Русский язык - происхождение и отличительные особенности. Загадочная русская душа - какая она? Какие черты русского языка

Русский язык — один из самых сложных языков во всём мире, и наибольшие трудности вызывает пунктуация и орфография. Кто не делал ошибок в диктантах и сочинениях? Правописание орфограмм с двойными согласными, безударными гласными, частицы не и ни, слитные и раздельные написания и множество других сложных случаев оказываются непреодолимыми преградами для тех, кто не помнит или не знает элементарные правила орфографии.

Ру́сский язы́к - государственный язык Российской Федерации и один из мировых, или глобальных, языков. Он является единственным славянским языком, который входит в число официальных языков ООН. Им владеют как родным около 118 миллионов жителей Российской Федерации; кроме того, он распространен во множестве бывших советских республик и других зарубежных стран. Русский национальный язык - это сложное единство, включающее в себя как литературную форму языка, так и большое количество территориальных и социальных диалектов

Пунктуация вызывает ещё больше затруднений. Какой знак препинания поставить и нужен ли вообще здесь какой-нибудь знак? Почему между главными членами предложения ставиться тире, а в другом - поставлена запятая? Что такое деепричастный и причастный обороты и почему они выделяются запятыми? Всё это важно знать образованному человеку.

Человеческий язык - звуковой: все в языке проявляется через звуки, через звучание. Трудно переоценить значение звуковой системы языка. Слова, их грамматические формы, сочетания слов, предложения - вся наша речь есть не что иное, как цепь или поток звучаний; звуки - материальное воплощение языка и речи.
Звуковая система языка имеет весьма сложное строение, что и не удивительно, ведь она «обслуживает» все составные части и элементы языка.
При самом крупном членении звукового состава языка на его части можно выделить следующие явления:

1) звуки речи,
2) слоги,
3) ударение,
4) интонация.

Для того, чтобы понять сущность и соотношение перечисленных звуковых явлений языка, проведем некоторые наблюдения над словами и предложениями. Хотя в вычленении звуков и слогов могут встретиться трудности, но общее положение тут довольно ясно: из звуков и слогов составляются и, следовательно, состоят слова; звуки и слоги - своеобразные кирпичики и блоки, из которых строится материальное тело слов: (р-а) - (б-о) - (т-а) - (л-и). Несколько труднее обстоит дело с ударением. Ударение стоит не в одном ряду со звуками и слогами, а как бы над ними: оно реально проявляется как выделение произношением (усилением, повышением громкости и т. п.) какого-либо звука в слове (работали) или слова в предложении: «Все работали очень дружно». В соответствии с этим различают два основных типа ударения: словесное (выделение звука в слове) и логическое (выделение слова в предложении). Словесное ударение, таким образом, надстраивается над звуками слова, а логическое ударение стоит еще «этажом выше» - надстраивается над предложением в целом. Общий звуковой рисунок предложения завершается интонацией: «Все работали очень дружно». Интонация придает предложению характер законченности и завершенности.

Как известно, для изучения звуковой стороны языка в составе языкознания сложилась специальная лингвистическая дисциплина - фонетика (название происходит от древнегреческого слова phone - звук). Сложность внутреннего строения звуковой системы языка обусловила выделение в фонетике собственных частей и разделов: фонологии (наука о функциональной стороне звуков речи), акцентологии (наука об ударении, от латинского accentum - ударение), интологии (наука об интонации), силлабики (наука о слогах от греческого syllabe - слог) и другие.

Нам представляется целесообразным наших беседах все явления языка рассматривать и характеризовать по возможное в двух планах - теоретическом и практическом. Первый - это рассмотрение явлений языка самих по себе: что они собой представляют, как «устроены» - из каких частей или элементов состоят, как связать между собой, какова роль данного явления в общей системе языка и т. п. Второе план имеет целью выяснить, какую практическую пользу может дать изучение того или иного языкового явления - в практике речи, устной и письменной, в практике письма в узком смысле (в орфографии и пунктуации), а также в интересах общего развития человека - повышения уровня его культуры и мышления.

Все это применимо и к фонетике, к изучению звуковой стороны языка. Предваряя конкретные части дальнейшего изложения, покажем это для иллюстрации на примере словесного ударения.

Ударение - очень важная часть звукового оформления слов: оно как бы стягивает звуки и слоги в единое целое - слово; без ударения звуки «рассыпались» бы. Но в слове должно быть не просто какое-то ударение, а правильное ударение, ударение на нужном месте, на определенном звуке (или слоге). Неправильное ударение создаст произносительную ошибку (портфель, магазин и т. п. вместо правильного портфель, магазин), а во многих случаях даже полностью разрушит слово, например, работа или работа вместо работа, и т. п. Неправильных ударений поэтому надо остерегаться и, добавим, стыдиться, как остерегаются и стыдятся орфографических ошибок: то и другое расшатывает литературную норму языка, ведет к затруднению и даже нарушению языкового общения, портит язык.

Ударение важно не только само по себе, но еще и потому, что от него во многом зависят звуки речи, их произнесение в составе слов: ударные и безударные гласные в произношении заметно различаются. Сравните, например, произнесение корневого гласного в словах и словоформах дом, дома, домовой. Хотя во всех трех случаях этот звук обозначается буквой «о», но произносится он различно: под ударением (дом) - отчетливый звук [о], в первом предударном слоге (дома) - звук близкий к [а] (литературное «аканье»), во втором предударном слоге (домовой) - очень краткий и неясный звук, похожий на краткое [ы] (в транскрипции, специальном строго фонетическом письме, он обозначается буквой «ъ»: [дъмавой]). От ударения, наконец, зависит и обозначение гласных звуков на письме: ударные гласные обозначаются, как правило, по произношению (дом, дам, дым, дум и т. п.), а безударные, напротив, обычно не по произношению, а главным образом по правилу «проверки ударением»: дома, так как дом, гора, так как гору и т. п. Есть, однако, множество слов, в которых неударные гласные «проверить» ударением не удается (овес, аршин, собака, малина и многие другие). Правильное написание их приходится просто запоминать. В руководствах по орфографии написание таких слов характеризуется, как говорят, «в словарном порядке», то есть для каждого слова отдельно и с отсылкой к орфографическому словарю.

Чтобы правильно ставить ударение в словах, правильно произносить и писать ударные и безударные звуки, надо к ударению относиться с большим вниманием. Хочется сказать, «с уважением и почтением». А сколько интересных особенностей у самого русского ударения: оно разноместно (город, но завод, пригород, но работа, горизонт и т. п.), оно может быть подвижным (гора, но гору, пишу, но пишешь и т. п.), в слове может быть двоякое ударение (творог и допустимо творог) и т. п. Нечто подобное можно сказать и о других частях звуковой системы языка - о звуках речи, о слогах, об интонации.

Из мужского рода - в средний

Многие люди неверно представляют себе работу лингвистов. Одни считают, что они выдумывают правила русского языка и заставляют общество по ним жить. Например, все говорят «убить паука тапком», а лингвист утверждает, что так говорить нельзя, потому что слово «тапка» женского рода (правильно будет: «убить паука тапкой»). Некоторые полагают, что лингвисты упрощают норму в угоду малообразованным людям и включают в словари безграмотные варианты вроде кофе в среднем роде.

На самом деле лингвисты не придумывают языковые нормы, они их фиксируют. Наблюдают за языком и записывают выводы в словари и энциклопедии. Ученые должны это делать независимо от того, нравится ли им тот или иной вариант или нет. Но вместе с тем они смотрят, отвечает ли вариант законам языка. В зависимости от этого помечают вариант как запрещенный или разрешенный.

Почему очень часто слово «кофе» употребляют в среднем роде? Только ли от безграмотности? Вовсе нет. Дело в том, что мужскому роду слова «кофе» сопротивляется сама система языка. Это слово заимствованное, неодушевленное, нарицательное, несклоняемое и оканчивающееся на гласную. В подавляющем большинстве такие слова в русском языке относятся к среднему роду. «Кофе» попало в исключения, потому что были когда-то в языке формы «кофий», «кофей» - мужского рода, они склонялись, как «чай»: выпить чая, выпить кофия. И вот памятником давно умерших форм и является мужской род слова «кофе», в то время как законы живого языка втягивают его в средний род.

