Социология как наука: основные направления развития и современные тенденции. Основные направления современной социологии Основные направления развития социологии кратко

Современная социология отличается необычайным разнообразием научных школ и направлений. Все они могут быть разделены на две большие группы: макросоциологические теории и микросоциологические теории. Среди первых наиболее влиятельными являются структурный функционализм и теория социального конфликта.

Концептуально-теоретические основы структурного функционализма разработал видный американский социолог Толкотт Парсонс (1902–1979), предложивший рассматривать общество как целостную систему, состоящую из функционально взаимосвязанных элементов. В качестве таких элементов могут выступать индивиды, группы, коллективы и другие общности, внутри которых и между которыми устанавливаются функциональные отношения. Характер этих связей и отношений позволял построить более или менее полную картину общества. Естественно, при таком подходе менялось и представление о предмете социологии, который полностью сводился к выявлению социальных связей и взаимосвязей.

Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы функционирования социальных систем. Он считал, что любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:

Приспособление к окружающей среде (адаптация);

Определение и достижение целей (целедостижение);

Координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция);

Снятие напряжения и воспроизводство культурно-ценностных образцов, норм и стандартов поведения (латентность – поддержание образца).

На уровне общества в целом функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая подсистема, функцию интеграции – правовые и социокультурные институты, латентную функцию – институты семьи, образования, религии.

Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс, характеризующийся растущим упорядочением системных отношений, повышением сложности систем и увеличением их возможностей для удовлетворения своих потребностей.

В противовес структурно-функциональному подходу, делающему акцент на стабильности социальных систем и эволюционных формах их развития, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление, наиболее известными представителями которого являются американский социолог Л. Козер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф.

Льюис Козер (р. 1913) – автор теории позитивно-функционально го конфликта, в рамках которой обосновывается главный тезис, что стабильность социальной системы не исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, социальные коллизии и столкновения. По теории Л. Козера, социальные конфликты выступают как неотъемлемый атрибут социальных отношений и выполняют такие позитивные функции, как интеграция социальной структуры, поддержание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений, разрядка напряженности в обществе и др.

За конфликтами признается также важная роль в обновлении общества: они не только порождают новые социальные институты и нормы, но и стимулируют экономический и технологический прогресс.

Значительный вклад в развитие современной конфликтологии внес Ральф Дарендорф (р. 1929), разработавший концепцию конфликтной модели общества. Предложенная им теоретическая конструкция основана на четырех положениях: 1) каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений; 2) в каждом обществе есть несогласие и конфликт; 3) каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям; 4) каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими.

Происхождение социальных конфликтов, их причины Р. Дарендорф объясняет преимущественно политическими факторами: это борьба за власть, престиж, авторитет, возможность распоряжаться ресурсами. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господство и подчинение: одни группы имеют власть и стремятся ее сохранить, а другие лишены власти и хотят изменить существующее положение.

Признавая конфликты естественным состоянием общества, Р. Дарендорф вместе с тем считает, что они должны быть легализированы, институционализированы, разрешаться на основе существующих в обществе норм и правил. Наиболее благоприятные условия для регулирования социальных конфликтов существуют, по его мнению, в демократическом, открытом обществе, для которого характерны политический плюрализм, гибкая система управления и высокая мобильность (6.7).

Если структурный функционализм и конфликтология исследуют социальные явления и процессы на уровне общества и его крупных структур, то микросоциологические теории делают упор на изучение поведения людей, их социальных взаимосвязей. К основным микросоциологическим теориям относятся символический интеракционизм, феноменология, этнометодология и теория социального обмена.

Создателем теории символического интеракционизма считается известный американский философ, социальный психолог и социолог Джордж Герберт Мид (1863–1931), который разработал исходные принципы этого социологического направления, получившие развитие в работах его ученика Герберта Блумера (1900–1986). Основные положения символического интеракционизма сводятся к следующему:

Люди действуют, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;

Сами символические значения есть продукт социального взаимодействия;

Символические значения возникают и изменяются посредством их интерпретации и переопределения.

Рассматривая социальное взаимодействие как обмен между людьми социальными символами (словами, жестами и т. д.) и как интерпретацию этих символов, представители символического интеракционизма считают, что изучение непосредственных взаимодействий индивидов позволяет объяснить все социальные процессы, происходящие в обществе.

Близким к символическому интеракционизму является феноменологическое направление, основы которого разработал австро-американский философ и социолог Альфред Шюц (1899–1959). Свою цель эта социологическая школа видит в познании социальной реальности через изучение повседневной жизни людей, анализ обыденного сознания. Исследования концентрируются на выявлении универсальных структур, возникающих в процессе социального взаимодействия. Главная методологическая задача феноменологической социологии – открытие общих, типичных форм организации повседневной жизни, поскольку обыденный мир – «высшая реальность», где человеческая субъективность воплощается наиболее последовательно и полно.

К феноменологии непосредственно примыкает этнометодологическое направление в социологии, основателем которого считается американский социолог Гарольд Гарфинкель (р. 1917/ Этнометодология рассматривает социальную реальность как продукт интерпретирующей деятельности людей и сосредоточивает свои усилия на эмпирических исследованиях единичных и локальных актов социального взаимодействия как речевой коммуникации. При этом основное внимание уделяется изучению обыденных норм, правил поведения, смыслов языка общения, скрытых механизмов межличностных взаимоотношений в повседневной жизни. Этнометодология критикует методы традиционной социологии как искусственное наложение готовых схем на реальное человеческое поведение.

