р - латинское написание инициала Петра I


В качестве образцов клейм второй четверти XVIII в. можно привести, например, ружье 1743 г., на стволе которого имеется надпись: «Тула 1743 г.» (рис. 181), или оружие с надписью: «Тула 1745 г.» (рис. 182). Эти вещи неизвестных мастеров, и очень возможно, что они изготовлялись именно Тульским заводом. Некоторые образцы имеют и авторские надписи, например ружье Ивана Пушкина. На замочной доске этого ружья написано: «Аруженикъ», а на стволе - «Иван Пушкин». Можно также привести в пример упомянутое ружье И. Лялина, на казне стволов которого написано «Lialin»

Клеймо Тульского оружейного завода второй четверти XVIII в.: «Тула 1743»(Слева)


Клеймо Тульского оружейного завода второй четверти XVIII в. «Тула 1745»(Справа)



Клеймо-надпись тульского оружейника Ивана Пушкина: «Аруженикъ», «Иванъ Пушкинъ»


Клеймо-надпись тульского оружейника Ивана Лялина (Слева).


Марка мастера на ружье Гольтякова (Справа).


В середине XIX столетия тульские оружейники, работавшие на дому или в своих мастерских, зачастую использовали для изготовления ружей черновые полуфабрикаты, полученные с государственного завода. В удостоверение доброкачественности этих деталей, главным образом стволов, испытанных заводской пробой, оружейники получали право ставить на их казне государственное клеймо - двуглавый орел. Это клеймо можно видеть на тульском охотничьем оружии до 1917 г. Примером такого наиболее раннего образца с клеймом завода могут служить ружья одного из лучших тульских мастеров 50-х годов XIX в. Петра Гольтякова, на казне которых имеется двуглавый орел, под ним буквы «П. Г.», а на стволах надписи: «Петр Гольтяков в Туле».

Клеймо тульского оружейника Петра Гольтякова


Установить точно, сколько работало в России оружейников и оружейных мастерских, пока еще не представляется возможным, так как не обследован соответствующий архивный материал. Но с уверенностью можно утверждать, что большинство охотничьих ружей с середины и почти до конца XIX столетия изготовлялось помимо государственных оружейных заводов.

Массовый выпуск охотничьего оружия государственными заводами, по видимому, начался после 1870-1871 гг., когда произошло перевооружение нашей армии и вместо устаревших ружей систем Крнка и Бердан-1 на вооружение была принята винтовка системы Бердан-2. Оставшиеся без употребления винтовки системы Крнка, обладавшие довольно крупным калибром - 15,24 мм, оказались прекрасным материалом для изготовления охотничьего оружия. Заводы и оружейные мастера, покупавшие их у казны, облегчали и опиливали ложу, рассверливали и иногда укорачивали ствол и выпускали большое количество одноствольных охотничьих ружей, которые пользовались очень широким спросом.


Ружье Гольтякова


Ружье охотничье одноствольное с затвором системы Крнка, центрального боя


В это же время большой спрос был и на капсюльные шомпольные ружья, переделанные из остававшихся на складах военного ведомства капсюльных солдатских ружей. Эта переделка велась отчасти на государственных заводах, а главным образом частными предприятиями.

В то же время двуствольные шомпольные и центрального боя ружья изготовлялись заводами и в большом количестве выпускались различными частными предпринимателями.

После перевооружения русской армии трехлинейной винтовкой образца 1891 г. системы штабс-капитана Сергея Ивановича Мосина повторилась история, подобная истории с винтовкой системы Крнка. На этот раз в переделку пошли остававшиеся на складах винтовки системы Бердан-2. Правда, с переделкой этой винтовки в охотничью дело обстояло несколько сложнее из-за ее сравнительно небольшого калибра - 10,67 мм, или 4 линии.

Ружье охотничье одноствольное с затвором системы Бердан, центрального боя (Слева)

Клеймо Тульского завода на охотничьих ружьях системы Бердан-2 (Справа)


Стволы винтовок рассверливались обычно под 32 и 28-й калибры. При замене стволов и некоторой переделке затвора на них ставились стволы до 12-го калибра включительно. Ружья, переделанные из берданки, выпускались и самими заводами, и кустарями-оружейниками, и частными оружейными фабриками.

Соответственно марке производителя они клеймились и оценивались. Наиболее качественными, конечно, были ружья, выпущенные казенными заводами. На стволах этих ружей имелись и соответствующие надписи: «Тульский оружейный завод (год выпуска, номер)» , «Тульский императора Петра Великого оружейный завод (год выпуска, номер)», «Ижевский оружейный завод», «Сестрорецкий оружейный завод».

Клеймо Тульского завода на охотничьих ружьях системы Бердан-2 (Слева)


Клеймо Ижевского завода (Справа)

Клеймо Сестрорецкого оружейного завода


У казенной части ствола или на ствольной коробке у этих ружей всегда имелось государственное контрольное клеймо - двуглавый орел. Это клеймо означало, что завод испытал стволы на разрыв.

Клеймо испытания на разрыв ружей Бердан-2 Тульского завода


Ружьям, выпущенным казенными заводами, очень часто не уступали по качеству ружья, которые изготовлялись частными оружейными фабриками, главным образом в Туле и в Ижевске.

В Туле наиболее крупными фабрикантами были Аверин и Ливенцев; в Ижевске - Евдокимов. Ружья этих фабрик обычно помечались государственным клеймом и соответствующей надписью фабриканта.

Выпускались ружья и кустарями. Эти ружья ценились ниже, так как качество их было весьма невысокое. На них не было ни заводского клейма, ни авторской надписи мастеров.

Помимо переделочного оружия, примерно с 80-х годов XIX в. Тульский завод начал выпускать свои охотничьи ружья: двуствольные и одноствольные, курковые и бескурковые - в массовом масштабе и в довольно широком ассортименте. Правда, конструктивно они были довольно однообразны. Разница между моделями заключалась в калибре, сверловке стволов и в отделке.

Клеймо испытания на разрыв ружей Тульского завода


Клеймение охотничьего оружия производилось заводом в том же порядке, который был ранее принят для переделочного оружия.

На стволах ставилась надпись: «Тульский императора Петра Великого оружейный завод», и у самой казны чеканился двуглавый орел Единственное изменение, которое было внесено, заключалось в том, что снизу, на казенной части стволов, перед подушками, выбивался порядковый номер стволов, служивший в то же время и номером ружья, а на подушках ставилось клеймо в виде овального венка с молотком в центре, означавшее пробу на прочность.

В то же время продолжался выпуск охотничьего оружия частными предпринимателями и владельцами небольших мастерских. Установить номенклатуру выпускавшихся ружей в настоящее время почти невозможно. Для этого нужна большая работа по осмотру и описанию имеющегося на руках оружия. Возможно лишь установить имена мастеров, которые работали в различных городах и обычно ставили свое имя на изготовлявшихся ими ружьях.

РУССКИЕ МАСТЕРА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

1. Петербург: Алешкин, Гоно, Лардере, Маслов, Мацка, Ружичка, Бр. Лежен
2. Москва: Докин
3. Тула: Аверин М., Гольтяковы, Грязнов, Ливенцев И. И.
4. Ижевск: Евдокимов И. Ф., Петров
5. Ревель: Пассуп
6. Рига: Бартельмейс, Никлас
7. Варшава: Беккер, Иохимек, Сосновский, Стапф, Циглер, Шпект Ж.
8. Одесса: Иенч
9. Саратов: Онезорге, Руш
10. Тифлис: Гегеле, Курц, Бр. Шпагины
11. Ростов н/Дону: Пруша

В настоящее время производство охотничьего оружия находится в совершенно иных условиях, нежели в дореволюционной России. Советские предприятия, занимающиеся изготовлением охотничьего оружия, оснащены первоклассной техникой и имеют все условия для выпуска отличного оружия. Для контроля над производством оружия создана целая система мероприятий, позволяющая следить за ходом изготовления, опробования и выпуска ружей.

