Богданов вячеслав алексеевич биография. Журнальный зал. Мы об одном лишь знаем наперёд

БОГДАНОВ Вячеслав Алексеевич (1937-1975)

Поэт, член Союза писателей СССР (1969). Родился 24 сентября 1937 года в деревне Васильевка Тамбовской области. В 1953 приехал в Челябинск, вместе с В.В.Сорокиным обучался в фабрично-заводском училище. Более 15 лет работал слесарем-монтажником на металлургическом заводе. Армейскую службу проходил в танковых войсках. Писать стихи начал в юности. Первое стихотворение Богданов опубликовал в 1956 в газете “Комсомолец”. Занимался в литературном объединении "Металлург" свыше 10 лет, до последнего дня жизни, руководил им. Литературным наставником Богданова был В.Д.Федоров, оказавший большое влияние на поэта. В 1964 в ЮУКИ вышла 1-я книга стихов Богданова “Звон колосьев”, затем в течении 10 лет еще 6 книг. В 1969 окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького. Творчество Богданова высоко оценили Б.А.Ручьев, В.Ф.Боков. Стихи и поэмы поэта публиковались в журналах: “Сибирские огни”, “Урал”, “Уральский следопыт”, “Молодая гвардия”, “Москва”, “Наш современник”, в различных сборниках и альманахах. Неожиданная остановка сердца оборвала жизнь поэта, но его книги продолжают издаваться. К 60-летию со дня рождения Богданова в Челябинске вышел сборник воспоминаний о нем “Верность”. В память о Богданове в 1980-х гг. был назван поэтический клуб "Светунец" (по названию последней прижизненной книги поэта) при Челябинском отделении Союза писателей России. Скончался 11 июля 1975 года в Москве. Похоронен на Успенском кладбище Челябинска (квартал 1).

Автобиография поэта.

Родился 24 сентября 1937 года в деревне Васильевка Тамбовской области, в семье колхозника.
Отец, Богданов Алексей Егорович, 1909 года рождения погиб на фронте в 1942 году. Мать, Богданова Пелагея Михайловна, рождения 1909 г., работала в колхозе до пенсионного возраста и сейчас живет со мной.
Кроме меня в семье есть сестра Надежда 1930 г. рождения и брат Владимир 1932 г. рождения.
В 1947 году я пошел в школу.
В 1951 году, закончив 4 класса, учебу временно прекратил, из-за материальной необеспеченности.
Ближайшая семилетняя школа находилась в 10-ти км от нашей деревни.
В 1953 году по набору в школу ФЗО уехал учиться в г. Челябинск. Получив после окончания ФЗО специальность слесаря по ремонту оборудования, пятнадцать лет проработал по этой специальности на Челябинском металлургическом заводе, в огнеупорном и коксохимическом цехах.
Стихи начал писать рано.
Первое стихотворение напечатал в 1957 году в газете "Комсомолец". С 1957 года состою в литературном объединении металлургического завода. В настоящее время являюсь руководителем его. Печатал стихи в общих сборниках.
В 1963 году закончил вечернюю школу рабочей молодежи.
В 1964 году в Южно-Уральском книжном издательстве вышел мой первый поэтический сборник "Звон Колосьев".
В 1966 году был участником Кемеровского совещания, где рекомендовали в члены Союза писателей и на ВЛК. Руководил семинаром В.Д. Федоров.
В 1968 году вышла моя вторая поэтическая книжка "Голубой костер".
В 1969 году в издательстве "Молодая гвардия" выходит моя третья поэтическая книга "Гость полей".
С 1969 года работаю в редакции газеты "Вечерний Челябинск" литературным сотрудником отдела "Литературы и искусства".

20.V.69 г. БОГДАНОВ

Смерть поэта.

Ранним утром 11 июля 1975 года внезапно сердце поэта остановилось. В кармане был найден билет на вечерний поезд "Москва - Тамбов". В Тамбов поэт уезжал, чтобы встретиться с родными, земляками, а также выступить вместе с поэтессой Майей Румянцевой. Гроб с телом привезли в Челябинск, здесь и похоронили. В 1985 вместе с ним был похоронен его брат - Владимир.

Стихи поэта:

Богданов был близким другом Рубцова, в 1965 году он посвятит ему стихотворение "Раздумье".

Раздумье

Эту жизнь я люблю,
Как вначале.
Ты веди меня, сердце,
Веди.
Тридцать лет у меня за плечами,
Сколько будет еще впереди?
По дорогам ни дальним,
Ни близким
Не терял я впустую
Ни дня.
Видно, как беспокойною искоркой
Наградила Россия меня.
Только трудно одно перенесть мне,
Хоть в родные края не вернусь,
Я запел бы о городе песню,
Да деревню обидеть боюсь.
Ты, деревня, прости,
Дорогая,
Город стал мне хорошим отцом.
Я меж вами стою
И не знаю -
Ну к кому повернуться лицом?!
Чтобы жить мне, не ведая горя,
Чтобы сердце не рвать пополам,
Я хотел бы уральский мой город
Передвинуть к тамбовским полям.
По крови хлеборобов наследник,
По труду своему - металлург.
Только знаю, что в час свой последний
Мне в деревню захочется, друг...