Особое место среди микросоциологических концепций занимает теория социального обмена, одним из авторов которой является американский социолог Джордж Хоманс (1910–1989). Своеобразие предложенного им подхода заключалось в применении принципов бихевиоризма (буквально «наука о поведении» от англ. behaviour – поведение) для объяснения социальных явлений и процессов. В интерпретации Дж. Хоманса социальное взаимодействие выступает как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Обмен определяется четырьмя основными принципами, трактуемыми в духе бихевиоризма:

? принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;

? принцип стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет воспроизводиться данный тип действия;

? принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его достижения;

? принцип «насыщения»: когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.

С помощью этих принципов Дж. Хоманс пытался даже объяснить процессы, происходящие на макроуровне, что выявило определенные методологические изъяны данного социологического направления.

Следует отметить, что в последние десятилетия наметилась тенденция к преодолению разрыва макро– и микросоциологии. Успешное решение этой актуальной задачи могло бы означать переход к качественно новому этапу в развитии современной социологии.


| |

Современная социология преодолела споры приверженцев позитивизма и антипозитивизма. Различия социологических направлений в наши дни носят не фундаментально-философский, а практическо-методологический характер. Дело скорее не во взглядах на мир, а в подходе к пониманию природы общества и подходе к социологическим исследованиям.

В первой главе мы говорили о различии в определении предмета социологии у Э. Дюркгейма и М. Вебера. Дюркгейм считал предметом науки об обществе «социальные факты», под которыми он понимал духовное и материальное окружение, определяющие поведение людей, т. е. объективную внешнюю среду. По мнению Вебера, предмет социологии – «социальное действие», которое исходит от индивида, носит субъективный характер, хотя и ориентировано на других людей.

Исходя из этих противоположных подходов можно подразделить все направления современной социологии на объективные и субъективные. Объективный подход в социологии подразумевает решение основной дилеммы социологии «личность-общество» с позиции общества, «сверху», рассматривая его как социокультурную систему; субъективный – с позиции личности, «снизу». Для объективного подхода характерны такие индуктивные методы, как системный, структурный и функциональный анализ, для субъективного – дедуктивные методы. Для объективного подхода априорно существующим является общество как система, а человек – частичка, элемент этой системы. Для субъективного подхода характерно начинать исследования от человека, индивидуальных связей и отношений, переходя затем к групповым, социентальным и т. д. Здесь общество рассматривается как сумма связей между личностями, составляющими его.

Исходя из вышесказанного все направления современной социологии можно подразделить на две группы: направления объективного подхода (объективные направления) и направления субъективного подхода (субъективные направления).

Направления объективного подхода

Структурный анализ

Термин «структура» имеет латинское происхождение и переводится на русский язык как «строение», «расположение», «порядок».

Под структурой понимается совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.

В социологию понятие «структура» ввел Г. Спенсер. Вообще структурный подход в широком смысле этого слова преобладал в социологии XIX в. (например, у О. Конта, К. Маркса, Э. Дюркгейма), хотя метод структурного анализа, структурализм в то время еще не существовали.

Э. Дюркгейм смотрел на общество как на единое целое, которое не сводится к сумме составляющих его частей. Каждая часть (социальный факт) общества рассматривается не как самодостаточная, не во временном сравнении с самой собой, а в своем соотношении с другими частями (социальными фактами). Оценка социального поведения индивида дается исходя из его социального положения. Эти постулаты и являются принципами структурализма.

Одним из основателей современного структурализма считается французский социолог Клод Леви-Стросс. Он специализировался на изучении первобытных американских обществ в бассейне Амазонки. Метод, который он применяет в своих исследованиях, заключается в анализе структур мышления и социальных отношений: правил брака, степеней родства, мифологий, тотемов (запретов), ритуалов, масок, норм обмена товарами, информацией и т. д. Классифицируя эти структуры, он определяет место каждой в социальной структуре общества. Таким образом, появляется возможность сравнивать различные общества по их социальным структурам. Другие представители современного европейского структурализма – Ж. Лакан, Р. Барт, Ж. Деррида – особое значение уделяют анализу языка. Через изучение его структур они пытаются выявить бессознательные структуры человеческой психики: желания, побуждения, стремления, определяющие социальное поведение людей. Структуралистский анализ языка определенных социальных групп дает возможность понять их образ жизни, который зависит от «символической собственности», т. е. права, различного для каждой группы, говорить, высказываться об определенных проблемах.

Преимуществом такого подхода, по мысли его создателей, является преодоление противоречий объективного и субъективного подходов за счет «структурирования» как всего общества (культуры) в целом, так и социальных групповых норм и индивидуального сознания.

Недостатком европейской модели структурализма следует признать отсутствие диалектики, подвижности и гибкости структур культуры и сознания, что не позволяет исследовать социальные процессы.