Согласно утвержденным техническим условиям, которые не лишены некоторых недостатков, каждое выпускаемое ружье, во всех его деталях и узлах, а затем и в целом виде, подвергается контрольной проверке на отдельных этапах производства. На каждое ружье с момента начала процесса сборки завод выписывает отдельный паспорт по специально установленной форме.

В паспорте дается полная техническая и эксплуатационная характеристика ружья, с разбивкой на отдельные пункты:

1. Наименование ружья.
2. Калибр.
3. Стволы:

  • сталь,
  • сверление,
  • длина ствола и патронников,
  • диаметр канала и чоки.
4. Длина ружья.
5. Ложа: тип и дерево.

Далее в паспорте обычно сообщаются сведения об испытаниях, которым было подвергнуто ружье в процессе производства: стрельба на прочность и на кучность. Сообщаются также сведения о конструкции и о боевых качествах, а также правила обращения с ружьем. Кроме того, в паспорте обычно содержится инструкция по снаряжению патронов с указанием навесок пороха и дроби.

В самом конце паспорта помещаются таблички, носящие название «Значение клейм на ружье». Здесь перечисляются и несколько расшифровываются имеющиеся на ружье клейма.

При этом необходимо отметить, что на ружьях разных заводов и разных моделей клейма не всегда бывают одинаковы. Они различаются по начертанию, а кроме того, каждый завод имеет свою систему клеймения.

Из прилагаемых таблиц видно, какие клейма ставятся на ружьях отечественного производства.

КЛЕЙМА РУЖЕЙ ОХОТНИЧЬИХ ОДНОСТВОЛЬНЫХ


КЛЕЙМА РУЖЕЙ ОХОТНИЧЬИХ ДВУСТВОЛЬНЫХ




КЛЕЙМА РУЖЕЙ САДОЧНЫХ С ГОРИЗОНТАЛЬНО СПАРЕННЫМИ СТВОЛАМИ И С ВЕРТИКАЛЬНО РАСПОЛОЖЕННЫМИ СТВОЛАМИ.

В графе 3 таблиц помещены клейма: а) заводские марки и б) марки ружей.

а) Марки отечественных заводов

Клейма ружей «ИЖ-5» и «ЗК» (марка завода) расположены на казенной части стволов сверху.

Клейма ружей «ЗК» и «ЗК-Б» (марка завода) расположены на ствольном крюке.

Клейма ружей: «ИЖ-Б-47»,модель «Б» с 1925 по 1928 г., модель «А», модель «Б» с 1928 г., модель «Б» вып. только 1945 г. (марка завода) расположены на казенной части стволов сверху.

Клейма ружей «ТС-1» и «ТС-2» (марка Тульской школы оружейного мастерства) расположены на площадках стволов.

Клейма ружей «МЦ-9» и «МЦ-11» расположены на площадках стволов.

Клеймо ружья «МЦ-6» вып. 1949 г. расположено на колодке снизу.

б) Марки отечественных ружей

Марки ружей моделей «Б», «ТС-1» - Тульского садочного, модель 1-я, «ТС-2» - Тульского садочного, модель 2-я, «МЦ-8», «МЦ-9» и «МЦ-11» помещаются на подушках колодки снизу.

В графе 2 таблицы указывается год первого выпуска ружья, в графе 4 - год изготовления данного ружья:

Модели «ИЖ-5», «ЗК» и «ЗК-Б» - год изготовления указывается на казенной части ствола сверху, под заводской маркой;

Модель «Б» (выпуск 1925-1928 гг.) - год изготовления не указывался совсем;

Модели «Б» (выпуск с 1928 г.), «Б» (выпуск 1945 г.), «А» (выпуск с 1946 г.) - год изготовления, указан на подушке стволов;

Бескурковое типа Ансон - год изготовления не указывался;

Модель «ИЖ-Б-36» (выпуск 1936-1946 гг.) - год и месяц изготовления указывались на подушке стволов;

Модели «ИЖ-Б-47» (выпуск 1947-1949 гг.) и «ИЖ-49» (выпуск 1949 г.) - год изготовления указывался на подушке стволов под номером ружья;

Модель «МЦ-6» - год изготовления указывался на колодке стволов внизу;

Модель «ТС-1» (выпуск 1948-1950 гг.) - год изготовления указывался на подушке стволов и колодке, под маркой школы оружейного мастерства;

Модель «ТС-2» (выпуск 1951 г.) - год изготовления указывался на подушке стволов и колодке, под маркой школы оружейного мастерства;

Модели «МЦ-8» (выпуск с 1946 г.), «МЦ-9» (выпуск 1950-1951 гг.), «МЦ-11 (выпуск с 1951 г.) - год изготовления не указывался.

В графе 5 указан номер ружья, который ставился:

Модель «ИЖ-5» - на заднем конце крюка, с левой стороны;

Модели «ЗК» и «ЗК-Б» - на правой стороне крюка;

Модель «Б» - на обоих стволах снизу, перед подушками, и на правой плоскости колодки;

Модели «Б» и «А» - на подушке стволов;

Бескурковое типа Ансон - на обоих стволах снизу перед подушками и на площадке колодки;

Модели «ИЖ-Б-36», «ИЖ-Б-47», «ИЖ-49» - на подушке стволов, под годом изготовления;

Модель «МЦ-6» - слева на нижнем стволе, справа на верхнем стволе, на переднем торце и левой щечке колодки;

Модели «ТС-1» и «ТС-2» - па левой плоскости колодки и на правой подушке стволов;

Модель «МЦ 8» - на подушке стволов;

Модели «МЦ-9» и «МЦ-11» - на подушке стволов и на плоскости колодки.

В графе 6 указываются клейма, означающие калибр ружья, диаметр ствола, длину и, в некоторых случаях, диаметр патронника:

Модели «ИЖ 5» и «ЗК» (см.рис. 196, строки 1, 2) - калибр и длина патронника «К-16x70» указаны па казенной части ствола, под заводской маркой;

Модель «ЗК» (см. рис. 196, строка 3) - калибр указан на казенной части ствола, под заводской маркой и годом выпуска; диаметр патронника и длина патронника «18,6/70,1» и диаметр ствола «17,5» указаны на правой боковой стороне крюка;

Модель «Б» (выпуск 1925-1928 гг.) - калибр указан на подушках стволов вместе с клеймом модели «Мод-Б-16»; диаметр ствола указывается вместе с диаметром чока «16,9/16,2»;

Модели «Б» (выпуска с 1928 г.), «Б» (выпуск только 1945 г.) и «А» - калибр указан вместе с длиной патронников на подушке стволов «16x70»;

Бескурковое типа Ансон - калибр указан на нижней части стволов, у казны;

Модель «ИЖ-Б-36» - калибр указан на подушке стволов «12»; там же указываются диаметр и длина патронника «70/20,7» и диаметры стволов и чоков «17,4/18,2»;

Модель «ИЖ-Б-47» - калибр указан на подушке стволов «12»; там же указываются диаметр и длина патронника «70,1/20,25» и диаметр ствола и чока «18,2/17,4»;

Модель «ИЖ-49» - калибр, длина патронника и диаметр патронника указаны в виде дроби «12x70,1/20,65» на подушке стволов; тут же указываются на обеих подушках соответственные диаметры канала и дульного сужения «18,5/17,5» и «18,5/18,0»;

Модель «МЦ-6» - калибр указан на левой стороне казенника верхнего ствола; здесь же указывается и длина патронников «70»;

Модели «ТС-1» и «ТС-2» - калибр указан на подушках стволов; здесь же указывается и длина патронников «70»;

Модель «МЦ-8» - калибр указан на подушках стволов «16к/2ДС» и «16к/4ДС»;

Модели «МЦ-9» и «МЦ-11» - калибр указан на подушках стволов «16к/5ДС» и «16к/5ДС».

В графе 7 указываются клейма, обозначающие наличие в стволах ружья чока или дульного сужения и просто цилиндрической сверловки. Для ружей, выпускаемых отечественной промышленностью, принято пять размеров дульного сужения, или пять номеров. Размеры их таковы: 1-е дульное сужение - 0,25 мм; 2-е - 0,5 мм; 3-е - 0,75 мм; 4-е - 1,0 мм; 5-е - 1,25 мм.

