Зачем мне нужна программа мва эссе. Эссе о целях: зачем нужно MBA? Другие выгоды от MBA

"Каковы ваши дальнейшие профессиональные цели?"
– классический вопрос от приёмных комиссий большинства бизнес школ. Часто этот вопрос сопровождается вариациями: "Зачем вам нужно MBA образование?", "Каким образом MBA именно в нашей школе поможет вам достичь ваших целей?" и т.п. Как рассказать о ваших целях таким образом, чтобы, во-первых, ответить на все явные и скрытые вопросы приёмной комиссии; во-вторых, заинтересовать её; и в-третьих, подать свой профессиональный путь в "перспективе", где прошлый опыт логично увязан с будущими целями (или наоборот, показана поворотная точка, где вы решили поменять свой профессиональный путь), при этом сохранив четкую структуру изложения?

Цели, о которых вы будете рассказывать приемной комиссии, должны быть основаны на вашем прошлом опыте. Иначе в них трудно поверить. Если вы продолжаете карьеру в определённом направлении – достаточно вкратце описать, где вы сейчас, что вы хотите, что у вас для этого есть и зачем нужно MBA, чтобы это воплотить. MBA здесь выступит в качестве необходимой ступени для развития определённых навыков либо получения определённых знаний или опыта. Ваша задача – показать, как с получением вы ускорите свою карьеру или сможете действовать в новой функции или в новой компании в своей отрасли.

Career changers: рассказ о целях с двумя неизвестными

У кандидатов, которые планируют сменить индустрию или функцию, часто возникает вопрос: "Как сделать свои цели правдоподобными и убедить приемную комиссию, что я могу стать агентом изменений в области, где еще не работал(а)?"

Согласитесь, трудно описать свой путь на несколько лет вперед в совершенно новой области. Трудно предсказать, как она будет развиваться, тем более если вы в ней не специалист. Что здесь важно? Прежде всего, убедитесь, что вы в курсе последних новостей, тенденций и событий в этой области. Если вы никогда не пересекались с ней, постарайтесь поговорить с людьми, которые там работают, возможно, на должности, которая вам интересна. Таким образом, вы сможете понять, чем занимается человек на желаемой позиции и какие перспективы могут ждать вас. Для полной картины желательно также поговорить с человеком на более высокой позиции. Словом, будьте готовы узнать и рассказать при необходимости: куда движется отрасль и куда будет двигаться через 2-3 года? Какие компании работают в ней? Какая из них вас привлекает и почему? Какие крупные события недавно произошли в этой отрасли? Почему она для вас привлекательна?

Кандидаты, которые действительно заинтересованы в смене отрасли или функции, как правило, приходят на консультации уже со знанием последних новостей по своей индустрии или с пониманием того, чем занимаются люди на желаемой должности.

Во-вторых, необходимо показать, как именно вы собираетесь себя проявить в этой новой для вас области, рассказать, каких результатов вы планируете добиться и каким образом. То есть уделить больше внимания второй части "перспективы", опять же, наглядно продемонстрировав, зачем в ней нужно MBA . Только так вам удастся убедить приемную комиссию, что у вас есть конкретные цели, а не голословные мечтания, и более того – план по их достижению.

Домашняя работа: SMART и SWOT

Российские реалии закладывают в наш менталитет гибкость реагирования на часто меняющиеся обстоятельства – иногда в ущерб долгосрочному планированию. Часто нам приходится проводить брэйнсторминги, где совместно с кандидатами мы прорабатываем варианты и целеполагание в эссе.

Поэтому прежде чем формулировать свои цели для бизнес школы, попробуйте применить технику SMART . Ведь именно такой ответ на вопрос о ваших целях хочет получить приемная комиссия: чтобы они были конкретные, измеримые, достижимые, реалистичные и привязанные к определенному времени.

Кроме того, прежде чем писать эссе, в том числе эссе о целях, многие кандидаты сначала делают SWOT своей кандидатуры. Можно отталкиваться от того, что у вас есть на настоящий момент: какой профессиональный и личный опыт вы имеете (работа, членство в организациях, клубах, благотворительность и прочее). На основе этого, какие сильные и слабые стороны вы можете отметить в себе? Какие возможности у вас есть? Какие угрозы существуют для вашего карьерного роста? Полезно сделать такой же анализ своего профиля на момент окончания обучения, чтобы представлять разницу. Это бывает сложно, потому что вы не всегда уверены, останутся ли ваши стремления такими же, как сегодня, или изменятся под влиянием курсов по выбору / стажировки / карьерных возможностей на кампусе / общением с коллегами по группе и прочих факторов, которые возникнут в процессе обучения. Тем не менее, представьте себя после окончания обучения и постарайтесь заполнить матрицу. Если в ней получилось слишком много неизвестных, воспользуйтесь помощью (или консультанта).

Зачем вам нужно MBA именно этой школы?

Имплицированные вопросы – зачем вы поступаете на MBA, почему именно сейчас и почему именно в эту школу – должны быть адресованы в эссе о целях (если, конечно, школа открыто не выделяет их в отдельные эссе). При этом выбору школ в эссе должно быть уделено особое внимание, вне зависимости от ограничения текста по словам или знакам.

Повторяющийся, но неубедительный аргумент в рассказе о выборе школы – «топовость» школы. Представьте, какое количество эссе читают члены приемной комиссии. Наверное, каждый из кандидатов мог бы привести этот аргумент. Чем отличаются кандидаты друг от друга? Здесь необходимо убедить приемную комиссию, что данная школа поможет вам стать агентом изменений. Что вы привнесете в школу? Как вы используете её широкие возможности? Каким образом программа именно этой школы повысит ваши шансы на реализацию целей?

Информация о работе:

Дисциплина: для MBA

Тип работы: Эссе

Зачем мне нужна программа МВА

Фрагмент текста

На данный момент я считаю себя специалистом с достаточно высокими лидерскими и управленческими качествами, однако образование, полученное по программе МВА, должно помочь мне свободнее ориентироваться не только в отечественных, но и в международных методиках управления. Благодаря данной учёбе я рассчитываю приобрести опыт в создании профессиональной управленческой команды, способной оценить эффективность деятельности бизнес-структур, и в управлении такой командой.Популярность программ МВА во всем мире свидетельствует о подготовке по данному направлению управленческого персонала высокого профессионального уровня. Исходя из практического опыта многих людей, я уверена, что, уже имея высшее образование и небольшой опыт работы в сфере бизнеса, я смогу получить более разносторонние и глубокие знания как в области управления, так и в сфере делового администрирования. Основы бизнеса и менеджмента я смогу изучить детально благодаря планомерной подготовке итогового проекта и стажировке в различных компаниях. Современный интеграционный процесс наряду с процессом глобализации требует от специалистов применения разносторонних знаний, моей непосредственной компетенцией является обеспечение управленческой деятельности. Именно эта сторона профессиональной деятельности управленца позволяет мне по достоинству оценить существующие тенденции, а участие в стажировках даст возможность определить все достоинства и недостатки управленческой деятельности на конкретных предприятиях для выработки рекомендаций по их совершенствованию. Бизнес-образование, полученное по программе МВА, поможет мне успешнее вести управленческую работу благодаря новым знаниям, практическим умениям и навыкам. Систематизация знаний и, соответственно, мышления, приведёт к несомненному успеху.

