Экономическая сущность финансов и финансово-кредитной системы. Кредитная система государства и ее элементы Характеристика финансово кредитной системы

Распределение и перераспределение созданного в обществе продукта, в конечном счете, находит свое выражение в создании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. При этом важным элементом механизма перераспределения денежных средств субъектов экономических отношений в условиях рыночной экономики является финансовый рынок.

Существование финансового рынка обусловлено наличием временно свободных денежных средств, которые аккумулируются в кредитной системе (рынок кредитных ресурсов), а также наличием ценных бумаг, которые выпускаются хозяйствующими субъектами и государством с целью привлечения свободных денежных средств (фондовый рынок). В результате объективно существующее несовпадение суммы собственных денежных средств с потребностью в них способствует временному перераспределению свободных денег от их владельцев к заемщикам на определенных условиях.

Одним из главных субъектов финансового рынка является государство. Взаимоотношения государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику. Чаще всего на финансовом рынке государство выступает в качестве заемщика, что связано с таким широко распространенным явлением, как дефицит государственного бюджета. Для покрытия дефицита государство выпускает ценные бумаги. Эмитентом этих ценных бумаг является правительство, а агентом - Центральный банк.

Централизованные и децентрализованные фонды, а также кредитные ресурсы в совокупности составляют финансово-кредитную систему (ФКС) любого национального хозяйства.

В целом ФКС включает две подсистемы: финансовую и кредитную. Каждая их этих подсистем делится на сферы, а те в свою очередь - на звенья, подразделения и т.п. Хотя каждый элемент ФКС имеет свои организацию, механизм и порядок функционирования, все они тесно взаимосвязаны и оказывают большое влияние на развитие национальной экономики.

Финансовая подсистема ФКС, в свою очередь, делится на:

1) централизованные финансы:

Государственный бюджет;

Внебюджетные фонды;

Государственный кредит;

Финансы государственных предприятий;

Государственное страхование;

2) децентрализованные финансы:

Финансы коммерческих предприятий и организаций;

Финансы некоммерческих организаций;

Финансы кредитных организаций;

Финансы страховых организаций;

3) финансы домашних хозяйств.

Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования национальной экономики в целом. С их помощью денежные средства хозяйствующих субъектов и граждан аккумулируются в бюджетных и внебюджетных фондах государства в целях удовлетворения общественных потребностей.

Децентрализованные финансы - это денежные средства (доходы и накопления) хозяйствующих субъектов. Они используются для производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы. Поскольку преобладающая часть финансовых ресурсов сконцентрирована у предприятий, то и стабильность финансовой системы зависит от устойчивости их финансового положения.

Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с образованием первичных доходов и накоплений, их распределением и использованием. Финансы предприятий выполняют две функции:

Формирования и использования денежных доходов и фондов;

Контрольную.

На организацию децентрализованных финансов существенное влияние оказывают отраслевые особенности и особенности организационно-правовой формы предприятий.

По отраслевой принадлежности финансы предприятий можно разделить на финансы: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, строительства, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и т.п.

Исходя из организационно-правовых форм децентрализованные финансы делятся на финансы коммерческих и некоммерческих предприятий. Для коммерческих организаций основной целью является получение прибыли. Они функционируют как хозяйственные товарищества, общества, в том числе и как акционерные общества. Цель некоммерческих организаций и их основная деятельность не сводятся к получению прибыли и ее распределению между участниками. Они функционируют в форме финансируемых собственником учреждений, относящихся к непроизводственной сфере, потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных фондов и т.п.

В качестве особого звена децентрализованных финансов выступает страхование, которое представляет собой совокупность перераспределительных отношений, возникающих по поводу защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств страхового фонда, формируемого из страховых взносов.

Выделяют личиое и имущественное страхование. Объектом личного страхования выступают жизнь и здоровье граждан (страхование жизни, от несчастных случаев, детей, дополнительной пенсии и т.п.). Объектом имущественного страхования выступает имущество в различных видах и имущественные интересы страхователя. К традиционным разновидностям имущественного страхования относятся страхование: имущества граждан и предприятий; автомобилей; воздушного и водного транспорта; строений; основных и оборотных фондов предприятий; грузов и т.п.

Финансы домохозяйств - это денежные средства граждан, которыми они располагают в рамках отдельной экономической ячейки общества. Такой ячейкой является домохозяйство. Домохозяйство охватывает совместно проживающих людей, ведущих общее хозяйство, поэтому финансы домохозяйств - это денежные отношения между гражданами, совместно ведущими общее хозяйство. Они используются в целях удовлетворения личных и семейных потребностей и являются материальной основной жизни граждан. Выделяют денежные доходы и расходы домохозяйств.

Денежные доходы домохозяйств включают:

Оплату труда членов семьи;

Доходы от предпринимательской деятельности, операций с личным имуществом и кредитно-финансовых операций;

Государственные пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты.

Денежные расходы бюджета домохозяйств подразделяются на три группы:

Потребительские расходы (покупка потребительских товаров, товаров длительного пользования, оплата услуг);

Налоги, обязательные платежи и добровольные взносы;

3) денежные накопления и сбережения.

Кредитная подсистема ФКС включает:

1) банковскую сферу:

Эмиссионные банки (Центральный и Национальный банки);

Неэмиссионные банки, которые охватывают коммерческиеи специализированные банки (ипотечные, инновационные,инвестиционные, сберегательные и т.п.);

2) парабанковскую сферу:

Специализированные кредитно-финансовые институты (кредитные товарищества, расчетные центры, страховые общества, лизинговые и факторинговые фирмы, ломбарды и т.п.);

Почтово-сберегательные учреждения.

В банковской сфере центральное положение занимает Центральный банк, который исторически выделился из массы коммерческих банков еще в XVIII-XIX вв. Именно Центральному банку государство предоставляло исключительное право эмиссии банкнот. Поэтому эмиссионная функция - старейшая и одна из наиболее важных функций Центрального банка. Кроме того, Центральный банк выполняет также функции:

Хранения государственных золотовалютных резервов;

Хранения резервного фонда других кредитных учреждений;

Денежно-кредитного регулирования экономики;

Кредитования коммерческих банков и осуществления кассового обслуживания государственных учреждений;

Проведения расчетов и переводных операций;

Контроля за деятельностью кредитных учреждений.

Неэмиссионные (коммерческие) банки представляют собой главные «нервные» центры кредитной системы. Коммерческие банки аккумулируют свободные денежные средства и предоставляют кредиты хозяйствующим субъектам. Они также осуществляют расчеты и организуют платежный оборот в масштабах всего национального хозяйства, выполняют другие операции (комиссионные и посреднические операции, операции на фондовом рынке). Современный коммерческий банк выполняет до 100 видов операций.

Особое место среди неэмиссионных банков занимают специализированные банки, деятельность которых сосредоточена на выполнении отдельных операций. Так, инвестиционные банки проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. Ипотечные банки выдают кредиты под залог недвижимости. Кредитная подсистема ФКС, кроме банковской сферы, включает еще парабанковскую сферу, куда входит обширная группа сберегательных учреждений - взаимосберегательные кассы, доверительно-сберегательные банки, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные кооперативы и др. Все эти учреждения специализируются на том, что привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал.

Финансовая и кредитная подсистемы ФКС тесно связаны друг с другом. Так, учреждения Центрального банка и кредитные организации обслуживают счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности. Банковская система является держателем практически всех денежных средств федерального бюджета. Коммерческие банки и учреждения Центрального банка осуществляют безналичные расчеты между плательщиком и получателем бюджетных средств. Центральный банк является центром информации при формировании федерального бюджета. Основываясь также на информации Центрального банка об остатках средств на счетах по учету средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности получателей средств федерального бюджета, правительство осуществляет мониторинг объемов и направлений использования бюджетных средств.