Кроме того, нужно отметить, что в ружьях старых выпусков дульное сужение устанавливалось для каждой модели и калибра отдельно:

Модели «ИЖ-5» 16 калибра и «ЗК» - имели цилиндрический ствол с напором в 0,1 мм (на ружье это не обозначалось);

Модели «ЗК» и «ЗК-Б» - имели цилиндрический ствол;

Модели «Б» (выпуск 1925-1928 гг.), «Б» (выпуск только 1945 г.) и «Б» (выпуск 1928 г.) - имели полный чок, что отмечалось клеймом на подушке левого ствола;

Модель «А» - имела в правом стволе получок, в левом полный чок, что отмечалось клеймами: на площадке левого ствола - «чок», на площадке правого ствола - «П-чок»;

Бескурковое типа Ансон - имело оба цилиндрических ствола;

Модель «ИЖ-Б-36» - имеет в левом стволе чок, что обозначается клеймом на подушке левого ствола, правый ствол имел цилиндрическую сверловку, и на подушке его стоит клеймо; кроме того, на подушке правого ствола имеется клеймо «17,4/18,2» означающее, что диаметр чока равен 17,4 мм, а диаметр цилиндра - 18,2 мм;

Модель «ИЖ-Б-47» - изготовляется со стволами, имеющими сверловку: правый - получок или цилиндр, левый - чок. Указанием на такую сверловку являются клейма: на подушке левого ствола «18,2/17,4» (18,2 - диаметр канала ствола в мм, 17,4 - диаметр чока в мм); на подушке правого ствола «с/2» - получок. В случае цилиндрического сверления правого ствола на правой подушке ставится клеймо;

Модель «ИЖ-49» - изготовляется со стволами, имеющими сверловку: правый - получок или цилиндр, левый - чок. Указанием на такую сверловку являются клейма: на подушке правого ствола «18,5/17.5» (18,5 - диаметр канала ствола в мм и 17,5 - диаметр получока в мм), на подушке левого ствола «18,5/17,5» (18,5 - диаметр канала и 17,5 - диаметр чока);

Модель «МЦ-6» - имеет два расположенных друг над другом ствола, с чоком в каждом. Наличие чоков обозначено клеймом, стоящим слева на казеннике верхнего ствола, означающим: «12» - калибр ствола и «ч» - чок;

Модели «ТС-1» и «ТС-2». Эти ружья имеют оба ствола с чоками, что обозначается клеймом - стоящим на подушке левого ствола;

Модель «МЦ-8». Это ружье имеет оба ствола с чоком, причем дульные сужения у них различны; они обозначаются так: «16к/2ДС» и «16к/4ДС», что расшифровывается: «16к» и «2ДС» и «4ДС» - второе и четвертое дульные сужения;

Модель «МЦ-9». Клеймение, как и у «МЦ-8», только стволы его имеют сверловку с другим дульным сужением. Клеймо, обозначающее калибр и дульное сужение «12к/5ДС», ставится на обеих подушках стволов;

Модель «МЦ-11». Имеет клеймение, подобное «МЦ-8» и «МЦ-9».

В графах 8, 9 и 10 указаны клейма, которые ставятся на ружьях, прошедших испытания на прочность, отстрелянных усиленным зарядом черного или нитропороха, а также на кучность и меткость.

Ружье «ИЖ-5» перед выпуском с завода подвергалось испытанию усиленными зарядами дымного и бездымного пороха, а также производилась пристрелка на кучность и меткость. Об этом делалась специальная отметка в паспорте ружья, и на левой передней части крюка ставилось клеймо.

Ружья моделей «ЗК» и «ЗК-Б» выпускаются двумя заводами и перед выпуском проходят различные испытания.

Ружья моделей «ЗК» и «ЗК-Б» отстреливаются одним усиленным зарядом бездымного пороха. Пристрелка производится нормальным зарядом. Испытание ружья бездымным порохом гарантирует возможность стрельбы из него и дымным порохом. О результатах испытаний делаются отметки в паспортах, а на ружьях ставятся клейма - ружье испытано усиленным выстрелом и отстреляно бездымным порохом. Оба клейма ставятся на левой стороне крюка.

Ружья «ЗК» проходят те же испытания, но имеют только одно клеймо «УК», означающее, что ружье подвергнуто испытанию усиленным зарядом, а также и на кучность.

Ружья модели «Б» первого и второго выпусков обоими заводами испытываются на прочность двумя выстрелами - усиленным зарядом из каждого ствола. Для производства испытаний ружей всех калибров используется бездымный охотничий порох, обеспечивающий максимальное давление 900-1000 атм.

Ружье модели «ИЖ-Б-36» имело только одно клеймо, свидетельствующее о проведенных испытаниях, - надпись «Нитро» на подушках обоих стволов.

Ружье модели «ИЖ-Б-47» имеет два клейма: надпись «Нитро» на подушках обоих стволов и клеймо, свидетельствующее об испытании усиленным зарядом.

Ружье модели «ИЖ-49» имеет одно клеймо об испытании усиленным зарядом, помещающееся на подушке левого ствола.

Ружье модели «МЦ-6» никаких контрольных клейм не имеет.

Ружья моделей «ТС-1» и «ТС-2» имеют только одно клеймо «БдП/3,5г», означающее, что ружье испытано стрельбой усиленным зарядом бездымного пороха.

Ружья моделей «МЦ-8», «МЦ-9» и «МЦ-11» никаких испытательных клейм не имеют.

В графе 11 помещаются клейма, показывающие максимальное рабочее давление, т. е. что для стрельбы должны применяться заряды пороха, развивающие давление в патроннике не свыше 750 атм.

Для изготовления ружейных стволов отечественная промышленность применяет специальные ствольные стали 50-А, 30хН2 МФА, 3ВХСА.

Необходимо обратить внимание охотников на то, что у некоторых ружей нет клейм о максимальном рабочем давлении, но они имеются в паспортах. К числу таких ружей относятся: одноствольные ружья ИЖ-5, ЗК, ЗК-Б; двуствольные ружья модели «Б» (первого выпуска), ружье типа Ансон выпуска 1928 г., ружья ИЖ-Б-36, ИЖБ-47, ИЖ-49, ТС-1, ТС-2.

В графах 12 и 13 помещены клейма, свидетельствующие о прохождении ружей через контроль в ходе их изготовления. Тут встречаются два типа клейм - клейма контролеров-приемщиков, которые ставятся на отдельных деталях и узлах ружья в процессе его изготовления и сборки, и клейма ОТК (отдела технического контроля) завода, свидетельствующие о доброкачественности всего ружья в целом.

В графе 14 помещены клейма, иногда встречающиеся на ружьях последних моделей. Эти клейма указывают, под какую гильзу рассверлен канал ствола данного ружья. Обычно это клеймо «БУМ», означающее, что следует применять только бумажную гильзу.

В графе 15 помещены особые клейма, встречающиеся сравнительно редко. Например, ружье «ЗК» имеет клеймо, означающее № плавки стали. Помещается это клеймо на нижней части ствола, перед крюком.

У ружья «МЦ-6» есть на нижнем стволе слева, на казенной части, клейма: «сталь 50а» и «АИ», означающее инициалы Александра Иванова, руководившего производством этих ружей. Здесь же имеются клейма контрольных мастеров.

Также на нижнем стволе, снизу, имеется клеймо-надпись: «Мастера: сб. Уточкин И. Н., гр. Кирьянов Г. М.». Эта надпись означает, что собирал ружье Уточкин, гравировал Кирьянов.

На ружьях «ТС-1» и «ТС-2» на тех же местах имеются личные клейма: директора завода «Д.Р.» и начальника «ШОМ» «Д. К.».

Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии Носовский Глеб Владимирович

5. Арабские надписи на старом русском оружии

Сегодня средневековое оружие, покрытое арабскими надписями, принято считать, безусловно, ВОСТОЧНЫМ. То есть - изготовленным на Востоке, в Турции или Персии. Там, где восторжествовало мусульманство. Считается, по-видимому, что раз поместил мастер-оружейник изречение из Корана на изготовленном им булатном клинке, значит, он был мусульманин. И не просто мусульманин, а обязательно житель мусульманского Востока, где существовала глубокая традиция арабской письменности и арабской культуры. А русским неумелым и необразованным оружейникам и в голову не могло прийти написать на сделанном ими оружии что-нибудь по-арабски. Ведь согласно самому духу скалигеровско-романовской версии русской истории, в XVI веке между православной Русью и мусульманскими Турцией и Персией существовала давняя и глубокая неприязнь. Культурные и религиозные традиции якобы были в корне различны и даже враждебны друг к другу.

Но, согласно нашей реконструкции, до самого конца XVI века, Русь, Турция и Персия входили в состав единой Великой = «Монгольской» Империи. Поэтому во всех этих странах должна была существовать значительная общность культурных традиций. В частности, одни и те же приемы изготовления и украшения оружия. Несмотря на начавшийся в XV веке религиозный раскол между православием и мусульманством, государственные и военные традиции XVI–XVII веков должны были быть еще очень близки.

Есть ли подтверждения этому? Есть, и очень яркие. Несмотря на всю романовскую чистку русской истории. Оказывается, например, что до самой середины XVII века, то есть уже в эпоху Романовых, РУССКИЕ МАСТЕРА все еще украшали оружие - даже царское! - АРАБСКИМИ НАДПИСЯМИ. И только во второй половине XVII века им, по-видимому, сказали, что так делать больше нельзя. После этого русское оружие с арабскими надписями пропало. Кое-что могли и уничтожить. Однако русское ЦАРСКОЕ оружие с арабскими надписями, покрытое золотом, алмазами и другими драгоценностями, изготовленное лучшими мастерами Оружейной палаты, сохранили. Ввиду его большой материальной ценности. В то же время, большую часть «русско-арабского» оружия решили перенести в запасники, см. , т. 7, Прилож. 2. А сегодня, когда обо всем этом забыто, какая-то часть «опасного оружия» выставлена напоказ в музеях, опубликованы фотографии. Хотя, для того, чтобы сегодня заметить АРАБСКИЕ НАДПИСИ НА РУССКОМ ОРУЖИИ, надо проявить особую внимательность. Ведь пояснительные таблички о таких «неправильных» надписях обычно ничего не говорят. А экспонаты часто выставлены так, что арабские надписи видны плохо. Наше внимание на них обратил Е.А. Елисеев.

Воспользуемся фундаментальным изданием «Государственная оружейная палата» , в котором содержатся фотографии и описания драгоценных предметов, хранящихся в Оружейной Палате Московского Кремля.

Вот, например, парадный булатный шлем московских царей, который носил название «шапка Ерихонская», то есть Иерихонская шапка , с. 162. См. рис. 5.5. В нашей книге «Библейская Русь» мы уже подробно объяснили - откуда, согласно нашей реконструкции, пошло такое откровенно библейское название шлемов московских царей. Посмотрим теперь внимательно на сам шлем.

Рис. 5.5. Парадный булатный русский воинский шлем, так называемая «Шапка Иерихонская», принадлежавшая русскому царю Алексею Михайловичу. Хранится в Оружейной Палате Московского Кремля. Изготовлена русским, мастером Никитой Давыдовым, уроженцем города Мурома , с. 163. Сталь, золото, драгоценные камни, жемчуг, ковка, чеканка, резьба, насечка, эмаль. Вокруг острия шлема Никита Давыдов нанес АРАБСКИЕ НАДПИСИ. Оказывается, на православной Руси ВПЛОТЬ ДО СЕРЕДИНЫ XVII ВЕКА очень любили украшать оружие арабской вязью. Поэтому неверно думать, что арабские надписи на средневековом оружии обязательно означают его восточное, нерусское происхождение. Скорее всего, такое оружие в большом количестве случаев ковалось на Руси. Взято из , с. 162.

«Стальная, поверхность шлема гладко отполирована и покрыта тончайшей золотой насечкой. Кроме того, шлем украшен драгоценными камнями - алмазами, рубинами и изумрудами» , с. 173. Известно, что Ерихонская шапка была покрыта золотой насечкой и драгоценностями в 1621 году, то есть уже при Романовых, РУССКИМ МАСТЕРОМ Никитой Давыдовым из города Мурома - ГЛАВНЫМ МАСТЕРОМ московской Оружейной Палаты , с. 163.

На поверхности шлема отчетливо видно нанесенное золотой насечкой изображение царского венца с восьмиконечным православным крестом. На носовой стрелке шлема помещено эмалевое изображение архангела Михаила. А вокруг острия шлема идет пояс арабесок - то есть АРАБСКИХ изречений, заключенных в рамки. На арабеске, которую удается разглядеть на фотографии, каноническим арабским шрифтом помещена надпись «Ва башшир аль-муминин» - «И обрадуй верующих». Перевод надписи был выполнен по нашей просьбе глубоким знатоком арабского языка и арабской культуры Т.Г. Черниенко. Он отметил, что это часто встречающееся ВЫРАЖЕНИЕ ИЗ КОРАНА. Таким образом, одной и той же золотой насечкой русский мастер Никита Давыдов нанес на Ерихонскую шапку как православные символы - царские венцы с восьмиконечным русским крестом, так и АРАБСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ ИЗ КОРАНА! При этом русских надписей на этом шлеме - предназначенном, подчеркнем, не для кого-нибудь, а для православного русского царя, - НЕТ ВООБЩЕ. Придворный мастер Оружейной палаты Никита Давыдов написал на нем ТОЛЬКО ПО-АРАБСКИ.

Надо отметить, что фотография Ерихонской шапки в роскошном альбоме сделана «очень грамотно». На большую часть «крамольной» (с точки зрения привитых нам представлений о русской истории) арабески как бы случайно попал блик света. Следующая арабеска - уже в тени и потому вообще не видна. В целом, фотография сделана под таким углом, что АРАБСКИЕ надписи на ней очень сложно заметить. А в пояснительном тексте о них нет НИ СЛОВА. Тем не менее, если уж на них обращено внимание, то прочесть арабскую надпись не составляет труда. Т.Г. Черниенко с легкостью прочел надпись, видную на фотографии. Что написано в арабесках с другой стороны шлема мы не знаем.

Другой пример из Оружейной Палаты - нож князя Андрея Старицкого, сына Ивана III, рис. 5.6. Работа русских мастеров начала XVI века , с. 150–151. В данном случае нож подписан. На нем содержится РУССКАЯ надпись, удостоверяющая владельца: «Князя Ондрея Ивановича, лето 7021». Год (лето) 7021 дан здесь по церковной эре от Адама и в переводе на современное летоисчисление означает 1513 год н. э. То есть - XVI век.

Рис. 5.6. Фрагмент АРАБСКОЙ надписи на клинке ножа русского князя XV века Андрея Старицкого. Взято из , с. 150–151.

Поразительно, что вдоль клинка этого ножа помещена также и АРАБСКАЯ НАДПИСЬ, выполненная тем же самым правильным, каноническим арабским почерком, которым украшалось и «настоящее восточное» оружие, рис. 5.6. Эту арабскую надпись прочесть Т.Г. Черниенко не удалось, так как в ней отсутствуют пояснительные знаки, без которых каждая арабская буква может означать сразу несколько звуков. Так иногда писали, но прочесть подобный текст можно лишь в случае, когда приблизительно известно его содержание. Иначе возникнет слишком много вариантов прочтения.