Этот недостаток пытается преодолеть американская модель структурализма, которая в качестве предмета исследования объявила социальную структуру общества. Поэтому для пионеров американского структурализма Питера Блау и Роберта Мертона социальная структура общества была уже не застывшей конфигурацией, а подвижной системой взаимодействующих между собой элементов. Они, так же как и их европейские коллеги, разделяют социальную и культурную системы. Социальную структуру образуют социальные институты, групповые позиции, статусно-ролевые отношения.

Однако у Р. Мертона социальная структура имеет более сложное строение, чем социальная структура К. Леви-Стросса. Во-первых, она многомерная и многоуровневая и включает в себя различные типы взаимодействия: статусы и роли, ролевые и статусные установки, нормы, ценности, институты, организации, групповые интересы. Во-вторых, социальная структура, по Мертону, не равновесна, не орга-низмична, а асимметрична и предусматривает противоречия, отклонения от нормы отдельных элементов, частей, напряжения, конфликты, амбивалентность.Мертон отмечает, что сложность и амбивалентность социальной структуры общества, противоречия интересов и ценностей отдельных частей и порождают социальные конфликты.

Положение индивида в социальной структуре общества и есть его социальный статус (например, менедженер, отец, военнослужащий, домашняя хозяйка и т. д.), т. е. признаваемая окружающими позиция в социальной системе. Социальный статус имеет нормальный аспект, т. е. набор ожидаемых норм поведения, и вероятный аспект, т. е. набор ценностей, убеждений, жизненных принципов, взглядов, типичный для определенной группы индивидов. Этими аспектами социальных статусов и определяется многоуровневость социальной структуры общества. Культурная структура характеризуется Р. Мер-тоном только нормативными показателями: верованиями, значениями, символами. Компоненты социальной и культурной структур на всех трех уровнях различно взаимосвязаны и образуют сложную систему отношений.

На основе такой модели социальной и культурной структуры Р. Мертон и пытается объяснить социальное поведение людей, которое, как он полагает, обусловлено его вовлеченностью в обе структуры общества.

Культурная система, постепенно изменяясь, является источником изменения социальной структуры общества. Впрочем, источником изменений социальной структуры, по мнению других сторонников структурализма, могут быть технологические инновации, технический прогресс (технический детерминизм – А. Берл, А. Фриш, Дж. Гелбрейт).

Разновидностью структурного подхода является анализ социальных сетей, т. е. описание и рассмотрение в ходе социального взаимодействия связей различной плотности и интенсивности индивидов и групп, структура которых и образует социальные сети. Поведение индивида (или группы) объясняется из положения его (или ее) в социальной сети (нормативно-ценностный аспект культурной структуры не учитывается). Для более точного и объективного анализа используется математическое моделирование социальных сетей (работы П. Холланд, Х. Уайт и др.).

Функциональный анализ

Термин «функция» означает «исполнение». В социальной системе функция означает исполнение ролей определенную деятельность, выполняемую элементами в интересах системы.

Сущностьфункционального анализа заключается в выделении элементов социального взаимодействия и определении их роли и значения, т. е. функции.

Основы функционального анализа были заложены Г. Спенсером, который, как нам известно, представлял человеческое общество как аналог живого организма, каждая часть которого выполняет свою роль в интересах всей системы (органицизм).

Эти идеи развивали Э. Дюркгейм, Б. Малиновский и А. Радк-лиф-Браун.

Р. Мертон сформулировал три постулата функционализма:

постулат функционального единства общества, означающий согласованность функционирования всех его частей;

постулат универсального функционализма, который означает полезность для общества происходящих в нем социальных явлений и процессов;

постулат функциональной необходимости, означающий, что в обществе имеют место только необходимые ему функциональные социальные факты.

Из этих постулатов вытекает, что все происходящие в обществе социальные явления должны быть функциональны, т. е. способствовать его выживанию, адаптации к окружающей среде. То, что не способствует приспособлению и развитию общества, не дает функционального результата, является бесполезным, нефункциональным («дисфункция») и постепенно отмирает.

Отсюда вытекает метод функционального анализа: исследование баланса функций и дисфункций, определение, какими явлениями могут быть заменены данные функционирующие социальные факты, какие явления выполняют одинаковые функциональные эквиваленты, а какие – разные социальные функции и т. д.

Функциональный анализ, объясняя социальное поведение личности, так же как и структурный, пытается решить противоречие между индивидом и обществом, но делает это своеобразным способом.

Р. Мертон ввел понятие явных и латентных (скрытых) функций. Явная функция – это следствие поступка, которое вызвано намеренно и признается окружающими таковым. Латентная функция – это действие, которое индивид не намеревался произвести и о результате которого он и не догадывался. Это действие может быть функциональным или дисфункциональным. Таким способом функционалистам удается избежать очевидного несоответствия, заключающегося в том, что все поступки, совершаемые в своих интересах индивидами, должны быть функциональны для общества (иначе сами индивиды окажутся дисфункциональны).

Недостатком функционального анализа является то, что считается главным преимуществом структурного подхода, – неясность, расплывчатость статической конструкции общества, неточность места, положения конкретной личности, группы в социальной структуре общества. Кроме того, аналогия общества с организмом имеет довольно значительные недостатки, заключающиеся в том, что связи в обществе не чисто материальные, а смысловые, культурно-информационные; общества состоят из автономных индивидов, которые используют его в том числе для своих целей, а не только для общественного блага; общества имеют гораздо менее четкие границы, чем органы организма, и поэтому их функции менее взаимосвязаны.

