«Слоеный НДС» или два процента с сюрпризом. Как менялся ндс в россии Операции подлежащие обложению НДС

Федеральным Законом РФ от 07.07.2003г. №117-ФЗ внесены изменения и дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также признаны утратившими силу некоторые законодательные акты (положения законодательных актов) Российской Федерации. Настоящий Федеральный Закон вступает в силу с 1 января 2004г.

Мы рассмотрим изменения, которые были внесены в главу 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» . Основное изменение – это снижение ставки налога на добавленную стоимость с 20% до 18%. Изменилась, соответственно, и расчетная налоговая ставка, указанная в п.4 ст.158 НК РФ – она стала 15,25 % (вместо 16,67 %). Остальные изменения внесенные в главу 21 НК РФ носят чисто технический характер и связаны с отменой налога с продаж и акциза на природный газ.

В связи с изменением ставки НДС с 1 января 2004 г. у налогоплательщиков могут возникнуть трудности при исчислении суммы НДС если отгрузка товара и его оплата происходят в разные отчетные периоды.

Ситуация 1. Отгрузка в 2003г. , оплата – в 2004г.

Согласно сложившейся практике все изменения порядка применения косвенных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, вводятся, как правило, с даты, определяемой фактом отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг (Письмо УМНС РФ по г.Москве от 6 августа 2001 г. N 02-11/36153).

Обратимся к порядку налогообложения, изложенному в п.31 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447.

- по товарам (работам, услугам), отгруженным по 31.12.2000 включительно, счета - фактуры выставляются без НДС. В случае, если оплата поступила после 1 января 2001 года, по этим товарам (работам, услугам) налогообложение не производится; (в ред. Приказа МНС РФ от 22.05.2001 N БГ-3-03/156).

В случае введения согласно ст. 149 Кодекса с 1 января 2001 года налогового освобождения по товарам (работам, услугам), не предусмотренного ранее ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", применяется следующий порядок налогообложения:

- по товарам (работам, услугам), отгруженным по 31.12.2000 включительно, счета - фактуры выставляются с НДС. В случае, если оплата поступила после 1 января 2001 года, по этим товарам (работам, услугам) сумма налога подлежит перечислению в бюджет в общеустановленном порядке; (в ред. Приказа МНС РФ от 22.05.2001 N БГ-3-03/156).

Аналогичная позиция изложена в Письме МНС РФ от 8 января 2002 г. N ШС-6-03/6@ "О применении НДС на медицинскую продукцию, периодическую печатную и книжную продукцию". Напомним, что с 1 января 2002 г на указанную продукцию, ранее освобожденную от НДС, была введена ставка 10 %. Письмом разъясняется, в частности, что оплата, поступающая после 31 декабря 2001 г. продавцам по этим товарам (работам, услугам), отгруженным по 31 декабря 2001 г. включительно, в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость не включается.

Таким образом, руководствуясь сложившейся практикой, мы приходим к следующему выводу: при отгрузке товаров (работ, услуг) в 2003г. и оплате за них в 2004г. необходимо использовать ставку НДС 20%. При этом покупатель, оплативший товары (работы, услуги) в 2004 г. имеет право принять к вычету уплаченную сумму налога в соответствии со ст.171 , 172 НК РФ.

Следует отметить, что существует и другая позиция по данному вопросу. Согласно ст.167 НК РФ дата возникновения обязанности по уплате НДС определяется в соответствии с принятой налогоплательщиком учетной политикой: либо по мере отгрузки товаров, либо по мере ее оплаты. В связи с этим для налогоплательщиков, у которых учетная политика в целях исчисления НДС «по оплате» , момент определения налоговой базы по НДС возникает в 2004 г. , следовательно, должна использоваться ставка 18 %. При этом следует учитывать, что налогоплательщик обязан выставить счет-фактуру в течении пяти дней со дня отгрузки товаров (работ, услуг) , т.е. в 2003г. по действующей на данный момент ставке 20%. По нашему мнению такая позиция не является правильной, поскольку объект налогообложения возникает при реализации товаров (работ, услуг) , т.е. в 2003г., следовательно должна применяться ставка 20% .

Ситуация 2. Оплата в 2003г. , отгрузка – в 2004г.

Согласно пп.1 п.1 ст.162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. Следовательно, налогоплательщики при получении предоплаты в 2003г. обязаны уплатить НДС с аванса по действующей ставке 20%. Если отгрузка товаров (работ, услуг) осуществляется с 1.01.2004г., то счет-фактура выставляется покупателю с использованием ставки НДС 18%. При этом, согласно п.8 ст.171, п.6 ст.172 НК РФ суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), подлежат вычетам после даты реализации соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Таким образом, налогоплательщики при отгрузке в 2004г, исчисленную сумму НДС (по ставке 18%) имеют право уменьшить на сумму налога, исчисленную и уплаченную с аванса (по ставке 20%). Предполагаем, что в этом случае есть риск возникновения споров с налоговыми органами.

Обратимся еще раз к порядку налогообложения, изложенному в п.31 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447.

31. В случае отмены с 01.01.2001 налогового освобождения по товарам (работам, услугам), действовавшего по 31.12.2000 (включительно) в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", и если оно не предусмотрено статьей 149 Кодекса, применяется следующий порядок налогообложения:

- по товарам (работам, услугам), оплаченным полностью, но не отгруженным до 31.12.2000 включительно, счета - фактуры выставляются начиная с 01.01.2001 покупателям без НДС.