Тем не менее, судя по расположению букв в надписи на ноже Старицкого и по употреблению их различных форм, - а форма буквы в арабском письме меняется в зависимости от ее положения в начале, середине или конце слова, - здесь написан ВПОЛНЕ ОСМЫСЛЕННЫЙ ТЕКСТ. А не просто красивый узор из арабских букв, «подражающий восточной надписи», как это нам пытаются внушить комментаторы издания , с. 151. Авторы пояснений явно не хотели, чтобы читатель подумал, будто РУССКИЕ оружейники XVI века изготовили для сына Ивана III Андрея Старицкого нож с АРАБСКОЙ надписью. Этот прием историков объявлять «неудобные» им средневековые надписи «нечитаемыми», «узорами-подражаниями» и т. п. - нам хорошо известен. За ним часто скрывается простое НЕЖЕЛАНИЕ прочесть надпись, которая противоречит скалигеровско-романовской версии истории. Об этом мы подробно рассказываем в наших книгах «Новая хронология Руси», «Империя» и «Библейская Русь».

Кстати, пока надпись на ноже Андрея Старицкого не прочитана, не может быть уверенности, что она сделана именно на арабском языке. Дело в том, что письменность, считаемая сегодня арабской, употреблялась и для других языков. Например, для турецкого и персидского. А также и для русского - причем даже в XVII веке (см. ниже).

Итак, оказывается, что оружие с арабскими надписями ковали не только - а может быть даже и не столько, - в Турции, но и в России. Как мы видим, на православной Руси ВПЛОТЬ ДО СЕРЕДИНЫ XVII ВЕКА очень любили украшать свое оружие арабской вязью.

В альбоме бросается в глаза фотография зерцального доспеха, изготовленного для царя Алексея Михайловича в 1670 году РУССКИМ мастером Григорием Вяткиным, «одним из лучших оружейников второй половины столетия» , с. 173. См. рис. 5.7.

Рис. 5.7. Зерцальный доспех, изготовленный для царя Алексея Михайловича в 1670 году русским мастером Григорием Вяткиным. Покрыт АРАБСКИМИ надписями. Взято из , с. 173.

В доспех входит также и шлем. Они явно составляли ЕДИНЫЙ царский наряд. Хотя о шлеме пояснительная надпись отдельно ничего не говорит. Надписи на нем поразительны. Это - АРАБСКИЕ надписи. ПРИЧЕМ ИХ МНОГО, И ВСЕ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ЯВНЫМИ ЦИТАТАМИ ИЗ КОРАНА. На носовой стрелке шлема написано: «Нет Бога, кроме Аллаха, Мухаммед - посланник Аллаха». По низу шлема идет целый стих из Корана, вторая сура, 256(255). Все эти надписи нам перевел Т.Г. Черниенко. Они выполнены каноническим арабским почерком и их прочтение не вызывает затруднений. «Восточные», - то есть, по-видимому, русские, но снабженные арабскими надписями, - сабли носили известные герои русской истории Минин и Пожарский , с. 151. При этом, как мы сами убедились при посещении Оружейной Палаты в июне 1998 года, на сабле Минина надпись выполнена ДАЖЕ НЕ АРАБСКИМИ БУКВАМИ, А КАКИМИ-ТО СТРАННЫМИ ЗНАЧКАМИ. В пояснительной табличке эта сабля объявлена «египетского происхождения». На самом же деле и та и другая сабля, скорее всего, русского происхождения. Посещение Оружейной Палаты показало, что такого «русско-арабского» оружия там выставлено довольно много. Интересно было бы выяснить - что хранится в запасниках?

Складывается ощущение, что весьма значительная часть средневекового русского вооружения была покрыта «арабскими» или «нечитаемыми» надписями. Эта мысль полностью подтверждается подробным исследованием, выполненным Е.А. Елисеевым. Он полностью проработал весь раздел по холодному оружию в полном рукописном описании Оружейной палаты, хранящемся в Библиотеке Оружейной палаты. Итоги его исследования изложены в Приложении 3 к нашей книге «Реконструкция всеобщей истории», книга 2 (Исследования 1999–2000 годов), с. 515–546. Оказалось, что старые русские сабли были в большинстве случаев неотличимы от турецких и часто - снабжены арабскими надписями. Русских надписей на старых русских саблях почти нет. Хотя сабля всегда считалась исконным русским оружием и ковалась на Руси в больших количествах , . Все рода войск в России в XVI - начале XVII веков были вооружены саблей , .

Почему же сегодня русскому оружию с арабскими надписями всегда приписывается нерусское, обычно турецкое или персидское, происхождение? В тех же случаях, когда русская работа очевидна, нам пытаются внушить, будто невежественные русские мастера бессмысленно копировали восточные или западноевропейские образцы. Дескать, не понимая смысла арабских надписей, русские механически переносили их, якобы как просто «красивые картинки», на оружие своих царей и полководцев. А те гордо и напоказ носили непонятные или даже враждебные им арабские изречения. Под сдержанные и понимающие улыбки просвещенных арабов и еще более просвещенных западных европейцев.

Скорее всего, это неправда. В эпоху XVI и даже XVII веков большое количество такого русско-ордынского оружия с арабскими надписями изготавливалось, очевидно, именно на Руси. Которая в XV–XVI веках составляла единое целое с Османской-Атаманской Портой. Потом значительная часть московского, тульского, уральского и вообще русского оружия была лукаво объявлена «дамасским», «восточным» или «западным». В результате сформировали убеждение, будто русские ходили в ту эпоху в основном с иностранным оружием. Своего, мол, было очень-очень мало. И плохое. Хотя совершенно очевидно, что любая сильная военная держава ДОЛЖНА ВОЕВАТЬ СВОИМ СОБСТВЕННЫМ ОРУЖИЕМ. Иначе она превратится в зависимое государство.

Изготавливали на Руси оружие и с ЛАТИНСКИМИ надписями. По крайней мере, использовали ЛАТИНСКИЕ буквы. Так, например, драгоценная булатная сабля, изготовленная в 1618 году РУССКИМ мастером Ильей Просвитом , с. 156–157. Вдоль всего клинка идет надпись, в которой использованы ЛАТИНСКИЕ буквы.

Обычно нам говорят, что все это «восточное» и «западное» оружие было подарено русским царям восточными и западными правителями. Мы видим, что это не так. По крайней мере, в тех случаях, которые мы описали. Что касается остальных случаев, то, конечно, кое-что могло быть и подарено. Заметим, однако, что на вещах, которые были заведомо подарены или привезены с востока, согласно описи Оружейной Палаты, надписи, как правило, вообще нет, см. упомянутую выше работу Е.А. Елисеева. Или же надписи славянские или греческие. Таковы, например, драгоценный саадак, рис. 5.8, привезенный в 1656 году для царя Алексея Михайловича купцами из Стамбула , с. 216. Или царские бармы, рис. 5.9, изготовленные для Алексея Михайловича в Стамбуле в 50-х годах XVII века , с. 350–351. Или драгоценный пернат, рис. 5.10, подаренный султаном Мурадом царю Михаилу Федоровичу в 1630 году , с. 215.

Рис. 5.8. Драгоценный саадак, привезенный в 1656 году для царя Алексея Михайловича купцами из Стамбула. Взято из , с. 216.

Рис. 5.9. Царские бармы, изготовленные для Алексея Михайловича в Стамбуле в 50-х годах XVII века. Взято из , с. 350–351.

Рис. 5.10. Драгоценный пернат, подаренный султаном Мурадом царю Михаилу Федоровичу в 1630 году. Взято из , с. 215.

Во всех этих случаях надписей либо нет вообще, либо они выполнены по-гречески. Более того, оказывается, что РУССКИЕ ЦАРИ САМИ ДАРИЛИ ИНОСТРАНЦАМ ОРУЖИЕ, ПОКРЫТОЕ АРАБСКИМИ НАДПИСЯМИ. Вот один из таких ярких примеров. Александр Терещенко в 1853 году сообщил на заседании Императорской Академии Наук о результатах раскопок в Сарае, «с очерком следов Дешт-Кипчакского Царства». И вот что он рассказал. «В особой комнате, называемой оружейною, помещаются довольно редкие и замечательные азиатские оружия, между ними ДАРСТВЕННЫЕ САБЛИ ОТ НАШИХ ЦАРСТВЕННЫХ ОСОБ. В числе вооружений, имеющих надписи татарские, персидские, арабские и куфические, сохранился клинок от шашки, которая была жалована одному из предков Джангера ЦАРЕМ МИХАИЛОМ ФЕОДОРОВИЧЕМ, со следующей ЗОЛОТОЮ НАДПИСЬЮ НА АРАБСКОМ ЯЗЫКЕ: Бирахмети иляги тааля нахнул мелик эль азымъ ханъ ве эмиръ кебиръ Михаилъ Феодоровичъ мамалике кюль веляята Урусъ, т. е.: „Мы, Божиею Всемогущею милостию, Государь Верховный, Царь и владетель Великий Михаил Феодорович, обладатель всея державы русской“» , с. 99–100. Обратите внимание, что по-арабски в титуле Михаила Федоровича Романова здесь присутствует слово ХАН.