Показать еще Хочу такую!

Похожие работы:

    «Левиафан» был издан в 1651 году в Париже в роялистской среде, но после этого Т. Гоббс сразу же вернулся в Англию (т. е. перешел из лагеря роялистов к республиканцам). В 1658 году О. Кромвель умер, и в Англии было восстановлено королевское правление (к власти снова пришли роялисты). Речь зашла о политическом запрете «Левиафана» и признании Т. Гоббса опасным для государства человеком («атеистом»). Только заступничество короля (бывшего студента Т. Гоббса) спасло тогда опального философа. Но после смерти Т. Гоббса в 1669 году книга все-таки была запрещена в Англии. Т. Гоббс сначала издал свою книгу на английском языке (в 1651 год), и это означало, что она была написана для соотечественников, уже десятилетие сражавшихся друг против друга. В 1668 году (за год до смерти) Т. Гоббс перевел и издал книгу в Амстердаме на латинском языке, который в то время был международным научным языком. Именно благодаря латинскому переводу книга и стала всемирно известной. Хорошо известна фраза Т. Гоббса, что «вместе с ним родился и его близнец – страх»4Робин К. Страх. История политической идеи. М.: Прогресс-традиция, 2007. С. 43., но все-таки подлинным временем, когда Т. Гоббс сформулировал идею страха как главного мотива политической деятельности, были годы гражданской войны в Англии. Что касается самого автора «Левиафана», то его жизнь находилась под угрозой с выходом этой самой книги. Так идеи Т. Гоббса материализовались в его собственной жизненной ситуации. К. Робин, английский исследователь, называет Т. Гоббса «провидцем», который был «первым теоретиком, увидевшим и стимулировавшим потенциал политического страха», показывая, как «страх нуждался в помощи элит, законов, институтов и образования»5Робин К. Страх. История политической идеи. М.: Прогресс-традиция, 2007. С. 40… В какой-то момент Т. Гоббсу пришлось все это пережить самому. ВОЙНА ВСЕХ ПРОТИВ ВСЕХИсследователи и комментаторы «Левиафана» дружно предлагают начать рассмотрение содержания с «мысленного эксперимента», т. е. с вопроса «представим, что никакого государства не было бы, то, как бы тогда жили люди?»6Огурцов А. П. Томас Гоббс и Левиафан тотальной власти // Метафизика.

    Необходимость защиты огромной территории и противостояния суровым природным условиями всегда побуждало русский народ объединяться. Так, для того, чтобы удержать какую-либо территорию русским людям всегда приходилось за нее сражаться, что сделало их заранее ожесточенными ко всему «иноземному», незнакомому, к другим народам – ко всему, что может сулить собой угрозу, что порождает первую противоречивость русского характера. Отсюда вытекает стремление к самостоятельности, которое, однако же, без объединения в целях защиты было невозможно. Одной из предпосылок объединения русских землей вокруг единого центра во избежание нападок со стороны кочевых народов, в IX веке стала религия – православное христианство, на основе которого возникла Киевская Русь – сильное государство, союз различных самостоятельных княжеств вокруг Киева. Однако, на протяжении всей истории российского государства, несмотря на превалирующую роль православия (в качестве основной религии), на огромной территории нашей страны всегда были и мусульмане, и католики, и буддисты, и иудеи, которые жили рядом, взаимодействовали друг с другом, учились друг к другу приспосабливаться. Однако, исконно русское общество можно назвать консерваторами – русский народ всегда с трудом приспосабливался к изменениям, что подтверждает многовековая история. В связи с этим, в русской ментальности до сих пор, несмотря на глобализацию общества, есть такая черта, как непримиримость ко всему необычному, к тому, что отличается от принятого, привычного. Поэтому такой «пестрый» религиозный состав всех народов русского государства всегда неизбежно вел, и до сих пор ведет, к столкновениям, распрям, гонениям и конфликтам, чего не должно быть в мультинациональном государстве. При этом, следует заметить, что большую часть истории, начиная с крещения Руси, русское государство можно было назвать православным, христианским. Власть церкви всегда была высока, даже выше царской власти. Люди жили, согласно христианским традициям, которые призывают помогать другим, трудиться, не злиться и т.

    тенденция ухудшения отношений с союзниками в регионе и деструктивные последствия данного процесса; переформатирования альянсов в регионе иновая геополитическая роль исламскогофундаментализма, внутриисламский геополитический и идеологический конфликт, усиление региональной нестабильности, которую связывают свозможным пересмотром политической карты Ближнего Востока. Говоря об основных факторах, которые вызывают интерес регионом со стороны ведущих игроков международных отношений, в частности США, следует выделить следующие: во-первых, это источник энергоресурсов, - учитывая мировую тенденцию: уменьшение ресурсов - увеличение потребностей, важность региона понятна, ведь США сейчас импортируют нефть, и учитывая, что на страны Ближнего Востока приходится 48% мировых запасов нефти и 43% мировых запасов газа; Иран занимает 1 место в мире по залежам газа, Катар - 3 место по газу после России ; во-вторых, важен геостратегический транзитный узел - расположение на пересечении других континентов: Африка, Европа, Азия. Кроме того, страны омываются Средиземным, Черным, Каспийским и Красным морями, Персидским заливом, Аравийским морем и Индийским океаном. В-третьих, стоит упомянуть о Персидский залив и, в частности, Ормузский пролив (которой проходят 30-40% мировой нефти, ежедневно около 17 млн. Баррелей). В интересах США окружить пролив зависимыми государствами: свободный Курдистан позволит ослабить Турцию, Ирак и частично Иран, а Белуджистан - Пакистан и Афганистан. Стратегическая важность делает Ормузский пролив «важнейшей нефтяной« геостратегической точкой». Учитывая, что вся нефтегазовая торговля строится на долларовых трансакциях, существует зависимость от монетарной политика США (за счет доминирования США в мировой финансовой системе). Вместе с тем надо выделить тенденцию уменьшения инвестирования в нестабильную зону Ближнего Востока, когда речь идет о энергетические ресурсы региона. Это также связано с так называемым «сланцевым бумом» (добыча сланцевого газа и нефти) в США и альтернативными и более привлекательными регионами для добычи ресурсов, в частности, Африкой, АТР.

    Пожалуй, к началу правления Виктории в английской литературе уже сложились типичные образы английских леди и джентльменов – в творчестве Байрона, Вальтера Скотта и Джейн Остин. Переход от романтизма к реализму в литературе уже обозначился достаточно чётко. В тридцатых годах девятнадцатого века в английской литературе реализм в качестве основного направления утвердился окончательно. Впитав традиции предшествующих эпох, реализм определил новый взгляд на героя, обусловленный социальным детерминизмом. Связи между личностью и обществом рассматриваются английскими романистами в аспекте историческом, в определённой системе, которая и обуславливает существующее положение вещей. Литература викторианской эпохи оказала значительное влияние на судьбы мирового романа, преломилась в творчестве современных писателей и создала классический образ «доброй старой Англии».Образ этот во многом идеален. Большая семья, все поколения которой связаны традициями. Члены такой семьи трогательно заботятся друг о друге, не будучи даже связаны кровными узами. Английская семья включает в себя всех родственников – незамужних тётушек, осиротевших кузенов и племянников, состарившихся слуг. Традиционные семьи обычно многодетны – старший сын наследует поместье и титул, младшие поступают на службу: становятся военными, юристами или священниками. Английские барышни обучаются музыке, рисованию и рукоделию. Они скромны, милы и безупречны. Хотя английская мораль всегда требовала безукоризненного соответствия манерам, всё же была довольно терпима в том, что касалось чувств. Юным леди и джентльменам предоставлялась возможность узнать друг друга, проникнуться взаимной симпатией и вступить в брак, основываясь на чувствах, хотя происхождение и размер годового дохода всегда имели огромное значение.