Здравствуй, жизнь

Не умею я жить не спеша,
Ни стихи сочинять,
Ни работать.
Все куда-то торопит душа,
Словно я отстаю от кого-то.
Ненавижу бессилье и страх,
Не терплю равнодушья в беседе,
Не боюсь я ошибок в делах,
Верю - труд нас приводит к победе.
С этой верой легко мне в пути –
Здравствуй, жизнь с бесконечной заботой!
Будь же, день, равноценен пяти
И в стихах,
И в любви,
И в работе.

(1967)

П амяти поэта

И пускай я на рыхлую выбель
Упаду и зароюсь в снегу…
Все же песню отмщенья за гибель
Пропоют мне на том берегу.
Сергей ЕСЕНИН

Улеглась в гостинице гульба,
Желтый мрак качался в коридоре.
Как смогла ты,
Подлая труба,
Удержать такое наше горе?!
Не вино сдавило вдруг виски,
Не метель,
Что выла, словно сука, -
Это пальцы подлостей людских
Прямо к горлу подступили туго.
Спал подлец,
Напившись в кабаке,
Над поэтом зло набалагурясь…
Смертный миг…
Лед треснул на Оке…
Только мать на всей Руси проснулась…
Что же ей почудилось тогда?
Может быть,
Взаправду увидала,
Как с небес
Горючая звезда
На крыльцо морозное упала.
И зажгла зарю в селе звезда.
Мать у русской печки суетилась.
По снегам глубоким,
Как беда,
Весть на санках к дому подкатилась.
Рухнул месяц с голубых высот.
И березы
В дымной круговерти,
Словно петлю,
Рвали горизонт
И стонали голосом бесмертья.

(1969)

Русь

Обжитый мир под солнцем, под луной
И под лучами звездными косыми,
Где дух веков кружится надо мной
И распахнулся далями России.
И я иду навстречу тем векам,
Голубоглазый, русый, коренастый.
Колосья прикасаются к рукам,
Озера колыхаются глазасто.
Земля вовсю вращается, кричит
Холмом, золой,
Что с ней на свете было...
Роняет солнце тихие лучи
На обелиск,
На братскую могилу.
И кланяюсь я прошлому опять,
Родной земле за все крутые были.
Я в мир пришел - творить,
А не рыдать,
Века и так к нам на слезах приплыли...
Нам прошлое сегодня,
Как броня,
И в нас живут его земные боли.
Не потому ль мы встали у огня,
Не потому ль мы распахали поле?!
И, вглядываясь в лица наших дней,
В лицо огня и пашни,
Неба,
Пущи...
Мне каждый раз становится видней
Прямая связь меж прошлым и грядущим.

(1973)

Родство


Мне б труднее и жилось,
И пелось...
Если я
Не смог бы до сих пор
Породнить
Полей тамбовских зрелость
И глубины
Самоцветных гор...
Хоть живу я
Под Уральским небом,
У огня
Людей мастеровых,
Но когда я
Прикасаюсь к хлебу,
Вспоминаю земляков своих.
Я вдали от отчизны,
Но всё же
С ней крепка
Связующая нить!
Ну скажите, люди,
Разве можно
Надвое
Россию поделить?!

(1970)

Покой

И притомился.
Из всех покоев
Я люблю погост,
Что за селом
В деревьях притаился.
Березы там - как белая молва
О людях тех,
Что на земле гостили.
А по крестам
Стекает синева
И закипает травами густыми.
И с детских лет я чту,
Как торжество,
Небес с землей извечное слиянье.
И ощущаю кровное родство
С могилами,
Где спят мои селяне.
...Была война.
И острием беды
Морозы шли сквозь стены,
Словно гвозди...
В печах горели крыши
И сады,
Но все ж топор не звякнул на погосте.
В моем селе степей и васильков,
Когда война пожаром отметалась, -
Не только работящих мужиков,
И деревца в округе не осталось.
В село весна врывалась напролом.
Но спотыкалась о пеньки у дома...
И лишь погост -
3елёным островком
Летел на вечных крыльях чернозёма.

(1971)

О выдающимся русском поэте Богданове можно подробнее узнать:

(Воспоминания о брате)

Мне доводилось часто слышать от него, что он - великий русский поэт. Это было не бахвальство, не заносчивость, а душевное стремление к вершине поэзии, здоровая зависть к таланту великих - М. Лермонтова, А. Блока, С. Есенина.

К тому же он был, бесспорно, талантлив. Об этом высказывались известные русские поэты: Василий Федоров, Виктор Боков, Михаил Львов, Николай Тряпкин, Валентин Сорокин и другие.

Некоторые вправе задать вопрос: почему же он в тридцать семь лет не стал очень большим поэтом?

Тяжелые военные годы, потеря отца на фронте, скудные материнские трудодни, наличие в деревне Васильевка только начальной школы не дали возможности ни ему, ни его брату и сестре получить необходимые знания. Но уже в те годы у него проявлялась тяга к поэзии. Его мать, Пелагея Михайловна, рассказывала мне, что он, сидя на русской печке, при кероси-новой лампе сочинял свои первые стихи, некоторые отправлял в газету. В деревне пели его частушки.

Стремление к познаниям, пробуждающаяся поэзия, ранняя самостоя-тельность, большое желание увидеть окружающий мир во всех его красках вынудили Вячеслава оставить родные края. В неполные шестнадцать он уехал на Урал. Здесь приобрел ра-бочую закалку, стал профессиональным рабочим-металлургом.

Без отрыва от производства Вячеслав закончил школу ра-бочей молодежи, одновременно посещал занятия литературного объединения. Упорный труд по-зволил Вячеславу стать в ряд заметных авторов. Он оказался до-стойным преемником уральских маститых поэтов Б. Ручьева, Л. Татьяничевой, М. Львова.