Таким образом, русские цари, включая даже первых Романовых, дарили иностранцам, или своим подданным, богатое оружие, на котором наносились АРАБСКИЕ НАДПИСИ.

Все сказанное выше об арабских надписях на русском оружии относится отнюдь не только к Оружейной Палате Кремля. Приведем еще один пример. В музее Александровской Слободы (современный город Александров Московской области) в Распятской церкви-колокольне выставлено вооружение РУССКОГО воина. Мы посетили этот музей в июле 1998 года. Там были выставлены кольчуга, щит и шлем русского воина, рис. 5.11-5.14. Пояснительная музейная табличка сообщает, что это - именно РУССКОЕ вооружение. Кстати, шлем покрыт изображениями диковинных зверей, всадников и птиц, выполненных в русском стиле. Он напоминает резьбу белокаменных соборов Владимиро-Суздальской Руси. Носовая стрелка шлема сверху заканчивается расширением в виде церковного купола, увенчанного крестом. Все это однозначно указывает на русское происхождение шлема. В то же время по этому шлему кругом идет четкая АРАБСКАЯ НАДПИСЬ. Пояснительная табличка хмуро молчит об этом. И уж конечно, не дает никакого перевода. Рядом со шлемом висит щит. И опять-таки по краю щита широкой полосой идет АРАБСКАЯ НАДПИСЬ. Вся остальная поверхность покрыта узорами. И это - старый русский щит! Причем, в данном случае историкам трудно заявить, что это МУСУЛЬМАНСКОЕ вооружение, в современном понимании этого слова, еще и по следующей причине. Дело в том, что в мусульманском искусстве, начиная, по-видимому, с XVIII века, изображения людей и животных категорически запрещены. А на этом русском шлеме, покрытом арабскими надписями, присутствуют изображения животных, людей, всадников. Более того, приглядевшись можно заметить справа от стрелки шлема изображение АМАЗОНКИ - женщины на коне, размахивающей кривой саблей.

Рис. 5.11. Русское вооружение: кольчуга, шлем, щит. Шлем и щит густо покрыты АРАБСКИМИ НАДПИСЯМИ. Музей Александровской Слободы.

Рис. 5.12. Русский шлем с арабскими надписями и изображением конной амазонки. Музей Александровской Слободы.

Рис. 5.13. Русский щит с арабскими надписями. Музей Александровской Слободы.

Рис. 5.14. Увеличенный фрагмент арабской надписи на русском щите. Музей Александровской Слободы.

Почему бы служителям музея не показать в музейной экспозиции средневековые РУССКИЕ шлемы с ЧИСТО РУССКИМИ надписями? Может быть, таких предметов очень мало среди основной массы «арабско-русских»? Что если нам действительно показывают ТИПИЧНОЕ РУССКОЕ вооружение, БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ которого, как мы видим, покрыта «арабскими» или так называемыми «нечитаемыми» надписями? Если это так, то ситуация становится еще более интересной.

То же самое - в московском музее-заповеднике «Коломенское». В выставочных залах Передних Ворот, где мы побывали 23 июня 2001 года, выставлены два старых русских воинских шлема. НА ОБОИХ - АРАБСКИЕ И ТОЛЬКО АРАБСКИЕ НАДПИСИ! Никаких русских шлемов с русскими надписями тут не выставлено. Обе музейные таблички сухо объясняют нам, что эти шлемы скопированы русскими мастерами «с восточных образцов». Мол, на Руси так любили восточные образцы, что копировали, копировали и копировали…

Как нам «объяснили» в Оружейной Палате в 1998 году, «арабские» клинки для русского оружия якобы делали арабы в далекой Аравии и Испании. Позднее иногда в Турции. А вот рукояти к мечам и саблям обычно приделывали уже на Руси, то есть наши мастера. В результате получались якобы «сборные мечи»: рукояти русские, а клинки заморские, «арабские». Своих не было, или делали очень-очень плохо. Однако эта «теория» опровергается например следующим ярким фактом. Как мы уже говорили, в Оружейной Палате хранится сабля Ф.И. Мстиславского, по поводу которой историки пишут так: «Ф.И. Мстиславскому принадлежала и большая сабля, о чем свидетельствует РУССКАЯ НАДПИСЬ НА ТУЛЬЕ КЛИНКА. На широком булатном клинке насечены золотом АРАБСКИЕ НАДПИСИ. Одна из них гласит: „Будет крепкая защита во брани“» , с. 207.

Но этот комментарий на самом деле воспроизводит не совсем полную картину. Историки уклоняются здесь от точного описания надписи на тулье клинка. Мы видели эту саблю в Оружейной Палате в 1998 году. Оказывается, русская надпись на тулье клинка не просто написана, а ВЫЛИТА В МЕТАЛЛЕ. То есть, ОНА БЫЛА ВЫКОВАНА ИЛИ ОТЛИТА В САМЫЙ МОМЕНТ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КЛИНКА. Кузнецами у раскаленного горна. Как нас уверяют, «далекими заморскими арабами». Вряд ли это было так. Скорее всего, русское имя русского воеводы Мстиславского было отлито русскими буквами русскими оружейными мастерами в русских мастерских. Русские мастера написали и арабскую надпись на клинке. ПРЕКРАСНО ПОНИМАЯ, ЧТО ОНИ ПИШУТ. А именно: «Будет крепкая защита во брани».

Часть «арабского» оружия, по-видимому, изготавливалась также и в Турции-Атамании, которая до XVI века была составной частью Руси-Орды.

На рис. 5.15 показан шлем Ивана Грозного, хранящийся в Королевском музее в Стокгольме , т. 1, с. 131. На нем присутствуют КАК РУССКИЕ, ТАК И АРАБСКИЕ НАДПИСИ. Причем, арабская надпись написана более крупными буквами и расположена на шлеме над русской надписью, то есть сверху. Неясно, почему историки, рассказывая о шлеме Ивана Грозного в книге , привели отдельно всю русскую надпись, идущую вокруг шлема по ободу, но почему-то не воспроизвели АРАБСКУЮ надпись.

Рис. 5.15. Шлем Ивана Грозного. XVI век. Королевский музей в Стокгольме. По ободу шлема идет широкая арабская надпись, а под ней более мелкими буквами, - русская. Взято из , т. 1, с. 131.