И эти законы очень сильны. Даже слова, которые им сопротивляются, все равно со временем сдаются. Например, когда в 1935 году в Москве открылся метрополитен, СМИ писали: метро очень удобен для пассажиров. Выходила газета «Советский метро», а Утесов пел: «Но метро сверкнул перилами дубовыми, сразу всех он седоков околдовал». Слово «метро» было мужского рода (потому что «метрополитен» мужского рода), но постепенно «ушло» в средний род. Следовательно, то, что «кофе» становится словом среднего рода, происходит не от безграмотности людей, а потому, что таковы законы развития языка.

Уважаемые Товарищи. Позвольте представить научные толкования Темы Тайны Догмата - "Святой Троицы" ...... или в толкованиях Этно-Русского народа это культура работы трех триединых совокупности процессов - это Правь, Явь, Навь....... или в более древней культуре это три триединых совокупности процессов - это Ясунь, Мирдгард, Дасунь......... в толкованиях на основе технологии Русской Философской культуры - Триединства от идеалистического начала? Наиболее употребительно летоисчисление от «Сотворения Мира в Звёздном Храме» - мирного договора между Асуром, князем славяно-ариев, и Аримом, князем Империи Великого Дракона (Китай) в 5527 г. до н. э. (на 2019 г. по современному летоисчислению) после победы над Китаем. Одним из памятников той эпохи считают Великую Китайскую стену и символическое изображение всадника, поражающего дракона. Материалы направляю с одной целью - ознакомления и Узнать когда и как в России возродится эта технология и какие действия с моей стороны нужно по вашему мнения предпринять??? Теория организации, работы и СМЕНЫ поколений духовности Этно-Русского Народа. (на основе технологии Триединства от идеалистического начала) Почему Вы называете технологию материалистической диалектики, которую привнесла в Святую Русь Еврейско-Христианско-Коммунистической религией, ФИЛОСОФИЕЙ Духовности Православия? Преамбула. Ваше Христианство противоречит технологии работы культуры жизни Этно-Русского Народа. Потому что современная Цивилизация это господство технологии материалистической диалектики. А Технология работы Культуры жизни людей в целом это работа Гармонии многообразия или это технология триединства от идеалистического начала. Название "Православие", происходить от технологии работы Прави или опыта жизни Предков. А Духовность Этно-Русского Народа это работа трех триединых совокупности процессов - Прави, Яви, Нави. НУ или технология работы трех триединых совокупности поколений - это предки, современники, потомки. Позвольте представить НАУКУ от простого Русского Ученого - это технология триединства от идеалистического начала, это технология которая сложилась испокон веков как культура жизни Этно-Русского народа и толкуется как технология работы трех триединых совокупности процессов - это Правь, Явь, Навь........ НУ или технология работы культуры жизни трех триединых совокупности поколений - это предки, современники, потомки....... 1. Технология триединства от идеалистического начала. Философия это три триединых совокупности ТЕХНОЛОГИЙ - это три монистических (или метафизики); три диалектических это материалистическая диалектика, экзистенциальная. идеалистическая; три триединых технологии это триединство от материалистического начала (это технология Буддизма), это триединство от экзистенциального начала (это технология Ислама), это триединство от идеалистического начала (или это технология Христианства). Вы меня великодушно извините, НО ознакомившись с вашими материалами, это просто ДЕТСКОЕ баловство, потому, что вы и живете, и понимаете, и отражаете через ЗНАНИЯ только материальный мир. Причем ТОЛЬКО в толкованиях с использованием материалистической диалектики. Если желаете иметь НАУКУ от Этно-Русского НАРОДА? 2 . Научные толкования Духовности древней Руси. (на основе технологии Русской философской культуры – триединства от идеалистического начала). Духовность Этно-Русского народа или в толкованиях Еврейско-Христиаско-Коммунистической религии это Язычество. Поповско-церковная братва перекроила одежду Этно-Русского Православия на свои еврейские плечи, и получилось Христианское Православие. Эту религиозную ОДЕЖДУ привнесенную Христианством на Русь и просто одели, на ТЕЛО культуры работы духовности Этно-Русского народа. В наши дни, как и многие лета назад, возрождается историческая память Народа, традиции, обычаи, нравы, придания и т.д., возвращается и в духовности простого народа, и в эмпирике или это опыт предков, который передается в исторической памяти, и в науку. Просыпается Духовность Этно-Русского Народа как историческая Память трех триединых совокупности процессов - и материальное НАСЛЕДИЯ и социальное (это экономика, политика, право), И духовное (или это обыденное сознание и ЗНАНИЯ, эмпирические, научные). На святых местах возрождают символы духовности. На капищах ставятся, вырезанные из дерева образы богов, и перед ними горит священный огонь. Снова звучат слова древних приданий, принимают посвящение новые поколения Жрецов и Волхвов. Обновленное языческое движение постепенно набирает силу. Христианство, зародившееся вдали от славянских племен, как духовность униженных и их господ, восприняло славянское язычество как чуждую религию. Потому что, технология работы Христианства это материалистическая диалектика. А вот технология работы Этно-Русской духовности это триединство от идеалистического начала ну или от духовного, интеллектуального, НАУЧНОГО. Но объективная необходимость вступления Этно-Русского народа в мировой хозяйственный процесс привнесло в русскую ДУХОВНОСТЬ свои божественные, религиозные, догматические, Христианские технологии, терминологию обряды и чинопочитания. Ну, или христианство это просто ОДЕЖДА одетая на ТЕЛО Этно-Русской духовности. Причем в своем историческом пути развития Христианство прошло так же три триединых совокупности этапов усложнения самой – это протестантство, католицизм, православие. Суть этапов развития в том, что происходила смена трех триединых совокупности процессов – это смена предмета религии, технологии его работы, тенденции количественно-качественных взимосвязей (взаимосвязи это три триединых совокупности процессов - взаимодействия, взаимоотношения, взаимоотражения). Но процесс развития духовности любого народа работает в технологии ТРЕХ триединых процессов - это эволюция, революция, скачек. Так вот смена НАЗВАНИЯ русской ВЕРЫ и стало православие в христианских толкованиях, названиях. А вот в толкованиях Русской философской культуры остались технологические начала триединства, всеединства, гармонии многообразия совокупности поколений. В силу объективности духовности всякого народа христианство просто сменило названия в русской ВЕРЕ. Причем всякая из трех триединых совокупности Мировых религий работает в технологии триединства. 3. Что такое триединство? Это одновременная совместная работа ТРЕХ триединых совокупности процессов - материальные, социальные, духовные. А суть триединства в том, что в каждом конкретном процессе жизни, какой либо персоны собственности все три работают одновременно, НО один из процессов господствует, второй составляет ему противоречие, а третий гармонизирует работу процесса в целом. А духовность людей это просто толкования людьми ПРАВИЛ, работа этих процессов через способности, доступные каждому народу в работе трех триединых совокупности начал - материи, пространстве, времени. Но основа духовности каждого народа просто усложняется, но НЕ меняется о изначальной, которая закладывается в этих триединых совокупности процессов. Православие на Руси насаждалось в противоречии с исконно русскими толкованиями, потому что на смену триединству ВЕРЫ насаждалась диалектика или противоречие народа и власти. И потому русская духовность жестоко уничтожалась сверху. Народ же несколько веков сопротивлялся этому и разными путями вносил язычество в христианство (путем иносказания, кодирования, намека, переименования по созвучию или внутренней близкой сущности и т.д.), в конце концов, народное (изначальное языческое) мировоззрение, этика, растворились в христианстве, создав уникальный сплав. Русское Православие, как духовность кстати и название языческое, от трех триединых духовных процесса это Правь, Явь, Навь, ну или три триединых процессов жизни поколений - это предки, современники, потомки. Потому и название происходит от названия Опыта Предков – от Прави. А в более древнем толковании этого триединства совокупности персон собственности дается в таких названиях – это Ясунь, Мирдгард, Дасунь. Само понятие культуры сложилось исторически в русском языке как процессы, построенные на основе ТРУДА людей, хотя и имеет исторически различные толковании, которые усложняются в зависимости от сложности правил самой практики жизни людей. Одно из толкований культуры происходит от слова "культ" - вера, обычаи и традиции предков, созданное ТРУДОМ людей в ходе общественно-исторического развития. При этом сам труд это три триединых вида - физический, управленческий, умственный. А потому и товарных процессов три триединых - это материальное производство, это социальное производство (или это конституции, законы, тарифы, ДЕНЬГИ и т.д.), это духовное производство. И в след, за усложнением практики жизни людей меняются способности людей к окультуриванию процесса жизни и меняются и толкования этих правил жизни. Таким образом, меняется и духовность, как товарное производство духовной сферы хозяйственных процессов. Здесь прекрасно подходит такое понятие как Дух-хозя́ин(и аналогичные ему:владыка; или дух локуса, дух места,гений места) - общеупотребительный термин первобытных религий, а также и современного фольклора, перешедший в качестве синонима божества во все высшие религии. Таким образом, Дух-Хозяин это работа идеалистических процессов (духовные, интеллектуальные, научные и т.д.). И работают они в трех триединых совокупности процессов - это в материальных, социальных (экономика, политика, право), интеллектуальных. 4. Дух-Хозяин. Дух-Хозяин, как совокупность ПРАВИЛ работы какого либо конкретного процесса, работает в трех триединых совокупности процессов:- первая совокупность это три триединых совокупности предметностей- это материя, пространство, время. Материя это три триединых совокупности предметностей - это физические, химические, биологические процессы. Пространство это среда распространения этих предметностей, причем которые работают в трех триединых совокупности участия в организации процесса - это господствующие, противоречивые, гармонизирующие (это касается всех трех триединых совокупности процессов). Время это просто процесс работы периодичностей в каждом из компонентов.- вторая совокупность процессов это ПРАВИЛА работы технологии - это монистические, диалектические, триединые. Монистические технологии это процесс, в работе которого основным принципом является господство одного из компонентов над прочими и организация процессов на основе его правил работы. Диалектические технологии это организация работы процесса в качестве основы, где работает принцип противоречия двух и более противоположностей. Триединство работы процесса это когда все три компонента работают в каждом компоненте, НО один из них занимает господствующее положение, второй формирует ему противоречие, а третий гармонизирует работу процесса в целом.- третья совокупность процессов это ПРАВИЛА работы тенденции количественно-качественных взаимосвязей в ходе работы процессов – это эволюционные процессы, революционные, СКАЧЕК или переход в новое качество бытия. 5. Предметность работы информации. Какие символы, образы, обычаи и т.д. НУ или визуальные, вербальные, виртуальные отражения ПРАВИЛ работы Этно-Русской культуры работают в практике жизни людей. Здесь следует упомянуть работу триединства от идеалистического начала. Согласно этой технологии работает три триединых уровня сложности ПЕРСОН СОБСТВЕННОСТИ в процессе жизни людей - это единичные процессы бытия персон собственности, это отдельные, это общие. Ну или так, в практике жизни людей одновременно работает три триединых поколения - это семья, нация, МЕЖ-национальная персона собственности. Причем, триединство семейной духовности это три триединых совокупности персон собственности - это мужская духовность, женская, детская. Так же и национальные персоны имеют три триединых совокупности составляющих – прошлое, настоящее, будущее или преемственность поколений или это три триединых совокупности поколений - это предки, современники, потомки. А МЕЖ-национальная персона формирует три триединых мировых религии – это Буддизм или господство материальной духовности; Ислам или противоречие материальной и духовной, Христианство это гармония многообразия трех триединых совокупности процессов – это материальные, социальные, духовные. Причем Христианство это три триединых ЭТАПА усложнения технологий религии или это Протестантство, Католицизм, Православие. Таким образом, в практике жизни людей работает, согласно бытия духовности Этно-Русского народа три триединых уровня сложности процессов духовности: – это общая предметность процесса или это Вселенская Духовность. - это Посредник между вселенской и земной духовностью или отдельная- это Дух-Симаргл. - И уже затем работа духовности Земной это Дух-Род, это уже работа духовности в Душах людей или единичная или три триединых совокупности процессов или духовность в общении людей - это Духи-Матушки-Земли, которую понимают люди; это Духи-Деточек-Людей; это Духи-Батюшки-Разума. С уважением Простой Русский Ученый Чефонов В.М.