Вячеслав не успокаивался на достигнутом. Его стих креп из года в год, от сборника к сборнику. А главное, он уже в то время нашел стержневую тему своего творчества: «Земную славу хле-боробов // Роднить со славой заводчан!» Названия сборников стихотворений - «Звон колосьев», «Голубой костер, «Гость полей», «Звено», «Перезвон» - говорят о главной теме поэта.

Вячеслав стремится соединить в себе, в эмоциональной жизни героя по-ля и цехи, гул и тишину, пытается сомкнуть в каком-то едином ряду и земляков-сельчан, и заводских друзей.

А мы спешим,

А мы уже сошлись!

И кажутся все дали голубыми…

Звено единства между ними.

(Поэма «Звено»)

Как-то в беседе со мной он говорил, что ему не хватает глубоких знаний в области литературы, философии, политэкономии и других общественных наук. Уже будучи членом Союза писателей СССР, выпустив три поэтических сборника, поступил на Высшие литературные курсы при Литинституте им. А.М. Горького.

Годы учебы в Москве способствовали его стремительному творческому росту. В это время им на-писано много сильных стихотворений, которые печатались в журналах «Москва», «Молодая гвардия», «Огонек», газетах «Правда», «Литературная Россия». Была издана книга в издательстве «Советский писатель».

О Богданове заговорили критики и крупные поэты. Чувствовалось - он набирает зрелость, уверенно идет к вершине своей поэзии.

Мне это было особенно приятно, ведь я следил за каждым его произведением, радовался выступлениям в печати, в аудиториях и среди товарищей. При встречах Вячеслав любил читать новые стихи и позволял мне высказываться о них честно. Правда, критику воспринимал болезненно. В то же время с большим удовольствием по моей просьбе рассказывал о природе какого-то стихотворения.

Однажды мы с Вячеславом были в гостях у знаменитого критика Вадима Кожинова. После прослушивания стихов «Дом», «Родимый дом» и других Кожинов заметил, что рядом с ним находится настоящий русский поэт. Отрадно это было слышать, особенно в присутствии других московских поэтов.

Вячеслав, или просто Слава, как называли его мы, родственники, был очень общителен, прост в обращении, знал цену товариществу. У него был настоящий друг, с которым прошли годы юности, возмужания, становления, - ныне известный русский поэт Валентин Сорокин. Люди схожей судьбы: обоих вырастил Челябинский металлургический завод, обоим рабочий класс дал поэтические крылья. Я был свидетелем их встреч и бесед, обсуждений, взаимных требований к настоящей поэзии. Они критически относились друг к другу, при необходимости высказывались открыто, обращая внимание на слабые стороны отдельных стихотворений.

После завершения учебы Вячеслав возвратился на Урал, где возглавил литературное объединение «Металлург», став членом редколлегии журнала «Урал». Его стихи стремительно набирали высоту. Казалось, появился новый Богданов, «чуточку злей, иронично настроенный к самому себе…», - говорил Валентин Сорокин.

На протяжении своего творчества он постоянно поддерживал связь с малой родиной - Тамбовским краем, с деревней Васильевкой. Ежегодно проводил среди земляков и тамбовских полей свои творческие отпуска. Здесь у него рождались стихи, поэмы. Многие его хорошо знали, он был частым гостем в редакции мордовской районной газеты «Новая жизнь», иногда выступал в районном доме культуры, Оборонинской средней шко-ле, васильевском клубе, на токах и просто среди друзей и знакомых. Обычно приезжал на все лето. Васильевка примечательна тем, что расположена на границе Тамбовской и Липецкой областей. Клуб на-ходится на территории Липецкой области, а школа (сейчас ее нет) и погост - Тамбовской. Деревня окружена полями и прудами с пескарями.

Во время одного из приездов, до ухода в армию, он влюбился в краси-вую черноволосую Томку. Женился и увез ее в Челябинск. Сама она васильевская, но родители к тому времени жили в Ростове-на-Дону. У него есть строки: «...И в свою двадцатую весну я такую девушку сосватал в городе Ростове-на-Дону».

Привез ее в небольшую коммунальную квартиру, в одну комнату, но прожили они там недолго. Не выдержала Томка необустроенный быт, а мо-жет быть, не поняла душу поэта. Слава любил Тамару, рассчитался и уехал с ней к теще в Ростов-на-Дону, устроился сварщиком на заводе. Но от Урала и друзей оторваться было тяжело, и он возвратился один обратно в Челябинск. Знаю, что звал жену с собой, но увы… Прожили они вместе два года. Возможно, по-другому сложилась бы у него жизнь и творчество, если бы Тамара была рядом. У него есть строчки:

До свиданья, Томка, -

Незабудка Томка.

Кто же наше счастье,

Дорогая, скомкал?

Все могло пойти иначе, если были бы дети, а Слава очень хотел своих детей иметь. Тамара прервала беременность в связи с разводом. Спустя много лет он вновь встретился с ней в Васильевке. В то время еще не был женат и подумывал восстановить семейную жизнь. Но после нескольких вечеров, проведенных вместе, пришел к выводу, что ничего не получится. Все ушло в прошлое, перегорело, и больше они не виделись.

Затем он встретил в Челябинске Женю, полюбил ее и женился. В этот период написал целый цикл стихов о любви. Вместе они жили более восьми лет. Детей от второго брака тоже не было. По этому поводу в поэме «Рождение» он сказал:

Ребенок - груз в семье не лишний.