В случае введения согласно ст. 149 Кодекса с 1 января 2001 года налогового освобождения по товарам (работам, услугам), не предусмотренного ранее ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", применяется следующий порядок налогообложения:

- по товарам (работам, услугам), оплаченным полностью, но не отгруженным до 31.12.2000 включительно, счета - фактуры выставляются начиная с 01.01.2001 покупателям без НДС, в том случае если с покупателем произведен соответствующий перерасчет, предусматривающий возврат суммы налога, полученного при поступлении предоплаты и включенного в декларацию продавцом при получении от покупателя этой предоплаты. По итогам указанных перерасчетов с покупателем производятся в установленном порядке перерасчеты с бюджетом.

Требование налоговых органов о проведении перерасчетов с покупателями соответствует природе косвенных налогов, как налогов, фактически уплачиваемых покупателями в составе цены товара (работы, услуги) . Такая позиция подтверждена арбитражной практикой. Обратимся к Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.98 N 2345/98, касающегося вопроса о возврате из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного с оборотов по реализации мороженого.

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение арбитражного суда Нижегородской области от 03.11.97 по делу N А43-4032/97-16-143 и Постановление Федерального арбитражного суда Волго - Вятского округа от 26.01.98 по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Акционерное общество открытого типа "Хладокомбинат "Окский" обратилось в арбитражный суд Нижегородской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Ленинскому району города Нижнего Новгорода и Государственной налоговой службе Российской Федерации о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 1 639 960 800 рублей.

Решением от 03.11.97 суд обязал Госналогинспекцию по Ленинскому району возвратить АООТ "Хладокомбинат "Окский" из бюджета 1 639 960 800 рублей. В отношении иска, предъявленного к Госналогслужбе России, производство по делу прекращено.

Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа Постановлением от 26.01.98 решение оставил без изменения.

В протесте первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается названные судебные акты в части удовлетворенного искового требования отменить и в иске в этой части отказать. В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, АООТ "Хладокомбинат "Окский", занимающийся производством и реализацией мороженого, в период с ноября 1995 года по апрель 1997 года перечислило в бюджет налог на добавленную стоимость с оборотов по реализации мороженого по ставке в размере 20 процентов вместо 10 процентов. В результате, по мнению акционерного общества, в бюджет излишне уплачено 1 639 960 800 рублей.

Судебные инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходили из того, что при определении сумм подлежащего уплате в бюджет налога на добавленную стоимость с оборотов по реализации мороженого должна применяться ставка в размере 10 процентов.

Между тем в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" этот налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Согласно статье 7 указанного Закона реализация товаров (работ, услуг) предприятиям производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. При этом в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога указывается отдельной строкой. Реализация товаров (работ, услуг) населению производится по ценам и тарифам, включающим в себя сумму налога на добавленную стоимость по установленной ставке.

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Следовательно, налог на добавленную стоимость, уплаченный АООТ "Хладокомбинат "Окский" в бюджет с оборотов по реализации мороженого, представляет собой разницу между суммами налога, уплаченными истцу покупателями мороженого, и суммами налога, уплаченного им поставщикам.

Из материалов дела следует, что акционерное общество за период с ноября 1995 года по апрель 1997 года реализовывало мороженое по цене, включающей в себя налог на добавленную стоимость, исчисленный по ставке в размере 20 процентов. Возврат 10 процентов уплаченных сумм налога на добавленную стоимость покупателям мороженого не производился.

Таким образом, фактически плательщиками налога на добавленную стоимость являлись покупатели мороженого. АООТ "Хладокомбинат "Окский", уплачивая в бюджет налог, исчисленный по ставке в размере 20 процентов, не понесло убытков. Требуемые акционерным обществом денежные средства ему не принадлежат.

При таких обстоятельствах у суда не было оснований для удовлетворения исковых требований.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение арбитражного суда Нижегородской области от 03.11.97 по делу N А43-4032/97-16-143 и Постановление Федерального арбитражного суда Волго - Вятского округа от 26.01.98 по тому же делу в части удовлетворенного искового требования отменить.

В иске акционерному обществу открытого типа "Хладокомбинат "Окский" к Государственной налоговой инспекции по Ленинскому району города Нижнего Новгорода о возврате из бюджета 1 639 960 800 рублей отказать.

В остальной части судебные акты оставить без изменения.

И.о. Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

М.К.ЮКОВ

Учитывая вышесказанное, считаем, что при возникновении рассматриваемой ситуации (оплата в 2003г. , отгрузка – в 2004г) после 1 января 2004 г. сторонам сделки следует заключить соглашение о перерасчете стоимости товара.

Пример.

В декабре 2003 г. фирма А заключила договор с фирмой "ИНТЕРКОМ-АУДИТ" на оказание консультационных услуг по проверке методологии ведения налогового учета и перечислила в порядке 100 – процентной предоплаты 12 000 руб.(в том числе НДС 2000 руб.). Консультационные услуги оказаны в январе 2004 г. В данной ситуации возможны два варианта осуществления перерасчетов.

Вариант 1. Фирма А договаривается с фирмой "ИНТЕРКОМ-АУДИТ" (путем заключения дополнительного соглашения) о повышении стоимости услуги 12 000 руб. (в том числе НДС 1830 руб.). Тогда стоимость услуги (без НДС) составит 10 170 руб. , а сумма НДС по ставке 18% составит 1830 руб.