Русский язык – язык русской нации . Нация(лат.племя, народ ) – исторически сложившаяся общность людей, основанная на общности территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и характера.

Согласно Конституции 1993 года, русский язык – это государственный язык РФ, т.е. это средство межнационального общения многих народов нашей страны. Основная масса людей, говорящих на русском языке, проживает в России – 143,7 млн. Около 90 млн. владеют русским языком на территории стран СНГ. Это значит, что сейчас порядка 250 млн. человек в той или иной степени владеют русским языком, причем многие из них считают его родным (163 млн.). (Данные переписи 1989 года.)

Русский язык – язык международный, один из шести языков ООН. По распространенности занимает пятое место в мире (первое – китайский (1 млрд.), второе – английский, третье – хинди и урду, четвертое – испанский).

Среди огромного количества известных в мире языков русский выделяется наличием своих определенных лингвистических особенностей – фонетических, грамматических, лексико-семантических. Они и определяют национальную специфику русского языка и делают его одним из самых сложных в плане изучения, а для носителей языка создают известные трудности в изучении иностранных.

Фонетические особенности русского языка: русский язык консонантный , т.к. в нём преобладают согласные. Он преимущественно переднеязычный, отличается активной артикуляцией, подвижным ударением и богатой интонацией, передающей все нюансы смысла, эмоций и состояния человека.

Лексика нашего языка характеризуется богатством, выразительностью (передача тончайших оттенков состояния, эмоций) и открытостью, которые выражаются в постоянно обновляющемся, развивающемся характере , в отличие от грамматики, которая более консервативна и гораздо в меньшей степени подвержена изменениям.

Говоря осинтаксисе (изучает строй связной речи), отметим: русский язык отличается известной свободой в выборе порядка слов . Но согласно общим правилам расположение слов, частей предложения имеет не формальный, а смыслоразличительный характер.

2. Сравнительная характеристика понятий «язык» и «речь».

3. Сравнительная характеристика устной и письменной речи.

4. Определение понятий «речевое общение» и «речевая ситуация».

5. Характеристика понятия «речевая культура».

4. Системность языка. Языковые уровни. Языковые единицы. Отношения между языковыми единицами.

1. Известно, что основным средством общения в человеческом обществе является язык . Традиционно характеристика любого естественного языка дается через его противопоставление речи . Это означает, что понятия «язык» и «речь», хотя и представляют собой единый феномен, далеко не тождественны: каждое из них имеет свои специфические особенности, позволяющие провести их четкое разграничение.

Каковы же эти особенности и каково соотношение данных понятий с точки зрения их места в процессе коммуникации?

Вначале попытаемся определить сущность языка . Прежде всего язык – это особая знаковая система, код , с помощью которого человек определяет свое место в мире. Люди, получая и перерабатывая информацию о предметах и явлениях действительности, оперируют языковыми знаками, совокупность которых обозначает определенные понятия.