Покоем нежитесь пока…

Но глух покой без ребятишек,

Что колокол

Без языка…

Два года учебы на Высших литературных курсах в Москве они провели вместе с Женей у ее сестры в Сокольниках, в старом деревянном доме с садом. Он говорил, что пожил достаточно в общежитии, хотелось обустроенного быта, да и рядом с женой.

Вообще, Слава любил порядок, чистоту, ходил всегда опрятным, выглаженным, как говорится, при галстуке. Любил белые сорочки и черный костюм. Быт у него был, как и у многих, скромный. Вначале общежитие, затем коммуналка, где и жена, и мать, приехавшая из деревни. И лишь после возвращения с учебы ему выделили трехкомнатную квартиру. Он так мечтал о своем рабочем кабинете! И поработал в нем всего лишь три года. За это время написал много прекрасных стихотворений: «Победа», «Ночью», «Деревушка», «Подсолнух» и ряд других. Новые стихи сразу же стремился донести до близких друзей, с горячим задором читал их.

С любовью декламировал стихи Есенина, которого знал почти наизусть. Вообще его отличительная черта: читал стихи по памяти, как говорят, без бумажки. Его разговорную речь сопровождали постоянные шутки, каламбуры. Обращаясь с большой теплотой к своей матери, он в шутку говорил: «Не грусти, Полина, - у тебя два сына», или лирическое: «Не грусти, моя залетка, никуда не денемся. Пройдет год, пройдет два - все равно сустренемся». И таких каламбуров было много, только, жаль, они нигде не записаны.

Да, этого никто не ожидал: на тридцать восьмом году жизни Вячеслав Богданов скоропостижно скончался - в Москве, в общежитии Литературного института. За два дня до того, будучи в Челябинске, я с ним долго разговаривал по телефону о жизни, о поэзии. Договорились встретиться в столице, после чего он собирался поехать в Тамбов, где должны были состояться выступления с участием местных поэтов Майи Румянцевой, Ивана Кучина, Семена Милосердова. А затем - в Васильевку… Он говорил: «Бывает так необходимо ве-трами родины вздохнуть». Ехал с отчетом перед земляками, сказать «спа-сибо» своей любимой земле:

Ты сумела мне судьбу пророчить.

Я в свои шестнадцать полных лет

Был тобою послан в край рабочий,

И теперь представлен как поэт!

Но судьба распорядилась иначе... Он умер с билетом в кармане на тамбовский поезд, в расцвете творческих сил.

Почему он так рано ушел из жизни? Вопрос очень сложный и неодно-значный. И я хотел бы уточнить некоторые детали. Официально причиной смерти называют сердечную недостаточность. Друзья говорят, что его отравили. Некоторые утверждают, что он умер от водки. Где же, правда? Ее сейчас установить трудно. Времени прошло много, свидетелей уже нет в живых. Теперь можно только размышлять.

Перед роковым утром 11 июля 1975 года вечер он провел с писателем из Самары Олегом Осадчим (теперь уже ушедшим от нас) в ЦДЛе. Олег мне го-ворил, что Слава весь вечер пил только пиво, был очень весел. Ночевать поехали к Олегу в общежитие Литературного института. Он был в хорошем настроении, до 12 ночи на вахте дежурным читал стихи, рассказывал анекдоты, сыпал каламбурами. Затем Олег позвонил жене Евгении и сказал, что со Славой плохо. Женя по каким-то причинам решила не ехать из Сокольников в общежитие. Почему не вызвал Олег «Скорую помощь»? Наверное, не думал о пло-хом исходе...

Утром в 7 часов Олег проснулся и увидел, что Слава уже мертв, - он лежал с кровяным выделением изо рта. Проведя обследование, врач, выйдя на улицу, закурил и, не обра-щая на нас, близких, внимания, с резкой нервозностью сказал: «Отравили парня, сволочи…». Кто отравил, чем отравили? Осталось все это загадкой. Почему не проводилась судмедэкспертиза, почему не было заведено расследование? Не знаю. Я был в тяжелом душевном состоянии, и меня этот вопрос на тот момент не интересовал.

Во время подготовки похорон от Союза писателей СССР приезжал из-вестный поэт Евгений Долматовский. Ему сказали, что Слава отравлен. Но он посоветовал не ворошить эту тему, Славу уже не вернешь и надо сейчас похоронить его нормально. На этом все и закончилось.

Был июль 1975 года, стояла жара. Поступило предложение тело кремировать и похоронить в Москве. Уральцы сказали: «Нет, он наш и будет похоронен в Челябинске». Помню, секретарь Челябинского обкома партии Петр Шарков, друзья Славы настояли на этом решении.

И вот мы - родня, Геннадий Суздалев, Олег Осадчий и другие поэты - повезли Славу на ТУ-154 на его родной Урал. Олег все время подходил ко мне и говорил: «Знаешь, такое ощущение, что все ваши родственники, в том числе и Женя, считают меня виновным в гибели Славы». Я ему ответил: «Не переживай, это не так». Он действительно был очень приличным человеком и хорошим прозаиком.

Нас встретили в аэропорту А. Куницын, И. Картополов, И. Валяев и другие члены литературного объединения. Было предложено гроб отправить в морг. Поэты сказали, что он належался в морге в Москве и будет последние часы находиться во Дворце металлургов - там, где он проводил занятия литературного объединения. Так и сделали, и друзья не уходили от него всю ночь. После похорон выступили на литературном вечере в городском парке культуры и отдыха. Читали стихи, рассказывали о Славе.