В то же время функциональный анализ помогает преодолеть главный недостаток структурного подхода: сложность описания и изучения социальной динамики, социальных процессов.


Похожая информация.


1. Основные направления современной западной социологии

В XIX в. центром социологической мысли была Западная Европа, но, начиная с 20-х годов XX в., позиции лидера в мировой социологии прочно удерживают США. Здесь социология изначально развивалась как прикладная эмпирическая наука, ориентирующаяся на позитивистскую идею строгой объективности и точности научных данных. Благодаря усилиям американских ученых социология из теоретической дисциплины превращается в особый вид практической исследовательской деятельности, находящей поддержку среди различных слоев общества. Вместе с тем в XX в. в разных странах мира активно развивалась и фундаментальная академическая социология, что обусловило своеобразное разделение труда между прикладной и теоретической социологией.

Современная западная социология представлена множеством разнообразных школ и направлений. И классификация этих направлений -- весьма непростая задача, поскольку их отличает и время возникновения, и теоретическая направленность, и методология исследований. Существовало и существует немало попыток классификации современных социологических воззрений. Обратимся к одной из самых простых, понятных и наиболее распространенных.

Большинство социологических направлений, исходя из их методологических и теоретических особенностей, разделяются на две большие группы. Первую образуют «макросоциологические» теории, которые постулируют примат общества по отношению к индивиду. Они стремятся описать социальные закономерности надиндивидуального порядка, и их логика исследований предполагает движение от общего к частному, от понятий «общество» и «социальная система» к понятиям «индивид» и «личность». Эти теории берут свое начало во взглядах О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, к ним также относятся такие направления, как структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс), теории конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф), структурализм (М. Фуко, К. Леви-Стросс), технологический детерминизм (Р. Дрон, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл), неоэволюционизм (Л. Уайт, Дж. Стюарт, Дж. Мердок) и др.

Вторую группу образуют «микросоциологические» теории, в центре внимания которых, наоборот, оказывается именно человек, индивид, личность. Они пытаются объяснить общесоциологические закономерности через анализ внутреннего мира человека и особенностей его взаимодействия с другими людьми. Соответственно, их методология исследований предполагает движение от частного к общему, от изучения «клеточек» социального организма к характеристике общества в целом. Истоки этого подхода следует искать во взглядах М. Вебера и представителей психосоциологии (Л. Уорд, Г. Тард, В. Парето). Из современных направлений его развивают символический интеракционизм (Дж. Мид, Ч. Кули, Г. Блюмер, А. Роуз, Г. Стоун, А. Стресс), феноменологическая социология (А. Шюц, Т. Лукманн), теории обмена (Дж. Хоманс, П. Блау), этнометодология (Г. Гарфинкель, А. Сикурел) и другие.

Следует отметить, что теории, отнесенные к одной методологической группе, могут достаточно сильно отличаться друг от друга, как по сфере конкретно-научных интересов, так и по трактовке рассматриваемых явлений.

Рассмотрим кратко некоторые из наиболее популярных современных социологических направлений.

Вклад российских ученых в развитие социологии труда

Досуговая практика чтения среди подростков Харькова и Харьковской области

В целях изучения основных тенденций в сфере чтения и разработки системы мер, влияющих на такие явления как падение интереса к чтению, снижения его престижа, примитивизацию читательских предпочтений и мотиваций...

Предшествующий этап развития мировой философской и социологической мысли во многом подготовил и теоретически, и методологически новое научное направление, сосредоточенное на характере взаимодействий человека и общества, т.е...

Западно-европейская социологическая мысль

Вопросы социальной организации и управления интересовали мыслителей, ученых, политических деятелей на протяжении всей человеческой истории всегда особым образом. Но только в XX столетии начинается их научная разработка...

Западно-европейская социологическая мысль

Институциализацию нормативной системы дополняет собой интернализация системы экспектаций в личности отдельного человека. Это предполагает, что общим результатом интеграции является совокупность экспектаций...

История становления социологии

В современной социологической науке, которая, в основном, сложилась в ХХ в....

Классический период в развитии социологии. Образование, как социальный институт

Определение и основные черты западной социологии XX в.

Основные социологические теории второй половины XX века можно классифицировать по способу анализа общества, распределяя на две группы: макросоциологические и микросоциологические теории...

Особенности применения математических методов в социологии

Во всех областях социологического исследования математические методы играют огромную роль. Арсенал применяемых в социальных науках математических средств весьма обширен и многообразен - различные методы математической статистики...

Развитие российской социологии

Народническое Народничество возникло в России в 60-70-е годы. Социальной базой этого направления было преобладание в стране класса мелких производителей, крестьянских хозяйств, развивавшихся по товарному и капиталистическому пути...

В начале XX века начинает проявляться специфика национальных школ в социологии, связанная с особенностями их формирования. Так, во Франции социология отпочковывается от историко-философской традиции, в Германии - от философско-экономической...

Развитие современной социологии

Обрисуем в общих чертах некоторые из наиболее влиятельных современных социологических направлений. По-прежнему достаточно распространенным и популярным течением в современной западной социологии...

Роль социологии в познании и преобразовании общества. Основные направления современной социологии

Основы социологического знания были положены еще в период Античности такими учеными, как Аристотель и Платон. Большой вклад в становление социологии как науки внесли европейские ученые, такие как О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, М. Вебер и др...