В этом случае фирма "ИНТЕРКОМ-АУДИТ" выставляет фирме А счет-фактуру на сумму 12 000 руб. (в том числе НДС 1830 руб.) и возмещает из бюджета излишне уплаченный НДС в размере 170 руб. (2000 руб. – 1830 руб.). Фирма А увеличит свои расходы на 170 руб. (10 170 руб. – 10 000 руб.) и, следовательно, уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль. Такие расходы признаются расходами прошлых налоговых периодов, выявленными в текущем отчетном периоде. В бухгалтерском учете такие расходы отражают на счете 91 "Прочие доходы и расходы" . В налоговом учете такие расходы относятся к внереализационным (пп.1 п.2 ст.265 НК РФ) и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Вариант 2. Стоимость услуги сохраняется в размере 10 000 руб., а сумма НДС пересчитывается по ставке 18 % и фирма "ИНТЕРКОМ-АУДИТ" возвращает фирме А излишне уплаченную в составе аванса сумму налога.

В этом случае фирма "ИНТЕРКОМ-АУДИТ" возвращает фирме А 200 руб. (2000руб. – 1800 руб.) и, по итогам таких перерасчетов, возмещает из бюджета излишне уплаченный НДС в сумме 200 руб.

О. Е. Орлова

Согласно Федеральному закону от 03.08.2018 № 303‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – Закон № 303‑ФЗ) с 01.01.2019 размер базовой ставки НДС увеличивается с 18 до 20 %. Кроме роста налоговой нагрузки, данное изменение создает налогоплательщикам проблему переходного периода, в который необходимо корректно исчислять НДС и справедливо распределять налоговое бремя между продавцом и покупателем. В предыдущий раз ставка НДС менялась 01.01.2004 (она была снижена с 20 до 18 %), – можно обратиться к опыту, наработанному в тот переходный период. В настоящей статье описаны случаи, когда могут возникнуть затруднения с определением ставки налога.

Определяемся со ставкой НДС

Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) обязан предъявить к уплате покупателю соответствующую сумму налога. При этом в силу п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты (частичной оплаты).

При отгрузке товаров независимо от поступления их оплаты счета-фактуры выставляются покупателям с указанием соответствующей налоговой ставки, действующей на дату отгрузки. Это означает, что по отгрузке до 01.01.2019, подлежащей обложению НДС по налоговой ставке 18 %, НДС исчисляется по ставке, действующей до вступления в силу Закона № 303‑ФЗ, – 18 %, независимо от момента поступления оплаты отгрузки. Эта же ставка указывается в «отгрузочном» счете-фактуре. При получении оплаты за отгруженные до 01.01.2019 товары перерасчет налога в 2019 году не производится. Такова суть разъяснений, которые даны в письмах Минфина России от 06.08.2018 № 03‑07‑05/55290, от 07.09.2018 № 03‑07‑11/64178 и № 03‑07‑11/64045 касательно текущего переходного периода .

Авансы

Суммы авансовых платежей, полученные налогоплательщиками до 01.01.2019 в счет предстоящих поставок, подлежащих обложению по базовой ставке НДС (даже если заранее известно, что эти поставки будут произведены в 2019 году), облагаются НДС по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ). При поставке товаров (работ, услуг), в счет которых получены авансы, после 01.01.2019 «отгрузочные» счета-фактуры оформляются поставщиком исходя из ставки НДС 20 % (Письмо Минфина России № 03‑07‑05/55290). Соответственно, покупатель в 2018 году на основании «авансового» счета-фактуры заявит вычет по ставке НДС 18/118, в 2019 году восстановит этот налог и заявит вычет по «отгрузочному» счету-фактуре по ставке НДС 20 %.

Изменение ставки НДС как основание для пересмотра цены

Увеличение ставки НДС приводит к адекватному росту цены товара и по смыслу п. 1 ст. 168 НК РФ ложится бременем на покупателя. В прошлое изменение налоговой ставки продавец и покупатель делили прибыль, так как ставка налога уменьшалась с 20 до 18 %. В текущее изменение возникает задача разделить между сторонами убыток, что может привести к разногласиям между продавцами и покупателями. Поэтому по всем сделкам, заключающимся в 2018 году и переходящим на 2019 год, можно порекомендовать продавцам (так как именно они могут пострадать) сделать оговорку, что кроме цены товара покупатель уплачивает НДС по ставке, действующей на дату отгрузки.

О правомерности изменения цен по договорам, заключенным в рамках законодательства о контрактной системе, уже высказался Минфин в Информационном письме от 28.08.2018 № 24‑03‑07/61247. Как указали чиновники, цена заключенного контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения, что прямо следует из ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе . Изменение условий контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренных названным законом. Повышение ставки НДС не может служить основанием для изменения цены контракта и является риском поставщика, который должен учитывать это при установлении цены. Далее Минфин, развивая свою мысль, уточняет, что риски, связанные с исполнением контрактов, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика, которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке.

Вместе с тем ст. 95 Закона о контрактной системе допускает, что существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке в случае, если цена заключенного контракта составляет либо превышает размер цены, определенной Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 № 1186, и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Таким образом, цена контракта может быть изменена в установленном законодательством о контрактной системе порядке, в том числе при изменении ставки НДС.

Постановлением Правительства РФ № 1186 определены следующие размеры цены контракта, заключенного на срок не менее чем три года для обеспе­чения федеральных нужд, нужд субъекта РФ и на срок не менее чем один год для обеспечения муниципальных нужд, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке, в случае если выполнение контракта по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно:

– 10 млрд руб. – для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд. При этом цена может быть изменена на основании решения Правительства РФ;

– 1 млрд руб. – для контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта РФ. При этом цена может быть изменена на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

– 500 млн руб. – для контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд. При этом цена может быть изменена на основании решения местной администрации.

Что касается других контрактов – заключенных до 01.01.2019, в том числе в соответствии с Законом о закупках , – исключений в отношении реализуемых в их рамках товаров (работ, услуг) законом не предусмотрено (Письмо Минфина России от 07.09.2018 № 03‑07‑11/64049). Иными словами, НДС в отношении товаров (работ, услуг), отгружаемых (выполняемых, оказываемых) продавцом после 01.01.2019, исчисляется по базовой ставке 20 %.

Особый порядок налогового режима прописан для такого вида договора, как соглашение о разделе продукции. Отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, регулируются Федеральным законом от 30.12.1995 № 225‑ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», а налоговый режим, устанавливаемый для таких соглашений, определяется гл. 26.4 НК РФ. Исходя из п. 13 ст. 346.35 НК РФ по соглашениям о разделе продукции в случае изменения в течение срока действия соглашения налоговой ставки налог исчисляется и уплачивается по ставке НДС, установленной в соответствии с гл. 21 НК РФ.

Реализация товаров по посредническому договору (на примере договора комиссии)

В силу п. 1 ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Следовательно, отгрузка товаров комитентом комиссионеру не является объектом обложения НДС (п. 1 ст. 39 и пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При реализации комиссионером товаров комитента плательщиком НДС выступает комитент, на нем же лежит обязанность по исчислению и уплате налога в бюджет. Таким образом, при передаче в 2018 году товаров комитентом комиссионеру в накладных стоимость товаров, облагаемых по базовой ставке, указывается со ставкой НДС 18 % (впрочем, это никаких налоговых последствий не влечет). При отгрузке комиссионером покупателю товаров в 2019 году налоговая ставка составит 20 %. Вознаграждение комиссионера, с учетом того что исполнение поручения состоялось в 2019 году, также будет облагаться НДС по ставке 20 %.

Ранее заключенные сделки

Как уже говорилось, при отгрузке товаров, независимо от поступления оплаты, счета-фактуры выставляются покупателями с указанием соответствующей налоговой ставки, действующей на дату отгрузки. Поэтому в отношении свершившихся сделок, по которым товар отгружен продавцом и принят покупателем, все последующие платежи за этот товар производятся исходя из ставки НДС, действующей на момент отгрузки и отраженной поставщиком в счете-фактуре. Например, в 2016 году на условиях рассрочки платежа на пять лет было поставлено оборудование, реализация которого облагается по общей ставке НДС. В 2016 году согласно налоговому законодательству НДС был исчислен, уплачен продавцом и возмещен покупателем исходя из ставки 18 %. Поступающие поставщику в 2019 году по данной сделке платежи пройдут с указанием в платежном поручении ставкой НДС 18 % и ссылки на счет-фактуру, выставленный в 2016 году.

Лизинг

Лизинг является финансовой услугой, отдельным видом аренды, и относится к категории длящихся договоров. Этими особенностями лизинга и следует руководствоваться для определения ставки НДС. При взимании лизинговых платежей за периоды после 01.01.2019, в том числе по договорам, заключенным до 01.01.2019, счета-фактуры должны выставляться лизингополучателям с указанием ставки НДС 20 %. При этом перерасчеты по сумме разницы между суммой налога, указанной в договоре, заключенном до 01.01.2019, и суммой налога, указанной в счетах-фактурах, необходимо выполнять по договоренности между лизингодателем и лизингополучателем .

Если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, то кроме лизинговых платежей могут быть предусмотрены также выкупные платежи. Оценку природы данных платежей Минфин сделал в Письме от 07.12.2016 № 03‑03‑06/1/72853. Согласно его разъяснениям суммы, вносимые в счет уплаты выкупной цены предмета лизинга до перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю (реализации лизингового имущества), следует рассматривать для целей налогового учета у лизингодателя и лизингополучателя как авансовые платежи. Значит, авансы, полученные (уплаченные) в 2018 году, облагаются по расчетной ставке НДС 18/118, в 2019 году и далее – по ставке 20/120, а передача предмета лизинга в собственность лизингополучателю, которая состоится в 2019 году или позднее, – по ставке НДС 20 %. Также стороны по аналогии с лизинговыми платежами вправе внести изменение в договор и произвести перерасчет.