Итак, почему-то на русском средневековом оружии преобладали надписи, считаемые сегодня арабскими. Стоит на это один раз обратить внимание, как тут же вы начнете наталкиваться на такие примеры буквально на каждом шагу. Этот удивительный факт никак не укладывается в привычную версию скалигеровско-романовской истории. Одного его достаточно, чтобы понять, что история Руси до-романовской эпохи была совершенно другой, чем нам ее сегодня представляют.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

5. Русско-Татарские надписи и якобы «бессмысленные надписи» на древних монетах Московского княжества И. Г. Спасский сообщает нам: На одной стороне первых денег Московского княжества написано по-русски имя Дмитрия Донского, но на другой стороне находится татарская

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

4. 4. Арабские надписи в пирамидах Итак, мы высказали гипотезу, что большие пирамиды созданы в XIV-XVI веках н.э. Но тогда возникает естественный вопрос. Ведь это – уже время, когда на севере Африки возникла арабская культура. Есть ли арабские надписи в пирамидах? Их отсутствие

автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 6 Двуязычие на Руси (русский и тюркский) Арабский язык и арабские буквы в русском обиходе до XVII

Из книги Великая смута. Конец Империи автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Великая смута. Конец Империи автора Носовский Глеб Владимирович

6. Русско-татарские надписи и якобы «бессмысленные надписи» на древних монетах Московского княжества И.Г. Спасский сообщает следующее: «На одной стороне ПЕРВЫХ ДЕНЕГ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА написано ПО-РУССКИ имя Дмитрия Донского, но на другой стороне находится

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Первое чудо света. Как и для чего были построены египетские пирамиды автора Носовский Глеб Владимирович

7. Арабские надписи в пирамидах В 1996 году в нашей книге «Империя» [ИМП], мы впервые высказали мысль, что большие египетские пирамиды были построены в XIV–XV веках н. э. Но тогда возникает естественный вопрос: присутствуют ли в пирамидах средневековые надписи, оставленные их

Из книги Новая Хронология Египта - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

10.2. Арабские надписи в пирамидах В нашей книге «Империя» [ИМП], мы высказали гипотезу, что большие египетские пирамиды созданы в XIV-XVI веках н.э. Но тогда возникает естественный вопрос. Есть ли в пирамидах арабские или похожие на них надписи? Их отсутствие для египетских

автора Носовский Глеб Владимирович

1. Арабские надписи на русском оружии

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

20. Что на самом деле означали надписи на старом русском «монгольском» гербе Как Романовы пытались это скрыть 20.1. Что нам известно об истории русского государственного герба Воспользуемся книгой «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, внесенные

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

8. Арабские надписи на русском оружии До конца XVI века Русь, Османия и Персия входили в состав единой Ордынской Империи. Поэтому в этих странах должна была существовать общность культурных традиций. В частности, одни и те же приемы изготовления и украшения оружия. Несмотря

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

11. Что означали надписи на старом русском «монгольском» гербе? Как Романовы пытались это скрыть? Из истории Русского Государственного ГербаВоспользуемся книгой П.П. фон Винклера «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, внесенные в полное

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

4.4. Арабские надписи в пирамидах Итак, мы высказали гипотезу, что большие пирамиды созданы в XIV–XVI веках н. э. Но тогда возникает естественный вопрос. Ведь это - уже время, когда на севере Африки начала складываться культура, называемая сегодня арабской. Есть ли надписи в

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

6. Русско-татарские надписи и якобы «бессмысленные надписи» на древних монетах Московского княжества И.Г. Спасский сообщает следующее. «На одной стороне ПЕРВЫХ ДЕНЕГ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА написано ПО-РУССКИ имя Дмитрия Донского, но на другой стороне находится ТАТАРСКАЯ

Из книги История Монгалов, именуемых нами Татарами автора Карпини Джованни Плано

§ II. Об оружии I. Оружие же все по меньшей мере должны иметь такое: два или три лука, или по меньшей мере один хороший, и три больших колчана, полных стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

12. Свидетельства об эт-русском, попросту русском, происхождении Сервия Туллия, то есть Андроника-Христа Бурные споры историков на эту тему Целий Вивенна и Иоанн Креститель Как мы только что говорили, в эпоху XIV–XVI веков многие считали, что царь Сервий Туллий, он же

Надписи на арбаском, цитаты из Корана на оружии и доспехах царей, князей русских July 28th, 2016

Хохловата пытается опорочить Александр Невского надписью на шлеме оного из музея - надписью из Корана арабскими буквами.

Да, действительно там есть цитата из Корана:

«Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы » (61:13).
При этом надо понимать, что слово "аллах" буквально переводится на русский как "господь", "бог", на английский "lord".
Использование арабской защитной молитвы - оберега - обычное дело у оружейников. Делалось как правило самими мастерами, но бывало и по специальному заказу. Так что в этом шлеме нет ничего необычного. Все зависит какова его история происхождения и попадания к князю.
Вот ту-то и есть разхождения:

Изображенный на означенных рисунках шлем, или шапка ерихонская, принадлежал, по преданию, св. благоверному великому князю Александру Ярославичу Невскому. Хотя в прилагаемом извлечении из описи 1687 г. царской Оружейной казны он означен: «Микитина дела Давыдова», но этому московскому оружейному мастеру времен царя Михаила Федоровича принадлежат приделанные к шлему восточной работы украшения драгоценными камнями и финифтяное изображение архангела Михаила над задвижкой спереди, называемой в описях прорезным носом.

Шлем кован из красного железа, с наушками и бармицей, состоящей из семи щитков, богато насечен золотом. В венце, в насечках трав, стих из Корана: помощь от Бога, близкая победа, возвести благоверным. Посреди шлема с трех сторон насечены золотом короны с крестами.

Судя по стихам из Корана и форме короны, шлем кован в Азии для какого-нибудь из христианских владетелей. Если предположить, что название Ерихонский произошло от Юргенский, то есть Грузинский, то, без всякого сомнения, шлем делан для одного из царей Грузии. Если же название Ерихонский не ошибочно, то можно думать, что шлем кован в Палестине во время Крестовых походов: форма короны соответствует вполне этой эпохе. (с)

А вот тут у меня вопросы. Откуда известно, что московским оружейникам принадлежит только нос? Судя по контексту, этот вывод делается из арабских надписей, при этом короны с крестами они объяснят заказом христьянского владыки. А как шлем попал к Невскому? Он же был достаточно крутым воителем. Достаточно, что бы заказать себе свой шлем. Если это его заказ, сделанный в Азии, что он себе нос сразу не заказал? Тем более, что шлем выглядит абсолютно гармонично, включая Архангела. Ну, допустим, Бог с ним с носом, допустим -Александр Невский заказал себе шлем в Азии.

Не бывает несанкционированных надписей на предметах такого уровня. Владелец шлема, был не против надписей из Корана.
Попытка отвязать Ерихон и привязать Грузию, вообще смешная. Да, конечно, Русские цари у Грузинских, шлемы воровали, только этим и занимались. Надо нашим сказать, про национальные традиции, пусть галстук стырят, а то скучно.
Кроме того, авторы в описание забыли упомянуть, что на Руси было слово Ерихонка, обозначало шлем такого примерно вида. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C5%F0%E8%F 5%EE%ED%EA%E0
Упс, извините, а Вики говорит, что шлем приписанный Невскому однозначно (???) принадлежал Михаилу Федоровичу Романову, и сделан в Москве Никитой Давыдовым. А с лядов Давыдов по арабски писал?
Иерихон- город в Палистине, реально существовавший. Можно предположить, что обладал высоким мастерством по производству военных шлемов.
Есть в Библии. Но это до нашей эры. . Что интересно: Что же касается Иерихонских труб, то, вероятно, это не легенда, а остаток чудесного древнего знания, известного тогда, но не дошедшего до наших дней. Как ни странно, исследования Зеллина показали, что стены Иерихона действительно упали! Наружная — наружу, внутренняя — вовнутрь. (с) http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E5%F0%E 8%F5%EE%ED
Потом город был восстановлен, как пишет Вики, потом разрушен в ходе войны крестоносцев и арабов. Кто не понимает: Ливонцы и прочие рыцари- есть суть те же Крестоносцы, и битва на Невском озере, это битва с Крестоносцами.



Однако следует учесть , что надписи на оружии и амуниции того времени часто были на арабском. То ли мастера арабские славнее были - дамасская сталь все же в исламском ареале производилась. То ли молитва защитная на арабском считалась более сильным оберегом. Этот вопрос двойственно спорный. Тем не менее подобные арабские надписи есть на огромном количестве музейного оружия и амуниции. В музеях России мы наблюдаем засилье так называемого «восточного» оружия на Руси с надписями религиозного содержания, выполненными почти исключительно на арабском языке. Как правило, это аяты из Корана и обращения к Аллаху.
Так, например, на «шапке иерихонской» Михаила Федоровича Романова, работы мастера Оружейной палаты Никиты Давыдова 1621 года, в клеймах помещена арабская кораническая надпись: «Обрадуй правоверных обещанием помощи Божьей и скорой победы». Эта надпись соседствует с восьмиконечными православными крестами на самом шлеме и с образом архангела Михаила на стрелке шлема.