    Таким образом, каждый персонаж - люди с их «плюсами» и «минусами», достоинствами и слабостями. Главная проблема в романе состоит в том, что увидеть в человеке и то, и другое, на это обращает внимание В. Набоков, анализируя «Улисса». Роман утверждает жизнь в ее многообразии – в ней есть черное, но присутствует и белое, положительная сторона. В «Улиссе» суть, содержание, проблема неотделимы от формы. Говорить о содержании романа, абстрагируясь от формы, невозможно, а она в «Улиссе» весьма необычна. В. Набоков называет три формы повествования в романе – обычный стиль, понятный читателю; так называемый поток сознания, имеющий отрывистую форму выражения – форма, открывателем которой Джойс не является (она использовалась, например, Л. Толстым в «Анне Карениной»), но которая развитие получила именно у Джойса; пародии на формы, не характерные для романа. Особенность «потока сознания» заключается в том, что в нем фиксируются не только осознанные, но и не артикулированные мысли. Человек обычно мыслит с перебивами, в его сознании часто рождаются различные ассоциации. Джойс, говоря от лица своих персонажей, обратил внимание и на то, что «поток сознания» не всегда одинаков. Так, с утра, когда человек отдохнул, и голова ясна, он мыслит законченными предложениями, но в течение дня, по мере того, как человек утомляется, его внутренний монолог становится все менее логичным, все более причудливым, наконец, логика может исчезнуть почти полностью. Причинно-следственные связи перепутываются или вовсе обрываются. По поводу «потока сознания» Набоков отмечает, что, что данный прием - это, так как мы мыслим также и образами, а не только словами. Вместе с тем этот прием дает возможность раскрыть внутренний мир персонажа. В. Набоков отмечает, рассуждая о Мэрион Блум: Этот вывод он делает на основе ее длинного внутреннего монолога, в конце книги. Набоков советует читать монолог Мэрион, отмечая при этом карандашом границы между предложениями, тем самым подчеркивая, что для чтения он сложен, однако именно такой стиль изложения помогает писателю проникнуть во внутренний мир Молли, а читателю – понять этот внутренний мир.

Как пишется эссе при поступлении в МВА

Сегодня образованная молодежь все чаще думает о том, как извлечь прямую выгоду из полученного диплома. Тема получения степени МВА (Master of Business Administration) становится все более популярной...

Магистр бизнес-администрирования (так переводится эта аббревиатура) - наиболее известная и популярная академическая магистерская степень в сфере управления бизнесом. Эту квалификацию, как правило, получают в дополнение к уже имеющемуся высшему образованию с целью приобретения специальных знаний и навыков в области менеджмента.

В список вступительных экзаменов в бизнес-школах обязательно включается написание сочинения-эссе. Наряду с практическими рекомендациями по его написанию, стоит напомнить и о прямом значении этого слова...

Эссе - прозаическое (реже поэтическое) произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. В переводе с французского слово "essai" значит "попытка, проба, очерк" (поэтому, вероятно, не следует писать в заголовке своей работы "Попытка эссе"); в латинском существовало слово "exagium" - "взвешивание".

Главная примета эссе как жанра - свободная композиция. Последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер. Отсюда особый синтаксис - множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции. В пунктуации - многоточия, будто приглашающие к соразмышлению.

Эссеистический стиль отличается подчеркнутой субъективностью, образностью, афористичностью, использованием разговорной лексики. Для него характерны индивидуальная импровизация в трактовке произведения, какой-либо проблемы или темы, непринужденная, в духе свободной беседы с читателем, манера изложения.

Наиболее часто встречающиеся темы

Вопросы о вашем вкладе в обучение и о вашей разносторонности.

1) Скажите, что повлияло на ваш профессиональный выбор? Пожалуйста, расскажите о своих планах на будущее в профессиональном отношении. Как повлияет полученная вами степень МВА на вашу способность достичь поставленной цели?

2) Расскажите о своей карьере. Зачем вам степень МВА? Как будет развиваться ваша карьера после получения вами степени МВА?

3) Расскажите подробнее о том, что вы планируете делать в ближайшем будущем и в дальнейшем, после получения вами степени МВА. Как обучение в школе Darden будет способствовать достижению поставленных вами целей?

4) Кратко расскажите о ваших достижениях в профессиональном плане. Расскажите поподробнее о ваших планах на будущее и о том, что заставило вас получить степень МВА в университете Kellogg? 5) Каковы ваши планы после получения степени МВА?

Это наиболее типичные темы эссе, задаваемые практически каждой бизнес-школой. Вы должны четко и ясно представлять себе, зачем вам нужна степень МВА, и уметь это доказать.

Вопросы обычно делятся на несколько частей. Большая часть касается вашего прошлого. Преуспели ли вы в бизнесе на сегодняшний день? От чего это до сих пор зависело? Вашего будущего. Как будет развиваться ваша карьера после получения вами степени МВА? Какие у вас планы на будущее? Или и того, и другого.

Предполагается, что ваши ответы будут так или иначе связаны с вашим желанием получить степень МВА.

Так как сначала обычно идет именно этот вопрос, ваше эссе будет первым, что увидит приемная комиссия, когда начнет изучать ваши документы. Вы должны произвести хорошее впечатление. Это можно сравнить с тем, когда вы, придя на интервью, здороваетесь и улыбаетесь. Соответственно, ваше первое эссе должно быть написано уверенно, последовательно, вы должны придерживаться фактов и не отклоняться от темы.

Приемная комиссия задает этот вопрос в надежде выяснить уровень вашей мотивации, зрелости и целеустремленности. Если эссе, написанные кандидатами, могут быть по понятным причинам не совсем четкими в отношении карьеры и планов на будущее, то эссе, написанное выпускником, должно быть кристально четким и ясным.

Если вы недостаточно ясно представляете себе, зачем вам степень МВА, вам нужно пересмотреть свое решение о поступлении в бизнес-школу. Неумение четко ответить на поставленный вопрос приравнивается к нерешительному пожатию руки или неумению смотреть в глаза собеседнику.

Эссе должно содержать большое количество информации, поэтому особое внимание следует обратить на его структуру. Вы можете раскрыть тему, разделив свой ответ на 3 отдельные части. В первой может идти речь о вашем прошлом опыте работы. Во второй - рассказ о ваших целях и планах на будущее. В третьей вы должны остановиться на самой программе бизнес-школы, в которую вы поступаете. Рассказывая о своем опыте, вы должны подчеркнуть, как ваш опыт, цели и поступки связаны с вашим решением получить степень МВА.

Предпочтительнее рассказывать только об одной вашей цели, если она, конечно, является основной. Если у вас был опыт работы в нескольких компаниях, можете рассказать об этом. Однако ваши доводы должны быть логично обоснованы или четко сформулированы. Если вы на самом деле неуверенны в своих целях (это иногда сложно понять из заявления), то честно скажите об этом, а не старайтесь что-то придумать. По крайней мере, хотя бы постарайтесь дать правдоподобное объяснение своей неуверенности, и поясните, почему именно эта школа поможет вам преодолеть ваши сомнения.

