Средства языковой выразительности (тренировочные упражнения для подготовки к ЕГЭ по русскому языку) материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему. Основные языковые средства в русском языке. Языковые средства: определение и упот

Изобразительно-выразительные средства ТРОПЫ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ


ТРОПЫ – это слова и обороты речи, которые усиливают ее выразительность и основываются на использовании слов в переносном значении.


  • ЭПИТЕТ – образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.


ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку

  • Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет , как дитя. (А.С. Пушкин)
  • Спит земля в сиянье голубом.

(М.Ю. Лермонтов)


СРАВНЕНИЕ

Сопоставление в тексте двух предметов или явлений. Чаще всего вводятся с помощью союзов КАК, БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО

  • Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит

МЕТАФОРА

Перенос свойства с одного предмета на другой на основании сходства. Скрытое сравнение

  • Пустых небес прозрачное стекло ;

Багровый костёр заката

(И.А. Бунин)

(Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло)


МЕТОНИМИЯ

Иносказательное обозначение предмета речи «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь

  • Все флаги в гости будут к нам

(А.С. Пушкин)

  • Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)
  • Выпил всю бутылку

МЕТОНИМИЯ

  • Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)
  • Я прочитал всего Тургенева.
  • Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов)
  • Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!»
  • (В. Маяковский)

ГИПЕРБОЛА

Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета

  • Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
  • В сто тысяч солнц закат пылал.

ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, увеличивается сила ее воздействия на читателя.


АНТИТЕЗА

Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.

  • Ты и убогая , Ты и обильная , Ты и могучая , ты и всесильная , Матушка – Русь!

Лексический повтор

Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности

  • Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!

АНАФОРА

Единоначалие, повторение сходных слов в начале строф.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди , когда наводят грусть

Жёлтые дожди


ЭПИФОРА

Разновидность повтора, при котором совпадают окончания стихотворных строк (последних слов).

Струится нетихнущий дождь,

Томительный дождь.

В. Я. Брюсов


АССОНАНС

Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.

  • Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.

АЛЛИТЕРАЦИЯ

Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных

  • Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь

ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле.

  • За тридевять земель, зарубить себе на носу

ГРАДАЦИЯ

Фигура, основанная на использовании ряда слов одной смысловой группы в порядке усиления или ослабления присущего им значения.

Не жалею, не зову, не плачу.

С. А. Есенин


ИНВЕРСИЯ

Обратный порядок слов.

И курганов зеленеет

Убегающая цепь…


РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Вопрос, который не требует ответа.

И какой же русский не любит быстрой еды?

Н. В. Гоголь


Интернет - ресурсы

Лиственная виньетка

Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново

Сайт: http://pedsovet.su/


Спасибо за внимание!

Презентацию подготовила

учитель русского языка и литературы МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа»

Крючкова

Галина

Анатольевна

ТРОПЫ – это слова и выражения, используемые автором в переносном значении ЭПИТЕТ – образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? И обычно выраженное именем прилагательным Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она


ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин) Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю. Лермонтов)






















Алгоритм выполнения А3 1.Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин; 2.Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов 3.Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности 4.Выбери правильный ответ


Задание 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия 1.Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?.. 2.Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает. 3.«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня. 4.Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса


Задание 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола 1.Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую. 2.Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет». 3.- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза. 4.- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.


Задание 3. Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет. 1.Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька. 2.Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку. 3.На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил. 4.Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.


ЛИТЕРАТУРА С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Русский язык, 2012г. – М., «Интеллект – Центр, Шаблон для презентации взят на одном из сайтов

I. Тропы

(слова и выражения , используемые автором текста в переносном значении для более точной и яркой передачи своих мыслей и чувств)

Название тропа Что понимается под этим тропом Пример
Эпитет Это образное определение, отвечающее на вопрос какой? Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальныеполяны льет печально свет она.
Олицетворение Уподобление неживых предметов человеку Спит земля в сиянье голубом.
Сравнение Сопоставление двух предметов или явлений (используются союзы КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО) Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар, лежит.
Метафора Скрытое сравнение Горит восток зарею новой…
Гипербола Излишнее преувеличение свойств предмета В сто тысяч солнц закат пылал…
Литота Чрезмерное преумень- шение свойств предмета Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка!
Ирония Скрытая насмешка; употребление выражения в смысле, обратном буквальному Отколе, умная, бредешь ты, голова? (Обращение к Ослу в басне И. Крылова)
Перифраза Замена названия предмета описательным оборотом Царь зверей (лев). Братья наши меньшие (животные)
Метонимия Замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь Все флаги в гости будут к нам (то есть корабли с флагами всех стран)
Синекдоха Название части предмета употребляется вместо названия целого или наоборот Пуще всего береги копейку (то есть деньги)

II. Фигуры речи

(особые синтаксические конструкции , придающие речи выразительность )