Современное состояние и перспектива развития социологии как науки в РФ

В современной социологической науке, которая, в основном, сложилась в ХХ в., можно выделить главные направления: Философия истории Философия истории, или социальная философия, ориентирована на поиск общих, универсальных...

Социология

Существует несколько направлений в социологии. Направление социологии - это объединение социологов, разделяющих одинаковые парадигмы, близкие теории, единые методологические и методические ориентировки...

Современная социология отличается необычайным разнообразием научных школ и направлений. Все они могут быть разделены на две большие группы: макросоциологические теории и микросоциологические теории. Среди первых наиболее влиятельными являются структурный функционализм и теория социального конфликта.

Концептуально-теоретические основы структурного функционализма разработал видный американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979), предложивший рассматривать общество как целостную систему, состоящую из функционально взаимосвязанных элементов. В качестве таких элементов могут выступать индивиды, группы, коллективы и другие общности, внутри которых и между которыми устанавливаются функциональные отношения. Характер этих связей и отношений позволял построить более или менее полную картину общества. Естественно, при таком подходе менялось и представление о предмете социологии, который полностью сводился к выявлению социальных связей и взаимосвязей.

Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы функционирования социальных систем. Он считал, что любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:

Приспособление к окружающей среде (адаптация);

Определение и достижение целей (целедостижение);

Координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция);

Снятие напряжения и воспроизводство культурно-ценностных образцов, норм и стандартов поведения (латентность - поддержание образца).

На уровне общества в целом функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции - правовые и социокультурные институты, латентную функцию - институты семьи, образования, религии.

Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс, характеризующийся растущим упорядочением системных отношений, повышением сложности систем и увеличением их возможностей для удовлетворения своих потребностей.

В противовес структурно-функциональному подходу, делающему акцент на стабильности социальных систем и эволюционных формах их развития, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление, наиболее известными представителями которого являются американский социолог Л. Козер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф.

Льюис Козер (р. 1913)- автор теории позитивно-функционального конфликта, в рамках которой обосновывается главный тезис, что стабильность социальной системы не исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, социальные коллизии и столкновения. По теории Л. Козера, социальные конфликты выступают как неотъемлемый атрибут социальных отношений и выполняют такие позитивные функции, как интеграция социальной структуры, поддержание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений, разрядка напряженности в обществе и др.

За конфликтами признается также важная роль в обновлении общества: они не только порождают новые социальные институты и нормы, но и стимулируют экономический и технологический прогресс.

Значительный вклад в развитие современной конфликтологии внес Ральф Дарендорф (р. 1929), разработавший концепцию конфликтной модели общества. Предложенная им теоретическая конструкция основана на четырех положениях: 1) каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений; 2) в каждом обществе есть несогласие и конфликт; 3) каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям;

4) каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими.

Происхождение социальных конфликтов, их причины Р. Дарендорф объясняет преимущественно политическими факторами: это борьба за власть, престиж, авторитет, возможность распоряжаться ресурсами. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господство и подчинение: одни группы имеют власть и стремятся ее сохранить, а другие лишены власти и хотят изменить существующее положение.

Признавая конфликты естественным состоянием общества, Р. Дарендорф вместе с тем считает, что они должны быть легализированы, институционализированы, разрешаться на основе существующих в обществе норм и правил. Наиболее благоприятные условия для регулирования социальных конфликтов существуют, по его мнению, в демократическом, открытом обществе, для которого характерны политический плюрализм, гибкая система управления и высокая мобильность (6.7).

Если структурный функционализм и конфликтология исследуют социальные явлениями процессы на уровне общества и его крупных структур, то микросоциологические теории делают упор на изучение поведения людей, их социальных взаимосвязей. К основным микросоциологическим теориям относятся символический интеракционизм, феноменология, этнометодология и теория социального обмена.

Создателем теории символического интеракционизма считается известный американский философ, социальный психолог и социолог Джордж Герберт Мид (1863-1931), который разработал исходные принципы этого социологического направления, получившие развитие в работах его ученика Герберта Блумера (1900-1986). Основные положения символического интеракционизма сводятся к следующему:

Люди действуют, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;

Сами символические значения есть продукт социального взаимодействия;

Символические значения возникают и изменяются посредством их интерпретации и переопределения.

Рассматривая социальное взаимодействие как обмен между людьми социальными символами (словами, жестами и т.д.) и как интерпретацию этих символов, представители символического интеракционизма считают, что изучение непосредственных взаимодействий индивидов позволяет объяснить все соци­альные процессы, происходящие в обществе.

Близким к символическому интеракционизму является феноменологическое направление, основы которого разработал австро-американский философ и социолог Альфред Шюц (1899-1959). Свою цель эта социологическая школа видит в познании социальной реальности через изучение повседневной жизни людей, анализ обыденного сознания. Исследования концентрируются на выявлении универсальных структур, возникающих в процессе социального взаимодействия. Главная мето­дологическая задача феноменологической социологии - открытие общих, типичных форм организации повседневной жизни, поскольку обыденный мир - «высшая реальность», где человеческая субъективность воплощается наиболее последовательно и полно.