Основными принципами формирования ФКС являются следующие:

Наличие собственной финансовой базы;

Единство и взаимодействие всех элементов ФКС, предопределяемое общностью источника первичных доходов (ВВП) и финансовой политики, направленной на согласование интересов субъектов экономических отношений;

Функциональное назначение каждой подсистемы и ее звеньев.

Сущность государственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.


Современные финансово-кредитные системы имеют сложную структуру. Если за основу классификации принять характер услуг, которые учреждения финансового сектора предоставляют своим клиентам, можно выделить три важнейших элемента финансово-кредитной системы:
  1. центральный (эмиссионный банк);
  2. коммерческие банки;
  3. специализированные финансовые учреждения (страховые, сберегательные и т.д.)
В зависимости от взаимосвязей банков, от характера выполняемых ими функций различают два типа построения банковской системы: одноуровневую (распределительную, централизованную) и двухуровневую.
Для стран с административно-командным режимом управления характерна одноуровневая банковская система. Ее особенность заключается в том, что все банки, в том числе центральный, выполняют аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию хозяйства. Хотя в системе формально имеется несколько банков, на практике центральный банк берет на себя функции коммерческих банков, выступая единым кредитнорасчетным и валютным центром. Все остальные банки выполняют свои операции в соответствии с директивами центрального банка. Такая система функционировала в рамках Советского Союза.
В странах с развитой рыночной экономикой действует двухуровневая банковская система, для которой характерно строгое разделение функций центрального и коммерческих банков.
Двухуровневая система состоит из трех элементов:
  • центрального банка (ось банковской системы);
  • коммерческих банков (основа банковской системы);
  • учреждений банковской инфраструктуры, создающей информационное, методическое, научное и кадровое обеспечение банковской деятельности (служб по обработке, передаче и хранению информации, международных систем межбанковской коммуникации, страховых структур, расчетных палат, аудиторских служб, центров торговли валютой, межбанковскими кредитами, системы подготовки кадров для банков). . lt; -
  1. Банковская система Российской Федерации
Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Он- посредник между государством и экономикой. Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия- 50%, Япония - 55%), центральный банк выполняет функции государственного органа. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональные интересы, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства, а в интересах государства в целом. Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции:
  • осуществляет монопольную эмиссию банкнот;
  • является банком банков;
  • является банкиром правительства;
  • осуществляет денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.
Необходимо отметить, что все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк создает тем самым кредитные орудия обращения. Осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, он воздействует на уровень ссудного процента. Перечисленные функции центрального банка создают реальные предпосылки для выполнения им функций регулирования всей денежной системы страны, а тем самым и регулирования экономики. Функция денежно- кредитного регулирования и банковского надзора является на современном этапе важнейшей функцией центрального банка.
Коммерческие банки - основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются: прием вкладов на текущие счета, краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними. В современных условиях коммерческим банкам удалось существенно расширить прием срочных и сберегательных вкладов, средне- и долгосрочное кредитование, создать систему кредитования населения (потребительского кредита).
Коммерческие банки создаются на паевых или акционерных началах и могут различаться: по способу формирования уставного капитала (с участием государства, иностранного капитала и др.), по специализации, по территории деятельности, видам совершаемых операций и т.д. Средства коммерческих банков делятся на собственные (уставный фонд, резервный фонд и другие фонды, образованные за счет прибыли) и привлеченные (средства на счетах предприятий, их вклады и депозиты, вклады граждан и т.д.).
Коммерческие банки выполняют расчетно-комиссионные и торгово-комиссионные операции, занимаются факторингом, лизингом, активно расширяют зарубежную филиальную сеть и участвуют в многонациональных консорциумах (банковских синдикатах).
По уровню специализации коммерческие банки делятся на:
  • универсальные, т.е. осуществляющие практически все виды банковских операций;
  • специализированные, т.е. осуществляющие в силу тех или иных причин специализацию на определенных видах банковских операций.
Деятельность специализированных банков в условиях рынка ориентирована на предоставление в основном одного - двух видов банковских услуг для большинства своих клиентов. 1
На процесс развития банковской системы и таким образом на ее роль в социально-экономическом развитии страны влияет совокупность факторов как внешних по отношению к банковской системе, так и внутренних.
К внешним факторам относятся: экономические, политические, правовые, социальные и форс-мажорные.
Совокупность экономических факторов отражает состояние экономики, выраженное в интенсивности и способах установления экономических отношений с участием банков.
К экономическим факторам следует отнести принципы исполнения федерального бюджета, характер реализуемой денежно-кредитной политики, сложившуюся систему налогообложения, результаты проведения экономических реформ, формирующие общие условия функционирования банковской системы. Так, при экономическом росте, как правило, увеличивается число субъектов хозяйствования, растут экономические связи, что влечет за собой соответствующий рост спроса на банковские услуги со стороны как предприятий и организаций, так и населения.
В случае кризисного развития наблюдаются противоположные процессы, угнетающие банковскую систему в целом, усложняющие деятельность отдельных банков, снижающие их надежность и ликвидность. Развитие банковской системы может сдерживаться иод влиянием таких факторов, как чрезмерный налоговый пресс на прибыль банков, отсутствие достаточных ресурсов для осуществления банковских операций, убыточность значительного числа крупных и средних предприятий, общее снижении уровня доходов населения.
К политическим факторам относятся те решения органов государственной власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях, которые влияют на характер решений, принимаемых субъектами банковской системы: централь ным банком, банками, кредитными организациями, банковскими ассоциациями.
К ним относятся:
  • принципы денежно-кредитной политики;
  • заявленные принципы формирования бюджета и его пропорций;
  • основные направления совершенствования налогообложения;
  • реализуемые на практике принципы развития национального хозяйства и его отдельных отраслей, отношение к предпринимательству, к банковской деятельности, к ответственности государства и бизнеса перед обществом.
Формы и методы правового регулирования хозяйственной деятельности в целом и банковской в частности оказывают существенное влияние на функционирование банковской системы. Устойчивость законодательства, его относительная консервативность создает предпосылки правового регулирования возникающих проблем. При этом законодательство оказывает влияние на развитие банковской системы особыми правилами регулирования тех или иных банковских операций или сделок, разрешая их или запрещая.
Экономические, правовые и политические факторы во многом определяют комплекс социально-психологических факторов.
К социально-психологическим факторам относятся: увс ренность большинства населения в правильности проводимых экономических преобразований, в стабильности налогового, таможенного, валютного законодательства, в хороших перспективах для экономики в целом и ее отдельных частей. Все вышеперечисленное в совокупности формирует уровень доверия к баї ковской системе, готовность осуществлять банковские операцій и пользоваться банковскими услугами. В этом случае доверие к банковской системе определяет и более эффективное выполнение ею функций обеспечения финансирования потребностей экономического развития за счет привлечения финансовых ресурсов населения и иностранных инвесторов.
Форс-мажорные обстоятельства, являющиеся следствием стихийных бедствий и непредсказуемых событий, которые приводят к сбоям в платежных системах, могут быть разделены на:
  • природные (наводнения, землетрясения, ураганы), которые технически затрудняющие функционирование банковской системы;
  • политические (закрытие границ, введение международных запретов на экономические отношения с другими государствами, военные конфликты), которые приводят к необходимости существенного пересмотра условий взаимодействия банков и их клиентов;
  • экономические (отказ государства от выполнения своих финансовых обязательств, изменение правил расчетов, изменение системы налогообложения, введение ограничений на экспортноимпортную деятельность, кризисы на финансовых рынках), которые приводят к затруднениям банков и клиентов, вызванным общей неопределенностью хозяйственной деятельности. При этом как бы долго ни готовились реформы (налоговая, расчетов и т.п.), форс-мажорный характер их влияния на банковскую систему не меняется, поскольку предугадать или зарегламентировать все нюансы экономических отношений не представляется возможным.
Под внутренними факторами, влияющими на результаты функционирования банковской системы как единого целого, следует понимать совокупность факторов, которые формируются субъектами банковской системы и определяются следующими основными моментами:
  • ролью и авторитетом центрального банка в банковской системе;
  • компетенцией руководителей банков и квалификацией банковских работников;
  • уровнем межбанковской конкуренции и ее характером;
  • степенью осознания банковским сообществом своей роли в экономике и целей развития банковской системы;
  • сложившимися банковскими правилами и обычаями.
В России, как и в большинстве стран, банковская система является двухуровневой (см. рис. 4).
В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (1995г.) отмечается, что банковская система включает центральный банк, кредитные организации и их ассоциации.
Банковская система РФ представлена как универсальными банками, так и специализированными.
Перечисленные компоненты образуют систему, то есть объединенную общими функциями (банковская деятельность- осуществление, обеспечение, регулирование) и целями (обслуживание денежно-кредитного обращения) совокупность.
В банковской системе РФ существуют связи двух типов: связи между однопорядковыми элементами банковской системы и связи Банка России с остальными элементами банковской системы. Связи первого типа обеспечивают отношения координации между указанными элементами системы, в то время как связи второго типа перерастают в отношения субординации, которые главным образом обеспечивают целостность системы и слаженность ее функционирования. Структура финансово-кредитной системы государства приведена на рис.9.
Центральный баше РФ