Подчеркните, насколько важна для вас именно данная программа, насколько она позволит развить именно ваши профессиональные способности и личные качества. Для того чтобы вы могли легко это сделать, вам придется потратить некоторое время на то, чтобы больше узнать о школе и о самом себе.

Когда вы изучите программу школы и то, как она себя позиционирует, используйте только те факты, которые вы можете отнести к себе. Не пишите о том, что, как вам кажется, они хотят услышать. Члены приемной комиссии сразу поймут вашу неискренность. Им также интересны ваши личные впечатления и жизненный опыт.

Следовательно, если вы будете стараться не выделяться из состава основной части абитуриентов, это может обернуться против вас, даже если ваше эссе хорошо написано. Чем откровеннее вы говорите о своих целях и желаниях, тем лучше будет ваше эссе.

Каким образом ваш жизненный опыт, знания и ценности смогут быть для нас (Kellogg Business School) полезными?

Станет ли студенческий состав более разнообразным благодаря вам? (1-2 страницы, напечатанные с двойным межстрочным интервалом)

Школе Darden нужны самые разнообразные студенты, будущие специалисты-менеджеры. Какие ваши качества будут полезными как нашей школе, так и вам как перспективному менеджеру?

Каждый вопрос, заданный в эссе при поступлении, направлен на достижение одной и той же цели. Члены приемной комиссии хотят узнать, что вы собой представляете, чем вы отличаетесь от остальных и какой вклад внесете в общий процесс обучения, если будете приняты. В данном случае об этом спрашивается прямо. Поскольку это именно то, что хотелось бы знать приемной комиссии, данный вопрос является одним из наиболее распространенных. Это вопрос примерно такого же плана, что и «Зачем вам нужна степень МВА?» Он касается одновременно вопросов: «Почему вы выбрали нас?» и «Почему мы должны выбрать именно вас?». Однако вопрос предполагает более личный ответ. В то время как вопрос «Зачем вам МВА?» задается, чтобы узнать чего вы достигли, что планируете делать, и каким образом бизнес-школа может вам в этом помочь, данный вопрос направлен на то, чтобы узнать, кто вы и как относитесь к школе. В сущности, «Зачем вам МВА?» о вашем опыте, а другие вопросы - о личных качествах.

Ответив на первый вопрос о своем опыте, деятельности и целях, сконцентрируйтесь на ваших качествах и свойствах характера. Что выделяет вас из многих, чем вы отличаетесь от остальных? Что могут сказать о вас ваши друзья и близкие? Некоторые сразу понимают смысл данного вопроса. Но бывает, что люди пишут о своих расовых или нравственных качествах, но такое случается редко. Человек, не имеющий большого профессионального опыта, может с помощью данного вопроса превратить свой недостаток в достоинство. Любой, обладающий талантом или призванием, например, спортсмен или музыкант, может сделать это темой своего эссе.

Менее заметные качества тоже достойны упоминания. Если вы считаете себя довольно типичным абитуриентом, обладающим широким кругом интересов - не стоит волноваться, что у вас нет какой-нибудь особенной отличительной черты. Вы можете перечислить несколько свойственных вам качеств. Вы не единственный, кто обладает такими качествами, но как бы то ни было, искренний и правдивый ответ будет говорить в вашу пользу. Какими словами люди могут вас описать? Любите ли вы рисковать? Вы очень образованный человек? Лидер ли вы? Добиваетесь цели необычными путями? Человек твердых убеждений? Порядочный ли вы человек? Умеете ли вы работать в коллективе?

Не так важны сами качества, о которых вы сочтете нужным рассказать, как то, на чем они основаны. Вопрос предполагает, что в ответе будет много прилагательных и каждое из них должно быть дополнено правдивым примером. Вы можете приводить примеры как из своего опыта работы, так и из личной жизни. Можете творчески подойти к заданию и рассказать историю из вашего детства, только будьте уверены, что это действительно поможет проиллюстрировать ваши качества.

Так как вопрос звучит: «Чем вы можете быть полезны нашей школе?», вам предоставляется прекрасная возможность доказать, что вы стремитесь поступить именно в данную школу. Попробуйте соотнести ваши цели с программой школы. Убедите приемную комиссию не только в том, что вы идеально подходите для обучения в бизнес-школе, а именно в их школе.

Приведите два примера вашей успешной деятельности в последние 5 лет, результатами которой вы можете гордиться.

Опишите 3 наиболее значимых события в вашей жизни и объясните, почему вы считаете их столь важными.

Расскажите о своих достижениях за последние 5 лет, которые наиболее полно отражают ваши способности руководить, и объясните, почему вы так считаете.

Что вы считаете своим достижением? Почему?

Ваш ответ скажет о вас больше, чем ваши достижения. И позволит приемной комиссии узнать, что вы цените, чем вы можете гордиться и чего вы способны достичь. Типичная ошибка, которую совершают абитуриенты, отвечая на данный вопрос, заключается в повторении уже изложенных фактов. Например, способный студент, который хорошо учился, склонен делать упор на своих высоких баллах GPA и GMAT. Тот, у кого много наград или грамот попытается включить их в сочинение, превратив его тем самым в нечто большее, чем обычное эссе. Чтобы избежать этого, специально оговаривается, что вы можете выбрать один, два или три примера, которые вы рассматриваете как свои достижения.

Если вы все же выбрали пример, о котором комиссия уже осведомлена, такой, может быть, как использование вами электромагнитной индукции в фи-бетта-каппа преобразованиях или повышение в должности, которое отражено в резюме, то сделайте ваш рассказ более живым и энергичным. Продемонстрируйте, чего вам это стоило, и какое влияние это оказало на вас лично. Не бойтесь показать членам комиссии, что вы этим гордитесь. Здесь нет места скромности. Однако не впадайте в другую крайность, иначе будет похоже, что вы занимаетесь саморекламой. Попробуйте рассказать вашу историю, не морализируя. Вам не следует волноваться, если ваше сочинение будет кратким и написанным по существу. Вы можете написать столько, сколько сочтете нужным.

Если у вас возникли затруднения из-за того, что вы не знаете, какое из достижений выбрать, то помните, что в лучших сочинениях говорилось о скромных поступках. То, чего вы достигли, представляет интерес только тогда, когда вы сами осознаете важность этого и можете рассказать об этом ярко и выразительно. За исключением специально оговоренных случаев, вы можете рассказывать о профессиональной деятельности, личной жизни или примерах, касающихся вашей учебной деятельности. Удостаивались ли вы похвалы немногословного и требовательного руководителя? Случалось ли, что вы проигрывали гонку, а потом улучшали ваш собственный результат? Работали ли вы день и ночь, чтобы в физике С сошлось с А? Не думайте о том, что они хотят услышать, думайте о том, что действительно заставляет вас гордиться собой.

Лидер ли вы?

Опишите, при каких обстоятельствах вы проявили свои способности лидера. Что именно вам удалось сделать?

Приведите пример двух ситуаций, произошедших за последние 4 года, в которых вы проявили себя как лидер. В чем выражались ваши организаторские способности?

