Средства языковой выразительности (тренировочные упражнения для подготовки к ЕГЭ по русскому языку) материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему. Основные языковые средства в русском языке. Языковые средства: определение и упот
Изобразительно-выразительные средства ТРОПЫ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
ТРОПЫ – это слова и обороты речи, которые усиливают ее выразительность и основываются на использовании слов в переносном значении.
- ЭПИТЕТ – образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку
- Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет , как дитя. (А.С. Пушкин)
- Спит земля в сиянье голубом.
(М.Ю. Лермонтов)
СРАВНЕНИЕ
Сопоставление в тексте двух предметов или явлений. Чаще всего вводятся с помощью союзов КАК, БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО
- Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит
МЕТАФОРА
Перенос свойства с одного предмета на другой на основании сходства. Скрытое сравнение
- Пустых небес прозрачное стекло ;
Багровый костёр заката
(И.А. Бунин)
(Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло)
МЕТОНИМИЯ
Иносказательное обозначение предмета речи «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь
- Все флаги в гости будут к нам
(А.С. Пушкин)
- Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)
- Выпил всю бутылку
МЕТОНИМИЯ
- Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)
- Я прочитал всего Тургенева.
- Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов)
- Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!»
- (В. Маяковский)
ГИПЕРБОЛА
Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета
- Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
- В сто тысяч солнц закат пылал.
ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, увеличивается сила ее воздействия на читателя.
АНТИТЕЗА
Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.
- Ты и убогая , Ты и обильная , Ты и могучая , ты и всесильная , Матушка – Русь!
Лексический повтор
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности
- Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!
АНАФОРА
Единоначалие, повторение сходных слов в начале строф.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди , когда наводят грусть
Жёлтые дожди
ЭПИФОРА
Разновидность повтора, при котором совпадают окончания стихотворных строк (последних слов).
Струится нетихнущий дождь,
Томительный дождь.
В. Я. Брюсов
АССОНАНС
Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.
- Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
АЛЛИТЕРАЦИЯ
Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных
- Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле.
- За тридевять земель, зарубить себе на носу
ГРАДАЦИЯ
Фигура, основанная на использовании ряда слов одной смысловой группы в порядке усиления или ослабления присущего им значения.
Не жалею, не зову, не плачу.
С. А. Есенин
ИНВЕРСИЯ
Обратный порядок слов.
И курганов зеленеет
Убегающая цепь…
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС
Вопрос, который не требует ответа.
И какой же русский не любит быстрой еды?
Н. В. Гоголь
Интернет - ресурсы
Лиственная виньетка
Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново
Сайт: http://pedsovet.su/
Спасибо за внимание!
Презентацию подготовила
учитель русского языка и литературы МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа»
Крючкова
Галина
Анатольевна
ТРОПЫ – это слова и выражения, используемые автором в переносном значении ЭПИТЕТ – образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? И обычно выраженное именем прилагательным Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин) Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю. Лермонтов)
Алгоритм выполнения А3 1.Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин; 2.Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов 3.Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности 4.Выбери правильный ответ
Задание 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия 1.Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?.. 2.Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает. 3.«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня. 4.Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса
Задание 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола 1.Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую. 2.Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет». 3.- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза. 4.- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Задание 3. Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет. 1.Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька. 2.Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку. 3.На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил. 4.Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
ЛИТЕРАТУРА С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Русский язык, 2012г. – М., «Интеллект – Центр, Шаблон для презентации взят на одном из сайтов
I. Тропы
(слова и выражения , используемые автором текста в переносном значении для более точной и яркой передачи своих мыслей и чувств)
Название тропа | Что понимается под этим тропом | Пример |
Эпитет | Это образное определение, отвечающее на вопрос какой? | Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальныеполяны льет печально свет она. |
Олицетворение | Уподобление неживых предметов человеку | Спит земля в сиянье голубом. |
Сравнение | Сопоставление двух предметов или явлений (используются союзы КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО) | Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар, лежит. |
Метафора | Скрытое сравнение | Горит восток зарею новой… |
Гипербола | Излишнее преувеличение свойств предмета | В сто тысяч солнц закат пылал… |
Литота | Чрезмерное преумень- шение свойств предмета | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! |
Ирония | Скрытая насмешка; употребление выражения в смысле, обратном буквальному | Отколе, умная, бредешь ты, голова? (Обращение к Ослу в басне И. Крылова) |