Аренда

При аренде помещений встречаются случаи, при которых фактическая аренда предшествует заключению договора (например, существуют какие‑то технические проблемы, препятствующие государственной регистрации договора). Для разрешения подобных ситуаций п. 2 ст. 425 ГК РФ дает сторонам право установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Достижение сторонами такого соглашения означает согласие арендатора оплатить фактическое использование им здания в этот период на условиях, предусмотренных договором аренды, и не означает, что непосредственная обязанность по их исполнению возникла у арендатора ранее заключения самого договора (п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»). Каким же образом будет оформлена, например, в 2019 году арендная плата за пользование помещением в 2017 году? Как следует из позиции ВАС, обязанность арендатора уплатить арендные платежи, включая сумму НДС за оказанные услуги, возникает только в 2019 году. Однако сами услуги оказаны арендодателем и потреблены арендатором в 2017 году. При выставлении счета-фактуры в 2019 году арендодателю нужно учитывать, что фактическое пользование услугой произошло в 2017 году, когда ставка НДС составляла 18 %. Поэтому выставленные в 2019 году счета-фактуры должны содержать ставку НДС 18 % и ссылку на период фактического использования имущества – 2017 год.

По услугам, которые будут оказаны в 2019 году, Минфин (Письмо от 10.09.2018 № 03‑07‑11/64576) разъяснил: ставка НДС в размере 20 % применяется в отношении услуг по предоставлению в аренду имущества, оказываемых после 01.01.2019, в том числе на основании договоров, заключенных до указанной даты. Касательно определения цены договора, в соответствии с которым осуществляется оказание услуг по предоставлению в аренду имущества, чиновники отметили, что данный вопрос регулируется нормами ч. I ГК РФ и к компетенции Минфина не относится.

Мена

По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен (п. 1 ст. 567 ГК РФ).

По договору мены может возникнуть ситуация, когда одна сторона отгрузила товар в 2018 году, а другая – в 2019 году. В этом случае стороны также обязаны руководствоваться датой отгрузки. Это означает, что первая сторона, отгрузившая товар в 2018 году, укажет в счете-фактуре НДС по ставке 18 %, а вторая, отгрузившая товар в 2019 году, – 20 %.

Если при заключении договоров мены накануне 2019 года стороны не исключают подобной ситуации, то они вправе прописать, что налоговые расходы, если таковые возникнут в связи с разностью в ставках НДС, возлагаются на сторону, обязанную исчислить налог по повышенной ставке.

Определение ставки НДС при удержании налога налоговыми агентами

Пунктом 4 ст. 173 НК РФ установлена обязанность по исчислению и перечислению налоговыми агентами суммы налога, подлежащей уплате в бюджет при реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст. 161 НК РФ. В пунктах 1 – 3 ст. 161 НК РФ, в свою очередь, описаны особенности удержания налога налоговыми агентами. Одна из этих особенностей заключается в моменте определения налоговой базы. Исчисление налога, его удержание из средств лица, в отношении которого исполняется обязанность налогового агента, и перечисление в бюджет по смыслу ст. 161 НК РФ происходит в тот момент, когда такая возможность возникает, то есть в момент перечисления дохода. Таким образом, исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет налоговым агентом за товары, реализуемые налогоплательщиком в его адрес, производится на дату перечисления денежных средств налогоплательщику. Расчетная ставка согласно п. 4 ст. 164 НК РФ (18/118 или 20/120), применяемая налоговым агентом, должна соответствовать налоговой ставке, действующей на дату перечисления денежных средств налогоплательщику.

Следовательно, при перечислении до 01.01.2019 налоговым агентом денежных средств за реализованные (отгруженные с 01.01.2019) товары налогоплательщику или другому лицу, указанному налогоплательщиком, применяется налоговая ставка 18/118, вне зависимости от даты принятия к учету этих товаров, без последующего перерасчета налога в 2019 году. Соответственно, при перечислении с 01.01.2019 налоговым агентом денежных средств за реализованные (отгруженные до 01.01.2019) товары налогоплательщику или другому лицу, указанному налогоплательщиком, применяется налоговая ставка 20/120, вне зависимости от даты принятия к учету этих товаров .

С 01.01.2019 российские организации и индивидуальные предприниматели перестают выступать налоговыми агентами при оказании им иностранными организациями услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ (утрачивает силу п. 9 ст. 174.2 НК РФ ). Отсюда следует, что по услугам, оказанным иностранным контрагентом в 2018 году, оплата которых произведена в 2019 году, НДС по старой ставке рассчитывает и уплачивает иностранный контрагент. Если услуги будут оказаны иностранным контрагентом в 2019 году, а оплачены в 2018 году, перечислить налог за иностранца должен российский покупатель.

Итак, с 01.01.2019 ставка НДС повышается с 18 до 20 %. Начиная с этой даты все договоры, в том числе заключенные до 01.01.2019, независимо от прописанных в них условий подлежат исполнению исходя из ставки НДС 20 %. Это правило в равной степени распространяется на товары (работы, услуги), реализуемые по государственным регулируемым ценам, на что поспешил обратить внимание Минфин в Письме от 01.08.2018 № 03‑07‑11/53970. Определяющим условием для выбора ставки НДС в переходный период является дата отгрузки товара (оказания услуг, выполнения работ).

Законодательство далеко не всегда защищает стороны от риска изменения ставки НДС. Поэтому при повышении ставки налога может потерпеть убыток поставщик, а при снижении ставки – недополучить выгоду покупатель. Поскольку при текущем изменении ставки НДС в зоне риска оказываются поставщики, им полезно предусмотреть соответствующие договорные условия, обязывающие покупателей уплатить товар исходя из цен, учитывающих ту ставку НДС, по которой производится отгрузка в адрес покупателей. В противном случае у поставщика возникнет убыток, который ему придется покрывать за свой счет (а такие случаи вполне вероятны, например если покупатель не согласен на пересмотр условий соглашения или договор заключен в рамках контрактной системы).