Основным знаком, используемым для кодирования информации о мире, является слово. Его нельзя заменить никакой вещью. Вспомним фантастические «Путешествия Гулливера», в которых знаменитый английский писатель Д. Свифт сатирически изображает современное ему общество. В одном из эпизодов Гулливер оказывается в Академии Лагадо среди ученых летучего острова. В школе языкознания разрабатывается «научный» проект, который требует полного упразднения всех слов во имя «здоровья и сбережения времени»: каждое произносимое слово, по мнению автора проекта, связано с изнашиванием легких и, следовательно, приводит к сокращению жизни людей. Так как слова служат названием вещей, автор проекта считает более удобным и целесообразным носить при себе вещи, которые необходимы для выражения наших мыслей и желаний. Единственным неудобством нового способа выражения мыслей, иронически замечает Свифт, является то, что для пространного разговора придется таскать на плечах большие узлы с вещами. Гулливер с удивлением наблюдал местных «мудрецов», изнемогающих под тяжестью ноши. Встречаясь на улице, они снимали с плеч мешки, развязывали их и доставали оттуда необходимые для беседы вещи, потом складывали свою утварь, помогали друг другу взваливать груз на плечи, прощались и расходились.

Другой яркий пример. Колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес в романе «Сто лет одиночества» рассказал о том, как люди, в результате болезни потеряв память, не могли назвать предмет и не понимали, что это и зачем это нужно. Когда один из героев заметил, что с трудом вспоминает названия привычных вещей, он прикрепил к ним наклейки, например «часы», «стол», «дверь», «стена», «кровать». На шею коровы он повесил дощечку с надписью: «Это корова, ее надо доить каждое утро, чтобы иметь молоко, а молоко надо кипятить вместе с кофе, чтобы получился кофе с молоком».

Таким образом, слово как языковой код связано с нашими знаниями о мире, мыслями и чувствами, с нашим жизненным опытом и способно поэтому «замещать» те вещи, о которых мы говорим. Слово и язык в целом – это самый тонкий инструмент выражения мысли и самое совершенное средство общения.

Кроме того, язык – это система (от греч. systema – нечто целое, составленное из частей ). А если это так, то все составные ее части должны представлять собой не случайный набор элементов, а некую упорядоченную их совокупность.

В чем же проявляется системность языка? Прежде всего в том, что язык имеет иерархическую организацию, иными словами, в нем выделяются различные уровни (от низшего к высшему), каждому из которых соответствует определенная языковая единица .

Обычно выделяются следующие уровни языковой системы: фонемный, морфемный, лексический исинтаксический . Назовем и охарактеризуем соответствующие им языковые единицы.

Фонема – простейшая единица, неделимая и незначимая, служащая для различения минимальных значимых единиц (морфем и слов). Например: п орт – б орт, сто л – сту л.

Морфема – минимальная значимая единица, не употребляющаяся самостоятельно (приставка, корень, суффикс, окончание).

Слово (лексема) – единица, служащая для наименования предметов, процессов, явлений, признаков или указывающая на них. Это минимальная номинативная (назывная) единица языка, состоящая из морфем.

Синтаксическому уровню соответствуют две языковые единицы: словосочетание и предложение.

Словосочетание – это соединение двух или более слов, между которыми существует смысловая и/или грамматическая связь. Словосочетание, как и слово, – единица номинативная.

Предложение – основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. Эта единица характеризуется смысловой оформленностью и законченностью. В отличие от слова – номинативной единицы – это коммуникативная единица , так как она служит для передачи информации в процессе общения.

Между единицами языковой системы устанавливаются определенные отношения . Поговорим о них более подробно. «Механизм» языка основан на том, что каждая языковая единица входит в два перекрещивающихся ряда. Один ряд, линейный, горизонтальный, мы непосредственно наблюдаем в тексте: это синтагматический ряд, где сочетаются единицы одного уровня (от греч. syntagma – нечто соединенное ). При этом единицы более низкого уровня служат строительным материалом для единиц более высокого уровня.

Примером синтагматических отношений могут служить сочетаемость звуков: [гóрът мΛсквá] ; грамматическая сочетаемость слов и морфем: играть в футбол, играть на скрипке; синий шар, синяя тетрадь, под+окон+ник; лексическая сочетаемость: письменный стол, работать за столом, стол красного дерева – «предмет мебели», обильный стол, диетический стол – «еда», «питание», паспортный стол, стол справок – «отделение в учреждении» и другие виды отношений языковых единиц.

Второй ряд – нелинейный, вертикальный, не данный в непосредственном наблюдении. Это парадигматический ряд , т.е. данная единица и другие единицы того же уровня, связанные с ней той или иной ассоциацией – формальным, содержательным сходством, противоположностью и другими отношениями (от греч. paradeigma – пример, образец ).

Простейший пример парадигматических отношений – это парадигма (образец) склонения или спряжения слова: дом, ~ а, ~у …; иду, ~ешь, ~ет … Парадигмыобразуют взаимосвязанные значения одного и того же многозначного слова (стол – 1.предмет мебели; 2. еда, питание; 3. отделение в учреждении); синонимические ряды (хладнокровный, сдержанный, невозмутимый, уравновешенный, спокойный); антонимические пары (широкий – узкий, открыть – закрыть); единицы одного и того же класса (глаголы движения, обозначения родства, названия деревьев и т.п.) и др.

Из сказанного следует, что языковые единицы хранятся в нашем языковом сознании не изолированно, а как взаимосвязанные элементы своеобразных «блоков» – парадигм. Употребление же этих единиц в речи определяется их внутренними свойствами, тем, какое место занимает та или иная единица среди других единиц данного класса. Такое хранение «языкового материала» является удобным и экономичным. В повседневной жизни мы обычно не замечаем никаких парадигм. Тем не менее они – одна из основ знания языка. Ведь не случайно, когда студент делает ошибку, преподаватель просит его просклонять или проспрягать то или иное слово, образовать нужную форму, уточнить значение, выбрать наиболее подходящее слово из синонимического ряда, иными словами, обратиться к парадигме.

Итак, системность языка проявляется в его уровневой организации, существовании различных языковых единиц, находящихся между собой в определенных отношениях .

Что же такое речь и как данное понятие соотносится с понятием язык? Отметим, что речь– это использование языковых средств и правил в процессе коммуникации. Поэтому речьможет быть определена какреализация (функционирование) языка.

Теперь исходя из общего представления попытаемся проанализировать главные отличительные черты указанных двух понятий.

1) Если язык как всякая система формален и абстрактен, то речь материальна и конкретна, поскольку она воспринимается акустически (устная речь) или визуально (письменная речь).

2) Язык имеет уровневую (иерархическую) организацию (от низшего к высшему), в то время как речь по своей сути линейна, она представляет собой «горизонтальную» последовательность слов.

3) В языке как системе сохраняется раздельность слов (что отражено в различного типа словарях), речь же стремится к объединению слов в тексте.

4) Язык является достоянием всего общества, а значит, по своей природе он объективен, тогда как речь всегда личностна и поэтому субъективна.

5) Язык относительно стабилен, статичен и в этом смысле инвариантен. Речь – активна и динамична, ей свойственна высокая степень вариативности.

6) Если язык в целом не зависит от ситуации общения, то речь всегда ситуативно и контекстно обусловлена.

Вывод вполне очевиден: понятия «язык» и «речь» соотносятся как общее и частное. Общее (язык) выражается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения общего (языка).

В конце следует отметить, что без речи невозможен язык, и наоборот, речь – необходимое условие существования языка. Подтвердим это простым рассуждением. Представим себе, что мы узнали название некоего языка, на котором в настоящее время никто не говорит и не существует ни одного письменного памятника на этом языке. Можем ли мы утверждать, что данный язык существует? Разумеется, нет. С другой стороны, слыша неупорядоченный, бессмысленный набор звуков, бессвязный набор слов, нельзя с уверенностью говорить, что это устная реализация какого-либо языка.

3. Мы установили, что речь материальна: она воспринимается визуально или акустически. Это значит, что речь существует в двух формах: в знаковой, или письменной , и звуковой, или устной .

письменная и устная формы речи имеют свою специфику, свои структурные и стилистические особенности.

Основная функцияписьменной речи – фиксация устной речи с целью сохранения ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации тогда, когда непосредственное общение, т.е. устная речь, невозможно. Основное свойствописьменной речи – способность к длительному хранению информации.