Этот вопрос похож во многом на вопрос о ваших достижениях. Вы можете использовать аналогичный подход, отвечая на данный вопрос. Расскажите о том, что действительно случилось с вами и имеет для вас большое значение, а не то, что, как вам кажется, произведет впечатление на комиссию. Не ограничивайтесь упоминанием случаев, касающихся только вашей карьеры, особенно если вас просят привести несколько примеров.

Также заданный вопрос имеет много общего с проблемой нравственного выбора, потому что для этого очень часто требуется решительность и способность лидера принять ответственность на себя. Примите это к сведению и будьте готовы ответить, даже если будет два вопроса. С другой стороны, не уделяйте этой проблеме больше внимания, чем требуется. Вопросы, касающиеся нравственного выбора, являются трудными сами по себе, чего нельзя сказать о данном вопросе.

Вопросы личного характера.

Приведите конкретный пример того, что свидетельствует о вашем совершенствовании.

Через 30-40 лет, оглянувшись назад, сможете ли вы сказать, что вы многого добились? Что было бы для вас самым важным?

Расскажите нам немного о себе и своей семье. Где вы росли, кто ваши родители, есть ли у вас братья или сестры, и, может быть, о самом запоминающемся событии вашего детства.

Что оказало существенное влияние на ваше развитие в личностном плане (книга, учитель, друг, родственник, хобби и т. п.)?

Существует ли что-то общее между вашим совершенствованием как личности и вашими профессиональными целями?

Расскажите о себе и наиболее значительных событиях вашей жизни, повлиявших на вас.

Вопросы, на которые вы отвечаете в своем эссе, позволяют приемной комиссии лучше узнать вас. Отвечая на вопросы личного плана, вы получаете возможность говорить о себе, не ограничиваясь какими-то рамками, поэтому будьте внимательны.

Вам придется выбирать, так как невозможно коснуться всего, поэтому действуйте мудро. Некоторые абитуриенты горят желанием рассказать абсолютно все, боясь, что пропустят что-то важное, и это может отразиться на их шансах попасть в школу. Не поддавайтесь искушению поступить также. Вместо этого остановитесь на двух ваших качествах, которые позволят приемной комиссии составить полное представление о вас, как о личности.

Большинство вопросов сформулировано таким образом, чтобы позволить вам использовать свое воображение. Чувствуйте себя свободно и будьте самим собой. Если вопрос застал вас врасплох, это означает, что комиссия хочет услышать неподготовленный ответ. Что ж, многие абитуриенты чувствуют себя не в своей тарелке. Пытаясь быть объективными, они в итоге уходят от заданного вопроса, используя длинные многозначительные фразы. Они делают большую ошибку, так как смысл данного эссе - позволить понять, что вы за личность. Пишите искренне и от всего сердца.

Вопросы личного плана не бывают стандартными, каждая школа спрашивает о чем-то своем. Но даже если вопросы и отличаются один от другого, то существует 3 основных направления: ваша личность, ваши личные цели или ваш жизненный опыт.

Вопросы на общие темы (Неоценимый опыт, достижение, или риск; Важное событие; Человек, которого вы уважаете; Планы на будущее).

Определите, насколько значимым для вас явился тот или иной опыт, достижение или ситуация, в которой вы пошли на риск, и как это на вас повлияло.

Вопрос о ваших достоинствах и положительных качествах позволяет приемной комиссии судить о ваших жизненных ценностях, о том, чем вы гордитесь, и чего можете достичь. Типичной ошибкой при ответе на этот вопрос является повторение уже известных фактов, использованных вами в пакете документов. Не старайтесь упоминать все факты, отраженные в вашем резюме. Если вы все же выбрали какое-либо достижение, о котором говорили ранее, постарайтесь представить яркое и эмоциональное описание этого события. Расскажите, чего вам это стоило и как все это отразилось на вас лично. Не бойтесь показать, что вы этим гордитесь. Здесь нет места скромности. Однако не впадайте в другую крайность, иначе будет похоже, что вы занимаетесь саморекламой. Если вы решите просто рассказать суть дела, вам не о чем волноваться.

У вас возникли затруднения из-за того, что вы не знаете, какое из достижений выбрать? Помните, что в лучших сочинениях говорилось о скромных поступках. То, чего вы достигли, представляет интерес только тогда, когда вы сами осознаете важность этого и можете рассказать об этом ярко и выразительно. За исключением специально оговоренных случаев, вы можете рассказывать о своей работе, личной жизни или примерах, касающихся вашей учебной деятельности. Удостаивались ли вы похвалы немногословного и требовательного руководителя? Случалось ли, что вы проигрывали гонку, а потом улучшили ваш собственный результат? Работали ли вы день и ночь, чтобы в физике С сошлось с А? Не думайте о том, что они хотят услышать, думайте о том, что действительно заставляет вас гордиться собой.

Что касается второй части вопроса, от вас надеются получить искренний ответ о том, какой вы на самом деле. Говоря о своей зрелости, не переусердствуйте, рассказывая, каким ужасным человеком вы были когда-то, по сравнению с тем, каким отличным парнем являетесь сегодня. Никто не меняется коренным образом. Кроме того, образ того, каким вы были раньше, может хорошо запомниться комиссии. Также больше говорите о том, что вы представляете собой сегодня, и меньше о вашем прошлом. В завершение опишите реальные события, и то, как все происходило, чтобы доказать чего вы достигли в результате предпринятых вами действий. Примером могут послужить известные люди или реальные события. Но на самом деле человек может измениться к лучшему только с помощью трудолюбия, приложенных усилий и желания стать лучше.

Важное событие.

Расскажите о каком-либо событии личного характера, национального или международного масштаба, и определите, насколько важным оно является для вас.

Такой вопрос является одним из самых трудных, отвечая на него, вы все равно должны говорить о себе. Если событие действительно имеет для вас большое значение или у вас есть определенное мнение по этому вопросу, расскажите, как это связано с вашей жизнью. Что именно из вашего опыта, вашего детства затронуло вас? Касается ли это вас лично? Будьте готовы рассмотреть обе стороны вопроса, покажите, что вы можете мыслить логично и объективно. Вам не следует быть предвзятым или упрямым. И еще, вам лучше воздержаться от обобщений, которые выходят за рамки вашей компетенции.

Человек, которого вы уважаете.

Какой человек, литературный персонаж, историческая личность или произведение искусства (в живописи, музыке и т. д.) оказали на вас значительное влияние, расскажите об этом подробнее.

Ответ на данный вопрос позволяет выяснить, что вы за человек, под воздействием чего вы сформировались как личность. Студенты совершают ошибку, думая, что этот вопрос касается конкретного человека. Они начинают подробно описывать тех, кто оказал на них существенное влияние, углубляясь в детали, никак не соотнося эти факты с собой. Для школы не имеет значения, кем был ваш дядя или выдуманный персонаж. Важно, какое влияние он на вас оказал и в чем это выражено.

О ваших жизненных ценностях можно узнать из того, как вы описываете своего руководителя. Так, можно многое узнать о человеке, познакомившись с его друзьями. Если вы сомневаетесь, попробуйте сравнить впечатления тех, кто восхищается энергичным спортсменом и тех, для кого примером является талантливый, но пассивный научный сотрудник. Нельзя сказать, хорошо это или плохо – все люди разные.