Аналогичный ответ звучал в отношении предыдущего изменения ставки НДС – см. Письмо ФНС России от 17.12.2003 № ОС-6-03/1316.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Основание для подобного вывода дает Письмо Минфина России от 26.02.2004 № 04‑03‑11/26.

Подобные разъяснения, только применительно к предыдущему переходному периоду, были даны в Письме ФНС России от 19.03.2004 № 03‑1‑08/729/15@.

НДС - три буквы, которые определённо слышал каждый из нас. Даже если вы никак не связаны с нишами бизнеса, аббревиатуру можно встретить в любом чеке при походе в магазин. Но что это такое, и почему оно есть везде, куда не посмотри, знают далеко не все. И даже если задаться таким вопросом, то простая расшифровка сокращения - «налог на добавленную стоимость» вообще может ни о чём не сказать, кроме разве того, что это опять какой-то налог. А меж тем, знать это нужно. Ведь касается НДС абсолютно каждого, даже если вы простой менеджер по продажам или труженик предприятия.

Самое простое, что нужно знать изначально - налог этот накладывается на любой товар и на любую услугу, которая продаётся фирмой по цене хоть чуть-чуть выше её себестоимости. В таком варианте, НДС будет вычисляться исходя из разницы между себестоимостью продукта и его ценой при продаже.

Откуда взялся НДС

Почти сто лет назад (двадцатые годы двадцатого века) налог на добавленную стоимость пришёл на смену бытующему тогда налогу с продаж. До этого налог брался со всей выручки. И предпринимателям было сложно, ведь приходилось совершать постоянные одинаковые платежи, которые совсем не учитывали возможный доход. Они базировались только на голой выручке, а не прибыли. Но на территории Российской Федерации НДС был введён только лишь в 1992 году.

На сегодняшний день ставка налога в России составляет всем известные восемнадцать процентов. Она распространяется за некоторым исключением на большинство товаров и услуг. Но существуют и другие её варианты. Так, ставкой в 10 процентов, например, облагаются медицинские препараты, детские товары и некоторые продукты сферы питания. А вот продукт на экспорт (вывоз) вообще этим налогом не облагается.

Кто платит НДС

В голове обывателя может родиться схема, предполагающая, что его этот налог совсем не касается. Ну платит себе предприниматель, и пусть платит. Но это ошибочное мнение. Потому что в реальности всю сумму этого налога оплачивает в итоге сам покупатель. Чтобы понять, почему же так происходит, обратимся к простенькому примеру и посмотрим какие этапы проходит формирующийся налог на добавленную стоимость.

  • Некая компания заказывает у сторонней фирмы материал для изготовления собственного товара. Эта компания, когда оплачивает материал, платит сумму денег фирме. И на эту сумму денег будет накладываться НДС.
  • Дальше, компания производит из материала товар и садится думать (образно уж), какая же цена этого товара. То есть, сколько потрачено денег на его изготовление. Здесь пока НДС не рассчитывается. Узнаётся только, во сколько обошлись затраты. Размер налога при этом тоже рассчитывается, но записывается в «налоговый кредит».
  • Дальше, компании нужно определиться, сколько будет стоить товар для конечного покупателя. Здесь складывается себестоимость товара, подсчитываются акцизы, вписывается та доля, которая после продажи пойдёт на прибыль и уже прибавляется НДС. То есть он уже будет входить в стоимость товара, которую заплатит при покупке потребитель.
  • Когда товар в определённом количестве продан, компания сядет подсчитывать прибыль. Из полученных денег высчитывается 18 процентов налога, которые уже оплатил покупатель. И эти деньги уходят на налоговые обязательства по оплате НДС.

Вот такая простая схема, которая показывает, что цена товара в магазине уже включает в себя налог на добавленную стоимость. И если бы его не учитывалось, товар бы стоил меньше.

Расчёт НДС

Для понимания всего процесса, снова обратимся к примеру.

Открыли мы точку, где будут продаваться джинсы. Чтобы что-то продать, нужно сначала это произвести или купить. В нашем случае, мы находим фирму, которая продаёт джинсы оптом. И тратим 100 тысяч рублей на покупку партии товара, где одна пара джинсов обходится в 10 тысяч рублей (дорогие джинсы получаются, но для примера сойдёт). То есть мы приобрели 10 единиц товара.

В эти 100 тысяч рублей, которые были потрачены на товар, уже вошёл НДС 18 процентов. Так как реализацию нам джинсов совершил их поставщик, который уже включил в стоимость этот налог, ведь он его должен будет оплатить государству за то, что продаёт товар выше себестоимости. Соответственно, мы оплатили эти проценты за него.

Эту сумму мы рассчитываем как входящий взнос или вычет. И нам нужно будет иметь доказательства, что оплачивали мы джинсы с уже включённым НДС. Поэтому важно иметь один из подтверждающих документов - это либо счёт-фактура, либо чек, либо накладная, где отдельно сумма налога указывается. Вот почему на всех подобных документах мы можем встретить строчку с НДС.