С точки зрения авторства, устная речь преимущественно диалогична, а письменная , наоборот, – монологична. В отличие от устной речи письменная речь развертывается не во времени, а в статическом пространстве. Сложность письменной речи в том, что нельзя переспросить, нет непосредственной обратной связи, адресат лишь предполагается пишущим, отсюда выражение экспрессии, авторского отношения – только через подбор языковых средств, только через определенную их организацию. Однако известная отсроченность во времени и отсутствие непосредственного собеседника дают возможность пишущему обдумать свое произведение, возвратиться к нему еще раз, перестроить или уточнить его, найти более подходящую для него форму. В свою очередь, и читающий (или адресат) также не раз может обращаться к написанному с целью осмыслить его, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок письменного произведения. Не случайно письменной речи свойственен развернутый характер. Это всегда строго заданная речь. Она, как правило, отличается употреблением сложных синтаксических конструкций, причастных и деепричастных оборотов, сложных предлогов, вводных слов и уточняющих выражений.

Устная речь – это живая речь, которая создается в момент говорения, может быть, спонтанно, на глазах у всех. Это – творимая, произносимая речь. В 20-х годах ХХ века существовал даже Институт живого слова. Сложность устной речи – в ее открытости: даже подготовленная устная речь не исключает импровизации (быстрой реакции со стороны собеседника). Для устной речи характерна относительная заданность изложения. Экспрессия может быть выражена с помощью невербальных средств: тембр голоса, интонация, мимика, жесты. Поэтому устная речь отличается свернутым характером в плане употребления грамматических средств, что в письменной речи почти недопустимо.

Письменная речь – в основном книжная речь. Как книжная речь, она обслуживает общественно-политическую, официально-деловую, научную сферы общения, а также реализуется во всем многообразии в художественной литературе. Устная речь – преимущественно разговорная, т.е. в большей степени связана с социально-бытовой сферой общения.

Однако следует заметить, что в целом как письменная речь, так и устная строится по нормам литературного языка и их нарушение недопустимо. И письменной речи, и устной свойственны регламентированность и определенная стереотипность. Например, нет необходимости каждый раз вновь изобретать формулы приветствия, все то, что составляет речевой этикет. Но у каждой формы речи есть и свои особенности. Так, нормированность устной речи предполагает следование строгим орфоэпическим нормам, что объясняется ее звуковой природой. А знаковая природа письменной речи требует соблюдения орфографических и пунктуационных норм.

Сделаем вывод. Сопоставление устной и письменной речи позволяет выявить особенность их природы, отличие в функционировании, характерные черты. Мы убедились, что устная и письменная речь различаются не только в способе существования (звуки-знаки), в предназначении, но и по авторству (один или два непосредственных участника), по уровню подготовленности, ограниченности во времени, вербальности-невербальнсоти, развернутости, по степени заданности, регламентированности и характеру нормированности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Особенности современного русского языка

Юдина М.А.

Русский язык является национальным языком русского народа. Это язык культуры, науки, техники. Выдающие произведения литературы, труды учёных созданы на русском языке. Этот язык - один из самых богатых языков мира, он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности. Русский язык является средством межнационального общения для народов, проживающих на территории Российской Федерации См., например: Народы Российской империи, букинистическое издание, Белый город, 2008, 256 с. и для народов, ранее составлявших Советский Союз. Он помогает приобщиться не только к русской, но и мировой культуре и научной мысли. Русский язык является посредником между всеми языками народов Российской Федерации, поскольку на русский язык переводят произведения художественной литературы авторов всех национальностей. В основном все национальные литераторы См., например: Новиков Н. И., Опыт исторического словаря о российских писателях - СПб.: Авалонь, 1772 пишут свои произведения на русском языке.

Каждому гражданину Российской Федерации, владеющему любой профессией, необходимо знать грамматику и лексику русского языка, потому что в мире нужно только грамотные и образованные специалисты. Несомненно, русский язык важен и для математика - программиста. На данный момент разработан русский язык программирования, и хотя пока на нем нельзя написать сложные программы, он становится популярен для обучения школьников, так как такой язык понятный и удобный.

Среди более чем двух с половиной тысяч известных на земле языков См., например: Ментцель З. Все языки мира. - М.: Новое литературное обозрение, 2006 одним из самых распространённых и широко используемых для международного общения остается русский язык. Это один из рабочих языков Организации Объединённых Наций См., например: Федоров В. Н., Организации Объединенных наций, другие международные организации и их роль в ЧЧI веке, М.: Логос, 2007 . Интерес к его изучению не ослабевает и в других странах. Он становится средством приобщения мирового сообщества к русской культуре.

Вспоминая сложный путь русского письма от истоков до современности, необходимо заметить, что наши предки, создавая свою письменность, воспользовались чужой азбукой, которая в IЧ веке была создана св. Кириллом См., например: Воскобойников В. М., Кирилл и Мефодий, Белый город, 2007, с. 7-43 . Вместе с братом Мефодием он записывал первые славянские переводы Святого писания на новом языке. Древнейший славянский язык принято называть глаголицей Предполагается, что глаголицу создал славянский просветитель св. Кирилл, но существует целый ряд фактов, указывающих на то, что глаголица была создана раньше кириллицы, а та в свою очередь создавалась на базе глаголицы и греческого алфавита. Древнейшая сохранившаяся глаголическая надпись с точной датировкой относится к 893 году. См., например: Воскобойников В. М., Кирилл и Мефодий, Белый город, 2007, с 26-43 ; начертания ее букв не похожи ни на современные, ни на те, которые составляют другую азбуку, созданную Кириллом - кириллицу. Образцом для написания славянской азбуки стала предшествующая ей письменная традиция - греческая. В кириллицу были введены буквы, которыми обозначались типично греческие сочетания и - «кси» и «пси».

Специфические черты кириллицы связаны не только с ее родством с греческим алфавитом, но и с особенностями фонетики тех славянских наречий, на территории которой они применялись. Благодаря этому изменилось количество букв в славянской азбуке с 38 букв до 43 Кириллица - латиница - гражданица: Коллективная типография, отв. ред. Шмелева Т. В., НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2009, с 12-13 .

Уже в период зарождения древнерусского языка начали появляться его недостатки: дисбаланс в соотношении живого русского языка и его письменности отразился на буквенном составе - возникли «мертвые» буквы, и русское письмо постепенно, но неуклонно освобождалось от них. В конце ЧIV - ЧV вв. была предпринята попытка восстановить употребление таких букв, но она закончилась неудачей. Происходят большие изменения и в жизни живого русского языка. Выделяется украинский, затем белорусский язык См., например: Филин Ф. П., Происхождение русского, украинского и белорусского языков М.: КомКнига, 2006 ; формируется язык великорусской народности, что в основных своих чертах получит завершение с формированием русской нации и государства к ЧVIII в Кириллица - латиница - гражданица: Коллективная типография, отв. ред. Шмелева Т. В., НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2009, с 13-17 .

И тогда встанет вопрос о необходимости реформирования русского письма. Данный вопрос и будет рассматриваться в Петровской реформе 1708 - 1710 гг. См., например: Крейкрафт Д. "Революция Петра: здания, образы, слова " сборник «Петр Великий» под редакцией Е. В. Анисимова, 2007 , с 84-90 Поданная на утверждение Петру новая русская азбука была меньше кириллицы на пять букв, которые к ЧVIII столетию практически не употреблялись, государь вычеркнул ещё две буквы: пси и омега, зато вводились новые буквы «э» и «я». Преобразованная азбука подверглась новым преобразованиям в 1735 г. Академией наук. Были исключены ещё две буквы «зело» и «кси». Новая азбука получила название «гражданица». Вся последующая история азбучных дискуссий сводилась в основном к спорам об «однозвучных» буквах: «е, ф, и», и «беззвучной» букве «ъ» на конце слова. Сейчас в алфавите нет ни одной лишней буквы, только необходимые - между прочим, редчайший случай в алфавитных системах с длительной историей. Правда, иногда высказываются сомнения в необходимости буквы «ъ».