Перифраза | Замена названия предмета описательным оборотом | Царь зверей (лев). Братья наши меньшие (животные) |
Метонимия | Замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь | Все флаги в гости будут к нам (то есть корабли с флагами всех стран) |
Синекдоха | Название части предмета употребляется вместо названия целого или наоборот | Пуще всего береги копейку (то есть деньги) |
II. Фигуры речи
(особые синтаксические конструкции , придающие речи выразительность )
Название фигуры речи | Что понимается под этой фигурой речи | Пример |
Антитеза | Резкое противопоставление(используются антонимы) | Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь! |
Инверсия | Обратныйпорядок слов | Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (Одинокий парус белеет в голубом тумане моря) |
Оксюморон | Сочетание несочетаемых понятий | Сладкая горечь воспоминаний. |
Градация | Расположение слов (однородных членов) по нарастанию или убыванию их значения | Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах. |
Парцелляция | Намеренное разделение одного предложения на несколькочастей | Когда избавит нас творец от шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! |
Анафора | Повторение сходных слов в начале близко расположенных фраз | Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. |
Эпифора | Повторение одних и тех же слов в конце рядом стоящих конструкций | Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? |
Риторический вопрос | Вопрос, который не требует ответа | Что день грядущий нам готовит? |
Риторическое обращение | Эмоциональноеобраще-ниек людям, которые не участвуют в общении, или к неодушевленнымпредметам | Люди мира, бережно относитесь к природе! Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете! |
Эллипсис | Пропуск сказуемого, при-дающий речи динамизм | Мы села – в пепел, грады – в прах. |
Лексический повтор | Намеренное повторение одних и тех же слов для усиления эмоциональ-ности высказывания | Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спалиоблака! |
Вопросно-ответная форма изложения | Форма изложения, при которой чередуются вопросыи ответы | Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно . |
Синтаксический параллелизм | Одинаковое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения | В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут. |
Однородные члены предложения | Перечисляемые действия, предметы, признаки | Были это веселые, сильные и смелые люди! |
III. Звукопись
Изобразительновыразительные средства ТРОПЫ (А3) Подготовила: Попова Г.Н., учитель русского языка и литературы ТРОПЫ – это слова и выражения, используемые автором в переносном значении ЭПИТЕТ – образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? И обычно выраженное именем прилагательным Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин) Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю. Лермонтов) СРАВНЕНИЕ Сопоставление в тексте двух предметов или явлений. Чаще всего вводятся с помощью союзов КАК, БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит МЕТАФОРА Перенос свойства с одного предмета на другой на основании сходства. Скрытое сравнение Пустых небес прозрачное стекло; Багровый костёр заката (И.А. Бунин» (Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло) МЕТОНИМИЯ Иносказательное обозначение предмета речи «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь Все флаги в гости будут к нам (А.С. Пушкин) Я три тарелки съел. (И.А. Крылов) Выпил всю бутылку МЕТОНИМИЯ Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин) Я прочитал всего Тургенева. Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов) Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!» (В. Маяковский) ГИПЕРБОЛА Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. В сто тысяч солнц закат пылал. АНТИТЕЗА Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, ты и всесильная, Матушка – Русь! АНАФОРА Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди Лексический повтор Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака! АССОНАНС Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою. АЛЛИТЕРАЦИЯ Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь ФРАЗЕОЛОГИЗМ Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу Алгоритм выполнения А3 1. Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин; 2. Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов 3. Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности 4. Выбери правильный ответ ТЕСТЫ 1. 2. 3. 4. Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?.. Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает. «Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня. Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола 1. Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую. 2. Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет». 3. - Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза. 4. - Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах. Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет. 1. Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька. 2. Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку. 3. На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил. 4. Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку. ЛИТЕРАТУРА С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Русский язык, 2012г. – М., «Интеллект – Центр, 2012. Шаблон для презентации взят на одном из сайтов
Подготовила: Попова Г.Н., учитель русского языка и литературы ТРОПЫ – это слова и выражения, используемые автором в переносном значении
ЭПИТЕТ – образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? И обычно выраженное именем прилагательным
Сквозь волнистые
туманы пробирается луна, на печальные
поляны льёт печально свет она
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку Буря
мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет
, как дитя. (А.С. Пушкин)
Спит
земля в сиянье голубом.