Далее, когда мы сами формируем цену, по которой будем сбывать в розницу уже наши джинсы, эту сумму НДС мы убираем из цены за товар. И следующий НДС, которым будет облагаться уже наша продажа, будет рассчитываться из полученной суммы. То есть мы складываем наши затраты на товар (туда будет входить не только себестоимость, но и другие наши расходы, которые мы несём во время организации продажи) без НДС и уже к этой сумме прибавляем 18 процентов.

Формулы расчёта НДС

Предварительно отметим, что формулы для расчёта налогов не так просты, особенно для человека, не привыкшего иметь дело с математическими уравнениями. Поэтому существует не один калькулятор, который сам вам высчитает НДС или сумму без НДС. Найти их можно на просторах сети интернет, на специализированных сайтах. Учиться пользоваться им не нужно, там всё предельно просто - есть пара полей для ввода суммы и всё. Для тех, же кто хочет разобраться в алгоритме просчёта процента налога, разберём формулы подробнее.

Формула расчёта НДС

Возьмём известную нам сумму и обозначим её буквой «Х». Чтобы понять, сколько будет составлять налог НДС, воспользуемся простой формулой:

НДС=Х*18/100

То есть, если наша сумма товара равна 100 тысячам рублей, то НДС, на неё начисляемый станет равен, исходя из формулы, 18 000 рублям. Столько мы заплатили, покупая товар у поставщика, чтобы обеспечить ему оплату его налога на добавленную стоимость.

Ещё раз, если мы хотим купить джинсы на сумму 100 000 рублей, то либо заплатим 118 000 рублей, потому что нужно будет включать туда ещё и НДС (это делает поставщик), либо заплатим 100 000 рублей с уже включённым НДС, и по факту купим меньшее количество товара. Потому что на самом деле цена будет составлять 84745 руб., 76 коп., а ещё 15254,24 коп. - это цена НДС на эту сумму, которая уже включена в счёт для нас поставщиком. Можете открыть любой калькулятор НДС в интернете и проверить расчёт, а мы пока перейдём как раз к формуле, которая покажет нам почему получается 118 тысяч.

Формула расчёта суммы с НДС

Сумма - Х.

Сумма с налогом - Хн.

Хн = Х+Х*18/100

Хн=Х*(1+18/100)=Х*1,18

То есть от нашей суммы 100 000 рублей сумма с НДС будет равна 118 000 рублей. Это мы уже описали выше, то есть если хотим купить 10 пар джинсов, то придётся заплатить на самом деле 118 тысяч, а не 100, ведь поставщик включит в счёт НДС.

Формула расчёта суммы без НДС

Сумма с НДС = Хн. Требуется понять, чему будет равна сумма Х - сумма без НДС. Для понимания формулы, вспомним вторую формулу, которая рассчитывала сумму с налогом. И вводим обозначение самого налога - это будет Y. Y, если НДС равен 18 процентам = 18/100. Тогда формулы будут выглядеть так:

Хн = Х+Y*Х

Хн = Х*(1+Y)

Отсюда получаем, что Х = Хн/ (1+Y) = Хн / (1+0,18) = Хн / 1,18

Мы хотим купить товара на сумму 100 000 рублей, но так, чтобы в эту цифру уже входил НДС, и при этом понять, сколько составит рублей истинная сумма, которую мы платим за товар, а не за налог. Пользуемся расчётом: Сумма без НДС (Х в данном случае) = 100 000 рублей (Хн) / 1,18 = 84 745 рублей с копейками.

То есть, если действительно нам одна пара джинсов обходится без НДС в 10 тысяч рублей, то заплатив всего 100 000 рублей мы сможем приобрести у поставщика не более чем 8 пар (денег чуть-чуть останется). Либо же, если мы всё-таки потратили 100 000 рублей и купили именно 10 пар, а НДС был уже учён в этой сумме, то значит пара джинсов стоит 10 000 рублей с уже включённым в неё НДС.

Налоговый кредит и налоговое обязательство

Мы посмотрели на формулы, но, сколько же должно быть заплачено нами в бюджет этого налога, спросите вы. Давайте «добьём» тему с джинсами и решим этот вопрос, а заодно разберёмся с такими составляющими понятиями налога на добавленную стоимость, как кредит и обязательство.

Купили мы всё-таки джинсов на 118 000 рублей. Из которых 18 тысяч заплатили как НДС для поставщика. У нас есть от этого поставщика счёт-фактура на нашу партию джинсов, где чёрным по белому написано, что цена товара без НДС - 100 000 рублей, сумма НДС - 18 000 рублей, а общая стоимость - 118 000 рублей.

Налоговый кредит - эта та сумма, на которую можно будет в конце отчётного периода сделать налоговый вычет из налогового обязательства - то есть уменьшить сумму налога, оплачиваемого нами в бюджет. А то, что мы должны будет оплатить в бюджет и есть - налоговое обязательство .

В реальности мы будем из суммы в 118 000 рублей для формирования своей цены вычитать уплаченный нами уже НДС. То есть сумма составит те самые 100 тысяч рублей. Допустим, включив все остальные фактора себестоимости и затрат, да прибавив процент желаемой прибыли, мы получили цену в 200 000 рублей. Именно за столько и будут проданы наши джинсы в нашем магазине конечному потребителю. И именно с этой суммы будет вычитываться наше налоговое обязательство - то есть налог, который мы должны заплатить в бюджет.