Мы должны гордиться тем, что русская графика, как и письмо в целом, на протяжении веков шли путем медленного, но неуклонного совершенствования. И так мы пришли из азбуки из 43 букв к алфавиту, в котором 33 буквы Кириллица - латиница - гражданица: Коллективная типография, отв. ред. Шмелева Т. В., НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2009, с 12-20 .

Русский язык, вместе с белорусским и украинским, образует восточнославянскую группу славянской ветви индоевропейских семьи языков Индоевропейские языки - одна из крупнейших семей языков Евразии, распространившаяся в течение последних пяти веков также в Северной и Южной Америке, Австралии и отчасти в Африке. См.: Топоров В.Н., Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990, с 186-189 . Источником нашего языка является совокупность очень близких друг к другу древневосточнославянских наречий (диалектов), объединяемая под общим названием «древнерусский язык», поскольку они были распространены на территории, где сложилось Русское государство Борковский В.И., П.В. Кузнецов, Историческая грамматика русского языка, М.: КомКнига, 2006, с 23 .

С образованием русского государства с центром в Киеве связано формирование древнерусской народности. Языковой единицей вместо племенного диалекта становится диалект области. Русское государство было слабо централизованным, в период феодализма связь между различными его частями становится слабее. Разобщенность различных земель в середине ЧIII века была усилена монгольским нашествием Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь.-- М., 1989, 569 с. В особенности нарушена была непосредственная связь между юго-западом и северо-востоком.

К ЧIV-ЧV вв. относится начало формирования современных восточнославянских языков на основе различных древнерусских говоров. Образование русской народности и её языка связано с образованием Московского государства на северо-востоке восточнославянских территорий. В тоже время формируются украинский и белорусский языки на территории Литовского княжества.

Образование современных восточнославянских языков и их говоров связано было, по-видимому, с некоторой перегруппировкой древнерусских наречий. Но остается еще много спорного и нерешенного в истории образования современных языков с их основными диалектами и в том, какими отношениями связаны эти более новые подразделения с древними восточнославянскими диалектами В.И. Борковский, П.В. Кузнецов, Историческая грамматика русского языка, М.: КомКнига, 2006, с 25 - 26 .

Из лингвистов наиболее детально гипотезу образования современных восточнославянских языков разработал Шахматов А.А. См. подробнее: Шахматов А.А.. Введение в курс истории русского языка, ч.1, Пг. , 1916; Древнейшие судьбы русского племени, Пг., 1919. . По его мнению, восточнославянские племена распадались на три группы - северную, южную и восточную. В качестве языковых, и именно фонетических, черт, характеризовавших эти группы уже в древнейшие времена, Шахматов А. А. приводит «цоканье» для северной группы, «г фрикативное Фрикативный - согласный звук, образуемый трением воздуха в узком проходе между сближенными органами речи. См.: Большой словарь русского языка. -1-ое издание: СПб.: Кузнецов С.А., 1998 » для южных, «аканье» для восточной. Современный украинский язык сложился на основе большей части южной группы, белорусский язык - на основе северной части южной группы и некоторой части восточной группы. Северная и оставшаяся часть восточной группы легли в основу русского языка.

В гипотезе Шахматова А.А. есть отдельные вполне правдоподобные положения, например, идея позднего возникновения переходных говоров, но в целом в этой гипотезе много спорного, а порой и прямо неприемлемого.

В своих статьях гипотезу Шахматова опровергал Аванесов Р.И. См.: Аванесов Р.И. Вопросы образования русского языка и его говоров. Проблемы образования языка русской народности. - ВЯ, 1995 . Он говорил, что лишь «цоканье» бесспорно древняя особенность, но оно явно не характеризует всю северную группу. Аванесовым Р.И. выдвинуто предположение о наличии двух очагов, откуда идут в восточнославянской области новообразования: северо-восток и юго-запад.

До сих пор ведутся споры о происхождении говоров и диалектов и об особенностях их фонетики, так как у ученых нет достаточного количества сведений, чтобы сделать определенные выводы Борковский В.И., Кузнецов П. В., Историческая грамматика русского языка, М.: КомКнига, 2006, с 23-27 .

Современные средства массовой информации СМИ - в совокупности газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-издания и т. п. См.: Большая актуальная политическая энциклопедия/ Под общ. ред. Белякова А. и Матвеичева О. - М., Эксмо,2009 во многом определяют языковую, социально-психологическую и культурную ситуации в обществе. СМИ оказывают влияние на весь строй человеческого мышления, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня, информируя человека о состоянии мира и заполняя его досуг.

Язык СМИ относят сегодня к одной из основных форм языкового существования. Именно анализ текстов массовой коммуникации позволяет делать выводы относительно языковой компетенции Компетенция - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. См.: Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Ушакова Д. Н..- М., 2000 говорящих и тех тенденций в развитии литературных языков, которые наблюдаются в данный период. Читатели равняются на язык СМИ, а не на литературу. Лексикон журналов разнообразен, имеет множество подвидов, он наглядно демонстрирует энергичные языковые процессы, которые легко выявить. Такой язык может дать представление о направленности государства, в котором мы живем. Некоторые выражения приобретают неожиданный новый смысл, чуть не совершенно противоположный старому. Но ясно, что ничего нового сказать уже нельзя, остается довольствоваться тем, что уже есть. В печати применяются сравнения с литературными персонажами, метафорические сравнения. Из старых текстов компонуются Компоновать - составлять что-нибудь целое из каких-нибудь отдельных элементов, слагать что-нибудь в единство. См.: Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Ушакова Д.Н.- М., 2000 актуальные, несколько видоизмененные и дополненные тексты, для этого используются приемы сравнения, цитаты именитых людей, интерпретации старых рассказов, сказок, притч и не только. Эти методы активно используются при создании заголовков в журналистике. Разумеется, их цель это заинтриговать аудиторию, на которую рассчитывает издание, заинтересовать проблемой при помощи ёмких двусмысленных оборотов, выражений Брайант Д., Томпсон С., Основы воздействия СМИ, издательский дом «Вильяме», 2004, с 22-27 .

Язык СМИ выполняет в «информационном обществе» роль своеобразной модели национального языка, он активно воздействует на литературную норму, языковые вкусы и предпочтения. С одной стороны, язык массовой коммуникации по-своему обогащает литературный язык, насыщая его оценочными оборотами, формируя отточенную, нередко афористическую речь. С другой стороны, нельзя не видеть негативной роли языка некоторых СМИ, изобилующего многообразными отступлениями от нормы, наводняющего речь жаргонизмами и иноязычными словами. Именно в СМИ происходят активные процессы изменения языковой нормы русского языка. К общим чертам, характерным для языка массовой коммуникации в современном российском обществе, относят количественное и качественное усложнение конкретных сфер речевой коммуникации (устная публичная речь, газетно-публицистический стиль, специфика языка радио, телевидения, Интернета); разнообразие норм речевого поведения отдельных социальных групп, свойственное современной речевой коммуникации, которое находит отражение в языковой действительности масс-медиа Масс-медиа (средства массовой коммуникации) - технологии и институты, через которые централизованно распространяется информация и другие формы символической коммуникации крупным, гетерогенным и географически рассеянным аудиториям; одна из существенных форм распространения и бытия массовой культуры. См.: Энциклопедия Культурологи, Рос. ин-т. культурологи, науч. ред. Воронцова Е. А., Писарева Д. В. - М.: РИК: Акад. проект,2006 ; демократизацию публицистического стиля и расширение нормативных границ языка массовой коммуникации; «американизацию» языка СМИ; следование речевой моде; сознательный отход от литературно-языковой нормы. В связи с этим особенно остро встает вопрос о формировании высокой информационно-языковой культуры в обществе, о сохранении национальных языковых традиций и культуры речи Брайант Д., Томпсон С., Основы воздействия СМИ, издательский дом «Вильяме», 2004, 432 с. . Национальный русский язык как систему можно разбить на подгруппы (см. схему №1):

русский язык алфавит кириллица

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Все исследователи языка подтверждают, что русскоговорящее сообщество переживает время резкой активизации жаргона (арго, сленга). Жаргонизмы переполняют речь людей, СМИ, художественную литературу. Этот процесс часто называют варваризациейСм., подробнее: Статья Эпштейна М.Н., Русский язык в свете творческой филологии разыскания // журнал Знамя, №3, 2006 . То есть появляется потребность в новых словах, поскольку появляются новые реалии и понятия. Кроме того, варваризация, как правило, сопровождает крайне нестабильные периоды в жизни общества. Идет интенсивный и неупорядоченный поиск средств выражения. Нестабильность языка отражает нестабильность общества.