Иностран
ные
Универ
сальные
Специали-
зировпные

Рис. 9. Финансово-кредитная система Российской Федерации
Центральный банк в Российской Федерации был создан на базе Госбанка СССР первоначально в виде Госбанка РСФСР, который в декабре 1990 г. был переименован в Центральный банк РСФСР (Банк России), а затем в апреле 1995 г. - в Центральный банк Российской Федерации (Банк России). , ... . f -
Правовой статус, функции, принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России) определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 26 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», а также Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР».
Уставный капитал и иное имущество Банка России (ЦБ РФ, ЦБР) являются федеральной собственностью. Хотя Банк России является государственным банком, формально он независим в своей деятельности от Правительства. ЦБ РФ - юридическое лицо, не регистрируется в налоговых органах, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банка. Нормативные акты, издаваемые ЦБР, обязательны для органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Проекты федеральных законов, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения.функций Банка России, должны направляться на его заключение.
ЦБР подотчетен лишь Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Государственная Дума по представлению Президента:

  • назначает сроком на четыре года Председателя и членов высшего органа Банка России - Совета директоров;
  • рассматривает годовой отчет ЦБР и аудиторское заключение;
  • определяет аудиторскую фирму для аудиторской проверки банка;
  • заслушивает доклады Председателя о деятельности ЦБР дважды в год (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).
В то же время ЦБ РФ тесно связан с Правительством. Он участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель банка или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов и министр экономики или их заместители принимают участие в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. ЦБР и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. В частности, ЦБР консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
При Банке России создан Национальный банковский совет, в который входят представители палат Федерального Собрания, Президента, Правительства РФ, Банка России, а также министр финансов и министр экономики, представители кредитных организаций и эксперты. Председателем Совета является Председатель ЦБ РФ. Национальный банковский совет регулярно рассматривает концепцию совершенствования банковской системы, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования, наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций, осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в области банковского дела.
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности ЦБР. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями ЦБР. Территориальные учреждения банка не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.
Руководство и управление Банком России осуществляет его высший орган - Совет директоров. В этот коллегиальный орган входят Председатель ЦБР и 12 членов, работающих в Банке России на постоянной основе. Совет директоров разрабатывает во взаимодействии с Правительством основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, устанавливает экономические нормативы и нормы обязательных резервов для кредитных организаций, принимает решения об изменении процентных ставок Банка России, определяет лимиты операций на открытом рынке, условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России, объемы выпуска и изъятия наличных денег из обращения.
Основные цели, функции и операции ЦБ РФ определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. (ст. 3):
  • защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его
покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • развитие и укрепление банковской системы РФ;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Достижение этих целей осуществляется путем выполнения Банком России своих функций, сформулированных в ст. 4 Закона, а именно ЦБ РФ:
  1. во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную и денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  2. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  3. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
  4. устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
  5. устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  6. осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
  7. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
  8. регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  9. осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимые для выполнения основных задач Банка России;
  10. осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
  11. организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ;
  12. принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного баланса РФ;
  13. в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  14. осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Как видно из приведенного перечня, функции ЦБ РФ в основном совпадают с функциями центральных банков промышленно развитых стран.
Из определения, которое дано Законом о Банке России первой функции ЦБР, следует, во-первых, что денежно-кредитная политика является единой государственной политикой, которая разрабатывается и проводится ЦБР во взаимодействии с Правительством, поэтому ее цели определяются задачами общей экономической политики государства. Основной принцип формирования денежно-кредитной политики состоит в том, что ЦБР всегда берет за основу официальный прогноз макроэкономических показателей, который использовался при составлении проекта Федерального бюджета. Одновременно ЦБР исходит из анализа развития экономики за предшествующие периоды, программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и необходимости обеспечения устойчивого долговременного экономического роста.
Во-вторых, Закон определил, что денежно-кредитная политика направлена на защиту и обеспечение устойчивости рубля, его внутренней и внешней стабильности, т.е. низких темпов инфляции и стабильного валютного курса.
Достижение низкого уровня инфляции способствует улучшению ожиданий экономических агентов и является, по мнению ЦБР, наилучшим вкладом денежно-кредитной политики в развитие экономики. Все 90-е годы и начало 2000-х, а также в среднесрочной перспективе последовательное снижение инфляции было, есть и будет главной целью денежно-кредитной политики ЦБР.
Снижение инфляции - конечная цель денежно-кредитной политики. Следует, однако, иметь в виду, что ЦБ РФ не в состоянии достичь конечной цели напрямую, он должен выбрать промежуточную цель, которая непосредственно влияет на конечную. Промежуточной целью может быть достижение целевых ориентиров роста денежной массы, уровня валютного курса, процентных ставок.
В качестве промежуточной выбирается какая-либо одна цель, так как одновременное достижение всех целей практически невозможно: например, поддержание денежной массы в установленных пределах может привести к нарушению целевых установок по уровню валютного курса и процентных ставок, поскольку он (уровень) зависит от предложения денег; и напротив, стремление поддержать целевые ориентиры по валютному курсу или процентным ставкам может привести к расширению или сжатию денежной массы.
Традиционной целью денежно-кредитной политики Банка России является денежное таргетирование, которое предполагает поддержание темпов роста денежной массы на уровне, адекватном достижению конечной цели - установленных темпов инфляции. На практике это означает, что ЦБР ежегодно определяет в качестве основных ориентиров денежно-кредитной политики среднегодовой темп инфляции и годовой прирост денежной массы. Например, на 2001 г. предусматривался темп инфляции 12- 14%, а прирост денежной массы - 34%; на 2002 г. соответственно: 14,3-15,5% и 22-28%.
ЦБР неоднократно признавал, что по мере ослабления инфляции в Российской Федерации связь между ростом денежной массы и инфляцией и соответственно роль денежных факторов при анализе и управлении инфляционными процессами снижаются.
Воздействие Банка России на денежную массу осуществляется путем регулирования ликвидности банковской системы и контроля за ростом денежной базы. Для этого применяются различные инструменты и методы денежно-кредитной политики. К основным из них по Закону о Банке России (ст.35) относятся следующие:
  1. процентные ставки по операциям ЦБР (минимальные ставки, по которым ЦБР осуществляет свои операции);
  2. нормативы обязательных резервов, деноминируемых в ЦБР (резервные требования);
  3. операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами и облигациями ЦБР, а также краткосрочные операции с ценными бумагами;
  4. рефинансирование, т.е. кредитование коммерческих банков;
  5. валютная интервенция с целью воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;
  6. установление ориентиров роста денежной массы;
  7. прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на кредитование коммерческих банков, проведение банками отдельных операций;
  8. выпуск от своего имени облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.
С 1996 г. к числу инструментов денежно-кредитной политики добавились депозитные операции ЦБР (привлечение в депозиты свободных средств банков для регулирования их ликвидности, как на фиксированные сроки, так и до востребования).
Следует отметить, что набор используемых Банком России инструментов меняется в зависимости от условий развития экономики, состояния финансовых рынков, объема официальных золотовалютных резервов. Например, более двух лет не используется такой метод денежно-кредитной политики, как изменение норм обязательных резервов. Последнее повышение было проведено в январе 2000 г. ЦБ РФ воздерживается от повышения нормативов обязательных резервов, полагая, что к данной мере можно прибегать лишь в исключительных случаях в целях ослабления спекулятивного давления на рынок. В 90-е годы этот инструмент использовался весьма активно. В 1992-1995 гг. норма резервов по депозитам до востребования достигала максимально возможных по Закону - 20%. В 1996-1999 гг. нормы депозитов изменялись ежегодно (часто несколько раз в течение года). С 1 января 2000 г. нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте установлены в размере 10%, а по рублевым депозитам физических лиц - 7%.