Здесь не может быть неправильных ответов. Большое значение имеет не то, как вы характеризуете человека, а то, кого вы выбрали в качестве примера. Другими словами, не выбирайте человека с громким именем, что, как вы думаете, поразит приемную комиссию. Ваш выбор не принесет ожидаемого эффекта. Обратите на это внимание. Часто абитуриенты рассказывают о своих родителях. Если вы говорите о своем отце, несомненно, вы можете многое сказать, но помните, что ваше эссе должно выделяться из общей массы.

Планы на будущее.

Почему вы хотите потратить два года на учебу в бизнес-школе? Насколько повлияет получение ученой степени на достижение вами поставленных целей.

Вы должны обладать необходимыми сведениями о той школе, в которую подаете документы, прежде чем начать писать эссе. Такой вопрос предполагает, что вы будете говорить именно об этой школе. Отвечая на подобный вопрос, имейте в виду те факторы, которые имеют для вас решающее значение. Это поможет вам избежать неискренности и лестных высказываний, что является нежелательным при написании эссе. Если вы будете отвечать честно и подкреплять свои мысли фактами, то ваше эссе вызовет доверие в первую очередь к вам самим.

Нелегко выражать свои мысли свободно и в тоже время правдиво. Не будьте самоуверенным или, наоборот, слишком скромным. Покажите, что вы обладаете основательными знаниями о бизнес-школе. Будьте честными и обоснуйте свое мнение.

Вопросы о ваших интересах и увлечениях

Расскажите об одном из своих увлечений. Чем вы предпочитаете заниматься в свободное от работы время, и почему вы этим увлекаетесь? В свободное время я … Помимо работы мне больше всего нравится… Чем вы увлекаетесь в свободное от работы и учебы время? Такие вопросы дают вам хорошую возможность предоставить больше информации о себе, рассказав о том, чем вы занимаетесь в свободное от работы время. Бизнес-школы предпочитают, чтобы их студенты были разносторонне развитыми личностями. Ваша профессиональная деятельность всего лишь часть единого целого. Для бизнес-школы важно, чтобы вы вели активную деятельность помимо вашего бизнеса. Хорошо известно, что многие идеи, впоследствии успешно воплощенные в жизнь, появляются тогда, когда вы не на работе, так что ваша деятельность во внерабочее время часто отражается на вашей деловой активности. Кроме того, веселые, необычные и интересные люди обладают способностью вносить оживление во все, что они делают: работают или учатся. Их увлеченность, обязательность и готовность жертвовать собой передаются другим. У вас есть прекрасная возможность продемонстрировать свои лидерские способности, которые вы проявили в любой сфере.

Вопросы о ваших ошибках и неудачах.

Если вы считаете, что преуспевающие менеджеры способны учиться на своих ошибках, опишите подобную ситуацию, которая произошла с вами. Чему вы научились в результате?

К заявлению абитуриента о том, что он идеальный человек, в лучшем случае отнесутся как к шутке. Идеальных людей нет, и приемная комиссия не ждет от вас совершенства. Данный вопрос внушает страх потенциальным студентам. Однако в нем нет ничего сложного. Единственное, чего вам не нужно делать, так это что-либо скрывать.

Часто ошибки совершают, руководствуясь благими намерениями. Случается, что к ошибке приводят качества достойные восхищения: ваша инициативность, лидерство или готовность идти на риск. Каждый руководитель, пытаясь использовать новые методы в работе, ошибался хотя бы раз в жизни. Если вы честно и откровенно говорите о своей ошибке, людям запомнится не сама ошибка, а ваше отношение к ней. Кроме того, комиссия не собирается осуждать вас за вашу неудачу, им интересно, как вам удалось исправить положение. Единственная возможность не отвечать на такой вопрос - это уклониться от ответа. Если вы приметесь говорить на отвлеченные темы или приведете какой-нибудь общепринятый пример, то комиссия может усомниться в вашей честности и зрелости или в том, что вы способны быть лидером, принимать рискованные решения и мыслить нестандартно.

Если вы не можете определить, о чем вам следует говорить, вам помогут несколько правил:

1. Приведите пример из недавнего прошлого. Если вы будете говорить о том, что случилось давно, комиссия посчитает, что вы уклонились от ответа.

2. Не ограничивайтесь рассказом о своих неудачах в профессиональной деятельности, но и не скрывайте их. Комиссия понимает, что вы рискуете, говоря о неудачах на работе, и подскажет вам, как действовать честно и откровенно.

3. Не рассказывайте о слишком серьезных проступках - это может заставить комиссию усомниться в вашей порядочности. Ваша ошибка не должна никого шокировать.

Если вы не можете точно определить, чему вы в результате научились или вспомнить, что предприняли, чтобы исправить ситуацию, то лучше привести другой пример. Когда вы отвечаете, старайтесь быть объективными. Не пытайтесь оправдывать свои действия. Позвольте фактам говорить самим за себя. Пишите как можно более кратко.

Вопросы об идеальном руководителе

Расскажите, кто для вас является примером в профессиональной сфере?

Какими, по-вашему, качествами должен обладать выдающийся менеджер? Приходилось ли вам встречать или даже работать с такими людьми? Расскажите, как повлиял на вас его (ее) стиль руководства?

Если бы вы могли выбирать, кем бы вы хотели быть и почему?

Бизнес-школы получают информацию о вашем профессиональном росте по мере того, как вы рассказываете о своем руководителе. Они делают выводы, основываясь не только на том, чему вы научились, но и у кого вы учились. Тем не менее, из ваших ответов становится ясно, что для вас является ценным. Так, можно многое узнать о человеке, познакомившись с его друзьями. Если вы сомневаетесь, попробуйте сравнить впечатления тех, кто восхищается энергичным, общительным руководителем или, наоборот, талантливым, но пассивным менеджером.

Большое значение имеет не то, как вы характеризуете человека, а то, кого вы выбрали в качестве примера. Другими словами, не выбирайте человека с громким именем, что, как вы думаете, поразит приемную комиссию. Ваш выбор не принесет ожидаемого эффекта. Если ваш руководитель известный человек, будьте готовы привести достоверные примеры вашей совместной деятельности, рассказав о конкретных уроках, полученных вами в результате вашего сотрудничества. Ваше эссе должно быть коротким и ясно написанным. Никогда не преувеличивайте качества вашего руководителя в ущерб себе. Вы можете им восхищаться, но не поклоняться ему. Иными словами, выберите наставника, а не героя. Наставник обладает качествами, к которым нужно стремиться, а стать героем - все же за пределами наших возможностей.

Если вам нужно будет привести два примера, попробуйте сравнить совершенно разных людей или людей, не имеющих отношения к вашей профессиональной деятельности. Покажите, что вы взяли у них только самое лучшее. Как всегда приводите конкретные примеры. Давая характеристику этим людям, расскажите, какое влияние они на вас оказали. Не просто описывайте их положительные качества, а объясните, в чем именно они заключались.

Вы можете следовать этому плану:

1. Назовите имя вашего руководителя и опишите обстоятельства, при которых вы познакомились.

2. Назовите те качества вашего руководителя, которыми вы восхищаетесь.

3. Покажите на одном-двух примерах, в чем эти качества проявлялись.

4. Расскажите, чему вы научились у вашего руководителя. Что из этого вы используете сами в данное время?

5. Будьте точными. Приводите конкретные примеры того, чему вы научились. Опишите, как это произошло, и как вы использовали этот опыт для достижения успеха в профессиональном плане.