Варваризация - естественный процесс. Но излишняя варваризация опасна. Запас прочности нормы очень велик. Исследования Ширяев Е.Н, Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996. наших дней показывают, что варваризация - при колоссальных количественных показателях (т.е. при огромном объеме жаргонизмов и заимствований) - не оказала почти никакого качественного влияния на современный русский язык. Самая главная опасность этого периода - нарушение механизмов коммуникации, т.е. общения, взаимопонимания. В связи с этим появляются такие компоненты нелитературного языка, как профессионализмы, вульгаризмы, жаргонизмы, сленг Елистратов В.С. Варваризация языка, ее суть и закономерности, Электронный ресурс/ Елистратов В.С, 2001 http://www.gramota.ru/index.html .

Профессионализмы - это слова, используемые небольшими группами людей, объединенных определенной профессией Словарь лингвистических терминов // Под ред. Ахмановой О.С., М: Советская энциклопедия, 1969, с 371 . Вульгаризмы - это грубые слова, обычно не употребляемые образованными людьми в обществе, специальный лексикон, используемый людьми низшего социального статуса: заключенными, торговцами наркотиками, бездомными и тому подобными См., там же, с. 92 . Жаргонизмы - это слова, используемые определенными социальными или объединенными общими интересами группами, которые несут тайный, непонятный для всех смысл См., там же, с. 149 . Сленг - это слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни. Необходимо отметить, что некоторые ученые жаргонизмы относят к сленгу, таким образом, не выделяя их как самостоятельную группу, и сленг определяют как особую лексику, используемую для общения группы людей с общими интересами.

Таким образом, рассмотрев вопросы, связанные с происхождением, развитием и изменениям языка, мы пришли к выводу, что древнерусский язык обладал развитой синтаксической системой, которая менялась на протяжении долгих столетий, чтобы в конечном итоге стать синтаксической системой современного русского языка. Основным двигателем изменения языка являлось изменение общество. Меняется общество, меняется и язык, на котором оно говорит. Это выражается, прежде всего, в росте ненормативных вариантов элементов, возникающих под влиянием нелитературного просторечия, диалектов и полудиалектов, в обилии новых иностранных слов и терминов (не всегда функционально оправданных) и, наконец, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения.

Список литературы

1. Аванесов Р.И., Вопросы образования русского языка и его говоров. Проблемы образования языка русской народности. - ВЯ, 1995

2. Большая актуальная политическая энциклопедия/ Под общ. ред. А. Белякова и О. Матвейчева. - М., Эксмо,2009

3. Борковский В.И., Кузнецов П.В., Историческая грамматика русского языка, М.: КомКнига, 2006

4. Борохов Э., Энциклопедия афоризмов, М.: АСТ, 2004

5. Брайант Д., Томпсон С., Основы воздействия СМИ, издательский дом «Вильяме», 2004

6. Воскобойников В.М., Кирилл и Мефодий, Белый город, 2007

7. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь.-- М., 1989

8. Кириллица - латиница - гражданица: Коллективная типография, отв. ред. Т.В. Шмелева, НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2009

9. Крейкрафт Д. "Революция Петра: здания, образы, слова " сборник «Петр Великий»// Под ред. Е.В. Анисимова, 2007

10. Кузнецов С.А. Большой словарь русского языка. -1-ое издание: СПб.: Авалонь, 1998

11. Ментцель З. Все языки мира. - М.: Новое литературное обозрение, 2006

12. Народы Российской империи, букинистическое издание, Белый город, 2008

13. Новиков Н.И., Опыт исторического словаря о российских писателях - СПб.: Азбука-классика, 1772

14. Словарь лингвистических терминов // Под ред. О.С. Ахмановой, М: Советская энциклопедия, 1969

15. Топоров В.Н., Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990

16. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. - М., 2000

17. Федоров В.Н., Организации Объединенных наций, другие международные организации и их роль в ЧЧI веке, М.: Логос, 2007

18. Филин Ф.П., Происхождение русского, украинского и белорусского языков М.: КомКнига, 2006

19. Шахматов А.А. Введение в курс истории русского языка, ч.1, Пг. , 1916; Древнейшие судьбы русского племени, Пг., 1919.

20. Ширяев Е.Н, Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996

21. Энциклопедия Культурологи, Рос. ин-т. культурологи, науч. ред.

Е.А. Воронцова, Д.В. Писарева. - М.: РИК: Акад. проект,2006

22. Эпштейн М.Н., Русский язык в свете творческой филологии разыскания // журнал Знамя, №3, 2006

Интернет источники

1. В.С. Елистратов Варваризация языка, ее суть и закономерности, Электронный ресурс/ Елистратов В.С, 2001 http://www.gramota.ru/index.html

Размещено на Allbest

Подобные документы

    Русский язык в современном обществе. Происхождение и развитие русского языка. Отличительные особенности русского языка. Упорядочение языковых явлений в единый свод правил. Главные проблемы функционирования русского языка и поддержки русской культуры.

    реферат , добавлен 09.04.2015

    Краткие сведения из истории русской письменности. Понятие о лексике современного русского языка. Изобразительно-выразительные средства языка. Лексика русского языка. Фразеология современного русского языка. Речевой этикет. Типы словообразования.

    шпаргалка , добавлен 20.03.2007

    Понятие и характерные черты стилистической нормы языка. Стилистическая окраска и ее разновидности, особенности и назначение. Функциональные стили современного русского языка. Существующие стилистические ошибки, их разновидности и методы избегания.

    конспект урока , добавлен 06.04.2010

    Причины и основные направления реформирования русского языка. Анализ и ключевые моменты основных реформ русского языка, оказавших влияние на современную речь и орфографию. Определение перспективы дальнейшего развития русского разговорного языка.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2015

    Классификация стилей современного русского литературного языка. Функциональные разновидности языка: книжный и разговорный, их деление на функциональные стили. Книжная и разговорная речь. Основные черты газетного языка. Разновидности разговорного стиля.

    контрольная работа , добавлен 18.08.2009

    эссе , добавлен 16.11.2013

    Исследование истории возникновения языков. Общая характеристика группы индоевропейских языков. Славянские языки, их схожесть и отличия от русского языка. Определение места русского языка в мире и распространение русского языка в странах бывшего СССР.

    реферат , добавлен 14.10.2014

    История и основные причины образования и распада древнерусского языка, его лексические и грамматические особенности. Место и оценка значимости русского языка в ряду других языков. Возникновение письменного языка у восточных славян, его течения и стили.

    курсовая работа , добавлен 15.07.2009

    Родной язык – главный фактор развития человека. Из истории древнерусского языка: дописьменный и письменный периоды. Сопоставление древнеславянской (древнерусской) буквицы и алфавита современного русского языка. О введении в русский алфавит новых букв.

    реферат , добавлен 06.12.2010

    Характеристика русского языка - крупнейшего из языков мира, его особенности, существование множества заимствований, основы многих смешанных языков. Классики русской литературы о возможностях русского языка. Реформы русского литературного языка.

Другие материалы по предмету Иностранные языки

Особенности современного русского языка

Юдина М.А.