К феноменологии непосредственно примыкает этнометодологическое направление в социологии, основателем которого считается американский социолог Гарольд Гарфинкель (р. 1911). Этнометодология рассматривает социальную реальность как продукт интерпретирующей деятельности людей и сосредоточивает свои усилия на эмпирических исследованиях единичных и локальных актов социального взаимодействия как речевой коммуникации. При этом основное внимание уделяется изучению обыденных норм, правил поведения, смыслов языка общения, скрытых механизмов межличностных взаимоотношений в повседневной жизни. Этнометодология критикует методы традиционной социологии как искусственное наложение готовых схем на реальное человеческое поведение.

Особое место среди микросоциологических концепций занимает теория социального обмена, одним из авторов которой является американский социолог Джордж Хоманс (1910-1989). Своеобразие предложенного им подхода заключалось в применении принципов бихевиоризма (буквально «наука о поведении» от англ. behaviour - поведение) для объяснения социальных явлений и процессов. В интерпретации Дж. Хоманса социальное взаимодействие выступает как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Обмен определяется четырьмя основными принципами, трактуемыми в духе бихевиоризма:

Принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;

Принцип стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет воспроизводиться данный тип действия;

Принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его достижения;

Принцип «насыщения»: когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.

С помощью этих принципов Дж. Хоманс пытался даже объяснить процессы, происходящие на макроуровне, что выявило определенные методологические изъяны данного социологического направления.

Следует отметить, что в последние десятилетия наметилась тенденция к преодолению разрыва макро- и микросоциологии. Успешное решение этой актуальной задачи могло бы означать переход к качественно новому этапу в развитии современной социологии.

Характерная черта современной социологии, начиная с начала ХХ века состоит в создании академической социологии, ориентированной на решение познавательных и практических проблем и опирающийся прежде всего на эмпирические факты, на наблюдение окружающейся действительности.

Современную социологию можно разделить на несколько направлений в зависимости от того, как она подходит к решению вопроса о взаимосвязи общества и личности:

  • 1). Общество – это система, которая не сводится к простой сумме индивидов, люди приходят и уходят, а общество остается. Прежде об этом писали Э. Дюркгейм, О. Конт, а в современной социологии данной позиции придерживаются Т. Парсонс (школа структурно-функционального анализа) и Л. Козер, Г. Дарендорф (теория конфликта).
  • 2). Следующий подход, напротив, главное внимание уделяет личности, без объяснения и понимания поведения которой невозможно создать социологическую теорию. Эта традиция связана с именами М. Вебера, А. Щюца (понимающая социология), Г. Блюмера (символический интеракционизм), Н. Лукмана (феноменология), А. Сикурел (этнометодология)
  • 3). Третья точка зрения сосредотачивает внимание на взаимодействии общества и индивида. Главные ее представители Питирим Сорокин и Д. Хоманс, основатель теории действия или обмена.
  • 4). Четвертый подход – марксистский, предполагающий активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира.

Теперь обрисуем наиболее влиятельные современные течения социологической мысли.

Неопозитивизм или естественно-научное направление в социологии, от позитивизма он отличается тем, что вместо органической системы вводит более абстрактные, математические понятия, не проводится прямых аналогий общества и человеческого организма и из биологии берутся лишь методологические принципы. Главная задача данного направления: поиск механизмов, обеспечивающих стабильность системы.

Понятие структурно-функционального анализа употребляется в двух значениях:как название школы в социологии, которую основал Т. Парсонс и как метод исследования, по которому изменения элемента системы должны рассматриваться как изменения всей системы в целом. Т. Парсонс (1902 –1979 г.г.) в своей работе « Социальная система» выделял четыре уровня социальной реальности: социальная система, культура, личность, организм и говорил, что для их функционирования нужно поддерживать ряд условий (поддержание ценностного образа системы, интеграция, адаптация или приспособление и целедостижение). Теория Т. Парсонса ориентирована на достижение социального равновесия в обществе и дает рекомендации по стабилизации системы. Нарушение равновесия означает гибель и дестабилизацию системы. Поддержать равновесие может ориентация деятеля на определенную ситуацию. Нормативные требования делают поведение людей и групп «предначертанными», соответствующими социальным ожиданиям. И всякие отклонения в этом плане влекут за собой изменения и нестабильность. Постепенно образцы поведения превращаются в институциональные нормы, затем правила изменяются и устанавливаются иные нормы. Институционализация по Т. Парсонсу – это процесс, когда общественная потребность начинает осознаваться как социальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы. Заслуга Т. Парсонса в том, что он создал теорию эволюционного развития общества.

Другой представитель структурного функционализма – Р. Мертон (родился в 1910 году) – с 1957 года президент Американской социологической ассоциации, большое внимание уделяет дисфункциям, рождающим социальные напряжения и противоречия. Под дисфункцией он понимает действия людей, пытающихся провести изменения существующего порядка. Это могут быть различные движения, в том числе и религиозные. Ведь религия не всегда функциональна, часто она несет дисфункцию (особенно яркий пример война католиков и протестантов, Варфоламеевская ночь во Франции, когда –погибли тысячи гугенотов, сторонников Генриха Наварского, убитых по приказу Екатерины Медичи).Р. Мертон выделяет явные функции социальных институтов, записанные в уставах, оглашенные и подконтрольные обществу (от президентской клятвы до конституции) и латентные, то есть скрытые функции, ориентированные на результат, которые осуществляются на самом деле. Например, танец дождя индейцев хопи – неизвестно, пойдет ли дождь, но индейцы вызывают его своим танцем. Формальная и реальная структура институтов в обществе часто различаются и возникающий двойной стандарт отношений и поведения создает условия для широкой вариантности поведения и конфликта «долженствований»: законодательных и жизненных. Состояние институтов является индикатором социальной мобильности системы: общество стабильно, когда функции институтов понятны и неизменны.

Р. Мертон соединил теорию с эмпирическим анализом и « посредником» между ними сделал теории « среднего уровня» - специальные социологические теории по отдельным конкретным областям, обобщающие собранный фактический материал (политическая социология, этнографическая социология, социология труда и управления, города и деревни, образа жизни и т.д. и т. п.). Примером социологического анализа Роберта Мертона является его теория аномии, когда в обществе разлагаются нравственные ценности и воцаряется «вакуум идеалов». Причину аномии он видит в противоречии между стремлением личности к богатству, власти, успеху и теми институтами в обществе, которые лишают людей законно достигнуть своих желаний. Мертон говорит, что такой конфликт присущ всем индустриальным обществам. Наряду с развитием академической социологии, он проводит серию эмпирических исследований в США, в частности по проблемам средств массовых коммуникаций.

Представители конфликтологии (К. Миллс, Л. Козер, Г. Дарендорф и другие) считают конфликт естественным и присущим всем обществам явлением, его можно прогнозировать и предотвратить, а иногда полезно разрешение конфликта и достижение качественно новой ситуации. При помощи конфликта сохраняется солидарность внутри группы, укрепляются межчеловеческие отношения, можно управлять социальными изменениями. Конфликт имеет три стадии развития: манифестация, кристализация и сам конфликт и урегулируется путем переговоров. Очень важной проблемой в связи с этим становится изучение поведения людей в конфликтных ситуациях.

«Понимающая » или феноменологическая социология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукманн) обращает внимание на внутренний мир человека, при этом понимание противопоставляется объяснению. Австрийский социолог Альфред Шюц (1899 –1959 г.г.)выделяет три типа понимания: обозначающий (в понятиях, которые уже есть у человека), классический (сопереживание другому) и понимание как умение восстановить ход рассуждений другого человека, сохраняя свой способ мышления. Он исходит из положения, что восприятие реального мира зависит от того, как человек определяет для себя те или иные события. Задача социологии, по его мнению, – понять процесс становления объективности социальных явлений на основе субъективного опыта индивидов.

В 60-х годах ХХ века в социологии побеждает прикладная эмпирическая ориентация и активно развивается направление, получившее наименование «социальной инженерии». Проблемы, связанные с производством, с рабочими, осуществляющими процесс производства, с внедрением новых технологий выделились в своеобразную индустриальную социологию. Одним из первых представителей этой теории стал американский социолог Элтон Мейо (1880 –1949 г.г.). Самый знаменитый его вклад в развитие социологии управления и индустриальной социологии – это Хоторнские эксперименты в «Вестерн электрик компани» близ Чикаго в 1927 –1932 годах. Изучая влияние различных факторов на повышение производительности труда, он пришел к открытию роли –человеческого и группового факторов. Его основные выводы: 1. Человек – существо социальное и включенное в группу; 2. Иерархия подчиненности ограничивает свободу человека; 3. Руководители должны больше ориентироваться на людей, чем на продукцию.[ 82 ]

Автором теории экономического роста стал американский ученый У. Ростоу (родился в 1916 году). До него, в начале ХХ века, эту проблему решали исходя из аналогии с человеческим организмом, австрийский социолог К. Кларк разделил производство на первичное (сельское хозяйство), вторичное (обрабатывающая промышленность) и третичное (торговля и услуги). У. Ростоу предложил 5 этапов развития обществ в зависимости от уровня технологического состояния:1). традиционное общество аграриев, где царит доньютоновский уровень науки; 2). переходный период – создания предпосылок для сдвига (увеличение промышленности, числа предприимчивых людей, появление национализма и централизованных государств); 3). Стадия «сдвига» – время первоначального накопления капитала и промышленных революций (в разных странах протекает по-разному – в Англии в конце ХУ11 века, во Франции и США – в середине Х1Х века, в России в 1890 –1914 годах, в Индии и Китае – середина 50-х годов ХХ века); 4). стадия зрелости –индустриальное общество (научно-техническая революция, рост городов и квалифицированного труда);5). «эра высокого массового потребления», когда главным становится не производство, а потребление и сфера услуг.

Концепция единого индустриального общества была разработана американским исследователем Даниелем Беллом (родился в 1919 году), которых все социальные явления пропустил сквозь призму технологического знания и разделил все общества на доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные.В рамках этого направления возникло множество различных течений, отражающих своеобразие развитие капитализма в разных странах. Их можно разделить на две большие группы: либеральные (американская модель развития Белла, Бжезинского, Тоффлера) и радикальные (европейская модель Арона, Турена). Но все они, расходясь в частностях, единодушно сходятся в определении стадий общественного развития: доиндустриальная (время господства сельского хозяйства, церкви и армии), индустриальная (время господства промышленности) и постиндустриальная (где царят знания). Если в индустриальном обществе основной конфликт между трудом и капиталом, то в постиндустриальном – между знанием и некомпетентностью. Главным в таком обществе становится сфера обслуживания и решающим становится не размер собственности, а уровень образования.