(М.Ю. Лермонтов)
СРАВНЕНИЕ
Сопоставление в тексте двух предметов или явлений. Чаще всего вводятся с помощью союзов КАК, БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар
лежит
МЕТАФОРА
Перенос свойства с одного предмета на другой на основании сходства. Скрытое сравнение Пустых небес прозрачное стекло
;
Багровый костёр заката (И.А. Бунин» (Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло)
МЕТОНИМИЯ
Иносказательное обозначение предмета речи «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь Все флаги в гости будут к нам
(А.С. Пушкин) Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)
Выпил всю бутылку
МЕТОНИМИЯ
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)
Я прочитал всего Тургенева.
Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов)
Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!»
(В. Маяковский)
ГИПЕРБОЛА
Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
В сто тысяч солнц закат пылал.
АНТИТЕЗА
Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Ты и убогая
, Ты и обильная
, Ты и могучая
, ты и всесильная
, Матушка – Русь!
АНАФОРА
Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф Жди
меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди
, когда наводят грусть Жёлтые дожди
Лексический повтор
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала
трава, спали
деревья, спали
облака!
АССОНАНС
Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
АЛЛИТЕРАЦИЯ
Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу
Алгоритм выполнения А3
Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;
Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов
Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности
Выбери правильный ответ
Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия
Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.
«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.
Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса
Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола
Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.
Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».
- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.
- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет.
Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
учитель русского языка и литературы ТРОПЫ – это слова и выражения, используемые автором в переносном значении
ЭПИТЕТ – образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? И обычно выраженное именем прилагательным
Сквозь волнистые
туманы пробирается луна, на печальные
поляны льёт печально свет она
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку Буря
мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет
, как дитя. (А.С. Пушкин)
Спит
земля в сиянье голубом.
(М.Ю. Лермонтов)
СРАВНЕНИЕ
Сопоставление в тексте двух предметов или явлений. Чаще всего вводятся с помощью союзов КАК, БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар
лежит
МЕТАФОРА
Перенос свойства с одного предмета на другой на основании сходства. Скрытое сравнение Пустых небес прозрачное стекло
;
Багровый костёр заката (И.А. Бунин» (Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло)
МЕТОНИМИЯ
Иносказательное обозначение предмета речи «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь Все флаги в гости будут к нам
(А.С. Пушкин) Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)
Выпил всю бутылку
МЕТОНИМИЯ
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)
Я прочитал всего Тургенева.
Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов)
Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!»
(В. Маяковский)
ГИПЕРБОЛА
Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
В сто тысяч солнц закат пылал.
АНТИТЕЗА
Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Ты и убогая
, Ты и обильная
, Ты и могучая
, ты и всесильная
, Матушка – Русь!
АНАФОРА
Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф Жди
меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди
, когда наводят грусть Жёлтые дожди
Лексический повтор
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала
трава, спали
деревья, спали
облака!
АССОНАНС
Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
АЛЛИТЕРАЦИЯ
Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу
Алгоритм выполнения А3
Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;
Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов
Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности
Выбери правильный ответ
Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия
Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.
«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.
Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса
Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола
Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.
Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».
- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.
- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет.
Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
ЭПИТЕТ – образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? И обычно выраженное именем прилагательным
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку Буря
мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет
, как дитя. (А.С. Пушкин)
Спит
земля в сиянье голубом.