Вопрос может звучать и так: «Если бы на один день вы могли стать…» Этот вопрос может касаться как идеальной карьеры, так и вашего выбора образца для подражания. Если в предыдущем вопросе речь шла об образцовом руководителе, то здесь от вас хотят узнать о вашем идеале. Вам не нужно делать ваш ответ близким к реальности, чувствуйте себя свободно и напишите, что хотите. Однако не забывайте о том, какие выводы из вашего выбора может сделать приемная комиссия. В отличие от вопроса об идеальном руководителе, здесь вы можете быть более кратким. Просто расскажите, кем бы вы стали и объясните почему. Вы выбрали этого человека, потому что он похож на вас или наоборот не похож? Вы действительно могли бы многому научиться у вашего руководителя или просто испытать что-то новое? Вы серьезно рассматриваете его карьеру как образец для подражания или шутите?

Далее приводятся 8 пунктов, которые, по мнению служащих приемных комиссий, являются «очень важными для успешного написания эссе». Обязательно последуйте этим советам и не забудьте главную цель написания эссе – убедить приемную комиссию в том, что вы отлично впишетесь в атмосферу именно этой бизнес-школы.

8 основных советов по написанию эссе

1. Представленные данные

Независимо от того, на какой вопрос вы отвечаете, вам нужно достичь определенных целей. От вас ожидают того, что при написании эссе вы будете иметь в виду следующее:

Ответил ли я на заданный вопрос?

Насколько понятно и точно я изложил свои мысли?

Естественно ли звучит то, что я написал, нет ли где ошибок?

Когда вы закончите работу над одним эссе или комплектом эссе для конкретной школы, посмотрите на все как на единое целое. Убедитесь в том, что во всех или хотя бы в одном эссе, вы:

Продемонстрировали свое желание учиться в бизнес-школе

Были «нацелены» на данную школу

Включили в рассказ от одного до трех качеств, сильных сторон, характерных особенностей, которые выделяют вас из массы других кандидатов

Представили хотя бы один веский аргумент в пользу того, чтобы приемная комиссия вас зачислила в свою школу.

2. Навыки общения и письменной речи

Эссе предназначены также для того, чтобы проверить ваше умение излагать мысли на бумаге и ваши навыки письма. Консультант по вопросу приема абитуриентов говорит: «Ваше эссе не должно характеризовать вас как будущего писателя или филолога, вы – будущий лидер, управляющий. Для успеха в бизнесе важно умение хорошо презентовать свои идеи, а способность выразить их на бумаге есть у тех, кто легко общается с другими людьми». Плохо написанное эссе не будет способствовать тому, чтобы вас приняли в школу.

3. Образ реального человека

Приемная комиссия хочет разглядеть в эссе образ человека, который его писал. Важны не только результаты тестов, опыт работы, но и характер кандидата. «Мы ищем в документах нечто неуловимое, что не могут показать цифры (GMAT, TOEFL, GPA), поэтому надеемся найти это в эссе. Ни в коем случае не упускайте возможность рассказать нам о себе в своих эссе. Это поможет нам убедиться в том, что мы рассматриваем кандидатуру вполне реального человека, а не просто сумму различных показателей».

Представители приемных комиссий всегда дают абитуриентам один и тот же совет. Хотя он может выражаться по-разному (Будьте честными, искренними, неповторимыми и т. д.), его суть не меняется: будьте самим собой!

Приемные комиссии считают, что часто абитуриенты очень хотят казаться кем-то: лидером, зрелой личностью, что забывают быть просто человеком!

4. Индивидуальность

Единственный способ сделать так, чтобы приемная комиссия разглядела за всеми документами образ конкретного человека - внести в эссе элемент личного, неповторимого, уникального. Ваши эссе сразу станут более интересными и притягивающими внимание. Они помогут выделиться среди сотен других абитуриентов, кандидатуры которых приемная комиссия рассматривала на этой же неделе.

«Эссе должно быть как можно более персонализированным. Скучно читать эссе, которые изобилуют общими фразами – это пустая трата времени. Все равно ничего не поймешь о личности данного кандидата».

Все, что вы напишете в эссе, необходимо подтверждать примерами, делать ссылки на свой опыт. Детали сделают ваши эссе интересными, уникальными, специфичными.

6. Отличительные черты, неповторимость, что-то интересное, смешное

По мнению одного из членов приемной комиссии «абитуриентам не следует бояться того, что они выйдут за рамки допустимого, лучше быть собой. Очень часто абитуриентов беспокоит то, смогут ли они произвести нужное впечатление, поэтому они убирают из эссе все, что делает их выдающимися. Столь безопасные, с точки зрения абитуриентов, эссе довольно утомительно читать».

Вам вовсе не обязательно шутить в своих эссе, чтобы сделать их интересными. Однако постарайтесь использовать все имеющиеся в распоряжении средства, чтобы ваши эссе запомнились.

7. Честность

Приемная комиссия не терпит абитуриентов, которые любят пускать пыль в глаза. Будет лучше, если в эссе вы отразите истинное положение вещей. В то же время не акцентируйте внимание на своих недостатках, хотя они и присутствуют в вашем характере. Надо быть честным, но позитивным. Отзывайтесь о себе и своих качествах только положительно! Так называемые «слабые стороны» следует презентовать следующим образом: «раньше это было моим недостатком, теперь же превратилось в положительное качество».

8. Литературное произведение

Представители приемных комиссий любят эссе, читать которые – одно удовольствие. «Убедитесь в том, что ваше эссе легко читать. Уделите ему еще немного времени: проверьте, последовательны ли ваши мысли, ведут ли они к логическому завершению темы».

«Юмор – великий инструмент, но пользуйтесь им разумно. Саркастический или дерзкий тон часто раздражает. Настоящий юмор – искусство, он является признаком хорошего вкуса».

В своих эссе вы рассказываете историю успеха, указываете причины, по которым хотите учиться в бизнес-школе. Вы можете пойти еще дальше, написав эссе в виде литературного произведения: рассказа, повести. Однако это рискованный подход, так как большинство людей не очень хорошие писатели, к тому же так можно преуменьшить серьезность вашего повествования. И наконец, приемные комиссии не зачислят вас в школу только потому, что вы – прекрасный рассказчик.

Распространенные при написании эссе ошибки

В отличие от тестов, эссе не предполагают формата multiple-choice (когда вам на выбор предлагается несколько вариантов ответа). Написание эссе не ограничено по времени, вы можете переписывать его много раз, попросить друзей прочитать ваше эссе. Воспользуйтесь всеми возможностями и постарайтесь избежать распространенных ошибок.

Плохая проверка

Не думайте, что можно ограничиться лишь проверкой правописания. Перечитайте свои эссе и убедитесь в том, что там нет каких-либо двусмысленных выражений, неудачных оборотов и т. д.

Утомительные предисловия

Недостаточное количество деталей

Слишком часто интересное эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами. Для эссе характерны обычные клише: важность усердной работы и упорства, учеба на ошибках и т. д.

Многословие

Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом. Иногда это означает отказ от каких-то идей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу. Такие вещи только отвлекают внимание читателя и затмевают основную тему эссе.

Разговорная речь

Избегайте употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно. Лишь в некоторых нетрадиционных частях эссе, представленных в виде рассказа или диалога, следует использовать элементы разговорной речи. Неформальный подход приемлем только тогда, когда писатель пытается достичь определенного эффекта.