От 200 тысяч рублей, по формуле или калькулятору выходит, что НДС равен 36 000 рублей. Это наше налоговое обязательство. Но! У нас ведь есть ещё документы, которые подтверждают наш налоговый кредит в 18 000 рублей (то есть то, что мы уже заплатили 18 тысяч в виде налога на добавленную стоимость). А значит, мы из 36 тысяч можем вычесть 18 уже выплаченных. Итого получим 18 тысяч рублей, которые мы будем платить после продажи всех 10 пар джинсов (допустим, это произошло за один отчётный период).

В бюджет от нас с 200 тысяч рублей 18 000 пошли в виде налога. Но не нужно забывать, что наш поставщик также заплатил свои 18 тысяч в бюджет, которые получил от нас во время покупки джинсов изначально.

Виды НДС

Как уже было сказано выше, существует ряд товаров и услуг, на которые не накладывается данный налог. Поэтому можно говорить о существовании нулевой ставки. Это экспорт товара, продукты космической ниши бизнеса, ниши перевозки газа и нефти и некоторые другие виды товаров. Регулирует список таких позиций РФ.

Также существует список товарных наименований, которые подлежат обложению налогом в десять процентов. Это в основном продукты сферы питания - мясо, овощи, молочные продукты. Также туда относят детскую одежду, детскую мебель и другое. Опять же, список немаленький, лучше с ним ознакомиться лично в налоговом кодексе, если этот вопрос вас заинтересовал.

Ну и ставка 18 процентов - самая популярная. Её вы можете повстречать почти везде.

Операции подлежащие обложению НДС

  • Импорт любого товара
  • Любые работы по строительству зданий без заключения договора подряда
  • Передача услуг и товаров для личного применения, затраты на что не учитываются при расчёте налога.

С каких процессов не взимается НДС

  • Работа органов госвласти, которая относится к прямым её обязанностям.
  • Процесс покупки и приватизации муниципальных и госпредприятий.
  • Инвестирование.
  • Реализация земельных участков.
  • Передача денег предприятиям, работающим на некоммерческой основе.

Способы начисления НДС

  1. Вычитание. В этом варианте налог накладывается на полную сумму выручки, а уже из этой суммы высчитывается НДС, подлежащий уплате за покупку материалов для товара или услуги.
  2. Сложение. В этом случае НДС накладывается по фиксированной ставке по базе налогообложения. Её складывают из добавленной стоимости каждого вида продаваемого товара.

Так, как второй вариант сложен для реализации, потому что зачастую таких отдельных наименований чрезвычайно много, первый вариант применяется гораздо чаще.

Отчётность по НДС

Вроде бы стало немного понятнее, что же из себя представляет налог на добавленную стоимость, откуда он берётся, как высчитывается и кто его платит. Однако за него ведь нужно ещё отчитываться в органы ФСН. Давайте разбираться, как это делается.

Первое, что нужно знать - отчитываться нужно ежеквартально. Причём по срокам - до 25 числа послеотчётного месяца. В ином случае ждут некрасивые штрафы.

Важно! Если вы отправляете отчёт по НДС почтой, то учитывайте обозначение даты подачи - это дата, которая будет стоять в штампе на письме.

Пример: От отделения почты, где вы отправляли заказное письмо с декларацией до самой налоговой посылка шла 10 дней. Отправили 18-ого, пришло 28-ого. Будет ли считаться, что вы подали отчёт не в установленный срок? Ответ - нет. Ведь 18-ое число будет значиться на штампе письма.

Налоговые вычеты

В случае налога на добавленную стоимость, вычетами считается та сумма налога, которая предъявляется к оплате поставщиком товара. На эту цифру и будет уменьшен налог, который пойдёт в бюджет от вас.

Но есть свои нюансы, которые нужно знать и понимать. Это касается условия принятия налоговой этих вычетов. Нужно, чтобы было соблюдено три правила:

  1. Сам товар, который был вами приобретен с целью последующей продажи, облагается НДС.
  2. У фирмы имеются все подтверждающие документы, в том числе и правильно оформленная счёт-фактура.
  3. Товар, который был приобретён, прошёл через процедуру бухучёта.

И только после выполнения этих условий, фирма сможет в конце налогового периода принять в качестве вычета целиком сумму платежей. Естественно, если все процедуры были налогооблагаемыми.

Счёт-фактура

В этом документе будет отражены несколько сумм. Во-первых, - стоимость товара без НДС. Во-вторых, конечная сумма с учётом НДС.

Счёт-фактура предоставляется на проданный товар клиенту. Сделать это нужно в течение 5 дней. Вся документация подшивается и отмечается в книге продаж.

Бывает так, что проверка выносит решение, вычеркнуть все высчитанные вычеты и начислить неуплаченный НДС. Такое может произойти, если в счёт-фактуре допущены ошибки. А допустить их не так и сложно, ведь счёт-фактуру оформляет контрагент, а не налогоплательщик.

Итог

Знать, что такое НДС - важно для любого. Уметь его рассчитывать - важно для тех, кто непосредственно занимается заполнением документов и сдачей отчётности в налоговое ведомство. С непривычки делать это по формулам сложно и муторно. Поэтому для проверки себя и своих контрагентов существует множество электронных ресурсов, где можно найти калькулятор НДС, который вычислит вам его за два клика. Главное, помните, что внимательность - важная составляющая в деле об НДС, а опаздывать со сдачей отчётности в налоговую никак нельзя.