Важным инструментом денежно-кредитной политики является изменение процентных ставок по операциям Банка России. Начиная с 1993 г. ставка рефинансирования ЦБР изменялась не реже пяти раз ежегодно (в 1994 г. - девять раз), причем нередко с интервалом в одну - две недели, иногда одновременно на 30- 40 пунктов.
Максимальный уровень ставки рефинансирования в 1991 г. достигал 20%, в 1992 г. - 80%, в 1993 г. - 210%. С апреля по октябрь 1994 г. ставка постепенно была снижена до 130%, а затем снова повышалась, достигнув в январе 1995 г. - 200%. С мая 1995 г. до ноября 1997 г. ставка снижалась 13 раз, достигнув 21%. В ноябре 1997 г. она вновь была повышена до 28%, в феврале 1998 г. - до 42%, а в конце мая - до 150%. В 1998 г. ЦБР пересматривал ставку рефинансирования девять раз. С июля 1998 г. началось постепенное снижение ставки. 9 апреля 2002 г. она была установлена на уровне 23%.
Ставка рефинансирования играет ключевую роль в системе процентных ставок Банка России. Однако, как отмечается в Основных направлениях единой государственной денежно- кредитной политики на 2002 г., задачей изменения этой ставки не является оперативное влияние на текущую ситуацию на межбанковском рынке. Изменение ставки играет роль сигнала, который дает участникам рынка информацию.об оценке Банком России уровня инфляции и перспектив ее развития. Тем самым ставка оказывает влияние на информационные ожидания, а значит, на политику хозяйствующих субъектов.
Кроме ставки рефинансирования ЦБР устанавливает ставки по внутридневным кредитам, кредитам «овернайт», ломбардным кредитам, а также депозитным операциям.
Быстрое развитие рынка государственных ценных бумаг в России в 1993-1995 гг. создало предпосылки активного использования операций на открытом рынке для воздействия на банковскую ликвидность и денежную базу. Так, покупка ЦБР государственных ценных бумаг у коммерческих банков внесла значительный вклад в преодоление кризиса рынка межбанковских кредитов в августе 1995 г. С 1995 г. операции Банка России на вторичном рынке ГКО-ОФЗ стали главной определяющей роста денежной базы. Достаточно сказать, что в конце 1995 г. этими операциями было охвачено около 80% прироста денежной базы (в широком определении), в конце 1996 г. - около 82%, а в середине 1997 г. - 133% по сравнению с 1% в начале 1995 г. С августа 1998 г. объем операций на открытом рынке резко сократился в результате реструктуризации задолженности по государственным ценным бумагам со сроком погашения до 31 декабря 1999 г.
Роль государственных ценных бумаг в этой ситуации частично взяли на себя облигации Банка России. Кроме того, ЦБР проводит работу по переоформлению части государственных облигаций в облигации с рыночными характеристиками. Такое переоформление позволит проводить с ними операции на открытом рынке.
В целях регулирования ликвидности банков ЦБР активно проводит депозитные операции с коммерческими банками.
Важное направление денежно-кредитной политики Банка России - политика валютного курса. ЦБР активно использует обменный курс рубля в качестве инструмента регулирования денежного обращения и уровня инфляции. Покупая или продавая доллары США за рубли, ЦБР оказывает воздействие как на объем рублевой массы, так и на валютный курс рубля.
Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег (банкнот и монет) и организует их обращение. В отличие от промышленно развитых стран удельный вес наличных денег в России очень велик - около 40% денежной массы, поэтому эмиссионная функция ЦБР имеет особенно большое значение. Контроль за ростом денежной базы, более 70% которой составляют наличные деньги в обращении, является важной составляющей системы регулирования Банком России денежной массы.
Банкноты (билеты Банка России) и монеты - это безусловные обязательства Банка России, которые обеспечиваются всеми его активами. Банкноты и монеты Банка России являются де-юре единственным законным средством платежа на территории РФ: они обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ. Это означает, что зачисленные на счета рубли (т.е. рубли в безналичной форме) обладают де-факто таким же статусом законного платежного средства, как и наличные рубли. В целях организации налично-денежного обращения на территории РФ Банк России:
  • осуществляет прогнозирование и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монет, создает их резервные фонды;
  • устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков и порядок замены поврежденных банкнот и монет, а также
их уничтожение;
  • определяет порядок ведения кассовых операций.
Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью банков. Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
ЦБР осуществляет регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за ними по следующим основным направлениям:
  • регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций (минимального размера капитала, достаточности капитала, нормативов ликвидности и др.);
  • определение лимитов открытой валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков;
  • регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организаций;
  • установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций;
  • регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций;
  • надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов ЦБР, проверка деятельности кредитных организаций.
Банк России выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы Российской Федерации. Он организует межбанковские расчеты, служит расчетным центром банковской системы страны; устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов в России; координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных (в том числе клиринговых) систем.
Банк России, подобно центральным банкам других стран, выполняет функцию банкира, финансового консультанта и агента Правительства РФ. На его счетах хранятся средства Федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, государственных внебюджетных фондов. Он может предоставлять кредиты Правительству России на срок не более одного года (для покрытия кассовых разрывов в госбюджете) под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете. За исключением тех случаев, когда это предусматривается указанным законом, банк не вправе предоставлять прямые банковские ссуды Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита и покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении.
ЦБР консультирует Минфин РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
Банк России осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга РФ. Его полномочия в этой сфере определяются федеральным законодательством и прежде всего Законом РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге Российской Федерации». В соответствии с этим Законом управление государственным внутренним долгом (определение порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств) осуществляется Правительством РФ. Обслуживание долга производят ЦБР и его учреждения посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств Правительства РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Банк России выполняет внешнеэкономическую функцию
по следующим основным направлениям:
  • ЦБР предоставляет интересы РФ во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях;
  • участвует в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах;
  • определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ, выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории РФ;
  • определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса России и организует его составление;
  • управляет международными резервами страны;
  • в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» выполняет функции органа государственного валютного регулирования и валютного контроля.
Вторым ярусом банковской системы России, как и других стран, выступают универсальные и специализированные коммерческие банки. В соответствии с российским законодательством банками являются кредитные организации, выполняющие в совокупности такие виды операций, как привлечение во вклады средств юридических и физических лиц; размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. При этом для осуществления своей деятельности банки должны пройти государственную регистрацию в Центральном банке РФ и получить лицензию на осуществление определенных банковских операций.
Количество коммерческих банков в стране постоянно изменялось, первоначально их количество увеличивалось, а затем наступил период концентрации и централизации капитала, когда увеличивался уставный капитал банков, но уменьшалось их число. После кризиса 1998 г., когда потерпели фиаско многие крупные банки, банковская система до сих пор находится в условиях реформирования и реорганизации. В период с 1998 г. по январь 2001 г. количество банков сократилось почти на 80%. И только после 2001 г. начался рост их числа (см. табл.7). В настоящее время в России насчитывается 1276 коммерческих банков, однако из них только 90% считаются финансово устойчивыми.
По своей организационно-правовой форме большинство коммерческих банков являются акционерными банками, хотя присутствуют и банки как общества с ограниченной и дополнительной ответственностью. Для России в большей степени, чем для развитых стран, характерны государственные банки, или банки с участием государства. По данным на конец 2001 г., банков с участием государственных унитарных предприятий было свыше 400, Наиболее крупными из них являются такие банки, как Сберегательный банк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк.