Другой пример. На зерцалах царских доспехов первых Романовых , хранящихся в Московской Оружейной палате, кириллицей по-русски написаны только титулы Михаила Федоровича и Алексея Михайловича . Религиозные же надписи на зерцалах выполнены сплошь на арабском языке.

Фрагмент шлема Ивана Грозного . Над именем царя на кириллице - арабский "узор". Это надпись "Аллах Мухаммед ", сделана она семь раз по окружности шлема. отсюда

Арабские надписи, как правило, содержат религиозные формулы на русском оружии. Пожалуй, единственное исключение - это двуязычная «турецкая» сабля XVI века из собрания Московской Оружейной палаты, на которой религиозные надписи выполнены и по-арабски и по-русски.

На пяте этой сабли написано по-арабски: «Во имя Бога, благого и милосердного! », «О победитель! О заступник! ». По обуху той же сабли идет надпись кириллицей также религиозного содержания: «Суди Господи, обидящьия мя. Побори борющьия мя. Прими оружие и щит и возстани в помощь ».
Есть арабские надписи и на православно-религиозных украшениях. Например, драгоценная митра - головной убор православного епископа, до сих пор хранящаяся в музее Троице-Сергиевой лавры. Ее фотография приведена в альбоме Л. М. Спириной «Сокровища Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. Древнерусское прикладное искусство» (ГИПП «Нижполиграф», Н. Новгород, год издания не указан). На митре спереди, прямо над православным крестом, помещен драгоценный камень с арабской надписью.
Скоре всего в те времена Господь был Един для хриситан и мусульман, и как минимум правители-князья не делили Аллаха-Бога на ваших и наших. Писать по русски исключительно "аллах" было принято уже при Романовых, чтоб разделить и правоверных. Тогда же и слово "православный" было введено (ранее оно обозначало язычников)




Изучение надписей на средневековом оружии представляет интересную историю о ментальности и веровании как рыцарей, носящих это оружие, так и мастерах, изготавливавших их. Мистическое значение этих надписей было важно для рыцарей, участвующих в крестовых походах и в многочисленных войнах того неспокойного времени. Меч был символом справедливости, защиты христианских идеалов, мира и покоя граждан. На них молились, приносили присягу, давали обеты. Иногда в навершии рукояти находились святые мощи. Знаменитые мечи имели свои имена. Меч короля Артура имел имя Экскалибур, обладал магическими свойствами и мог заживлять раны.

"D NE QVIA VIM PATIOR RESPONDE PRO ME" с латыни перевели так - "Господи! Чтобы я не терпел обиды, ответь за меня". Первая D - означает сокращённо DOMINE. Эта надпись производная от цитаты из Библии Libri Isaiae Capitis XXXVIII versum XIV
DOMINE VIM PATIOR RESPONDE PRO ME
Впрочем, часто надписи были сокращёнными, с начальными буквами религиозных изречений. Неграмотные рыцари, участвующие в крестовых походах заучивали слова молитв по первым буквам, выгравированных на их мечах. Таким образом они могли прочитать молитву перед боем. Допустим:
DIOLAGR читается так: "D(e)I O(mnipotentis) LA(us) G(enitricis) R(edemptoris)". В переводе с латыни это означает - "Бога всемогущего СЛАВА матери искупителя". Другая композиция ININININININ, несмотря на обилие знаков, значительно проще и означает: I(esu) N(omine), I(esu) N(omine), I(esu) N(omine) и еще три повторения. Текст переводится как "Во имя Иисуса, Во имя Иисуса, Во имя Иисуса…" и еще три раза. Тайнопись SNEMENTS означает: S(ankta) N(omin)E M(atris) E(nimo)N T(rinita)S - "Святая Во имя Богоматери во имя Троицы".
IHS (Jesus Homini Salvator) или употребляемые отдельно литеры S, О, X (Salvator - Спаситель, Omnipotentes - Всемогущий, Xristus -Христос).


IN NOMINE DOMINI (Во имя Господа)
SOLI DEO GLORIA (Только во славу Господа)
USSU TUO DOMINE (По приказу твоему, Господи)
IN TI DOMINI (Во имя твое, Господи)
IN DEO GLORIA (Во славу Божию)
PRO DEO ET RELIGIONE VERA (За Бога и истинную религию)
IVDICA DOMINE NOCENTES ME EXPUGNA IMPUGNATES ME, представляющие собой первую строфу 34 Псалма: «Суди, Господи, тяжущихся со мной, борись с борющимися со мной»
FIDE SED CUI VIDE (Верь, но смотри, кому веришь)
ELECTIS CANCIONATUR DEO GLORIA DATUR (Избранными воспевается и воздается слава Господу)
PAX PARTA TUENDA (Равный мир Должен быть сохранен)
ROMANIS SACRIFICATUR РАРАЕ GLORIA DATUR (Римлянами возносится молебен и славится Папа)


В дальнейшем, когда в обиход вошла шпага, как непременный атрибут знатного рода, который носился постоянно, и которая означала готовность в любую минуту защищать честь и достоинство появились другого рода надписи:
VINCERE AUT MORI (Победить или умереть)
INTER ARMA SILENT LEGES (Среди оружия молчат законы)
FIDE, SED CUI VIDE (Верь, но смотри, кому)

Некоторые латинские девизы можно отнести к разряду морально-этических наставлений. Допустим:
TEMERE NEC TIMIDE (Не оскорбляй и не бойся),
VIM SUPERAT RATIO (Разум одолевает силу)
HOCTANGI MORTI FERRUM (Касание этим железом смертельно)
RECTE FACIENDO NEMINEM TIMEAS (Ничего не бойся, правильно поступая)


Встречаются надписи на национальных европейских языках, часто имеющих значение девизов:
Ne те tire pas sans raison ne me remette point sans honneur (Нe обнажай меня без необходимости, не вкладывай в ножны без чести)
Honni soit qui mal у pense (Позор тому, кто дурно об этом подумает)
Dieu mon esperance, Iерёе pour та defence (Бог - моя надежда, шпага моя защита).

Часто надписи на оружии имеют смешанный характер, отражая новую идеологию абсолютистской монархии:
PRO GLORIA ЕТ PATRIA (За Славу и Отечество)
PRO DEO ЕТ PATRIA (За Бога и Отечество)
VIVAT REX (Да здравствует король)


Нередкими были и стихотворные надписи, характерные только для этих орудий казни: Die hersen Steiiren Demvnheil
Jch ExeQuire Jhr Vrtheil
Wandem sunder wirt abgesagt das leben
Sowirt er mir vnter meine handt gegeben
(Сердца правят несчастьем
Я исполняю ваш приговор
Грешник когда его лишают жизни
Тогда его передают мне в руки).

Другие надписи на клинках:
"Cuando esta vivora pica, No hay remedio en la botica" (от этой гадюки в аптеке нет лекарства). Надпись на навахе, подаренной Сталину испанскими республиканцами.

"Умри злодей от руки моей". Надпись на охотничьем кинжале. Златоуст, 1880-е годы.

"Meine Ehre heißt Treue" (Моя честь называется верность). девиз на кинжалах SS (Schutz Staffeln)

"Mort aux boches" (Смерть немчуре). Boche - французское пренебрежительное/матершинное название немцев. Надписи на клинках французского сопротивления.
"Ложных друзей берегись сам, а от недругов спасу тебя я." латинская надпись на сабле польского короля Яна Собеского
"В правде сила" надпись на сабле хромого Тимура
Melius non incipient, quam desinent -
Лучше не начинать, чем останавливаться на полпути
Serva me - servabo te - сохрани меня - сохраню тебя
Mehr sein als scheinen - Будь лучше, чем кажешься
Oderint, dum metuant. - Пусть ненавидят - лишбы боялись.
"Без нужды не вынемай, без славы не вкладывай"
"Без веры не присягай, присягнувши веруй" одни из многочисленных девизов на казачьих шашках.
«In hostem omnia licita».- По отношению к врагу всё дозволено.(лат.)
In omnia paratus – готов ко всему
Ultima ratio – последний довод