(М.Ю. Лермонтов)
СРАВНЕНИЕ
Сопоставление в тексте двух предметов или явлений. Чаще всего вводятся с помощью союзов КАК, БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар
лежит
МЕТАФОРА
Перенос свойства с одного предмета на другой на основании сходства. Скрытое сравнение Пустых небес прозрачное стекло
;
Багровый костёр заката (И.А. Бунин» (Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло)
МЕТОНИМИЯ
Иносказательное обозначение предмета речи «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь Все флаги в гости будут к нам
(А.С. Пушкин) Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)
Выпил всю бутылку
МЕТОНИМИЯ
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)
Я прочитал всего Тургенева.
Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов)
Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!»
(В. Маяковский)
ГИПЕРБОЛА
Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
В сто тысяч солнц закат пылал.
АНТИТЕЗА
Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Ты и убогая
, Ты и обильная
, Ты и могучая
, ты и всесильная
, Матушка – Русь!
АНАФОРА
Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф Жди
меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди
, когда наводят грусть Жёлтые дожди
Лексический повтор
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала
трава, спали
деревья, спали
облака!
АССОНАНС
Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
АЛЛИТЕРАЦИЯ
Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу
Алгоритм выполнения А3
Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;
Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов
Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности
Выбери правильный ответ
Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия
Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.
«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.
Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса
Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола
Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.
Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».
- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.
- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет.
Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет , как дитя. (А.С. Пушкин)
Спит земля в сиянье голубом.
СРАВНЕНИЕ
Сопоставление в тексте двух предметов или явлений. Чаще всего вводятся с помощью союзов КАК, БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар
лежит
МЕТАФОРА
Перенос свойства с одного предмета на другой на основании сходства. Скрытое сравнение Пустых небес прозрачное стекло
;
Багровый костёр заката (И.А. Бунин» (Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло)
МЕТОНИМИЯ
Иносказательное обозначение предмета речи «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь Все флаги в гости будут к нам
(А.С. Пушкин) Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)
Выпил всю бутылку
МЕТОНИМИЯ
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)
Я прочитал всего Тургенева.
Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов)
Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!»
(В. Маяковский)
ГИПЕРБОЛА
Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
В сто тысяч солнц закат пылал.
АНТИТЕЗА
Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Ты и убогая
, Ты и обильная
, Ты и могучая
, ты и всесильная
, Матушка – Русь!
АНАФОРА
Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф Жди
меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди
, когда наводят грусть Жёлтые дожди
Лексический повтор
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала
трава, спали
деревья, спали
облака!
АССОНАНС
Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
АЛЛИТЕРАЦИЯ
Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу
Алгоритм выполнения А3
Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;
Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов
Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности
Выбери правильный ответ
Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия
Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.
«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.
Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса
Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола
Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.
Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».
- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.
- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет.
Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит
Пустых небес прозрачное стекло ;
Багровый костёр заката (И.А. Бунин» (Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло)
МЕТОНИМИЯ
Иносказательное обозначение предмета речи «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь Все флаги в гости будут к нам
(А.С. Пушкин) Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)
Выпил всю бутылку
МЕТОНИМИЯ
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)
Я прочитал всего Тургенева.
Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов)
Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!»
(В. Маяковский)
ГИПЕРБОЛА
Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
В сто тысяч солнц закат пылал.
АНТИТЕЗА
Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Ты и убогая
, Ты и обильная
, Ты и могучая
, ты и всесильная
, Матушка – Русь!
АНАФОРА
Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф Жди
меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди
, когда наводят грусть Жёлтые дожди
Лексический повтор
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала
трава, спали
деревья, спали
облака!
АССОНАНС
Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
АЛЛИТЕРАЦИЯ
Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу
Алгоритм выполнения А3
Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;
Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов
Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности
Выбери правильный ответ
Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия
Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.
«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.
Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса
Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола
Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.
Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».
- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.
- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет.
Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
(Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло)
МЕТОНИМИЯ
Иносказательное обозначение предмета речи «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь Все флаги в гости будут к нам
(А.С. Пушкин) Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)
Выпил всю бутылку
МЕТОНИМИЯ
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)
Я прочитал всего Тургенева.
Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов)
Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!»
(В. Маяковский)
ГИПЕРБОЛА
Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
В сто тысяч солнц закат пылал.
АНТИТЕЗА
Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Ты и убогая
, Ты и обильная
, Ты и могучая
, ты и всесильная
, Матушка – Русь!
АНАФОРА
Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф Жди
меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди
, когда наводят грусть Жёлтые дожди
Лексический повтор
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала
трава, спали
деревья, спали
облака!
АССОНАНС
Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
АЛЛИТЕРАЦИЯ
Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу
Алгоритм выполнения А3
Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;
Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов
Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности
Выбери правильный ответ
Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия
Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.
«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.
Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса
Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола
Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.
Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».
- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.
- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет.
Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
Все флаги в гости будут к нам
(А.С. Пушкин) Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)
Выпил всю бутылку
МЕТОНИМИЯ
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)
Я прочитал всего Тургенева.
Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов)
Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!»
(В. Маяковский)
ГИПЕРБОЛА
Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
В сто тысяч солнц закат пылал.
АНТИТЕЗА
Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Ты и убогая
, Ты и обильная
, Ты и могучая
, ты и всесильная
, Матушка – Русь!
АНАФОРА
Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф Жди
меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди
, когда наводят грусть Жёлтые дожди
Лексический повтор
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала
трава, спали
деревья, спали
облака!
АССОНАНС
Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
АЛЛИТЕРАЦИЯ
Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу
Алгоритм выполнения А3
Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;
Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов
Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности
Выбери правильный ответ
Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия
Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.
«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.
Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса
Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола
Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.
Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».
- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.
- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет.
Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)
Выпил всю бутылку
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)
Я прочитал всего Тургенева.
Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов)
Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!»
(В. Маяковский)
Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
В сто тысяч солнц закат пылал.
АНТИТЕЗА
Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Ты и убогая
, Ты и обильная
, Ты и могучая
, ты и всесильная
, Матушка – Русь!
АНАФОРА
Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф Жди
меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди
, когда наводят грусть Жёлтые дожди
Лексический повтор
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала
трава, спали
деревья, спали
облака!
АССОНАНС
Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
АЛЛИТЕРАЦИЯ
Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу
Алгоритм выполнения А3
Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;
Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов
Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности
Выбери правильный ответ
Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия
Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.
«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.
Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса
Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола
Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.
Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».
- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.
- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет.
Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
Ты и убогая , Ты и обильная , Ты и могучая , ты и всесильная , Матушка – Русь!
Жди
меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди
, когда наводят грусть Жёлтые дожди
Лексический повтор
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала
трава, спали
деревья, спали
облака!
АССОНАНС
Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
АЛЛИТЕРАЦИЯ
Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу
Алгоритм выполнения А3
Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;
Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов
Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности
Выбери правильный ответ
Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия
Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.
«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.
Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса
Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола
Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.
Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».
- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.
- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет.
Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
Только очень жди. Жди
, когда наводят грусть Жёлтые дожди
Лексический повтор
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала
трава, спали
деревья, спали
облака!
АССОНАНС
Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
АЛЛИТЕРАЦИЯ
Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу
Алгоритм выполнения А3
Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;
Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов
Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности
Выбери правильный ответ
Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия
Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.
«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.
Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса
Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола
Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.
Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».
- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.
- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет.
Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
Жёлтые дожди
Лексический повтор
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала
трава, спали
деревья, спали
облака!
АССОНАНС
Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
АЛЛИТЕРАЦИЯ
Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу
Алгоритм выполнения А3
Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;
Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов
Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности
Выбери правильный ответ
Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия
Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.
«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.
Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса
Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола
Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.
Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».
- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.
- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет.
Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!
АССОНАНС
Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
АЛЛИТЕРАЦИЯ
Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу
Алгоритм выполнения А3
Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;
Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов
Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности
Выбери правильный ответ
Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия
Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.
«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.
Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса
Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола
Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.
Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».
- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.
- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет.
Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь