Знаменитые русские писатели 21 века. Современные русские писатели и их произведения. Критика и теория

По просьбе «Афиши» Антон Долин исследовал, из чего состоят книги автора романа «11/22/63», короля ужасов, важнейшего беллетриста и самого экранизируемого современного писателя в мире.

Фотография: SHOSHANNAH WHITE/PHOTO S.A./CORBIS

Автокатастрофа

В авариях погибло множество персонажей Стивена Кинга, а 19 июня 1999 года это чуть не случилось с ним самим: 51-летний писатель попал под колеса автомобиля во время прогулки. Кроме перелома бедренной кости и множественных переломов правой ноги он получил ранение головы и правого легкого. Почти месяц провел на аппарате искусственного дыхания, нога не была ампутирована лишь чудом, но еще год писатель не мог сидеть - и, соответственно, работать. Однако постепенно вернулся к прежней деятельности, отражая раз за разом полученный опыт в новых книгах, в частности, в «Истории Лизи» и «Дьюма-Ки», а в седьмом томе «Темной башни» появились сакральные числа 19 и 99. Одни увидели в случившемся предостережение свыше (слишком писатель заигрывал в книгах с силами тьмы), другие - знак едва ли не богоизбранности писателя, которому удалось возродиться новым человеком. Так или иначе, Кинг - тот, с кем подобные вещи происходят не просто так. Недаром так много им написано о катастрофах и автомобилях, обладающих таинственной силой, - от «Кристины» (1983) до «Почти как «бьюик» (2002).


Бахман

Ричарда Бахмана Стивен Кинг придумал в 1977 году, когда сам уже прогремел с «Кэрри». Зачем нужен был псевдоним - сейчас уже не очень понятно. То ли чтобы в начале карьеры справляться с предполагаемыми фрустрациями от провалов книг, подписанных собственным именем, то ли чтобы проверить, удастся ли выстрелить второй раз. Так или иначе, Бахман успешно просуществовал целых семь лет, пока Кинг не убил его, к тому времени мистификация уже была раскрыта, и причиной смерти в пресс-релизе значился «рак псевдонима». Если говорить о стиле, то Бахман, в отличие от умеренного оптимиста Кинга, смотрел на мир мрачно, и наказание героев за
кармические грехи интересовало его куда больше, чем изысканный
психологизм, - и вообще он был больше про состояние общества и меньше про потустороннее. Первым опубликованным под этим именем стал роман «Ярость» про взявшего в заложники свой класс вооруженного школьника - правда, критика общества там вышла боком, и позже обвиняли в каждой подобной трагедии не общество, а саму «Ярость». Лучшее же из появившегося за подписью Бахмана - антиутопия «Бегущий человек», позже превращенная в фильм с Арнольдом Шварценеггером, и жуткая готическая новелла «Худеющий». В целом же повести Бахмана заметно уступали тем, что Кинг подписывал своим именем. В 1996-м Бахман ненадолго воскрес, чтобы принять участие в необычном эксперименте: он «создал» роман «Регуляторы» с Кингом, написавшем о точно тех же вымышленных событиях другой увесистый том, «Безнадегу». «Регуляторы» были явно слабее и вторичней. Окончательное фиаско Бахмана закрепил очередной посмертный опус - «Блейз» (2007), один из самых невзрачных в карьере обоих писателей.

Бейсбол

Кинг во многих отношениях - типичный хрестоматийный американец. И поэтому он страстный бейсбольный болельщик. Команда, за которую он болеет, - «Бостон Ред Сокс», и ее упоминания рассыпаны по большинству его романов и рассказов. Самым страстным признанием в любви к бейсболу стал роман ­«Девочка, которая любила Тома Гордона» (1999), разделенный не на главы, а на иннинги: его девятилетняя героиня Триша заблудилась в лесу, в котором единственным другом и помощником для нее стал воображаемый чернокожий бейсболист. В 2007-м вышла книга «Болельщик», полностью посвященная ­одному сезону «Бостон Ред Сокс». Ее Кинг - впервые в жизни - создал в соавторстве, с писателем Стюартом О’Нэном. А между двумя этими текстами Кинг ухитрился засветиться в комедии братьев Фаррелли «Бейсбольная лихорадка» (2005) - в роли наконец-то не болельщика, а игрока.

Касл-Рок

Основанный в 1877 году городок в штате Мэн, в 79 милях от родного Кингу Бангора, вообще-то, вымышленный. Сегодня в это верится с трудом: там жили и умирали сотни героев писателя, а потом в его честь назвал свою компанию Castle Rock Entertainment режиссер Роб Райнер. Впервые Касл-Рок упоминается в рассказе «Ночная смена», к нему или его уроженцам так или иначе отсылает каждый второй текст Кинга, а подробные географию, топонимику и социальный портрет города можно извлечь из «Мертвой зоны», «Куджо» и «Темной половины». В эпохальных «Нужных вещах» в Касл-Рок приходит Сатана собственной персоной, и город уничтожается навсегда. Несравненный певец укромной «маленькой Америки», Кинг изобрел с десяток крошечных колоритных городков, большинство из которых располагается в Мэне. Самый известный после Касл-Рока - тяготеющий под гнетом древнего проклятия Дерри, где разворачиваются действия «Оно», «Бессонницы» и «11/22/63», но есть и другие: Хэвен («Томминокеры»), Честерс-Милл («Под куполом»), Чемберлен («Кэрри») или Ладлоу («Кладбище домашних животных»). Сам писатель признается, что был вдохновлен вымышленными городами Лавкрафта - Инсмутом, Данвичем, Аркхэмом и Кингспортом.

Критика и теория

Кинг знаменит не только прозой, поэзией и драматургией, но и теоретическими работами, в которых разбирает наследие классиков, анализирует кинематограф и предлагает рецепты творческого успеха. Дебютом в этой области для него стала «Пляска смерти» (1981), книга о жанре ужасов. Отчасти автобиография, она предлагает любопытную типологию кошмаров и в книгах, и в кинематографе, от «Твари из Черной Лагуны» до «Сияния». В 2000-м вышел новый труд, «Как писать книги», ставший бестселлером по всему миру: особенно востребованной была вторая его часть, «Советы начинающим авторам». В частности, он настоятельно рекомендует читать и писать от четырех до шести часов в сутки и сообщает, что для себя установил квоту - не меньше двух тысяч слов за день. Кроме того, ежегодно Кинг радует своих читателей списками - порой спорными, но всегда интересными - лучших книг и фильмов за минувший год. К примеру, в 2013-м он поставил во главу своей десятки «Сына повелителя сирот» Адама Джонсона, добавив к нему «Щегла» Донны Тартт, оба букеровских романа Хилари Мантел - «Волчий зал» и «Внесите тела», а также «Случайную вакансию» Джоан Ролинг. Она, по мнению Кинга, один из самых значительных писателей последних десятилетий: он даже писал ей специальную петицию между публикацией шестого и седьмого томов эпопеи о мальчике-волшебнике с призывом оставить в живых Гарри Поттера.


Лавкрафт

Основоположник современного американского хоррора - и пожизненная ролевая модель для Кинга, при всех расхождениях в стиле, характере и биографии. Сын спятившего коммивояжера Говард Филлипс Лавкрафт был вундеркиндом, визионером и мизантропом. Наследник Эдгара Аллана По, в своих шедевральных повестях и новеллах - «Зов Ктулху», «Хребты безумия», «Дагон» и прочих - он исследовал кошмары, скрытые за фасадом повседневной жизни беззаботных обитателей ХХ века. Почти полное отсутствие чувства юмора, психоло­гической точности и фантазии в сюжетосложении (все эти качества присущи Кингу) - Лавкрафт был мастером в непростом деле создания неведомых миров. Кинг, открывший в новеллах Лавкрафта бездну юнгианских образов, прочитал его в двенадцать лет - по словам самого писателя, в идеальном возрасте для подобной литературы.

Магия

Древнее индейское колдовство в «Кладбище домашних животных», инопланетная зараза в «Томминокерах», их причудливая комбинация в «Оно», традиционные магии вампиров в «Жребии» и вервольфов в «Цикле оборотня», магия самого времени в «Лангольерах». Как ни удивительно, во многих книгах магия все же отсутствует - включая самые волшебные («Куджо», «Мизери», «Долорес Клейборн», «Рита Хейуорт и побег из Шоушенка», «Способный ученик»). В других речь идет о явлениях, которые многие считают естественными, хоть и необъяснимыми: «Кэрри», «Мертвая зона», «Воспламеняющая взглядом». Однако в широком смысле слова Кинг - и его читатель тоже - верит в то, что окружающая вселенная пронизана волшебством, как светлым, так и темным. Умение его видеть, распознавать и, скажем так, использовать - одновременно и дар, и проклятие, от которого изрядно мучаются многие герои кинговских книг. Согласно Кингу, через каждого алкаша, решившего ударить свою несчастную жену, жестокого школьного учителя и хулигана в мире себя проявляет зло, а через каждого внимательного, беспокойного, тонкого человека - возможно, ребенка или близорукого умника из библиотеки, - наоборот, добро. Их конфликт (особенно отчетливо переданный в раннем апокалиптическом эпосе, который так и называется - «Противостояние») нескончаем. Классический пример - путешествие агента добра, стрелка Роланда, к Темной Башне, оккупированной темными же силами.

Мертвецы

Разговаривать с мертвыми - во сне или наяву - обыденное дело для героев кинговских книг; иногда, впрочем, как в новелле «Уилла», они все мертвы с самого начала. Но есть и особенные тексты, полностью посвященные взаимоотношениям с теми, кто ушел из жизни. Это рассказ «Иногда они возвращаются», заслуживший весьма выразительную экранизацию, повесть «Тело» о четырех подростках, отыскавших в лесу труп (как вспоминал сам Кинг, такая история случилась с ним на самом деле - только это был труп собаки, а не человека). В конце концов, кто знает, взялся ли бы Кинг за шариковую ручку, если бы не смерть приятеля, попавшего под поезд на глазах Стивена, когда тому было всего четыре года. С этой же темой, конечно, связано и «Кладбище домашних животных» - возможно, самый страшный и безнадежный роман писателя. Мораль, которую нетрудно вынести из книги, довольно проста: избавиться от тоски по ушедшим близким не удастся ни за что - если только не прибегнуть к помощи индейских демонов, что, возможно, не лучшая идея. Так что пусть мертвые остаются в своих могилах. Подтверждает этот тезис и более поздний роман «Мобильник» - вариация Кинга на тему зомби-апокалипсиса.

Писатели

Любимые герои Стивена Кинга. Иногда просто рассказчики, вспоминающие о детстве («Тело»), или даже непрофессионалы, ведущие дневник («Дьюма-Ки»), чаще - люди, зарабатывающие писательством на жизнь. В «Мизери» (1987) автор сентиментальных бестселлеров Пол Шелдон попадает в автокатастрофу, оказываясь в руках профессиональной медсестры, которая, являясь чокнутой фанаткой его книг, обнаруживает в портфеле кумира рукопись последнего романа ее любимой серии. В «Темной половине» (1989) Тэд Бомонт пытается отделаться от своего псевдонима Джорджа Старка - произведения необузданной фантазии, обретшего самостоятельную жизнь. В «Секретном окне, секретном саду» (1990) Мортон Рейни получает обвинение в плагиате. В «Мешке с костями» (1998) Майк Нунан теряет вдохновение и попадает в дом с привидениями. И это - только некоторые из многочисленных литераторов, графоманов или ­гениев, ­альтер эго разной степени точности, подтверждающие избитый тезис: каждый по-настоящему талантливый писатель всегда пишет о себе.

Сияние

Особенный экстрасенсорный талант, невидимый для других, но ощутимый для тех, кто обладает схожим даром. О нем в романе «Сияние» (1980), одной из основополагающих кинговских книг, пятилетнему Дэнни рассказывает чернокожий великан Дик Халлоран. В той или иной степени «сияют» персонажи большинства романов писателя, от двигающей предметы Кэрри до воспламеняющей взглядом Чарли, от читающего мысли и предвидящего будущее Джонни Смита из «Мертвой зоны» до семерых тинейджеров-изгоев из «Оно», способных видеть скрытое под землей зло и бросающих ему вызов. Как правило, «сияющий» хрупок и уязвим, а потому симпатии автора вместе с читателем - на его стороне. Однако, как показывает «Доктор Сон», дар «сияющих» может быть использован и иначе, например - как пища для энергетических вампиров. Своеобразный абсолют «сияния» - Джон Коффи из «Зеленой мили».


Табита

Жена Стивена Кинга, которой посвящены многие его книги (а специальная благодарность ей есть практически в каждой). Они познакомились в университете в 1966-м и поженились пять лет спустя, сегодня у них трое детей и четверо внуков. Именно она нашла в мусорной корзине рукопись «Кэрри», выброшенную туда Кингом, и настояла, чтобы муж дописал роман и отправил в издательство. С тех пор Табита - первая читательница всех текстов Кинга. Кроме того, с начала 1980-х она пишет сама. Ни один из восьми романов не стал бестселлером, но почти все получили прекрасные рецензии.

Ужас

Традиция предлагает считать Стивена Кинга королем ужаса: фамилия располагает, а сам писатель не возражает. Но будучи непревзойденным виртуозом страшной литературы, даже в отличие от самых благородных представителей жанра - от По до Лавкрафта, - Кинг никогда не старается напугать своих читателей. Более того, его книги часто имеют психотерапевтический эффект, объясняя и анализируя природу распространенных фобий и помогая от них избавляться. Как настоящий американец, Кинг не может жить без катарсиса и финальной победы над злом, которой ознаменовано абсолютное большинство его романов. Из этого правила, правда, есть знаменательные исключения (и большинство подписаны фамилией Бахман).

Темная Башня

Magnum opus Стивена Кинга на сегодняшний день состоит из восьми романов, написанных в промежутке с 1982-го по 2012-й (также в цикл входит многотомная эпопея в комиксах и несколько рассказов). Источники для вдохновения - поэмы Томаса Элиота «Бесплодная земля» и Роберта Браунинга «Чайльд-Роланд дошел до Темной Башни», а также экранный образ Клинта Иствуда в спагетти-вестернах Серджо Леоне и «Волшебник страны Оз» Фрэнка Баума. Стрелок ­Роланд Дискейн, странствующий рыцарь из постапокалиптического будущего, в компании нескольких спутников - наших современников, обитателей Америки ХХ века, - идет по Пустошам к средоточию миров, захваченной силами Тьмы Темной Башне. Цикл Кинга смешивает в свободной пропорции фэнтези, научную фантастику, вестерн, хоррор и сказку. Одни считают «Темную Башню» его шедевром, другие -
самой монументальной неудачей. Так или иначе, сложно организованная
мифология цикла прямо и косвенно повлияла на все, что Кинг писал начиная с середины 1980-х и до сих пор. Например, дети из «Оно» прибегают к помощи хранителя луча - Черепахи, в «Бессоннице» фигурирует демонический Алый Король, а в «Сердцах в Атлантиде» центральный герой пытается спрятаться от его слуг. Да и ретроспективно это правило работает не хуже: в пятую книгу «Темной Башни» вписан отец Каллахан из «Жребия», в четвертой герои попадают в мир, описанный в «Противостоянии». Проще говоря, Темная Башня - центр всей вселенной Стивена Кинга.

Экранизации

По произведениям Кинга поставлено больше ста фильмов - он один из самых экранизируемых писателей в мире, во многом благодаря предпринятому еще в самом начале карьеры шагу: любой выпускник киношколы может снять фильм по любому из его рассказов (но не повести) за символический один доллар. Усмотреть за историей его экранизаций единую тенденцию невозможно. Зато выделить из общего ряда, пожалуй, стоит выразительную «Кэрри» Брайана Де Пальмы (дебютный роман и экранизирован был первым), ненавидимое автором, но великое «Сияние» Стэнли Кубрика, своеобразную «Мертвую зону» Дэвида Кроненберга и леденящего «Способного ученика» Брайана Сингера - фильм, упорно не желающий терять актуальность. При этом лучшими экранизаторами текстов Кинга законно признаются два других режиссера - Роб Райнер («Останься со мной», «Мизери») и Фрэнк Дарабонт («Побег из Шоушенка», «Зеленая миля», «Мгла» и несколько короткометражек): аккуратные и старательные авторы, они умудряются донести до зрителя драйв первоисточников, не расплескав. Существуют в ряду фильмов, поставленных по Кингу, и те, к которым он сам писал сценарий сразу, не по мотивам какой-либо книги. Среди таких - созданный совместно с Ларсом фон Триером сериал «Королевский госпиталь», мистический «Особняк «Красная роза» и страшная сказка «Буря столетия» - вероятно, лучшая из трех.


На сайте журнала появилось два списка книг: первый составили читатели путем голосования на Facebook, а второй – эксперты издания.

Среди членов компетентного жюри – писатели, критики и журналисты, которые оказались единодушными по многим пунктам рейтинга с обычными читателями. Можно заметить, что целых оказались в обоих списках.

«Короткая и удивительная жизнь Оскара Уо» Жуно Диас

(«The Brief Wondrous Life of Oscar Wao» Junot Diaz)

Полуавтобиографический роман 2007 года, написанный американцем доминиканского происхождения Жуно Диасом, повествует о судьбе толстого и глубоко несчастного ребенка,переживающего процесс взросления в Нью-Джерси и безвременно погибающего в ранней юности. Произведение было удостоено Пулитцеровской премии 2008 года. Примечательной особенностью книги можно счесть смешение литературного английского, «спанглиша» (смеси английского и испанского) и уличного сленга латиноамериканцев, обосновавшихся в Америке.

«2666» Роберто Боланьо

«2666» Roberto Bolano

Изданный посмертно роман чилийского писателя Роберто Боланьо (1953-2003). Роман состоит из пяти частей, которые автор по экономическим соображениям собирался опубликовать как пять независимых книг, чтобы таким образом обеспечить жизнь своих детей после его смерти. Тем не менее после его смерти, наследники оценили литературную ценность произведения и решили издать его как один роман.

«Средний пол» Джеффри Евгенидис

«Middlesex» Jeffrey Eugenides

История жизни гермафродита, искренне и откровенно рассказанная от первого лица. Роман, написанный американцем греческого происхождения Джеффри Евгенидисом в Берлине, получил Пулитцеровскую премию 2003 года. Роман представляет собой историю нескольких поколений одной семьи глазами потомка-гермафродита.

«Облачный атлас» Дэвид Митчелл

«Cloud Atlas» David Mitchell

«Облачный атлас» подобен зеркальному лабиринту, в котором перекликаются, наслаиваясь друг на друга, шесть голосов: нотариуса середины девятнадцатого века, возвращающегося в США из Австралии; молодого композитора, вынужденного торговать душой и телом в Европе между мировыми войнами; журналистки в Калифорнии 1970-х, раскрывающей корпоративный заговор; мелкого издателя - нашего современника, умудрившегося сорвать банк на бандитской автобиографии «Удар кастетом» и бегущего от кредиторов; клона-прислуги из предприятия быстрого питания в Корее - стране победившего киберпанка; и гавайского козопаса на закате цивилизации.

«Дорога» Кормак Маккарти

«The Road» Cormac McCarthy

Книга Комрака Маккарти, чьи произведения отличаются жёстким реализмом и здравым взором на нашу, человеческую сущность, без масок, без лицемерия, без какой-либо романтики. Отец с маленьким сыном странствуют по пережившей чудовищную катастрофу стране, отчаянно пытаясь уцелеть и сохранить человеческий облик в постапокалиптическом мире.

«Искупление» Иэн Макьюэн

«Atonement» Ian McEwan

«Искупление» - это поразительная в своей искренности «хроника утраченного времени», которую ведет девочка-подросток, на свой причудливый и по-детски жестокий лад переоценивая и переосмысливая события «взрослой» жизни. Став свидетелем изнасилования, она трактует его по-своему - и приводит в действие цепочку роковых событий, которая аукнется самым неожиданным образом через много-много лет.

«Приключения Кавалера и Клея» Майкл Чабон

«The Amazing Adventures of Kavalier & Clay» Michael Chabon

Два еврейских юноши во время Второй мировой войны становятся королями комикса в Америке. Своим искусством они пытаются бороться с силами зла и с теми, кто держит их близких в рабстве и хочет уничтожить.

«Поправки» Джонатан Франзен

«The Corrections» Jonathan Franzen

Это ироничное и глубокое осмысление извечного конфликта отцов и детей в эпоху бравурного «конца истории», непробиваемой политкорректности и вездесущего Интернета. Следя за грустными и смешными жизненными коллизиями семьи бывшего инженера-путейца Альфреда Ламберта, медленно сходящего с ума, автор выстраивает многофигурный роман о любви, бизнесе, кинематографе,«высокой кухне», головокружительной роскоши Нью-Йорка и даже о беспределе на постсоветском пространстве. Книга объявлена «первым великим романом XXI века».

«Gilead» Marilynne Robinson

Действие романа происходит в 1956-м году в городке Гилеад, штат Айова. Книгу составляют письма, написанные в дневниковой форме 76-летним священником и адресованные его 7-летнему сыну. Соответственно, роман представляет собой ряд непоследовательных сцен, воспоминаний, историй, нравственных советов.

«Белые зубы» Зэди Смит

«White Teeth» Zadie Smith

Один из самых ярких и успешных дебютных романов, появившихся за последние годы в британской литературе. Блестящее комическое повествование, в котором рассказывается о дружбе, любви, войне,землятресении, трех культурах, трех семьях на протяжении трех поколений и одной очень необычной мыши.

«Кафка на пляже» Харуки Мураками

«Kafka on the Shore» Haruki Murakami

В центре произведения - судьба подростка, убежавшего из дома от мрачного пророчества своего отца. На удивительные судьбы героев, жителей Японии второй половины XX века, влияют пророчества,посланцы потустороннего мира и кошки.

«Бегущий за ветром» Халед Хоссейни

«The Kite Runner» Khaled Hosseini

Амира и Хасана разделяла пропасть. Один принадлежал к местной аристократии, другой - к презираемому меньшинству. У одного отец был красив и важен, у другого - хром и жалок. Один был запойным читателем, другой - неграмотным. Заячью губу Хасана видели все, уродливые же шрамы Амира были скрыты глубоко внутри. Но не найти людей ближе, чем эти два мальчика. Их история разворачивается на фоне кабульской идиллии, которая вскоре сменится грозными бурями. Мальчики - словно два бумажных змея, которые подхватила эта буря и разметала в разные стороны. У каждого своя судьба, своя трагедия, но они, как и в детстве, связаны прочнейшими узами.

«Не отпускай меня» Кадзуо Исигуро

«Never Let Me Go» Kazuo Ishiguro

От урожденного японца, выпускника литературного семинара Малькольма Брэдбери, лауреата Букеровской премии за «Остаток дня» - самый поразительный английский роман 2005 года. Тридцатилетняя Кэти вспоминает свое детство в привилегированной школе Хейлшем, полное странных недомолвок, половинчатых откровений и подспудной угрозы. Это роман-притча, это история любви, дружбы и памяти,это предельное овеществление метафоры «служить всей жизнью».

«Аустерлиц» В. Г. Зебальд

«Austerlitz» W.G. Sebald

Жак Аустерлиц, посвятивший свою жизнь изучению устройства крепостей, дворцов и замков, вдруг осознает, что ничего не знает о своей личной истории, кроме того, что в 1941 году его, пятилетнего мальчика, вывезли в Англию. И вот, спустя десятилетия, он мечется по Европе, сидит в архивах и библиотеках, по крупицам возводя внутри себя собственный «музей потерянных вещей», «личную историю катастроф».

«Empire Falls» Richard Russo

Роман Ричарда Руссо, в комедийном ключе повествующий о жизни «синих воротничков» маленького городка Эмпайр-Фоллс, штат Мэн. Главный герой - Майлз Роби, управляющий гриль-баром, который считается самым популярным заведением в этом местечке уже на протяжении 20 лет.

«Runaway» Alice Munro

Сборник рассказов известной канадской писательницы, по которому в Голливуде уже снимают фильмы, а в 2004 году книга получила премию Гиллера.

«The Master» Colm Toibin

Книга ирландского писателя Колма Тобина (Colm Toibin) «Мастер», повествующая о жизни известного романиста и критика XIX века Генри Джеймса заслужила самую крупную в мире литературную премию за художественное произведение на английском языке.

«Половина желтого солнца» Нгози Адичи Чимаманда

«Half a Yellow Sun» Chimamanda Ngozi Adichie

Полный напряженного драматизма роман рассказывает истории нескольких людей, - истории, которые сплелись самым поразительным образом. Читатели назвали роман Адичи «африканским «Бегущим за ветром», а британские критики присудили ему престижнейшую премию «Оранж».

«Необычная Земля» Джумпа Лаири

«Unaccustomed Earth: Stories» Jhumpa Lahiri

«Необычная Земля» - книга американской писательницы индийского происхождения -Джумпы Лаири. В ней непосредственно он а продолжает тему индийских эмигрантов, которую начала также в своей первой книги «Толкователь болезней».

«Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» Сюзанна Кларк

«Jonathan Strange & Mr. Norrell» Susanna Clarke

Магическая Англия эпохи Наполеоновских войн. Англия, в которой волшебники состоят на тайной службе правительства и собственными способами защищают Британскую империю. Но, сражаясь с врагом«обычным» и используя свою Силу как еще одно оружие в войне «людской», волшебники забыли о своем истинном, извечном недруге и противнике - Древнем Народе, помнящем, как он управлял некогда человеческими землями и душами. И теперь, когда магия стала слабеть и иссякать, из глубин запредельной древности возвращаются фэйри, ведомые своей Новой надеждой - подменышем Королем-Вороном.

Кроме указанных выше книг, эксперты внесли в список лучших книг планеты XXI века такие произведения, как «Изведанный мир» Эдварда П. Джонса, «Пасторалия. Разруха в парке гражданской войны» Джорджа Сондерса, «Пора уводить коней» Пера Петтерсона, «Бастион одиночества» Джонатана Летема, сборник рассказов Келли Линк «Все это очень странно», а также не переведенные на русский язык книги «Hateship, Friendship, Courtship, Loveship, Marriage» Alice Munro,«Twilight of the Superheroes: Stories» Deborah Eisenberg, «Mortals» Norman Rush, «Varieties of Disturbance: Stories» Lydia Davis, «American Genius: A Comedy» Lynne Tillman.

Ценители литературы неоднозначно выражаются о творчестве современных русских писателей: одни кажутся им неинтересными, другие - грубыми или безнравственными. Так или иначе, в своих поднимают актуальные проблемы нового столетия, поэтому их любит и с удовольствием читает молодежь.

Направления, жанры и современные писатели

Русские писатели нынешнего века предпочитают разрабатывать новые литературные формы, совершенно непохожие на западные. В последние несколько десятилетий их творчество представлено четырьмя направлениями: постмодернизм, модернизм, реализм и постреализм. Приставка "пост" говорит сама за себя - читатель должен ожидать нечто новое, что последовало на смену старым устоям. В таблице демонстрируются различные направления в литературе нынешнего столетия, а также книги наиболее ярких нн представителей.

Жанры, произведения и современные писатели 21 века России

Постмодернизм

Соц-арт: В. Пелевин - "Омон-Ра", М. Кононов - "Голая пионерка";

Примитивизм: О. Григорьев - "Витамин роста";

Концептуализм: В. Некрасов;

Пост-постмодернизм: О. Шишкин - "Анна Каренина 2"; Е. Водолазкин - "Лавр".

Модернизм

Неофутуризм: В. Соснора - "Флейта и прозаизмы", А. Вознесенский - "Россия воскресе";

Неопримитивизм: Г. Сапгир - "Новое Лианозово", В. Николаев - "Азбука абсурда";

Абсурдизм: Л. Петрушевская - "Опять 25", С. Шуляк - "Следствие".

Реализм

Современный политический роман: А. Звягинцев - "Естественный отбор", А. Волос - "Камикадзе";

Сатирическая проза: М. Жванецкий - "Испытание деньгами", Е. Гришковец;

Эротическая проза: Н. Клемантович - "Дорога в Рим", Э. Лимонов - "Смерть в Венеции";

Социально-психологическая драма и комедия: Л. Разумовская - "Страсти на подмосковной даче", Л. Улицкая - "Русское варенье";

Метафизический реализм: Е. Шварц - "Дикопись последнего времени", А. Ким - "Онлирия";

Метафизический идеализм: Ю. Мамлеев - "Россия вечная", К. Кедров - "Inside out".

Постреализм

Женская проза: Л. Улицкая, Т. Саломатина, Д. Рубина;

Новая военная проза: В. Маканин - "Асан", З. Прилепин, Р. Сенчин;

Молодежная проза: С. Минаев, И. Иванов - "Географ глобус пропил";

Проза non-fiction: С. Шаргунов.

Новые идеи Сергея Минаева

"Духлесс. Повесть о ненастоящем человеке" - книга с необычным замыслом, который раньше не затрагивали в своем творчестве современные писатели 21 века России. Это дебютный роман Сергея Минаева о нравственных изъянах общества, в котором царят разврат и хаос. Автор использует брань и нецензурную лексику для передачи характера главного героя, что ничуть не смущает читателей. Топ-менеджер крупной фирмы по производству консервов оказывается жертвой аферистов: ему предлагают вложить крупную сумму в строительство казино, но вскоре обманывают и оставляют ни с чем.

"The телки. Повесть о ненастоящей любви" рассказывает о том, как сложно в безнравственном обществе сохранять человеческое лицо. Андрею Миркину 27 лет, однако он не собирается жениться и вместо этого заводит роман с двумя девушками одновременно. Позже он узнает, что одна ждет от него ребенка, а другая оказывается ВИЧ-инфицированной. Миркину чужда спокойная жизнь, и он постоянно ищет приключений в ночных клубах и барах, что не доводит до добра.

Популярные и критики не жалуют Минаева в своих кругах: будучи малограмотным, он добился успеха в кратчайшие сроки и заставил россиян восхищаться своими произведениями. Автор признается, что его поклонниками являются преимущественно зрители реалити-шоу "Дом-2".

Чеховские традиции в творчестве Улицкой

Герои пьесы "Русское варенье" живут на старой подмосковной даче, которой вот-вот придет конец: канализация неисправна, доски на полу давно сгнили, электричество не проведено. Их жизнь - настоящий "гвоздец", однако хозяева гордятся наследством и не собираются перебираться в более благоприятное место. Они имеют постоянный доход от продажи варенья, в которое попадают то мыши, то иная гадость. Современные писатели русской литературы часто заимствуют идеи своих предшественников. Так, Улицкая соблюдает чеховские приемы в пьесе: диалог героев не складывается из-за их желания перекричать друг друга, а на фоне этого слышится треск прогнившего пола или звуки из канализации. В финале драмы они вынуждены покинуть дачу, поскольку землю выкупают для строительства Диснейленда.

Особенности рассказов Виктора Пелевина

Писатели России 21 века нередко обращаются к традициям своих предшественников и используют прием интертекста. В повествование умышленно вводятся имена и детали, которые перекликаются с произведениями классиков. Интертекстуальность прослеживается в рассказе Виктора Пелевина "Ника". Читатель чувствует влияние Бунина и Набокова с самого начала, когда автор использует в повествовании фразу "легкое дыхание". Рассказчик цитирует и упоминает Набокова, который мастерски описывал красоту девичьего тела в романе "Лолита". Пелевин заимствует манеры предшественников, но открывает новый "прием обмана". Только под конец можно догадаться, что гибкая и изящная Ника на самом деле является кошкой. У Пелевина блестяще получается обмануть читателя и в рассказе "Зигмунд в кафе", где главный герой оказывается попугаем. Автор загоняет нас в ловушку, но от этого мы получаем больше удовольствия.

Реализм Юрия Буйды

Многие современные писатели 21 века России родились через десятки лет после окончания войны, поэтому их творчество ориентировано преимущественно на Юрий Буйда появился на свет в 1954 году и вырос в Калининградской области - территории, ранее принадлежавшей Германии, что отразилось на названии цикла его рассказов.

"Прусская невеста" - натуралистские зарисовки о тяжелом послевоенном времени. Молодой читатель видит реальность, о которой ранее ему не приходилось слышать. Рассказ "Рита Шмидт Кто Угодно" повествует об истории осиротевшей девочки, воспитывающейся в жутких условиях. Бедняжке заявляют: "Ты дочь Антихриста. Ты должна пострадать. Ты должна искупить". Страшный приговор вынесен за то, что в жилах Риты течет немецкая кровь, но она выносит издевательства и продолжает оставаться сильной.

Романы про Эраста Фандорина

Борис Акунин пишет книги не так, как прочие современные писатели 21 века России. Автора интересует культура двух прошлых столетий, поэтому действие романов об Эрасте Фандорине происходит с середины 19 века до начала 20-го. Главный герой - благородный аристократ, ведущий расследования по самым громким преступлениям. За доблесть и отвагу его награждают шестью орденами, однако он ненадолго задерживается на государственной должности: после конфликта с московскими властями Фандорин предпочитает работать в одиночку со своим верным камердинером - японцем Масой. В жанре детектива пишут немногие зарубежные современные писатели; русские писатели, в частности Донцова и Акунин, завоевывают сердца читателей криминальными историями, поэтому их произведения еще долго будут актуальны.

Предлагаем подборку двадцати художественных произведений начала нового столетия, с которыми в обязательном порядке стоит познакомиться каждому образованному человеку.

Понять, каковы наиболее значимые книги первых десятилетий XXI века - задача сложная и, быть можем, в каком-то смысле непосильная. За границами любых рейтингов всегда останутся произведения, которые по каким-то причинам в них не попали. Формирование литературного канона той или иной эпохи - процесс сложный, требующий шлифовки временем. Наш топ-20 тоже в чем-то несовершенен. Хотя бы потому что числом «20» его не ограничить. Из года в год этот список продолжает пополняться: новые произведения корректируют его, изменяют. Мы, например, понимаем, что в представленной подборке обязательно должны быть и , о которых мы рассказывали вам раньше. Некоторых важных авторов современности и их работы мы намеренно опустили, чтобы рассказать о них в наших последующих материалах. Сегодня мы остановимся лишь на некоторых романах, сборниках рассказов и стихов, пьесах, которые позволят хотя бы легонечко обрисовать контуры актуального литературного процесса в глобальном масштабе, лишь отчасти отразить сложное и постоянно изменчивое лицо современности. Мы опирались в подборе материалов на комментарии критиков и литературоведов, шорт-листы известных премий, публикации в авторитетных литературных журналов. Составляя эту подборку, мы решили не выстраивать иерархию рейтинга, определяя какие произведения более значимы, а какие менее, а ограничиться хронологическим порядком их выхода в свет.

1. «Поправки» Джонатана Франзена (The Corrections, 2001)

Ранее мы уже рассказывали вам о Джонатане Франзене и его последнем романе «Безгрешность», однако именно «Поправки» остаются главной визитной карточкой писателя и одним из наиболее крупных литературных событий наших дней. «Поправки» не раз называли «лучшим романом начала XXI века», и на это у критиков и литературоведов есть все основания. Сегодня Франзен явно метит в статусы романиста номер один. «Поправки» -масштабное исследование процессов, происходящих с институтом семьи. В центре повествования - история семейства Ламбертов, за которым мы наблюдаем в течении нескольких десятилетий. Внутренние миры персонажей в романе настолько вывернуты наизнанку, что Франзена можно смело назвать главным знатоком психологии в современной литературе. Писатель рисует жизнь без всяких прикрас. Его книга токсична, срывает все покровы и иллюзии. Уровень литературного мастерства достигает здесь кульминации. Через исследование семьи Ламбертов ставятся диагнозы современному обществу, нащупаны и определены его болевые точки. Обязательно украсьте свои домашние библиотеки «Поправками», чтобы читать и перечитывать их. Это стоит делать, так как редко кто настолько приблизился к знанию человеческой природы и психологии, как Франзен в своей прославленной работе.

2. «Аустерлиц» Винфрида Георга Зебальда (Austerlitz, 2001)

«Аустерлиц» Зебальда тоже находится в числе самых заметных книг начала столетия. Важнейшее, быть может, явление современной немецкой литературы. Погибший в автомобильный катастрофе спустя несколько месяцев после выхода «Аустерлица», Зебальд по сей день остается один из кумиров европейских интеллектуалов. Его самый прославленный роман состоит из разговоров рассказчика с неким Жаком Аустерлицем. Постепенно из них выстраивается картина его трагического прошлого. Темы памяти и беспамятства оказываются под объективом писателя. Критики не устают сравнивать «Аустерлиц» Зебальда с прозой В.Набокова и М.Пруста. Безусловно, обязательная к прочтению вещь, хоть и непростая, а местами очень тяжеловесная. Ознакомиться с ней стоит всеми, кому интересна проблема исторической памяти и осмысления травм ХХ века. Также в ней можно найти блестящие наблюдения в области архитектуры.

3. «Искупление» Иэна Макьюэна (Atonement, 2001)

«Искупление» признано лучшим романом в творчестве британца Иэна Макьюэна, писателя, который совместно с Дж.Барнсом, К.Исигуро и М.Эмисом претендует на статус главного лица современной английской литературы. Стиль «Искупления» отточен и прозрачен, удивительно легок и выверен. Макьюэн разворачивает повествование в нескольких временах, рисуя путь искупления писательницы Брайони, которая когда-то в юности оговорила невинного человека. Это умная, с мастерством исполненная и интригующая сюжетно вещь обязательно подарит читателю ни один увлекательный вечер.

4. «Дом листьев» Марка Данилевского (House of Leaves, 2001)

Пожалуй, одна из самых замысловатых книг не только начала XXI века, но за всю историю литературы. Кто-то назовет этот роман смелым шедевром, кто-то - литературным хулиганством. «Дом листьев» - чистый эксперимент, попытка сделать шрифты и графическую организацию текста немаловажным стилистическим приемом. Например, описывая белый экран телевизора, писатель попросту вставляет разрывает текст пустой страницей. Он то заставляет буквы скакать вертикально, то ужимает их, когда следует ускорить темп движения сюжета. Некоторые фрагменты нужно даже читать при помощи зеркала. Начинается «Дом листьев» в лучших традициях классических хорроров: главный герой, фотограф и кинорежиссер Уилл Нэвидсон, переезжает в новый дом и расставляет повсюду камеры, чтобы снять документальный фильм о жизни своей семьи. Естественно, очень быстро начинает твориться нечто странное и страшное: в доме появляются новые двери, ведущие в помещения и комнаты, которых раньше не было. Оставаясь снаружи зрительно неизменяющимся, дом постоянно разрастается внутри. Наконец, в нем возникает жуткий коридор, темнота которого уводит в саму пустоту. Затем мы узнаем, что все происходящее было заснято на камеры, и теперь некий киновед Зампано пишет к пленке комментарий, его комментарий комментирует целая свора редакторов. В результате сам роман уподобляется дому Нэвидсона, который постоянно растет, расширяется, обрастает новыми сюжетами, превращающими его в подобие матрешки. Грань между читателем и героем стирается: читающий книгу также бродит в расширяющемся лабиринте сюжетов, как бродит в своем страшном доме Уилл Нэвидсон.

«Дом листьев» нужно обязательно прочесть, поскольку это без преувеличение уникальное событие в истории литературы. Ничего похожего ни по сюжету, ни по форме вы не найдете, а впечатления от прочитанного мало с чем сравнимы. Вы обязательно попадете в реальность романа Данилевского, станете его героем и будете разгадывать его загадки, то подставляя зеркало перед текстом, чтобы узнать новую тайну, то мучительно продираясь через эксперименты со шрифтами.

5. «Пасторалия» Джорджа Сондерса (Pastoralia, 2001)

«Пасторалия» Джорджа Сондерса - это добротный сборник рассказов, зарисовки жизни современного общества, насквозь пронизанные сарказмом, сатирой и язвительной иронией. Сондерс – в каком-то смысле новый Ивлин Во. Его рассказы всегда очень смешные, но при этом ловко играют на переплетении трагедийности и комедийности, расслабляют юмором, а затем внезапно причиняют читателю боль. Писатель ловко маневрирует между противоположными читательскими эмоциями, всегда точен и интересен в деталях. С Сондерсом нужно познакомиться, чтобы понять, на что способен современный рассказ и увидеть, что границ между трагическим и комическим практически не существует.

6. «Средний пол» Джеффри Евгенидиса (Middlesex, 2002)

Нашумевшая в свое время вещь, оригинально разрабатывающая каноны семейной саги. Евгенидис рассказывает в своем magnum opus о судьбе нескольких поколений семьи греческих иммигрантов, которую отслеживает на фоне исторических событий ХХ века. Откровенно и без обиняков здесь поведана история жизни главного героя, гермафродита, родившегося как с мужскими, так и с женскими с половыми признаками. Семейная сага и внутренний мир главного персонажа постоянно пересекаются. Читатель пытается отыскать причины генетического заболевания рассказчика в истории его предков. Мужская и женская ипостаси повествования постоянно чередуются, перекрещиваются. Человеческая природа исследуется отстраненно и педантично. Роман отмечен Пулитцеровской премией и включен в множество списков важнейших произведений современной литературы. Его стоит прочесть всем любителям жанра семейных саг, поскольку это одна из лучших работ в своем жанре. А «экзотичность» главного героя пусть не отпугивает потенциального читателя: от вопросов гендерной идентичности в современном искусстве никуда не убежать. В начале XXI века они отчего-то особенно мучают человечество.

7. «Маленький друг» Донны Тартт (The Little Friend, 2002)

Донна Тартт, как и Франзен, стоит у истоков Большого американского романа, но в большей степени, чем ее именитый коллега, заигрывает с литературой жанровой. Некоторых это раздражает, но Тартт читают и обсуждают, ее романы вызывают полемику и неистовый интерес. Что очень важно для рядового читателя, они легки для восприятия и обращены к его мировоззрению. Тартт пытается увести современную литературу от сложности, преодолеть разрыв профессиональной художественной словесности с массовым читателем. Зебальда, например, осилит не каждый, но Тартт будет интересна и доступна самой широкой аудитории. «Маленький друг», одна из ее важных книг, вращается вокруг околодетективного сюжета, начинается с того, что девятилетнего мальчика находят повешенным в доме его родителей. В центре фабулы оказывается его сестра, Гарриет, книжный ребенок со своими страхами и проблемами. В результате «Маленький друг» оказывается тугим клубком сюжетных линий и лейтмотивов. Тартт можно любить и не очень, ругать ее писательскую манеру, но читать ее безусловно стоит. «Маленький друг» - увлекательная книга, от которой буквально не оторваться. Все любители «Твин Пикса» оценят саспенс романа, его атмосферу маленького сонного городка, наполненного загадками.

8. «2666» Роберто Боланьо (2003)

Роман чилийского писателя Роберто Боланьо «2666» - прихотливо организованная книга, состоящая, в сущности, из пяти самостоятельных книг, переплетающих судьбы людей нескольких национальностей и живущих в разных уголках мира: чилийского профессора философии, нью-йоркского журналиста, немецкого писателя, нескольких преподавателей литературы из Франции, Испании, Италии, Великобритании. В итоге выходит книга-пазл, книга-головоломка. Еще одно экзотическое блюдо на вашем литературном пиршестве, которое рекомендовано к прочтению всем любителям необычного и нового в искусстве. Прочитать «2666» будет непросто, но попытаться обязательно стоит. Это действительно важное событие в истории литературы. На русском, к сожалению, «2666» пока не издан. Чтобы прочесть его, придется записаться на курсы испанского языка.

9. «Пора уводить коней» Пера Петтерсона (Ut og stjæle hester, 2003)

Один из самых известных норвежских романов последнего времени представляет собой рассказ главного героя о прожитой жизни: воспоминания о детстве и юности чередуются с повествованием о любви его родителей во времена Второй мировой. Медленно вырисовывается картина пасторальной, сельской жизни норвежской глубинки. Неспешное повествование, красивый, обволакивающий язык, приятное послевкусие - все это вам предложит Пер Петтерсон и его роман «Пора уводить коней», который хорош своей атмосферой и владением писателя словом.

10. «Облачный атлас» Дэвида Митчелла (Cloud Atlas, 2004)

Об «Облачном атласе» вы непременно слышали, и даже если не успели прочесть, однозначно видели экранизацию. «Облачный атлас» Митчелла - яркое событий в истории английского постмодернизма, энциклопедия форм, жанров и стилей современной литературы. Именно поэтому его стоит прочесть: здесь, пожалуй, сошлась вся история литературы, языка, человечества. Писатель воплотил в своем романе идею немецкого философа Фридриха Ницше о «вечном возвращении», создал на ее основе целое мироздание. Согласно Ницше, всякое событие повторяется в вечности бесконечное количество раз. Так, спустя множество лет новый человек переживет все то, что до него уже кем-то переживалось, ему в голову придут те же мысли, которые уже приходили в голову его предков, да и в целом он будет во всем похож на кого-то, кто уже до него существовал. Реализуя эту идею, Митчелл создал шесть историй людей, живших в разных временах, от прошлого через настоящее к будущему. Через «Облачный атлас» рисует хронику развития человеческой цивилизации, существующей по законам «вечного возвращения», повторяющей одни и те же мотивы вечно, но в разных вариациях, блуждающей от заката к рассвету и наоборот. Как и «2666» Боланьо, «Облачный атлас» - сразу несколько книг, воплощающих один и тот же мотив в канонах различных литературных жанров. Плутовской роман сменяется приключенческим, триллер комедией, антиутопия постапокалипсисом. Каждая из частей книги исполнена в новой форме: то в качестве дневника, то в виде писем, то посредством интервью. Осваивая разные стили, жанры и формы, писатель прослеживает и историю английского языка, от его устаревших форм до новейшего словообразования. В последней части он занимается конструированием уже нового языка на основе английского, на котором говорит впавшее в архаику человечество будущего. Здесь же реализуется ключевая для постмодернизма идея слияния «элитарных» и «массовых» начал культуры. Митчелл объединяет «верх» и «низ», подавая интеллектуальное произведение в занимательных жанрах беллетристики. В то же время он применяет такие новейшие техники литературного письма, как метапроза и гипертекст. Обращение к метапрозе заключается в том, что реальность романа выстроена крайне прихотливо. «Облачный атлас» - это рассказ пастуха на умирающей Земле, который смотрит голограмму с интервью легендарной личности прошлого, которая смотрит фильм о писателе-авантюристе, который читает сценарий криминального триллера о расследовании журналистки, которая читает письма незаслуженно забытого гениального композитора, который читает дневник путешествующего нотариуса… Реальность каждый раз ставится под сомнение и существует лишь в сознании воспринимающего. Использование принципов гипертекста приводит к созданию нелинейного текста, который можно читать разными способами. Можно прочесть обычным способ, «от корки до корки», с разрывом историй на две части. Можно читать начало и конец каждой истории, собирая две части в одну, а затем только переходить к следующему эпизоду. И можно произвольно выбрать какой-либо момент, а от него, по гиперссылке, перейти к историям других персонажей.

11. «Беглянка» Элис Манро (Runaway, 2004)

В 2013 году Элис Манро получила Нобелевскую премию по литературе с формулировкой «мастеру современного рассказа». И правда, сегодня никто не работает в малой форме лучше нее. Поэтому к прочтению она тоже рекомендована. Манро отличает редкое умение рассказывать вроде бы банальные сюжеты так, что за их фасадом открываются глубины, до которых прорвется лишь очень внимательный и чуткий читатель. Писатель владеет тонкой манерой обрисовки героев, строит свои рассказы сплошь на нюансах и оттенках. Никаких резких движений, только самые легкие прикосновения кисти. Отказавшись от линейного повествования, смешивая прошлое с настоящим и с будущим, писатель создает не литературу, подобную музыке. Рассказы у Манро осенние, северные, подобные климату ее родной Канады. Они захватывают читателя и несут в потоке мыслей, образов, чувств. Здесь нет напряженных интриг, это истории-настроения, исполненные виртуозно и со вкусом. Читая Манро, словно лежишь на дне лодки, которую ветер несет по водам озера, и ты уносим тоже – в сероватую, неспокойную даль. Одна-две детали в финале, и вот уже сюжет перевернут с ног на голову, а внутри свербит.

12. «Таинственное пламя царицы Лоаны» Умберто Эко (La misteriosa fiamma della regina Loana, 2004)

Этот роман великого итальянца, изменившего когда-то ход развития литературы своим «Именем Розы», - быть может, самый оригинальный из написанных им, но вместе с тем и один из наиболее сложных. «Таинственное пламя царицы Лоаны» - попытка ответить, что есть литература сегодня, где ее границы и какие новые формы она может принять. Жанр своей работы Эко опеределил как «иллюстрированный роман»: графическая его часть вспутает здесь в прямой диалог с текстовой. Иллюстрации, постепенно вторгающиеся в текст, сначала фрагментарны, но ближе к концу все настойчивее и настойчивее его дополняют. В финале целые страницы будут отданы исключитель визуальной составляющей. Действительно, литература совершенного нового толка. Сюжетно «Таинственное пламя» рассказывает о человеке, который потерял память в результате инсульта. Он совершенно забыл свою жизнь, но помнит все прочтенное и виденное. Теперь его главная задача – попытаться вернуть утраченные воспоминания.

13. «Не отпускай меня» Кадзуо Исигуро (Never Let Me Go, 2005)

Имя Кадзуо Исигуро, британского писателя японского происхождения, - в числе лучших современных прозаиков, которых всегда читать интересно, полезно для ума и души. «Не отпускай меня» - видное литературное событие, отмеченное включением во всевозможные списки книг, обязательных к прочтению. Исигуро здесь ловко играет с канвой научной фантастики, однако выстраивает в итоге скорее притчу. Ее герои – клоны, созданные и выращенные, чтобы стать донорами органов. А больше о сюжете рассказывать ничего нельзя. Принимайтесь за чтение и открывайте для себя мощь актуальной британской литературы.

14. «Половина желтого солнца» Нгози Адичи Чимаманды (Half of a Yellow Sun, 2006)

Сокровище для тех, кто хочет познакомиться с африканской литературой. Роман нигерийской писательницы Нгози Адичи Чимаманды рассказывает о гражданской войне в ее стране, прослеживает судьбы нескольких людей на фоне исторических катаклизмом: представительницы привелигированного нигерийского класса Оланны, деревенского мальчишки Угву, молодого англичанина Ричарда, приехавшего под жестокое солнце Африки писать книгу. Всем им придется пройти испытание временем, чтобы иначе взглянуть на себя и на окружающую действительность. Поразительное по силе и мощи полотно, поднявшее завесу над литературой целого континента.

15. «Короткая фантастическая жизнь Оскара Вау» Джуно Диаса (The Brief, Wondrous Life of Oscar Wao, 2007)

Тоже одно из знаковых произведений современной литературы, которое периодически мелькает в списке главных книг начала века. Часто «Короткую фантастическую жизнь» лаконично называют «лучшим романом ХХI века», отбирая пальму первенства у «Поправок». Работа Диаса получила Пулитцеровскую премию, премию Джона Сарджента, Национальнную Премию критиков, вошла в шорт-лист Дублинской премии. Написана она на замысловатой смеси английского и испанского языка, так называемом спанглише, соединяет латиноамериканскую и американскую культурные традиции. Писатель рассказывает здесь о жизни полного мальчика Оскара де Леона, который живет в гетто в Нью-Джерси и помешан на комиксах и фантастике. Он одновременно нелеп и трагичен. Мы наблюдаем за историей его семьи, узнаем о жизни в Доминиканской республике эпохи Трухильо. Прозу Диаса нередко сравнивают с «магическим реализмом» Гарсиа Маркеса. Она поражает неудержимой фантазией и оттенена юмором, но вместе с тем полна печали и боли. «Короткая фантастическая жизнь» действительно необычна, хороша и безмерно трогательна.

16. «Похождения скверной девчонки» Марио Варгас Льосы (Travesuras de la niña mala, 2006)

«Похождения скверной девчонки» перуанского писателя с мировым именем Марио Варгас Льосы - одно из лучших произведений в современной литературе, затрагивающих тему любовных отношений. Действие разворачивается на разных континентах, бросая читателя из элитного района Лимы Мирафлореса в Париж, Токио, Лондон, растягивается на несколько десятилетий, чтобы рассказать историю двоих, один из которых любит, а другой позволяет любить. Перед читателем тянется долгая-долгая жизнь с чередой расставаний, пощечин, прощений. А как итог – умирать приходят к тем, кого столько раз бросали. Но обычной любовной истории ожидать от Льосы было бы слишком банально: здесь встает другой, подтекстовый вопрос о выборе жизненного пути между пассивной безамбициозностью и активным авантюризмом. Героини книги воплощают две крайние позиции существования. Он, «пай-мальчик» – скромный переводчик, чья главная мечта – жить тихим, непримечательным образом в Париже. Она, «скверная девчонка», готова менять имена и биографии, лицемерить, переезжать из страны в страну и с континента на континент. Жизнь в четырех стенах свела бы ее с ума. А в итоге? В итоге любой путь рассыпается прахом. Жизнь утекает, сочится сквозь пальцы. Несколько сотен страниц вбирают от 50-х годов ХХ века до 90-х, рисуют самую обычную жизнь, где живут от работы к работе, радость находят в просмотрах фильмов и в прочтении книг. А любовь? Любовь – бремя мира. Спасение мира. Проблески смысла. И – рабство, болезнь, мазохизм.

17. «Август: графство Осейдж» Трейси Леттса (August: Osage County, 2007)

«Август» Трейси Леттса, награжденный в свое время Пулитцеровской премией и блистательно экранизированный затем в Голливуде, называют первой великой пьесой из написанных в ХХI веке и лучшим театральным произведением 2000-х. Леттс наследует в своей работе лучшим традициям психологической драмы. По жанру это трагикомедия, компактно умещающая в небольшом объеме семейную сагу, один из самых популярных жанров современной литературы. Снова копание в истории одной семьи, снова отчуждение, ссоры, крики и такие разные судьбы, соединенные паутиной уз крови. Трейси Леттсу удалось в его знаменитой пьесе создать универсальное зеркало, в котором увидит собственное отражение не одно семейство.

18. «Музей невинности» Орхана Памука (Masumiyet Müzesi, 2008)

Действие романов турецкого лауреата Нобелевской премии Орхана Памука почти всегда разворачивается в Стамбуле, который одновременно предстает и великолепным миражом, вставшим из тьмы веков, и городом, соединивший в себе эхо Запада и Востока, помноживших их на многоголосие своих базаров и площадей. «Музей невинности» тоже приглашает читателя в зачарованный город на Босфоре, рассказывает пронзительную историю любви главного героя к своей дальней родственнице, о тех «музеях», которые создает человеческая память в попытках сохранить те или иные мгновения, черты внешности, интонации голоса. «Музей невинности» подарил Стамбулу не только еще один миф, но и вплел в узор его улиц настоящий музей, созданный «по мотивам» романа. Всем влюбленным в Стамбул и его атмосферу роман настоятельно рекомендован.

19. «Здесь» Виславы Шимборской (Tutaj, 2009)

Современная поэзия, к сожалению, претерпевает кризис. Она есть, но читатель от нее практически оторван и на прилавках книжных ее не найти. Попробуйте поискать издания лучших поэтов рубежа ХХ- XXI веков, будь то Дерек Уолкотт, Тумас Транстрёмер, Луиза Глюк или Вислава Шимборская. Найти их будет непросто.

Вислава Шимборская - яркий новатор, прокладывающий новые тропы в становлении современной поэзии. Ее верлибры особенные. По тематике. По богатству тем. Они непременно влюбляются в себя и, что очень важно, меняют восприятие реальности, а именно это - основной показатель настоящей поэзии как явления литературы. Эксперименты Шимборской вполне классичны, чтобы стать хрестоматийны, но вместе с тем взрывают поэзию изнутри. Одно свое стихотворение, например, автор строит по принципу метеорологического прогноза, но этот, на первый взгляд, утилитарный текст наполняет таким философским содержанием, что его первоначальные смыслы и назначения переходят в план метафизики.

Виславу Шимборскую просто необходимо читать, чтобы понять, каковы возможности современной поэзии. Поэт показывает ее во всей силе и красе.

20. «Детство Иисуса» Джона М. Кутзее (The Childhood of Jesus, 2013)

Последний роман одного из столпов современной литературы Джона М. Кутзее. Роман-аллегория, роман-загадка и роман-притча, наполненный стольким количеством символов, что читателю предстоит увлекательная и непростая работа по расшифровке предложенного ребуса. Главные персонажи книги, мужчина Симон и мальчик Давид, прибывают в вымышленный город под названием Новилла. Откуда они пришли и зачем? Где находится на карте Новилла? Как ассимилироваться эмигрантам в чужой стране? А главное, причем тут Иисус? На эти и другие вопросы читателю придется искать ответы самому. Впрочем, не обольщайтесь: разгадать этот граненый до совершенства кубик Рубика до конца практически невозможно, но тем новый роман Кутзее и прекрасен. Книга наполнена многочисленными философскими вопросами и аллюзиями к мировой культуре, претендует едва ли не стать веским словом в истории жанра литературной параболы. Рекомендована к прочтению всем мыслящим людям и попросту ценителям хорошей литературы.

10 главных писателей современной России

Когда речь заходит о современной литературе, читатель зачастую формирует свой круг чтения, опираясь на существующие рейтинги. Но в каждой нише книжного рынка есть свои лидеры, и ни один из них не является абсолютным литературным авторитетом. Мы решили провести своего рода чемпионат России среди литераторов. Из 50 разных писателей — от авторов бестселлеров до любимцев интеллектуальной критики — путем сложных подсчетов мы выявили 10 чемпионов. Это писатели, транслирующие те идеологии, которые востребованы большинством читателей и потому важны сегодня для всей страны

1 место

Виктор Пелевин

За что получил
За кропотливую и последовательную расшифровку настоящего и объяснение жизни новой России через абсурд и метафизику.

Как он это делает
Начиная с первых рассказов, опубликованных еще в конце 1980−х, Пелевин занимается одним и тем же: просвечивает современное ему общество рентгеном, выявляя «истинную» подоплеку любых событий новейшей истории России.

Он как бы предлагает нам другую Россию — метафизическую, магическую, абсурдную империю, в которой «оборотни в погонах» превращаются в настоящих людей-волков («Священная книга оборотня»), курсантам в летном училище имени Маресьева ампутируют ноги («Омон Ра»), вместо реальных политиков страной управляют пиарщики через цифровых персонажей из телевизора («Generation “П”»), а нефть появляется оттого, что череп пестрой коровы плачет настоящими слезами над горькой долей российских силовиков («Священная книга оборотня»). При этом портрет России в исполнении Пелевина почти всегда фотографически точен: в «Чапаеве и Пустоте» (1996) он дал срез 90−х с их «новыми русскими» и китчевой модой на восточную эзотерику, в «Generation “П”» (1999) предсказал грядущее царство пиара и мучительные поиски национальной идеи, которыми мы занялись в 2000−х.

Пелевин — самый востребованный писатель нашей страны, в которой по-прежнему силен конспирологический дух и многие уверены, что власти от них все скрывают, но что именно и как, никто точно не знает.

Баллы

  • Премии — 3 («Национальный бестселлер», 2004 год, «ДПП NN» — 300 тыс. рублей).
  • Признание экспертов — 5 (важность Пелевина для современной культуры признают даже его последовательные критики).
  • Тиражи — 5 (с середины нулевых стартовый тираж его новых книг — около 200 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 5 (коллективное безумие вокруг Пелевина существует уже лет 15, в 1999 году в Москве даже прошел слет его фанатов).
  • Публичность — 3 (игнорирует прессу, дает одно-два интервью в год, но все равно является одним из ключевых культурных ньюсмейкеров).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильм «Generation “П”» выходит на экраны в феврале 2010 года).
  • Репутация — 5 (его политических воззрений не знает никто; люди самых разных взглядов находят в его прозе подтверждения своим гипотезам и догадкам).
  • Итого 31

2 место

Людмила Улицкая

За что получила
За утверждение той простой истины, что современный человек по сути не так уж и плох.

Как она это делает
Улицкую больше всего интересуют люди. В этом смысле она уникальна. В центре ее внимания не мода, не актуальная политика, не сюрпризы истории, а именно люди, наши современники с их недостатками, достоинствами, грехами, талантами, верой и неверием. К своим героям она испытывает искреннее сочувствие — примерно так, как главный герой романа «Искренне ваш Шурик» испытывает сочувствие ко всем женщинам на своем пути.

Вплоть до 2006 года Улицкая описывала простых, местами даже среднестатистических людей, показывая разные грани их характеров. А потом из того же материала создала «сверхчеловека» — переводчика Даниэля Штайна из одноименного романа, который целью своей жизни поставил ни много ни мало примирение разных наций и религий.

Баллы

  • Премии — 5 («Русский Букер», 2001 год, «Казус Кукоцкого» — 300 тыс. рублей; «Большая книга», 2007 год, «Даниэль Штайн, переводчик» — 3 млн рублей).
  • Признание экспертов — 5 (Улицкую любят критики самой разной направленности).
  • Тиражи — 5 («Даниэль Штайн, переводчик» — более 400 тыс. экзем-пляров).
  • Наличие фанатов — 1 (романы Улицкой, как правило, о слишком интимных переживаниях, поэтому ее поклонники обычно помалкивают и скрывают свои чувства).
  • Публичность — 3 (не любит публичности, хотя периодически дает интервью).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильм «Казус Кукоцкого» (2005) по одноименной книге).
  • Репутация — 5 (выбранная Улицкой человеческая тема оказывается универсальным ключом к сердцам самых разных читателей всех возрастных групп и подчас противоположных взглядов).
  • Итого 29

3 место

Леонид Юзефович

За что получил
За объяснение нашего настоящего через прошлое и нашего прошлого через настоящее.

Как он это делает
Юзефович сочиняет исторические триллеры, причем в реальной истории находит сюжеты более богатые и интересные, чем любая выдумка. У него в книгах фигурирует заговор эсперантистов на Урале во времена Гражданской войны; монгольский князь, пытающийся продать душу дьяволу; русский самозванец, скитающийся по Европе в XVII веке. Все это — гибрид исторической реальности и мифов, который всякий раз оказывается актуальным и помогает читателю разобраться в событиях сегодняшнего времени. Юзефович нигде не утверждает, что история циклична, но при этом, например, Смутное время из его романа «Журавли и карлики» поразительно напоминает российские 90−е, а проблемы полиции в Российской империи конца XIX века очень похожи на те, что решают «менты» в наши дни. Оказывается, все это мы уже проходили, но выводов так и не сделали.

Баллы

  • Премии — 5 («Национальный бестселлер», 2001 год, «Князь ветра» — 300 тыс. рублей; «Большая книга», 2009 год, «Журавли и карлики» — 3 млн рублей).
  • Признание экспертов — 5 (единодушное одобрение почти всех критиков).
  • Тиражи — 3 (меньше 100 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 1 (фанатского движения как такового книги Юзефовича не породили; он требует от читателя думать и анализировать факты, а к этому массовая аудитория не всегда готова).
  • Публичность — 3 (в публичные персонажи не рвется, но с прессой общается).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильм «Сыщик Петербургской полиции» (1991) по повести «Ситуация на Балканах»; сериал «Казароза» (2005) по роману «Клуб “Эсперо”»; сериал «Сыщик Путилин» (2007) по романам «Костюм Арлекина», «Дом свиданий», «Князь ветра»).
  • Репутация — 5 (вызывает уважение в разных политических лагерях — осторожностью и обдуманностью высказываний).
  • Итого 27

4 место

Владимир Маканин


За что получил
За детальный и беспощадный анализ самых больных и острых общественных вопросов.

Как он это делает
Маканин ведет собственную летопись российской жизни, фиксируя и анализируя такие важные ее составляющие, как судьба интеллигенции («Андеграунд, или Герой нашего времени») или война на Кавказе («Кавказский пленный» и «Асан»).

Маканин работает как зеркало российской действительности с эффектом многократного увеличения. Нельзя сказать, что он показывает то, чего нет, но его картинки нравятся далеко не всем — точно так же, как мало кому может понравиться отражение собственного лица со всеми его порами и угрями. Через полгода после вручения ему премии «Большая книга» роману «Асан» в интернете присвоили звание «худшей книги года»: это произошло стараниями ветеранов чеченских войн, капитально обидевшихся на писателя.

Маканина порой обвиняют в «дешевых провокациях». Дешевая или нет, но «провокация» — точное определение: писатель выбирает наиболее тяжелые для общества темы и представляет на суд читателя их исследование. А уж дальше каждый волен или возмущаться, что все у нас так плохо, или восторгаться, как искусно писатель показывает, что все у нас так плохо.

Баллы

  • Премии — 5 («Русский Букер», 1993 год, «Стол, покрытый сукном и с графином посередине» — $10 тыс.; «Большая книга», 2008 год, «Асан» — 3 млн рублей).
  • Признание экспертов — 4 (либерально настроенные критики Маканина ценят за «правду жизни», патриоты возмущаются и обвиняют писателя в передергивании исторических фактов).
  • Тиражи — 5 (на закате советской эпохи Маканин издавался многотысячными тиражами).
  • Наличие фанатов — 1 (как таковых фанатов Маканин себе не нажил, есть только верные читатели).
  • Публичность — 3 (не стремится к публичности, но время от времени дает интервью).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильм «Орел и решка» (1995) по повести «На первом дыхании»; фильм «Пленный» (2008) по повести «Кавказский пленный»).
  • Репутация — 4 (у либералов пользуется абсолютным авторитетом, для консервативно-патриотической части общества он лжец и провокатор).
  • Итого 27

5-7 место

Александр Кабаков

За что получил
За правдивое отражение нашего страха перед будущим.

Как он это делает
Кабаков сумел уловить дух времени еще в конце 80−х, когда написал повесть «Невозвращенец» — антиутопию, которая запечатлела висевшее тогда в воздухе предчувствие гражданской войны. Впервые за всю советскую историю будущее начало пугать широкие массы, и Кабаков вербализировал популярный в те годы страх: суммарный тираж только официальных изданий перевалил за 200 тыс. экземпляров.

Через 20 лет после «Невозвращенца» Кабаков снова написал антиутопию — роман «Беглецъ», действие которого происходит в 1917 году, в последние месяцы досоветской России. Казалось бы, это дела прошлые, чего их бояться? Но события 1917 года оказываются уж больно похожи на наше время. А главное, и тогда, и сейчас, и 20 лет назад будущее по-прежнему нас пугает. В современной культуре Кабаков играет роль резонера-пессимиста, который к месту и не к месту произносит свое «memento mori» (помни о смерти).

Баллы

  • Премии — 4 («Большая книга», 2006 год, «Все поправимо» — 1,5 млн рублей).
  • Признание экспертов — 4 (вызывает уважение, но не у всех, частенько его поругивают).
  • Тиражи — 5 («Невозвращенец» — свыше 200 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 1 (ярых фанатов у Кабакова нет).
  • Публичность 3 (в публичные персонажи не рвется, но часто появляется в СМИ).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильм «Невозвращенец» (1991) по одноименной повести).
  • Репутация — 4 (его умеренно-либеральные и умеренно-консервативные взгляды как притягивают, так и отталкивают оба лагеря критиков).
  • Итого 26

5-7 место

Сергей Лукьяненко

За что получил
За популяризацию конформизма и традиционных ценностей.

Как он это делает
Как и Пелевин, Лукьяненко показы-вает скрытые механизмы функционирования реальности вокруг нас. В «Дозорах» и «Черновике» можно найти объяснение самым разным событиям современной жизни, от политических до бытовых. Но объяснения, которые предлагает Лукьяненко, гораздо проще пелевинских: его мир по-манихейски разделен на добро и зло, черное и белое. При этом каждая политическая сила склонна видеть в «темном» Дневном дозоре своих оппонентов, а в «светлом» Ночном дозоре — себя.

Правда, иногда выясняется, что зло бывает и не таким уж злым, а добро не по делу пускает в ход кулаки. Но все же на фоне общественного постмодернизма, который принципиально не отличает добро от зла, проза Лукьяненко выглядит глотком традиционализма. Он продолжает гнуть линию советской фантастики, всем знакомой с детства. А его персонажи в массе своей конформисты: даже самые героические из них то и дело перестают геройствовать и плывут по течению. В этом писателю удалось поймать дух времени: массовый читатель нулевых годов, человек эпохи «стабильности», с радостью принял этот конформизм, сочетающийся с пат-риотически-консервативными воззрениями самого Лукьяненко.

Баллы

  • Премии — 1 (не получал).
  • Признание экспертов — 3 (Лукьяненко — единственный из фантастов, о ком регулярно пишут критики не из фантастической тусовки. Правда, хвалят его редко).
  • Тиражи — 5 (стартовый тираж от 200 тыс. экземпляров для книг Лукьяненко — обычное дело).
  • Наличие фанатов — 5 (уже добрых десять лет Лукьяненко является кумиром масс, по его книгам проводятся ролевые игры).
  • Публичность 3 (публичности не любит, но на публике показывается и интервью дает).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильмы «Ночной дозор» (2004) и «Дневной дозор» (2006) по одноименным романам; фильм «Азирис Нуна» (2006) по книге «Сегодня, мама!»; запланировано еще несколько картин).
  • Репутация — 4 (является авторитетом для большой группы приверженцев традиционных ценностей и «стабильности»; других его взгляды, скорее, отталкивают).
  • Итого 26

5-7 место

Борис Акунин

За что получил
За создание эскапистского мифа о золотом веке России.

Как он это делает
Первые романы об Эрасте Фандорине имели посвящение: «Памяти XIX столетия, когда литература была великой, вера в прогресс безграничной, а преступления совершались и раскрывались с изяществом и вкусом». В конце 90−х годов, в разгар пересмотра российской истории с новых идеологических позиций, беллетрист Акунин начал создавать эскапистский миф для «умного», но не слишком интеллектуального читателя — миф о прекрасной России конца XIX столетия.

Акунин нашел эпоху, которая, с одной стороны, всем хорошо известна, а с другой — не вызывает особых споров. Из языка классической литературы XIX века, знакомого всем по школьной программе, из изящных детективных построений и общего прекраснодушия героев, даже и отрицательных, он создал идеальный мир эскаписта, куда можно было бежать от дефолта, войн в Чечне, политики и неприятностей на работе. Целому поколению российских офисных работников Акунин дал надежное убежище от настоящего.

Баллы

  • Премии — 1 (на премии не номинировался и шансов не имеет: премии не любят развлекательную литературу).
  • Признание экспертов — 3 («интеллектуальные» критики его не любят, но для глянцевых изданий он — фаворит).
  • Тиражи — 5 (средний тираж — больше 200 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 5 (мир Фандорина, Пелагии и других акунинских персонажей является предметом массового безумия уже почти десять лет).
  • Публичность — 3 (светиться в прессе не любит, но иногда напоминает о себе яркими медийными жестами: например, интервью с Михаилом Ходорковским в журнале Esquire).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильмы «Азазель» (2001), «Турецкий гамбит» (2004), «Статский советник» (2005), а также сериал (2009) «Пелагия и белый бульдог»).
  • Репутация — 4 (известен как убежденный либерал, за что ценим одними и ненавидим другими).
  • Итого 26

8 место

Дмитрий Быков

За что получил
За способность найти общий язык с каждым — вне зависимости от убеждений, политических пристрастий и т. д.

Как он это делает
О Быкове как-то пошутили, что он, как газ, заполняет любое отведенное ему пространство. Он ведет программы на радио, а до недавнего времени и на телевидении, публикует статьи, рецензии и колонки в газетах и журналах самой разной направленности. Любителям поэзии он предлагает стихи, любителям прозы — романы, причем написанные в струе модных тенденций своего времени. Для тех, кому не нравится художественная литература, есть нон-фикшн: биографии Бориса Пастернака и Булата Окуджавы.

Для интеллигентов Быков рисует портрет Окуджавы как представителя особой советской аристократии, для пессимистов — страшноватую антиутопию «Списанные» про то, как самые разные люди вдруг обнаружили себя в зловещих списках, составленных кем-то неизвестно для чего. Идеальный универсальный писатель эпохи тотального кризиса всех идеологий.

Баллы

  • Премии — 5 («Национальный бестселлер», 2006 год, «Борис Пастернак» — 300 тыс. рублей; «Большая книга», 2006 год, «Борис Пастернак» — 3 млн рублей).
  • Признание экспертов — 4 (некоторым критикам не нравится его идеологическая всеядность, но каждая новая книга Быкова становится событием).
  • Тиражи — 2 (ни одна книга еще не вышла тиражом больше 50 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 3 (есть немногочисленное, но хорошо организованное фанатское движение и фан-клубы).
  • Публичность 4 (так или иначе постоянно присутствует в СМИ: ведет колонки в журналах, программу на радио «Сити-FM» , вел телепрограмму «Времечко»).
  • Наличие экранизаций — 1 (пока о них только ведутся переговоры).
  • Репутация — 4 (Быков мог бы быть авторитетным литератором, но ему вредит то, что он не «над» всякими идеологиями, а, наоборот, солидарен с любой из них).
  • Итого 23

9-10 место

Евгений Гришковец

За что получил
За воспевание радостей жизни и повседневного быта простого современного человека.

Как он это делает
Ленин утверждал, что «электрон так же неисчерпаем, как и атом». Евгений Гришковец доказывает, что человек — и в первую очередь его быт, ежедневные поступки и мысли — так же неисчерпаем, как электрон. Его рассказы, романы и пьесы — изложения самых обыденных баек, дневниковых записей, воспоминаний о молодости, школьных и университетских годах, анекдотов про соседей, попутчиков или случайных знакомых, которые перемежаются размышлениями о смысле бытия. Читатели легко узнают себя во всех перечисленных историях, байках и анекдотах, и даже рефлексия в произведениях Гришковца вполне архетипична.

При этом бытие заурядного человека у Гришковца получается радостное: даже если встречаются грустные эпизоды, общего светлого впечатления они все равно испортить не могут. Все неприятности тонут в сладко-доброжелательном и всепрощающем стиле изложения. Гришковец, как добрый сказочник, убаюкивает невротическое поколение 30-40−летних, переживших не один кризис.

Баллы

  • Премии — 1 (ничего не получал).
  • Признание экспертов — 3 (критики относятся к нему холодно, но новые книги все-таки рецензируют).
  • Тиражи — 4 (в последние годы средний тираж — больше 100 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 3 (есть активно действующие фан-клубы Гришковца).
  • Публичность — 4 (мелькает в прессе и на телевидении, вел собственную телепередачу, но в итоге счел этот опыт неудачным).
  • Наличие экранизаций — 4 (по произведениям Гришковца есть много театральных постановок).
  • Репутация — 3 (моральным авторитетом не является по собственному выбору, поскольку предпочитает вообще не высказываться публично по глобальным вопросам).
  • Итого 22

9-10 место

Алексей Иванов

За что получил
За воспевание российской провинции и уравнивание ее в правах со столицами.

Как он это делает
Иванов прорубил окно на восток России, придав своей Перми полусакральный статус. Не исключено, что именно через это окно в Пермь пришли Марат Гельман и государственные деньги на культуру.

Нельзя сказать, что до Иванова никто и никогда не писал про российскую провинцию. Например, Леонид Юзефович сам долгие годы жил в Перми, и в этом городе разворачивается действие его «Казарозы». Но именно Иванов ухитрился создать устойчивый миф о самодостаточности провинции в нашей центростремительной стране, где, согласно общепринятому мнению, все сущее стремится перебраться в Москву или хотя бы в Питер.

В «Сердце Пармы» и «Золоте бунта» пермская версия истории оказывается гораздо интереснее официальной, которая идет из Москвы и Питера. В официальной версии — цари, императоры, крепостное право, указы, министры, бунты и войны, все скучное и безликое; в пермской — волшебство, боевые лоси, осадные сани, загадочные вогулы, красивые обряды и великая река Чусовая.

Баллы

  • Премии — 1 (ничего не получал, хотя несколько раз фигурировал в шорт-листах).
  • Признание экспертов — 4 (в среде критиков у Иванова есть как ярые сторонники, так и ярые противники).
  • Тиражи — 3 (средний тираж не выше 100 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 5 (пермская общественность носит Иванова на руках, особенно в его противостоянии с Маратом Гельманом. По его книгам проводятся ролевые игры, а летом 2009 года в Перми прошел фестиваль «Сердце Пармы» имени Иванова).
  • Публичность — 3 (редко выезжает из Перми, в публичные персонажи не рвется, но интервью дает).
  • Наличие экранизаций — 1 (ведутся переговоры, но до съемок дело пока не дошло).
  • Репутация — 5 (моральный авторитет, имеет репутацию муд-реца из уральской глубинки, к которому можно обращаться по особо важным вопросам).
  • Итого 22

Иллюстрации: Мария Соснина