Прикладная эмпирическая социология, кроме « социальной инженерии» и теории экономического роста и индустриального общества включала в себя еще и течения логико-математические, основанные на индуктивно-статистическом методе (представители Коэн и Бейлок) и теории действия (Хоманс, Уоллес и Берг), последние видят задачу социологии в описании и объяснении связи между явлениями, в понимании закономерности социального действия, которая во многом определяется биологическим детерминизмом.

Современный эволюционизм ставит своей целью анализ социальной действительности в большом интервале времени. Основоположник современного эволюционизма Уорд Лестер Франк (1841 –1913 .г.), американский социолог, полагал, что главным в социологии является психология, а не биология. Отличие социальной жизни от природных процессов он видел в ее телическом, то есть осознанном характере. По Уорду первичная сила – это природные желания человека (голод, жажда, стремление к продолжению рода), на базе которых формируются более сложные моральные потребности. В качестве основного носителя коллективного «тезиса» Уорд рассматривал государство, возникающее из борьбы рас.

Наряду с вышеназванными направлениями в современной социологии встречаются учения на стыке двух или нескольких направлений, например, соединение функционализма с эволюционизмом наблюдается у П. Сорокина, синтез системного и эволюционного подходов – у К. Маркса.

Итак, мы видим, что развитие социологии как науки было тесно связано с рядом масштабных кризисов, что исследователи общества сталкивались со множеством проблем:

    изменением установок и парадигм (за время существования социологии сменилось три познавательных и четыре предметных парадигмы);

    совершенствованием теоретико-методологических подходов, которых сейчас насчитывается довольно много;

    дифференциацией представлений о предмете исследования, что привело к делению социологии на прикладную и теоретическую.

Рождение самой социологической науки произошло весьма драматически, она родилась в момент кризиса обществовеения, в момент обострения капиталистических отношений в обществе, когда требовалось ответить на многие жизненно важные вопросы и решить, с чего и как начать преобразования в обществе.

Интересную периодизацию социологии предлагает английский социолог М. Элброу , определяя первый этап ее становления как натуралистический (О. Конт называл новую науку социальной физикой, а Г. Спенсер видел в обществе социальный организм).

Второй этап можно назвать классическим, тогда сформировались научные школы и разные теории – социокультурный подход Э. Дюркгейма (Франция), рационализм М. Вебера (Германия), прагматизм микроструктурных исследований Д. Мида (США), цивилизационные циклы А. Тойнби (Англия), теория элит Г. Моска (Италия), генетическая социология М.М. Ковалевского (Россия).

На третьем этапе борьба школ переросла в плодотворное сотрудничество, но мир обществознания раскололся на две системы: конфликтологов (марксистов) и эволюционистов (структурных функционалистов). Социология идеологизировалась и началось противостояние социологических парадигм, война между критиками и защитниками современного капитализма.

Четвертый этап связан с проникновением социологии Запада в азиатский, южноамериканский и африканский регионы, что в свою очередь повлияло на социологов и они как бы « отуземились». В Африке и Латинской Америке в процесс познания социальной реальности часто привлекались неспециалисты, более того, социологи этих стран активно участвовали в процессе демократизации государств третьего мира.

Пятый этап, начавшийся в 90-е годы ХХ века, связан с осознанием глобализации современного мира. Социология вновь переживает кризис, возникают новые теории (« глобальной системы» И. Валлерштайна, «зависимого развития» Ф. Кардозо, «процессуальный образ» социальной реальности П. Штомпка).

Особые потрясения пережила западная социология, играющая в мировом обществоведении первую скрипку. Российский социолог Г.В. Осипов в связи с этим структурирует неопозитивистские традиции в предметной области таким образом: 1. исследование «социальных фактов» (Э. Дюркгейм) – структурный функционализм, теории социальных систем, конфликтологические теории; 2). анализ «социальных дефениций» (М. Вебер) – теории социального действия, символический интеракционизм, феноменологическая социология; 3). изучение «социального поведения» (Б. Скинер) – бихевиоризм, теории социального обмена.

Для настоящего периода времени характерно отсутствие господствующей социологической теории, которая объяснила бы происходящие глобальные изменения в мире, неоконсервативная ориентация большинства социологических учений, их связь с политикой. Насущной задачей дня становится необходимость создания новой теории (метатеории). Осознание этого пришло, но осуществление - дело будущего. Ученые поняли, что общество не просто природный объект, оно отличается субъективностью и непредсказуемостью, что изучение общества не может быть объективным в силу заблуждений и предупреждений познающего субъекта и, наконец, исследователь не должен слепо полагать, будто его представления единственно верные и может делать лишь точные наблюдения об изменении социальной реальности. Возникают разнообразные интегральные теории – « структурализации» Э. Гидденса, «многомерной социологии» Д. Александера, « методологического индивидуализма» Р. Будона и другие.

Итак, сегодня необходимо «методологическое отступление» и «теоретическое наступление» в социологической науке, чтобы создать новую глобальную метатеорию общества как мирового социума на основе принципов историзма и многофакторности.