Сколько у него было задумок... Говорил, что приступил к поэме о сталеварах, готовил себя к крупной поэме про Красную площадь, где должен был увязать ее историю с историей России, показать мужество и героизм русского народа в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Скоро должна была выйти подборка стихотворений в журнале «Огонек» (она появилась спустя 10 дней после его смерти). Собирался переехать жить и работать в Москву.

«Если бы дала судьба Вячеславу Богданову пожить еще десять-пятнадц-ать лет, он стал бы, несомненно, очень крупным поэтом», - сказал Валентин Сорокин. Очень крупным не успел стать, но стал ярким певцом Урала и земли русской, оставил нам десять поэтических сборников, множество проникновенных стихотворений о родине, любви, труде и природе.

На Урале помнят о нем: в последние годы издано три сборника его стихотворений. Литературный клуб в Челябинске назван по заглавию книги «Светунец». На малой родине, в тамбовском крае, стихи Славы появляются на газетных страницах, в школах и библиотеках проводятся литературные вечера, посвященные его творчеству.

Строки Вячеслава Богданова выдержали испытание временем и ярко звучат в органной музыке русской поэзии минувшего и настоящего века.

Виктор СОШИН

ОЗЕРО

Откипело озеро степное,

Синевой пронизано насквозь,

В берега,

Оплавленные зноем,

Присмирев на время,

Улеглось.

Что его негаданно

взъярило?

Не бывает бури

без причин!

Зоревая сила

Вырывала камни из глубин?

Озеро бунтует

не впервые,

Раздвигая берега,

Как тьму.

Назвенели воды дождевые

Про свободу-волюшку ему…

Потому металось так мятежно!

Может быть,

Поднявшись на дыбы,

Океан увидело безбрежный

Кольцованной судьбы!

Из берегов разбитых

В океан прорваться не дано!

И крутые камни,

Как обиду,

Засосало илистое дно.

Все равно при утреннем тумане

Забунтует озеро насквозь.

Пусть оно не выйдет к океану,

Но зато к великому рвалось.

ВО ВЛАДИМИРЕ

С.Никитину

Здесь Русь моя на все четыре стороны

В зеленой вьюге

Вешнего огня.

Зубчатыми лобастыми соборами

Устало смотрит древность на меня.

Пусть опустели башни колокольные,

И ржавь легла от вековых ветров.

Но слышу я - идут на битву воины

Под перезвон седых колоколов.

Лежат равнины,

Росами омытые,

И Русь моя огнем озарена.

Дрожит земля под конскими копытами,

И на крестах распята тишина.

Я слышу гром

И стон за перелесками,

А у Кремля

Рыдающий народ.

О, дайте мне

Доспехи князя Невского

И верный ключ

От золотых ворот ……

СВЕТУНЕЦ

Ходят ветры вечерние кротко.

Гнутся травы от росных колец..

Новый месяц обрамился четко, -

Наполняйся огнем, светунец!

Восходя из росистой низины,

Из простора лугов и полей,

Зачерпни свет серебряно-синий

И обратно на землю пролей!

И замечутся тени в тревоге,

Ослепленные острым огнем,

И никто не собьется с дороги

В неподкупном свеченье твоем.

КОНЬ

Мой добрый конь,

Не порти борозды,

Тяни свою,

Как подобает,

Ты потрудись,

Я дам тебе обсохнуть,

Поставлю корм

И принесу воды.

Ты привыкай к седелке,

Тебе в раздольях

Травяного луга

Не снилась,

Тяжкая подпруга

И удила холодные

А видел я,

Когда луга свежи,

Когда зарей распахнута долина,

Когда ты, шею выгнув лебедино,

Скакал навстречу верстам

Для души.

И, доскакав до зыбкого пруда,

О берег бил неистово копытцем,

Но, сунув морду в гриву кобылицы,

Ты был смиренен в час такой

Теперь в упряжке рвешься на дыбы

И мечешься,

Как будто от удушья,

Но две оглобли,

Как конвойных ружья,

Стоят на страже

У твоей судьбы…

Угомонись,

Неугомонный конь!

Артачиться,

Как видишь,

Бесполезно.

Удил вовек не перегрызть

железных

И не порвать

Жестокую супонь…

Ты с хомутом смиришься

Навсегда.

Но только вот

До боли будет сниться

Весенний луг,

Гнедая кобылица

Летящий к берегу пруда…

ДЕРЕВУШКА

До войны в деревушке безвестной,

У степной безымянной реки,

На гулянках протяжные песни

Распевали мои земляки.

Выезжали, веселые, в поле.

И до осени с самой весны

И пахали они,

И пололи,

Полевыми ветрами пьяны.

Возвращались в деревню под вечер

На телегах рабочего дня.

И бежала к ним

Навстречу

Босиком от реки ребятня.

Сколько жизни в мальчишеском беге!

От загара черны,

Как гольцы,

Окружали ребята телеги,

Отдавали им вожжи отцы.

Но однажды с неслыханной силой

Степь качнула взрывная волна.

На устах деревушки застыло

Распроклятое слово - война.

И в степном трудовом захолустье,

Над привольем земли и удач,

Не вмещался в широкие устья

Над рекою растерянный плач…

Пахли дали слезами и рожью.

На телеги садились мальцы.

Ведь не зря им упругие вожжи

Доверяли когда-то отцы…

Много лет с той поры миновало.

Каждый дом в деревушке притих.

И вернулся с войны запевала,

Но не слышу я песен былых…

У ЛЕТНЕЙ ВОДЫ

Сижу над летнею водою,

Пью охмеляющее пиво.

А берег пахнет лебедой,

Бегут часы неторопливо.

Но не вперед бегут - назад…

И путь указывают стрелки

Где срублен старый сад,

Где лебеда горька в тарелке…

Где среди дум и бедноты

Я от бесхлебья изнываю.

А на окне стоят цветы,

Цветут и к жизни призывают.

А за окном закатный мрак

И, не по-детски злой и мрачный,

Иду я поливать табак,

Презрев навеки дым табачный…

…Сижу над летнею водой,

Пью охмеляющее пиво.

А берег пахнет лебедой,

Бегут часы неторопливо.

Волна седая, что ковыль,

К ногам ласкается печально.

И хмель - не хмель,

И быль - не быль,

Лишь речка летняя реальна.

Да сад реален молодой,

Да луг в ромашковой пороше…

И хорошо, что лебедой

Здесь берег пахнет,

Словно прошлым,

Что нет в деревне бедноты

И что о ней не забывают.

А на окне стоят цветы,

Цветут и к жизни призывают.

СТОГ

- А какой тебе годик?

- Шестой миновал.

Н.А. Некрасов

Тяжелый год. Нетопленная печь.

Глухая ночь,

А в доме - ни полена.

Над стогом месяц высится,

Крадусь в степи,

Как будто бы из плена.

Огонь в избе объездчика потух…

И не страшны мне ни погост,

Ни волки…

Лишь скрип салазок напрягает слух,

Торчит стерня,

Острее, чем иголки…

Я стогу в бок вогнал железный крюк,

Обучен рано ремеслу такому…

Но только стог упрям, как жадный друг,

Мне по клочочку выдавал солому.

И дергал я солому сколько мог,

Искал места, где легче подступиться.

Вгонял я крюк.

И, оседая, стог

Стонал в ночи, как раненая птица.

И я, мальчишка десяти годов,

По-взрослому,

Совсем не без опаски,

Между чужих запутанных следов

Тянул домой с соломою салазки.

Такая даль искрилась впереди!

Такие звезды крупные сияли!

Хотелось всю деревню разбудить,

Но брел тайком,

Чтоб люди не видали…

Я отдохнуть присел на бугорке, -

Спасителем от всех морозных бедствий

Колхозный стог виднелся вдалеке,

Раздерганный кругом,

Как наше детство.

Я это все запомнил и сберег.

И сердце оттого не каменеет…

И душу мне,

Как тот колхозный стог,

Никто вовек раздергать не сумеет!...

РУСЬ

Обжитый мир под солнцем, под луной

И под лучами звездными косыми,

Где дух веков кружится надо мной

И распахнулся далями России.

И я иду навстречу тем векам,

Голубоглазый, русый, коренастый.

Колосья прикасаются к рукам,

Озера колыхаются глазасто.

Земля вовсю вращается, кричит

Холмом, золой,

Что с ней на свете было…

Роняет солнце тихие лучи

На обелиск,

На братскую могилу,

И кланяюсь я прошлому опять,

Родной земле за все крутые были.

Я в мир пришел - творить,

А не рыдать,

Века и так к нам на слезах приплыли…

Нам пришлое сегодня,

Как броня,

И в нас живут его земные боли.

Не потому ль мы встали у огня,

Не потому ль мы распахали поле?!

И, вглядываясь в лица наших дней,

В лицо огня и пашни,

Мне каждый раз становится видней

Прямая связь меж прошлым и грядущим.

Крохалева, Т. Н. Богданов Вячеслав Алексеевич / Т. Н. Крохалева // Литература России. Южный Урал: хрестоматия. 5-9 класс / сост.: Н. А. Капитонова, Т. Н. Крохалева; Т. В. Соловьева. — Челябинск: Взгляд, 2002. — С.211-216.

Видел я и военное небо,
И прогнившую рожь от дождей.
Будет день ли страшнее бесхлебья,
Безотцовского детства страшней?!


П исал Вячеслав Богданов в стихотворении "Черный день".

Родился поэт в деревне Васильевка Мордовского района Тамбовской области перед войной, 24 сентября 1937 года. Но войну запомнил навсегда, потому что отец его погиб в 1942-м и мать осталась одна с тремя детьми. Вячеслав был младшим. В стихотворении "Стог" он говорит:

Тяжелый год. Нетопленая печь.
Глухая ночь,
А в доме — ни полена.

Он рассказывает о мальчишке, которому приходилось, чтобы выжить, воровать колхозное сено. Когда его однажды спросили, о себе ли он это поведал, Вячеслав Богданов ответил: "И о себе тоже. А точнее — о голодном детстве моего поколения в первые послевоенные годы, о судьбе моих сверстников". Но какой глубокий философский смысл заложен в последней строчке стихотворения:

Колхозный стог виднелся вдалеке,
Раздерганный кругом,
Как наше детство.
Я это все запомнил и сберег,
И сердце оттого не каменеет,
И душу мне,
Как тот колхозный стог,
Никто во век раздергать не сумеет!..

В 1945 году Вячеслав Богданов поступил в Васильевскую начальную школу, закончил ее, но дальнейшая учеба оборвалась: семилетняя школа находилась далеко, на расстоянии 15 километров, а не было ни одежды, ни обуви.

Летом он работал в колхозе: сгребал сено, возил воду.

О дальнейшем своем пути поэт рассказывает в стихотворении "Начало биографии":

Поклонясь деревенской избе,
Где нужды пережито немало,
Я ушел из тамбовских степей
Под железное пламя Урала.
Был мне страшен огромный завод,
Где клокочет искристая лава...
Ну а мастер
Из ФЗО
Говорил:
— Зря пугаешься,
Слава.
Не уралец и я —
Сибиряк,
Сын потомственного хлебороба,
А с заводом сдружился, Да так,
Что уже не расстанусь До гроба.

На Урал, в Челябинск, в 1955 году юным пареньком приехал Вячеслав Богданов и поступил в школу ФЗО; после ее окончания работал слесарем в огнеупорном цехе на Челябинском металлургическом заводе и одновременно учился в школе рабочей молодежи.

К Уралу прикипел навсегда, вернулся сюда и после службы в армии.

О том, как начиналось его творчество, поэт рассказывает в автобиографии:

"Я не помню своего первого увлечения стихами. Помню одно: у нашего дома по вечерам на лугу собиралась молодежь с балалайками и гармошками. Звонкоголосые девчата танцевали и плясали "матаню". Переливались всевозможные песни и частушки. Одну я запомнил на всю жизнь:

Эх, война, война, война,
Ты меня обидела.
Ты заставила любить,
Кого я ненавидела.

Я старался сочинить свои частушки, и это мне удавалось.

Позже я написал много стихов. Некоторые вошли в сборник "Звон колосьев".

С 1955 года я занимаюсь в литературном объединении при Дворце культуры металлургического завода, где мне помогли разобраться в ошибках и удачах".

Начав печататься в 1956 году в областной газете "Комсомолец", В. Богданов довольно быстро стал известным. В 1964 году вышел его первый сборник стихов "Звон колосьев". Любителей поэзии он заинтересовал, хотя очень сильно чувствовалось влияние Сергея Есенина, Василия Федорова, Бориса Ручьева. В дальнейшем это наивное следование учителям Вячеслав Богданов преодолевает и начинает самостоятельные творческие поиски. В Челябинске выходят его сборники "Голубой костер" (1968), "Перезвон" (1972).

Он становится членом Союза писателей и руководителем крупнейшего на Урале литературного объединения "Металлург" в годы его расцвета. Творчество Вячеслава Богданова признали многие мастера поэзии — Василий Федоров и Людмила Татьяничева, Виктор Боков и Сергей Наровчатов, Александр Межиров и Егор Исаев. Сборники стихов издавались в Москве: "Светунец", "Возраст: стихи и поэма".

Людмила Татьяничева отмечала, что его талант самобытен: особенностью его поэзии является "органическое, идущее из глубины души стремление связать воедино город и деревню, человека и природу, не противопоставляя их друг другу".

Будучи известным, он оставался внешне очень простым. Близкие ему люди говорят, что он более походил на сельского тракториста, чем на поэта: невысокий, плотный, с крупным лицом, с простецки-размашистыми жестами. Просто, внятно, без эстетского подвывания он читал свои стихи, в которых тоже все было ясно, все шло из глубины души:

Я работаю в цехе — Россия,
В синем цехе огня и добра.
Пусть дороги круты,
Словно годы,
Глубине поучусь у сохи.
Мне,
Рабочему парню с завода,
Так нужны до зарезу стихи.

Поэт был певцом рабочего народа, и в этом видится его значительная заслуга перед уральской поэзией. Очень метко сказал он о сути своего творчества:

Коль доведется умирать,
То у меня — учтите! —
Завод — отец,
Деревня — мать,
И черный труд — учитель!

Стихи Богданова не устарели со временем. Наоборот, сегодня они кажутся еще более современными, потому что приходят на помощь в трудные минуты жизни, потому что в них сочетаются высокая гражданственность и тонкий, мудрый лиризм. А еще всегда будет привлекать в его поэзии доброта.

Для него было очень важно то, что он хотел сказать людям:

Перед правдой — дело не уроним!
Добывая слово,
Словно честь...
Чтоб его,
Как яблоко в ладони,
В час усталый людям преподнесть...

В предисловии к сборнику Богданова "Самое дорогое" известный поэт Валентин Сорокин написал: "Если бы дала судьба Вячеславу Богданову пожить еще десять — пятнадцать лет, он стал бы, несомненно, очень крупным поэтом!".

Но, к сожалению, судьба отвела ему только 37 лет жизни. В 1975 году Вячеслава Богданова не стало. Похоронен поэт в Челябинске.