Кредитные организации в России

1.07.97 1.06.98 1.01.99 1.07.99 о
о
р
1.07.00 о
р
1.01.02
Всего кредитных органи 2550 2529 2483 2441 2378 2318 1311 2001
заций
Действующих банков 1848 2502 1476 1401 1349 1331 1274 1276
Небанковские кредитные 27 22 43
организации
Банки со 100%-ым ино 17 23
странным участием
Уставный капитал дейст 139.2 260
вующих кредитных орга млрд млрд
низаций руб. руб.
Филиалы банков в РФ 3433
Филиалы Сбербанка РФ 1233

Таблица 8 Уставный капитал кредитных организаций
В России разрешено открытие банков с участием иностранного капитала. Коммерческих банков с привлечением иностранных инвестиций в пределах 35-50% капитала банка насчитывается 127, а со 100%-ным иностранным участием на данный момент - 23. Несмотря на небольшое количество таких банков, их доля в совокупных активах банковской системы составляет около 6%. В основном коммерческие банки универсальны, т.е. выполняют полный набор операций и обслуживают все категории клиентов.
В соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности», коммерческие банки могут выполнять следующие виды операций: , ч 4 .

  • привлечение денежных* средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
  • размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов по их банковским счетам;
  • инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • выдача банковских гарантий;
  • осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.
Кроме чисто банковских операций они могут выполнять и определенные сделки:
  • выдачу гарантий; . "
  • приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
  • доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
  • осуществление операций с драгоценными металлами и камнями;
  • предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
-лизинговые операции;
  • оказание консультационных и информационных услуг.
Однако, несмотря на такой широкий перечень операций, российские банки акцентируют свое внимание лишь на небольшом количестве операций, основными из которых выступают ведение счетов предприятий, корреспондентских счетов банков и принятие вкладов населения, кредиты и вложения в ценные бумаги. Среди прочих операций основное место занимают операции с иностранной валютой. ;мlt;г‘ " "5иу:gt; lt;:
Клиентами коммерческих банков, как правило, являются юридические лица и малая доля физических лиц, хотя в последние годы коммерческие банки все больше начинают ориентироваться на обслуживание физических лиц.
В России по сравнению с другими странами доля специализированных банков, ориентирующихся на выполнение одной или двух основных операций или обслуживание определенного вида клиентов, довольно мала. Среди них особую роль играет Сберегательный банк России, наиболее крупный банк по размі рам собственного капитала, активам, количеству клиентов и филиальной сети. На рынке банковских услуг Сберегательному банку принадлежит значительная роль в привлечении средств физических лиц (на него приходится 75% всех вкладов), он остается одним из немногих банков, занимающихся кредитованием физических лиц.
Наряду со Сберегательным банком к числу специализированных банков относятся ипотечные банки, занимающиеся кредитованием недвижимости под ее залог. Такие банки появились в России еще в начале 90-х годов, но особого развития пока не получили из-за множества правовых и экономических рисков. На сегодняшний день их насчитывается около девяти, причем срок выдачи кредитов данными банками не превышает 10 лет, и они пользуются, как правило, широкой поддержкой муниципальных органов власти.
Инвестиционным банкам в нашей стране пока очень трудно выжить в силу неразвитости рынка ценных бумаг, отсутствия большого объема эмитентов корпоративных ценных бумаг. Поэтому такие банки с целью получения прибыли в большей степени выполняют роль универсальных банков, нежели специализированных.
Особо стоит сказать о таких специализированных банках, как Внешэкономбанк и Внешторгбанк России, занимающихся обслуживанием внешней торговли и внешнеэкономической деятельности России. Эти банки существуют уже достаточно долго, доля их капитала принадлежит государству, и они являются своеобразными монополистами в своей области.
В целом стоит отметить, что специализированные банки только начинают развиваться, и в условиях стабилизации и развития экономики их развитие будет продолжаться.
Одним из важнейших атрибутов национальной банковской системы России в современных экономических системах рыночного типа является усиление позиции и роли ассоциаций как саморегулируемых организаций, представляющих интересы субъектов хозяйствования того или иного сектора экономики. Ассоциации позволяют освободить разнообразные институты государственной власти от разработки и введения в действие норм регулирования и контроля за отдельными элементами деятельности субъектов хозяйствования, в первую очередь таких, как качество оказываемых услуг, соблюдение принципов этики бизнеса, стандартизация, подготовка высококвалифицированного персонала и т.п.
Банковская ассоциация - общественная некоммерческая организация, членами которой являются коммерческие банки, создаваемая с целью представления их интересов в органах законодательной, исполнительной, судебной власти, а также координации и совершенствования их деятельности.
Ассоциация российских банков (АРБ) представляет и защищает интересы банков в законодательных и представительных органах государственной власти и решает целый ряд других задач, актуальных для банковского сообщества страны в целом. Наряду с АРБ во многих регионах России действуют региональные ассоциации, причем ряд из них были созданы ранее, чем была учреждена Ассоциация российских банков.
В настоящее время в различных регионах России действуют следующие ассоциации банков:
  • Азово-Черноморский банковский союз;
  • Алтайский банковский союз;
  • Ассоциация коммерческих банков Башкортостана;
  • Банковская ассоциация Азиатско-Тихоокеанского региона;
  • Банковский союз «Большая Волга»;
  • Ассоциация банков Республики Бурятия;
  • Воронежский банковский союз;
  • Банковский союз « Банкирский Дом» (Калуга);
  • Московский банковский союз;
  • Ассоциация коммерческих банков Республики Мордовия;
  • Рязанская банковская ассоциация;
  • Ассоциация коммерческих банков Санкт-Петербурга;
  • Ассоциация банков Свердловской области;
  • Ставропольская краевая ассоциация «БАНК»;
  • Банковская ассоциация Татарстана;
  • Ассоциация коммерческих банков;
  • Ассоциация коммерческих банков по Тверской области;
- Ассоциация банков республики Саха.
Все перечисленные ассоциации созданы на добровольных началах региональными банками (в ряде регионов их членами являются и иногородние банки, имеющие в них свои филиалы) в виде некоммерческих организаций. В соответствии с уставами они являются независимыми организациями, в том числе и от АРБ. Учитывая наличие объективной заинтересованности АРБ и региональных ассоциаций в координации усилий по представлению и защите интересов банков в органах государственной власти различного уровня, между ними постоянно осуществляется взаимодействие и обмен информацией. Представители АРБ принимают участие в работе конференций региональных ассоциаций.
Наличие региональных банковских ассоциаций является одной из особенностей банковской системы России.