Название фигуры речи Что понимается под этой фигурой речи Пример
Антитеза Резкое противопоставление(используются антонимы) Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!
Инверсия Обратныйпорядок слов Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (Одинокий парус белеет в голубом тумане моря)
Оксюморон Сочетание несочетаемых понятий Сладкая горечь воспоминаний.
Градация Расположение слов (однородных членов) по нарастанию или убыванию их значения Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах.
Парцелляция Намеренное разделение одного предложения на несколькочастей Когда избавит нас творец от шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок!
Анафора Повторение сходных слов в начале близко расположенных фраз Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера.
Эпифора Повторение одних и тех же слов в конце рядом стоящих конструкций Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Риторический вопрос Вопрос, который не требует ответа Что день грядущий нам готовит?
Риторическое обращение Эмоциональноеобраще-ниек людям, которые не участвуют в общении, или к неодушевленнымпредметам Люди мира, бережно относитесь к природе! Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете!
Эллипсис Пропуск сказуемого, при-дающий речи динамизм Мы села – в пепел, грады – в прах.
Лексический повтор Намеренное повторение одних и тех же слов для усиления эмоциональ-ности высказывания Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спалиоблака!
Вопросно-ответная форма изложения Форма изложения, при которой чередуются вопросыи ответы Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно .
Синтаксический параллелизм Одинаковое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут.
Однородные члены предложения Перечисляемые действия, предметы, признаки Были это веселые, сильные и смелые люди!

III. Звукопись

Изобразительновыразительные средства ТРОПЫ (А3) Подготовила: Попова Г.Н., учитель русского языка и литературы ТРОПЫ – это слова и выражения, используемые автором в переносном значении ЭПИТЕТ – образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? И обычно выраженное именем прилагательным Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку  Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин)  Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю. Лермонтов) СРАВНЕНИЕ Сопоставление в тексте двух предметов или явлений. Чаще всего вводятся с помощью союзов КАК, БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит МЕТАФОРА Перенос свойства с одного предмета на другой на основании сходства. Скрытое сравнение Пустых небес прозрачное стекло; Багровый костёр заката (И.А. Бунин» (Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло) МЕТОНИМИЯ Иносказательное обозначение предмета речи «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь Все флаги в гости будут к нам (А.С. Пушкин) Я три тарелки съел. (И.А. Крылов) Выпил всю бутылку МЕТОНИМИЯ Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин) Я прочитал всего Тургенева. Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов) Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!» (В. Маяковский) ГИПЕРБОЛА Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. В сто тысяч солнц закат пылал. АНТИТЕЗА Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, ты и всесильная, Матушка – Русь! АНАФОРА Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди Лексический повтор Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака! АССОНАНС Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою. АЛЛИТЕРАЦИЯ Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь ФРАЗЕОЛОГИЗМ Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу Алгоритм выполнения А3 1. Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин; 2. Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов 3. Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности 4. Выбери правильный ответ ТЕСТЫ 1. 2. 3. 4. Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?.. Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает. «Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня. Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола 1. Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую. 2. Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет». 3. - Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза. 4. - Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах. Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет. 1. Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька. 2. Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку. 3. На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил. 4. Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку. ЛИТЕРАТУРА С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Русский язык, 2012г. – М., «Интеллект – Центр, 2012. Шаблон для презентации взят на одном из сайтов

Подготовила:

Попова Г.Н.,

учитель русского языка и литературы

ТРОПЫ – это слова и выражения, используемые автором в переносном значении

  • ЭПИТЕТ – образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? И обычно выраженное именем прилагательным

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку
  • Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет , как дитя. (А.С. Пушкин)

  • Спит земля в сиянье голубом.

(М.Ю. Лермонтов)

СРАВНЕНИЕ

Сопоставление в тексте двух предметов или явлений. Чаще всего вводятся с помощью союзов КАК, БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО
  • Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит


МЕТАФОРА

Перенос свойства с одного предмета на другой на основании сходства. Скрытое сравнение
  • Пустых небес прозрачное стекло ;

Багровый костёр заката

(И.А. Бунин»

(Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло)

МЕТОНИМИЯ

Иносказательное обозначение предмета речи «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь
  • Все флаги в гости будут к нам

(А.С. Пушкин)
  • Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)

  • Выпил всю бутылку


МЕТОНИМИЯ

  • Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)

  • Я прочитал всего Тургенева.

  • Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов)

  • Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!»

  • (В. Маяковский)


ГИПЕРБОЛА

Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета
  • Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

  • В сто тысяч солнц закат пылал.


АНТИТЕЗА

Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.
  • Ты и убогая , Ты и обильная , Ты и могучая , ты и всесильная , Матушка – Русь!


АНАФОРА

Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди , когда наводят грусть

Жёлтые дожди

Лексический повтор

Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности
  • Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!


АССОНАНС

Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков
  • Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.


АЛЛИТЕРАЦИЯ

Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных
  • Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь


ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле.
  • За тридевять земель, зарубить себе на носу


Алгоритм выполнения А3

  • Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;

  • Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов

  • Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности

  • Выбери правильный ответ


Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия

  • Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..

  • Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.

  • «Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.

  • Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса


Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола

  • Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.

  • Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».

  • - Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.

  • - Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.


Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет.

  • Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.

  • Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.

  • На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.

  • Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.