Вячеслав Богданов, поэт, Тамбовская область, Челябинск, Москва

Поэта Вячеслава Богданова знаю давно. С его творчеством меня познакомил писатель-публицист Анатолий Белозерцев. С самим Вячеславом Алексеевичем встретиться уже не доведется – он ушел из жизни 11 июля 1975 года. С той поры прошли 40 лет, но для истинных любителей поэзии, родных и близких Вячеслав Богданов по-прежнему близок и дорог. Перечисляя имена ведущих поэтов Южного Урала, коллеги ставят его в добрый ряд: Людмила Татьяничева, Борис Ручьев, Вячеслав Богданов…
Вячеслав Алексеевич Богданов родился 24 сентября 1937 года в деревне Васильевка Мордовского района Тамбовской области в семье потомственных крестьян. Отец погиб на фронте под Курском в 1942-м. Мать одна растила троих детей. Писать стихи начал на малой родине. Публиковался в «Пионерской правде». В 1953 году приехал в Челябинск, вместе с В. Сорокиным обучался в фабрично-заводском училище. Более 15 лет работал слесарем-монтажником на Челябинском металлургическом заводе. Служил в танковых войсках. Публиковался в газетах “Комсомолец” (позже — “Команда”) и «Челябинский рабочий». Вместе с В. Сорокиным в 1957 году пришел в литературное объединение «Металлург», где встретился с поэтами М. Львовым, Л. Татьяничевой, Б. Ручьевым.
Литературным наставником Вячеслава Богданова был В. Федоров, он очень сильно на него повлиял. В 1964 году в ЮУКИ вышла первая книга стихов поэта “Звон колосьев”, затем в течение 10 лет еще шесть сборников. В 1969-м Вячеслав Богданов окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького. Его творчество высоко оценили Б. Ручьев, В. Боков. Стихи и поэмы поэта публиковались в журналах “Сибирские огни”, “Урал”, “Уральский следопыт”, “Молодая гвардия”, “Москва”, “Наш современник”, в различных сборниках и альманахах. В Челябинске Вячеслав Богданов руководил литературным объединением «Металлург». Переехав в Москву, сотрудничал с периодическими изданиями. Член Союза писателей СССР с 1969 года.
Вячеслав Богданов написал много произведений о Тамбовской земле. В 1997 году вышли книги «Встреча», «Возвращение», в 2004-м - «Она всегда неповторима - Русь!». На Тамбовщине с 1997 года проводятся Богдановские чтения. В 1998 году администрация Мордовского района учредила премию «Светунец» имени В. Богданова. В Мордово создан музей поэта, установлен бюст, его имя носит местная библиотека. Тамбовские композиторы О. Егорова, Л. Казанков написали музыку на стихи земляка.
Неожиданная остановка сердца оборвала жизнь поэта, но его книги продолжают издаваться. К 60-летию со дня рождения Вячеслава Богданова в Челябинске вышел сборник воспоминаний “Верность”. В 80-х годах поэты Челябинска в память о Вячеславе Богданове назвали областной клуб при Союзе писателей России “Светунец” (по названию последней прижизненной книги поэта). Они собираются в нём два раза в месяц, читают свои стихи, издают альманах «Светунец». «Литераторы нашего края называют Вячеслава Богданова уральским Есениным, — говорит Анатолий Белозерцев, — а для нас, собратьев по перу, память о нём не померкнет никогда»…
Мы публикуем несколько стихов Вячеслава Богданова.

Сочинения:
Звон колосьев. Челябинск, 1964;
Голубой костер. Челябинск, 1968;
Гость полей. М., 1970,
Перезвон. Челябинск, 1972;
Звено М., 1973;
Светунец. М., 1974;
Избранная лирика. Челябинск, 1975;
Возраст. М., 1977;
Самое дорогое. Челябинск, 1982;
Чистые снега. Челябинск, 1986;
Возвращение: СС: в 1 т. М., 1997,
Верность. Челябинск, 1997,
Встреча. Тамбов, 1998.
Звон колосьев. Ч., 1964;

Литература:
Боков В. Об авторе// Богданов В. Звено. М., 1973. С.4;
Верность: О жизни и творчестве известного русского поэта В. Богданова: [сб статей]. Челябинск, 1977. - 192 с., ил.;
Кузин Н. Неотъемлемая часть // Урал. 1977. № 3.
Кузин Н. В синем цехе огня и добра // Кузин, Н. В синем цехе огня и добра / Н. Кузин. - М., 1978. - С. 195–202.
Кузин Н. Неотъемлемая часть // Урал. 1977. №4. С.158-160;
Куняев С. Поэты, рожденные перед войной // Материалы научно-практической конференции, посвященной 65-летию Вяч.Богданова, «Сын земли российской по закону…». Тамбов, 2002 С.9-10;
Маршалов Б. Чувство поэзии // Челябинский рабочий. 1982. №158;
Маршалов Б. [Послесл.] // Богданов В. Возвращение. М., 1997. С.324-330;
Полякова Л.В. Гость полей / Л.В. Полякова // Октябрь. - 1971. - № 12. - С. 218–219.
Проскурин П. [без назв.] // Тамбовская правда. 1997. 16 окт.;
Сорокин В. О друге // Богданов В. Самое дорогое. Челябинск, 1982;
Сошин В. Возвращение поэта / Владимир Сошин // Поэтический Олимп. - М., 2003. - С. 337–343.
Сошин Б. Вячеслав Богданов // Роман-журнал. XXI век. 2004 №3. С.78.
Суздалев Г. «Я работаю в цехе - Россия» // Вечерний Челябинск. 1977. 5 окт.;
«Сын земли российской по закону…»: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 65-летию со дня рождения поэта Вячеслава Богданова / Сост. Е.В. Комягина и Л.И. Пучнина. - Тамбов: ТОИПКРО, 2002. - 66 с.
Федоров В. Комментарии на полях // Сел. молодежь. 1966. № 11;
Федоров В. Об авторе // Богданов В. Голубой костер. Челябинск, 1968. С.3-7;
Маршалов Б. Звено единства // Каменный пояс: Лит.-худож. и обществ.-полит. сб. Ч., 1975;
Чалмаев В. Утренняя смена // Поэзия. 1971. №5. С.51;
——————————————————————————————————————————