Вопросы.

    Состав финансово-кредитной системы РФ.

    Финансово-кредитная политика государства.

Вопрос №1 «Состав финансово-кредитной системы государства».

Финансово-кредитная система

Централизованные финансы (Общегосударственные финансы или финансы макроуровня).

Децентрализованные финансы (Финансы предприятий отраслей хозяйственного комплекса или финансы микроуровня).

Бюджетное звено

Образование и использование фондов денежных средств предприятий любой организационно-правовой формы собственности.

Государственный кредит

Кредитное звено

Страховое звено

Фондовое звено

Бюджетное звено включает бюджетные фонды бюджетов трех уровней и внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования)

Государственный кредит – это система экономических отношений, в которой государство с одной стороны (субъект федерации или муниципальное образование) и юридические или физические лица, а также иные субъекты права с другой стороны вступают во взаимоотношения, в которых государство (субъект государства или муниципальное образование) выступает в роли кредитора, заемщика или гаранта. Государственный кредит является инструментом получения дохода.

Кредитное звено представлено двухуровневой кредитной системой РФ.

Страховое звено представлено в РФ страховой системой.

Фондовое звено – это рынок корпоративных ценных бумаг (государственные ценные бумаги «уходят» в государственный кредит). Это наиболее регулируемое звено.

Вопрос №2 «Финансово-кредитная политика государства».

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, распределение и использование их для выполнения государством его функций.

Под финансовыми ресурсами понимаются денежные средства, аккумулированные в бюджеты всех уровней, в государственных внебюджетных фондах и в фондах предприятия.

    Разработка общей концепции финансовой политики государства, определение ее основных направлений, целей и задач (Наша финансовая политика направлена на ликвидацию бедности населения).

    Создание адекватного финансово-кредитного механизма.

    Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Финансовая политика государства, как макроэкономический механизм управления, включает в себя стратегию и тактику управления.

Стратегия определяет действия государства в области развития финансовой системы и финансов и направлена прежде всего на выработку целевых программ, для реализации которых требуется большое время и большие финансовые средства.

Как элементы финансовой стратегии на сегодняшний день выделяется финансирование национальных проектов.

Наши проекты:

    Образование;

    Медицина;

    Доступное жилье;

    Развитие сельского хозяйства.

Проекты рассчитаны на 10 лет. Подразумевают финансирование из бюджета во всевозрастающих объемах. Но они носят точечный, а не глобальный характер.

С точки зрения финансовой стратегии государство приняло следующее: выделение приоритетных конкурентоспособных отраслей и их финансирование (пошли по японской модели). Выделились следующие отрасли:

1. Разработка месторождений и увеличение добычи полезных ископаемых с переработкой их на территории РФ.

2. Транзитный потенциал РФ (строительство различных нефте-, газопроводов и т.д.).

3. Грузопассажирский потенциал (ж/д.).

4. Ракетно-космическая отрасль.

Финансовая тактика - это конкретные методы и приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях. Выбор тактических целей и задач связан с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирование экономических и социальных процессов, стимулирование отдельных отраслей и отдельных территорий.

Финансовый механизм является важнейшей составной частью финансовой политики. При помощи него происходит осуществление деятельности государства в области финансов.

Финансово-кредитный механизм – это совокупность взаимосвязанных финансово-кредитных отношений, инструментов и институтов их регулирования, используемых органами государственной власти и управления для воздействия на воспроизводственные процессы в целях обеспечения роста национальной экономики.

Задачи финансово-кредитного механизма:

    Обеспечение сбалансированности экономики.

    Обеспечение социальной защиты населения.

    Создание инфраструктуры для обслуживания финансово-кредитных отношений.

    Осуществление надзора за деятельностью финансовых рынков.

Финансово-кредитный механизм состоит из пяти взаимосвязанных элементов.

Финансовые методы

Финансовые рычаги

Законодательное обеспечение

Нормативное обеспечение

Информационное обеспечение

Планирование

Прибыль или доход

Конституция РФ

Инструкции, нормы и нормативы

Информация любого вида и года

Прогнозирование

Кодексы (Бюджетный Кодек и Налоговый Кодекс)

Амортизационные отчисления

Кредитование

Методические указания и другая информация

Налогообложение

Финансовые санкции

Система расчетов

Указы президента

Система материального стимулирования

Арендная плата

Постановления Правительствва

Дивиденды

Страхование

Формы расчетов

Приказы и письма министерств и ведомств

Залоговые операции

Виды кредитов

Устав предприятия

Трастовые операции

Лизинг, аренда

Фондообразование

Финансово-кредитный механизм бывает директивным и регулирующим.

Директивный ФКМ разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственные займы, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и процесса и т.д.). При данном механизме государством детально разрабатывается вся система финансовых отношений обязательно для всех его участников. Часто директивный механизм распространяется и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует, но которые имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг, страховой рынок и кредитный рынок).

Регулирующий ФКМ определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства (внутрихозяйственные отношения в коммерческих предприятиях). В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов. А предприятие самостоятельно разрабатывает формы и виды денежных фондов и направления их использования.

Задачи финансовой политики.

    Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов.

    Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов.

    Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами.

    Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами.

    Создание эффективной системы управления финансами.

Типы финансовой политики.

    Классическая финансовая политика. [Характерен практически для всех стран в 20-е годы XXвека (прямые налоги)]. Основана на трудах А.Смита и Д.Рикардо. Основное направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции и использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов для обеспечения условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета. Но политика, направленная на снижение расходов, ведет к экономическому кризису.

    Регулирующая финансовая политика (Кейнс обосновал основные направления этой политики). Исходила из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основным инструментом вмешательства становится рост государственных расходов, которые обеспечивают рост предпринимательской активности, ведут к увеличению национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем создания новых рабочих мест. (используются прогрессивные налоги, т.е. чем выше доход, тем выше ставка налога).

    Планово-директивная финансовая политика. Применялась теми государствами, которые шли по социалистическому пути развития. Этот тип политики основан на собственности государства на средства производства. Цель данной политики: максимальная концентрация финансовых ресурсов в бюджетной системе, т.е. максимальная централизация финансовых ресурсов. Финансовая политика преследовала цель максимального финансирования расходов государства из средств государственного бюджета. Для предприятий, уплачивающих налоги, был введен механизм двухканального изъятия прибыли, т.е. предприятие сначала платило налог на прибыль, а затем – налог с оборота. При этом существовала система государственного налогообложения. С точки зрения налогообложения физических лиц, применялось всего два налога: подоходный налог с физических лиц с плоской ставкой налогообложения (т.е. ставка четко фиксировалась; не зависела от суммы доходов); налог на бездетность.

Финансовая политика государства это часть экономической политики государства.

Состав финансовой политики государства.

Финансовая политика

Бюджетная политика

Налоговая политика

Кредитная политика

Учетная политика

Валютная политика

Инвестиционная политика

Политика по управлению финансами

Девизная политика

Политика валютного субсидирования

Политика диверсификации

В РФ нет единого документа, который бы отражал финансовую политику в разрезе ее состава. Основные направления бюджетно-налоговой политики оглашаются в ежегодном послании Президента РФ к Федеральному Собранию. В соответствии с Бюджетным Кодексом данное послание должно быть оглашено не позднее 1 марта предшествующего года.

В связи с переходом РФ на перспективное финансовое планирование, в 2006 г. разработан документ, отражающий основные направления бюджетно-налоговой политики на последние три года. Это происходит впервые в российской экономике. Раньше это было невозможно из-за большого государственного долга. Основной целью было его погашение.

Бюджетно-налоговая политика.

С точки зрения бюджетно-налоговой политики главное направление – это снижение налогового бремени с усилением финансового контроля. Следующая задача – увеличение заработной платы бюджетникам, увеличение базовой части пенсии, дальнейшее финансирование национальных проектов; увеличение финансирования конкурентоспособных отраслей хозяйствования: транзитный потенциал, увеличение финансирования дорожной инфраструктуры, космическая отрасль и авиастроение, сельское хозяйство, продажа военной техники. Следующая проблема – финансирование жилищной проблемы в РФ; финансирование демографической программы; преодоление бедности населения.

Кредитная политика.

Ее устанавливает ЦБ совместно с Минфином в ежегодно публикуемом в прессе документе «Основные направления денежно-кредитной политики на … год».

Основное: уровень инфляции, вопросы, связанные с укреплением/неукреплением рубля; устанавливается предполагаемая динамика ставки рефинансирования.

Учетная политика.

Учетная политика связана с рынком ценных бумаг, установлением учетного процента, по которому банковская система покупает или гасит векселя предприятий и организаций.

Валютная политика.

Устанавливала некоторые критерии существования валютного рынка. На сегодняшний день нет норматива валютного установления выручки, т.к. у РФ достаточный золотовалютный резерв. Сегодня устанавливаются правила купли-продажи золотых слитков.

Девизная политика.

Подразумевает под собой операции ЦБ, которые называются валютной интервенцией и подразумевают под собой элементы регулировании стоимости валюты по отношению к рублю с целью поддержания определенного курса национальной валюты.

Политика валютного субсидирования.

    С выдачей субсидий предприятиям, осуществляющим валютно-экспортные операции.

    Установление определенных налоговых льгот этим предприятиям.

Диверсификация.

Связана с политикой в области золотовалютного запаса РФ (90% - доллар; 10% - евро).

Инвестиционная политика.

Связана с политикой по привлечению капитала и политикой в области рынка ценных бумаг.

Политика по управлению финансами.

Политика по управлению финансами – это комплекс конкретных мероприятий, связанных с управлением финансами в различных сегментах финансового рынка.

Финансово-кредитная система - совокупность финансовых, инвестиционных и кредитных институтов государства.

Построение финансово-кредитной системы Украины представлена на рис 9.3.

Рассмотрим характеристику составляющих финансово-кредитной системы В контексте определений, сложившихся А.Г. Завгородним, Л. Вознюком, Т.С. Смовженко .

* Банковская система - совокупность различных банков и других кредитных учреждений, которые функционируют в рамках единого финансового механизма.

В двухуровневой системе банков на первом уровне находится центральный банк (в США - Федеральная резервная система), а на втором - сеть коммерческих банков и других расчетно-кредитных учреждений.

Банковские системы разных стран отличаются, но можно выделить два типа их построения:

Рис.9.3.

> Одноуровневую;

> Двухуровневую.

* Одноуровневая система предусматривает горизонтальные связи между банками, осуществление унифицированных операций, здесь все банки находятся на одной иерархической линии (характерная для тоталитарных стран, существовала до 1987 года в бывшем СССР).

* Двухуровневая система характерна для стран рыночной экономики, состоит из двух уровней: верхний уровень - центральный банк; нижний уровень - другие банки.

Структуру банковской системы Украины определяет Закон "О банках и банковской деятельности". Банковская система состоит из Национального банка Украины и других банков, которые созданы и действуют на территории Украины. Банки в Украине создаются в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или кооперативного банка. Государственный банк - это банк, сто процентов уставного капитала которого принадлежат государству.

Банк центральный - эмиссионный, кредитный, расчетный и кассовый центр государства. Обладает монопольным правом выпуска в обращение банковских и сокровищницу билетов, а также финансово-контрольными функциями. Главными задачами центрального банка является обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, регулирования и координация деятельности денежно-кредитной системы. В Украине центральным Национальный банк Украины.

Неэмиссионные (коммерческие банки)

Банки имеют право создавать объединения и банковские холдинговые группы, банковские корпорации. Банки в Украине могут функционировать как универсальные или специализированные. По специализации банки могут быть сберегательными, инвестиционными, ипотечными, расчетными (клиринговыми). Банк самостоятельно определяет направления своей деятельности и специализацию по видам операций. Национальный банк Украины регулирует деятельность специализированных банков через экономические нормативы и нормативно-правовое обеспечение совершенных ими операций. Законом "О банках и банковской деятельности" определено, что банк приобретает статус специализированного банка в случае, если более 50% его активов являются активами одного типа.

Банк коммерческий - универсальная финансово-кредитное учреждение, создаваемое для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности и платности, а также осуществляет расчетные операции по поручению клиентов, их кассовое обслуживание, операции с валютой, ценными металлами, ценными бумагами и другие операции, разрешенные законом.

Коммерческие банки классифицируются по следующим признакам:

- По принадлежности уставного капитала и способами его формирования - акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, банки с участием иностранного капитала, иностранные банки;

- По видам совершаемых операций - универсальные и специализированные;

- По территории и сферами деятельности - общегосударственные, региональные, отраслевые.

Коммерческий банк осуществляет свою деятельность согласно уставу, который определяет перечень выполняемых банком операций, размеры его фондов, органы управления, порядок использования прибыли. В Украине на все виды осуществляемых операций, коммерческий банк должен иметь лицензию Национального банка. Он должен соблюдать установленные Национальным банком нормативов и инструкций.

Банк универсальный - финансово-кредитное учреждение, осуществляющим все основные виды банковских операций (депозитные, кредитные, фондовые, инвестиционные, доверительные, расчетные) и предоставляет банковские услуги.

Банк инвестиционный - специализированная кредитное учреждение, привлекает долгосрочный ссудный капитал и предоставляет его в распоряжение заемщикам (предпринимателям и государству) посредством выпуска облигаций и других видов долговых обязательств. Основными функциями инвестиционных банков является установление характера и размера финансовых потребностей заемщиков, согласование условий ссуды, выбор вида ценных бумаг, определения сроков их эмиссии и размещения среди инвесторов. Инвестиционные банки не просто посредником между инвестором и заемщиком, но и гарантом эмиссии и организатором рынка.

Банк инновацийний- разновидность коммерческого банка, специализирующегося на финансировании и кредитовании инновационных проектов, то есть различных научно-технических разработок, начиная от проектирования или создания опытного образца до массового внедрения. Кредитование обеспечивается приобретением ответственных акций, а также путем размещения облигационных займов.

Банк сберегательный - финансовое учреждение, специализирующееся на обслуживании населения, привлекая денежные сбережения граждан и предоставляя кредитные, расчетные и другие банковские услуги.

Банк ипотечный - банк, специализирующийся на предоставлении долгосрочных кредитов под залог недвижимости (зданий, земли и т.д.) и выпуска закладных листов, обеспеченных недвижимостью.

Небанковское финансово-кредитной (парабанкивська система) - совокупность небанковских финансово-кредитных учреждений (пара-банков), которая охватывает специализированные кредитно-финансовые институты и почтово-сберегательные учреждения. Деятельность специализированных кредитно-финансовых институтов заключается в обслуживании определенных типов клиентов (нередко на льготных условиях) или распространяется на те сферы кредитования, которые являются рисковыми для частных банков (сельское хозяйство, строительство, мелкое предпринимательство). Почтово-сберегательные учреждения- это особая разновидность специализированных кредитно-финансовых институтов, аккумулирующих мелкие сбережения широких слоев населения через почтовые отделения и используют эти средства для кредитования других кредитно-финансовых учреждений и государства.

Небанковские финансово-кредитные учреждения (парабанкы) отличаются от банков тем, что проводят деятельность на финансовом рынке, не эмитируя собственных долговых обязательств, а лишь собственные акции. Все риски, связанные с изменением стоимости активов и пассивов, разделяются при этом только среди акционеров.

Систему парабанку составляют: инвестиционные компании и фонды, лизинговые компании, факторинговые компании, брокерские и дилерские фирмы, страховые компании, пенсионные фонды, финансовые компании ", ломбарды, кредитные общества (союза), трастовые компании и др.

Компания лизинговая - компания, специализирующаяся на лизинговых операциях. Часто является дочерней компанией банка.

Брокерская фирма - официальный посредник при заключении сделок между заинтересованными сторонами на бирже. Брокерская фирма выступает посредником в торговле товарами и услугами, осуществлении операций на фондовой, товарной и валютной биржах. За посреднические операции получает комиссионное награду - определенный процент от суммы проведенной биржевой операции.

Дилерская фирма - осуществляет перепродажу товаров, а также ценных бумаг и валют. Агент дилерской сети фирмы-производителя или посредника, которая закупает продукцию вместе, а продает в розницу или меньшими партиями на региональных рынках как дистрибьюторов.

Страховая компания - юридически оформленная единица предпринимательской деятельности в форме акционерного, полного, коммандитного общества или общества с полной ответственностью, которая имеет лицензию на право брать

Рис.9.4. Организационно-экономические условия размещения инвестиционных сбережений через финансовых посредников.

на себя обязанности страховщика (за определенную плату берет на себя обязательства возместить страхователю или лицам, он отметил, ущерб, нанесенный страховым событием).

Компания финансовая - дочерняя компания или компания в составе объединения (холдинговая компания), созданная с целью привлечения финансовых ресурсов извне для обеспечения ими финансовых потребностей своих предприятий. Это позволяет финансировать закупку продукции, изготовленной материнской компанией, реализовывать ее инвестиционные проекты.

Фонд пенсионный - специализированное финансовое учреждение, занимающееся мобилизацией и использованием средств пенсионного назначения.

Ломбард - кредитное учреждение, занимает деньги под залог движимого имущества. Оценку стоимости имущества осуществляется по соглашению сторон. В зависимости от имущества заем составляет 50-80% его стоимости. Владельцу имущества выдают именной ломбардный билет (расписку).

Кредитный союз - общественная организация, созданная на добровольных началах в целях финансового и социальной защиты ее членов, собираются преимущественно по роду деятельности. Кредитный союз создают как юридическое лицо по инициативе группы людей, объединенных по определенным (территориальными, профессиональными и т.д.) признакам. Она объединяет только физических лиц, а ее деятельность связана в основном с мелкими заемщиками. Философия деятельности кредитного союза предусматривает минимизацию кредитного риска.

Таким образом, разные условия и низкий уровень государственных гарантий по сохранению инвестиционных сбережений населения обобщенно. В Украине развиваются разнообразные типы финансового посредничества - от депозитных институтов (банковских учреждений) и институтов совместного инвестирования (инвестиционных посредников) в негосударственные пенсионные фонды и компании по страхованию жизни (т. Н. Договорных сберегательных институтов).

ФКС включает сов-ть отдельных, но взаимосвязанных элементов финансовой и кредитной систем. Финансы отличаются от денег. Финансы - денежные отношения, кот. опосредуют неэквивалентное движение денег. Они возникают на стадии перераспределения нац-го дохода и связаны с наличием гос-ва. Фин-сы классифиц-ся на гос и частные. Гос вкл-т бюджетн систему, специализированные гос-ные внеб фонды, фин-сы гос.корпораций, местн фин-сы. Частные вкл. корпоративные финансы, финансы банков, финансы инновац-х компаний, финансы страх-х компаний.Гос.финансы + частные финансы + кредитные рес-сы=ФКС.ФКС - кредитная система гос-ва, явл-ся той частью денежной системы, кот. обслуживает неэквивалентное движение денег. При этом бюджетная сист. явл звеном финансовой сист, а налоговая - звеном бюджетной сист. С другой стороны банковская система явл звеном кредитной сист., ЦБ - центр звено любой банковской сист. Финансовая и кредитная подсистемы связяны между собой. ЦБ и кредитные орг-ции обслуж-т счета по учету средств, получ от коммерч деят-сти. Банковская сист. явл держ-лем практически всех ден. средств гос-ных и местных органов власти, ЦБ явл-ся информац-м центром при формировании гос.бюджета. Воедино 2 блока ФКС объединены гос.расходами. Чтобы выполнить свои ф-ции гос-во нуждается в рес-сах, кот. получает через налоговую систему и операции ЦБ на финансовом рынке. Основные принципы ФКС - единство и взаимодействие всех его элементов. Т.о. ФКС - система сугубо распределенных эк-ких отнош-й, охватывающих все стадии воспроизв-ва. Предполаг-ся, что распред-е рес-сов д.б. эффективным и справедливым. За эффективное распред-е отвеч банковская с-ма в лице комм банков, за справедливое - ФС гос-ва и Правительства. М-ду эффект-тью и справедливостью сущ-т противоречия,кот. и явл-ся источником разв-я ФКС люб гос-ва. Успешн разв-е эк-ки во многом определ-ся состоянием фин-кред с-мы гос-ва. Роль и место фин и кред отн-ний особенно усилились в XXI в. Достижение оптимального уровня таких показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние плат баланса, валютн курса и др завис от равновесия финансово-кредитной системы страны. Соврем рын эк-ке необходимо наличие хорошо развитой банковской с-мы и специализир кредитн учрежд-й, кот пронизывают все сферы миров эк-ки. Основу банк с-мы составл комм банки, на кот приходится большая часть всех мировых валютных операций. Банки не только облегчают движ-е потоков существующих корпоративных рес-сов, но и обеспеч кредитн финанс-ние на местных и м-н рынках.

2. Взаимосвязь денежной, кредитной и финансовой систем государства.

Эту взаимосвязь можно представить схематически.

Фин с-ма гос-ва имеет тесную взаимосвязь с бюдж и нал с-мами. Фактически первые два элемента фин с-мы: гос бюджет и местные бюджеты как часть местных финансов образуют бюдж с-му гос. В свою очередь, сов-ть налог платежей, входящих в доходную часть бюджетов разных уровней, составляет нал с-му. На стыке финн и кредит отношений стоит институт гос кредита: с одной стороны, гос кредит предст собой классич кредит отношения м/у кредитором и заемщиком на основе платности, возвратности и срочности; с др стороны, гос-во использует ссудный фонд для формир-ия и распред-ия централиз фондов, выполняя свои ф-ии, что явл-ся фин отношениями. Таким обр, подтверждается связь м/у кредитом и финансами, к-ая также вытекает из сходства ф-ии распред-ия, присущей этим 2 эк категориям.