Русский язык является национальным языком русского народа. Это язык культуры, науки, техники. Выдающие произведения литературы, труды учёных созданы на русском языке. Этот язык - один из самых богатых языков мира, он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности. Русский язык является средством межнационального общения для народов, проживающих на территории Российской Федерации и для народов, ранее составлявших Советский Союз. Он помогает приобщиться не только к русской, но и мировой культуре и научной мысли. Русский язык является посредником между всеми языками народов Российской Федерации, поскольку на русский язык переводят произведения художественной литературы авторов всех национальностей. В основном все национальные литераторы пишут свои произведения на русском языке.

Каждому гражданину Российской Федерации, владеющему любой профессией, необходимо знать грамматику и лексику русского языка, потому что в мире нужно только грамотные и образованные специалисты. Несомненно, русский язык важен и для математика - программиста. На данный момент разработан русский язык программирования, и хотя пока на нем нельзя написать сложные программы, он становится популярен для обучения школьников, так как такой язык понятный и удобный.

Среди более чем двух с половиной тысяч известных на земле языков одним из самых распространённых и широко используемых для международного общения остается русский язык. Это один из рабочих языков Организации Объединённых Наций. Интерес к его изучению не ослабевает и в других странах. Он становится средством приобщения мирового сообщества к русской культуре.

Вспоминая сложный путь русского письма от истоков до современности, необходимо заметить, что наши предки, создавая свою письменность, воспользовались чужой азбукой, которая в IΧ веке была создана св. Кириллом. Вместе с братом Мефодием он записывал первые славянские переводы Святого писания на новом языке. Древнейший славянский язык принято называть глаголицей; начертания ее букв не похожи ни на современные, ни на те, которые составляют другую азбуку, созданную Кириллом - кириллицу. Образцом для написания славянской азбуки стала предшествующая ей письменная традиция - греческая. В кириллицу были введены буквы, которыми обозначались типично греческие сочетания и - кси и пси.

Специфические черты кириллицы связаны не только с ее родством с греческим алфавитом, но и с особенностями фонетики тех славянских наречий, на территории которой они применялись. Благодаря этому изменилось количество букв в славянской азбуке с 38 букв до 43.

Уже в период зарождения древнерусского языка начали появляться его недостатки: дисбаланс в соотношении живого русского языка и его письменности отразился на буквенном составе - возникли мертвые буквы, и русское письмо постепенно, но неуклонно освобождалось от них. В конце ΧIV - ΧV вв. была предпринята попытка восстановить употребление таких букв, но она закончилась неудачей. Происходят большие изменения и в жизни живого русского языка. Выделяется украинский, затем белорусский язык; формируется язык великорусской народности, что в основных своих чертах получит завершение с формированием русской нации и государства к ΧVIII в.

И тогда встанет вопрос о необходимости реформирования русского письма. Данный вопрос и будет рассматриваться в Петровской реформе 1708 - 1710 гг. Поданная на утверждение Петру новая русская азбука была меньше кириллицы на пять букв, которые к ΧVIII столетию практически не употреблялись, государь вычеркнул ещё две буквы: пси и омега, зато вводились новые буквы э и я. Преобразованная азбука подверглась новым преобразованиям в 1735 г. Академией наук. Были исключены ещё две буквы зело и кси. Новая азбука получила название гражданица. Вся последующая история азбучных дискуссий сводилась в основном к спорам об однозвучных буквах: е, ф, и, и беззвучной букве ъ на конце слова. Сейчас в алфавите нет ни одной лишней буквы, только необходимые - между прочим, редчайший случай в алфавитных системах с длительной историей. Правда, иногда высказываются сомнения в необходимости буквы ъ.

Мы должны гордиться тем, что русская графика, как и письмо в целом, на протяжении веков шли путем медленного, но неуклонного совершенствования. И так мы пришли из азбуки из 43 букв к алфавиту, в котором 33 буквы.

Русский язык, вместе с белорусским и украинским, образует восточнославянскую группу славянской ветви индоевропейских семьи языков. Источником нашего языка является совокупность очень близких друг к другу древневосточнославянских наречий (диалектов), объединяемая под общим названием древнерусский язык, поскольку они были распространены на территории, где сложилось Русское государство.

С образованием русского государства с центром в Киеве связано формирование древнерусской народности. Языковой единицей вместо племенного диалекта становится диалект области. Русское государство было слабо централизованным, в период феодализма связь между различными его частями становится слабее. Разобщенность различных земель в середине ΧIII века была усилена монгольским нашествием. В особенности нарушена была непосредственная связь между юго-западом и северо-востоком.

К ΧIV-ΧV вв. относится начало формирования современных восточнославянских языков на основе различных древнерусских говоров. Образование русской народности и её языка связано с образованием Московского государства на северо-востоке восточнославянских территорий. В тоже время формируются украинский и белорусский языки на территории Литовского княжества.

Образование современных восточнославянских языков и их говоров связано было, по-видимому, с некоторой перегруппировкой древнерусских наречий. Но остается еще много спорного и нерешенного в истории образования современных языков с их основными диалектами и в том, какими отношениями связаны эти более новые подразделения с древними восточнославянскими диалектами.

Из лингвистов наиболее детально гипотезу образования современных восточнославянских языков разработал Шахматов А.А.. По его мнению, восточнославянские племена распадались на три группы - северную, южную и восточную. В качестве языковых, и именно фонетических, черт, характеризовавших эти группы уже в древнейшие времена, Шахматов А. А. приводит цоканье для северной группы, γ фрикативное для южных, аканье для восточной. Современный украинский язык сложился на основе большей части южной группы, белорусский язык - на основе северной части южной группы и некоторой части восточной группы. Северная и оставшаяся часть восточной группы легли в основу русского языка.

В гипотезе Шахматова А.А. есть отдельные вполне правдоподобные положения, например, идея позднего возникновения переходных говоров, но в целом в этой гипотезе много спорного, а порой и прямо неприемлемого.

В своих статьях гипотезу Шахматова опровергал Аванесов Р.И.. Он говорил, что лишь цоканье бесспорно древняя особенность, но оно явно не характеризует всю северную группу. Аванесовым Р.И. выдвинуто предположение о наличии двух очагов, откуда идут в восточнославянской области новообразования: северо-восток и юго-запад.

До сих пор ведутся споры о происхождении говоров и диалектов и об особенностях их фонетики, так как у ученых нет достаточного количества сведений, чтобы сделать определенные выводы.

Современные средства массовой информации во многом определяют языковую, социально-психологическую и культурную ситуации в обществе. СМИ оказывают влияние на весь строй человеческого мышления, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня, информируя человека о состоянии мира и заполняя его досуг.

Язык СМИ относят сегодня к одной из основных форм языкового существования. Именно анализ текстов массовой коммуникации позволяет делать выводы относительно языковой компетенции говорящих и тех тенденций в развитии литературных языков, которые наблюдаются в данный период. Читатели равняются на язык СМИ, а не на литературу. Лексикон журналов разнообразен, имеет множество подвидов, он наглядно демонстрирует энергичные языковые процессы, которые легко выявить. Такой язык может дать представление о направленности государства, в котором мы живем. Некоторые выражения приобретают неожиданный новый смысл, чуть не совершенно противоположный старому. Но ясно, что ничего нового сказать уже нельзя, остается довольствоваться тем, что уже есть. В печати применяются сравнения с литературными персонажами, метафорические сравнения. Из старых текстов компонуются актуальные, несколько видоизмененные и дополненные тексты, для этого используются приемы сравнения, цитаты именитых людей, интерпретации старых рассказов, сказок, притч и не только. Эти методы активно используются при создании заголовков в журналистике. Разумеется, их цель это заинтриговать аудиторию, на которую рассчитывает издание, заинтересовать проблемой при помощи ёмких двусмысленных оборотов, выражений.

Язык СМИ выполняет в информационном обществе роль своеобразной модели национального языка, он активно воздействует на литературную норму, языковые вкусы и предпочтения. С одной стороны, язык массовой коммуникации по-своему обогащает литературный язык, насыщая его оценочными оборотами, формируя отточенную, нередко афористическую речь. С другой стороны, нельзя не видеть негативно