Длинные фразы

Чем длиннее предложение, тем лучше – так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.

Когда вы закончите писать эссе, сделайте такое упражнение.

Присвойте каждому абзацу букву: либо S (short), либо M (medium), либо L (long). S – менее 10 слов, M – менее 20 слов, L – 20 и более слов.

Хорошее эссе имеет следующий или похожий порядок букв - M S M L M S.

Скучное эссе характеризует такая последовательность букв - S S S M L L L. ***

Не перегружайте эссе

При написании эссе отбросьте слова из энциклопедий. Неправильное употребление таких слов отвлекает внимание читателя, приуменьшает значение эссе.

Избежав подобных распространенных ошибок, вы сможете заинтересовать приемную комиссию.

Как пишется эссе
Михаил Приоров (интернет-редакция), по материалам Essayedge
http://essay-mba.narod.ru/business.html

Свяжитесь со мной, если у вас есть вопросы

MBA (Master of Business Administration, в России - Магистр делового администрирования) - это квалификационная степень в менеджменте, примерно соответствующая кандидатской степени (есть еще степень DBA). Фактически - программа подготовки топ-менеджеров, которую осуществляют бизнес-школы. Обучение состоит по большей части из анализа бизнес-кейсов. Также «магистры» получают обширные знания в областях экономики, психологии и организационного анализа.

В одном только рейтинге портала MBA Today - 112 российских бизнес-школ. По всей стране их, вероятно, еще больше. Такое предложение свидетельствует о повышенном спросе на «корочки» MBA. Причем со стороны не только топ-менеджеров, но и просто амбициозных управленцев и даже специалистов. MBA привлекает ожиданием карьерного и финансового роста, а реклама бизнес-школ продвигает тезис «MBA - это выход на повышенный уровень на рынке труда». Так ли это на самом деле?

Развенчание мифов

Финансовый рост. «Часто у слушателей МВА присутствуют завышенные ожидания к подобным программам: им кажется, что как только у них на руках окажется диплом, их заработные платы должны увеличиться на 30%. Однако прямой корреляции между наличием диплома МВА и уровнем заработной платы не выявило ни одно исследование, которое проводило "Агентство Контакт"», - утверждает Анна Сус, руководитель департамента отрасли «Розничные сети и электронная торговля», хедхантинговая компания «Агентство Контакт».

Карьерный рост. «Действительно, факт окончания программы МВА повышает шансы кандидата в конкурсе на определенные вакансии, так как есть процент собственников бизнеса, которые желают видеть у себя в команде исключительно менеджеров с МВА, - делится наблюдениями Анна Сус. - Но есть организации, которые с предубеждением относятся к обладателям подобных дипломов, опасаясь завышенной самооценки и зарплатных ожиданий. В среднем не более 20% наших клиентов обращают особое внимание на наличие оконченного МВА. Поэтому нельзя однозначно говорить, что ваша заработная плата увеличится и вы быстрее найдете хорошую работу, если у вас есть диплом МВА».

«По моему мнению, MBA - это не тот фактор, который однозначно способствует эволюции и развитию человека, по крайней мере, в реалиях сектора FMCG, - говорит Инара Гериханова, руководитель группы по подбору и обучению персонала компании Unilever. - Компания Unilever не считает наличие такого диплома решающим фактором при приеме на работу».

Впрочем, и то и другое возможно, если:

а) получение степени MBA объективно вытекает из развития вашей карьеры;
б) вы выберете действительно стоящий курс.

Вам не нужен MBA, если...

Вы не из крупной компании. «Программы MBA плохо заточены под мелкий и средний бизнес. И человек, получивший степень МВА, вряд ли сможет применить на практике большое количество инструментов, которые он узнал во время обучения, если штат его компании не превышает 30 человек», - говорит Анна Сус.

Вы не топ-менеджер. «Я совершенно не вижу необходимости получать MBA всем поголовно, особенно начиная с уровня линейных специалистов, потому что эти знания просто не будут использоваться на практике, - говорит Инара Гериханова. - Очень сложно представить, где линейный специалист может применять навыки антикризисного управления». «Наивно полагать, что здесь ситуация будет схожа с ситуацией получения первого высшего образования, когда человек сначала учится, а потом уже идет работать. На МВА не идут учиться, чтобы стать руководителем. На МВА идут уже руководители с опытом для того, чтобы привнести в свой бизнес какие-то новые идеи или технологии», - поддерживает Анна Сус.

Вы далеки от сферы промышленности или финансов. «Большинство существующих программ МВА разрабатывались для сотрудников крупных промышленных и финансовых корпораций», - утверждает Анна Сус. «Финансистам или людям, связанным с общим управлением предприятием в банковских структурах, MBA будет более полезен, чем в секторе FMCG», - солидарна Инара Гериханова.

Какой MBA вам не нужен

Российский. Это звучит не очень патриотично, но российские дипломы MBA почти не котируются даже на внутреннем рынке. «Российские программы МВА котируются очень низко. Поэтому если вы хотите, чтобы наличие диплома МВА оказало какое-то влияние на вашу карьеру, то проходить обучение необходимо за границей», - утверждает Анна Сус. «Сразу можно отмести MBA, полученный в России. Большинство наших бизнес-школ очень далеки от реальности и не дают ничего, кроме "корочки"», - считает Иван Титов, управляющий партнер кадрового агентства «Арива-HR».

При этом в российских бизнес-школах могут работать действительно хорошие преподаватели, которые дают полезные знания и навыки.Такой вариант скорее подходит для общего развития, но лучше уж получить второе высшее образование. Курсы MBA дорогие, и российский диплом вряд ли окупится. Впрочем, ситуация вполне может измениться.

Mini MBA и другие сокращенные программы. Они составляются с единственной целью - снизить стоимость обучения и тем самым привлечь больше клиентов. Необходимого количества знаний, а главное - навыков, они не дают. Подходят для повышения уровня общей эрудиции (см. выше).

Полученный не в престижной бизнес-школе. «Существуют такие заштатные университеты (как в Америке, так и в Европе), которые организуют эти программы только для поддержания своего имиджа», - предупреждает Инара Гериханова. Вычислить перспективную бизнес-школу можно, сопоставив многочисленные рейтинги, прежде всего - зарубежные. «Также можно обратить внимание на то, в каких компаниях работают выпускники, чего они добились, и, конечно же, на возраст преподавателей, на их опыт, какие интересные и успешные проекты они успели реализовать», - советует Анна Сус.

Также важно, есть ли в требованиях к поступающим наличие сертификата GMAT. GMAT - стандартизированный экзамен на способность к обучению на MBA, который можно пройти как непосредственно в бизнес-школе, так и в офисах консалтинговых компаний. Он состоит из письменных заданий (эссе) и вопросов множественного выбора по решению деловых кейсов. Отсутствие GMAT в требованиях примерно соответствует низкому проходному баллу ЕГЭ для вузов.

Кстати, существуют многочисленные платные семинары по прохождению GMAT. Что само по себе свидетельствует о том, что желающих учиться на MBA намного больше, чем способных к этому.

Резюмируем. MBA - не трамплин для карьеры (таких трамплинов, кроме личных связей, вообще нет, но это уже отдельная тема), не возможность получить немедленный level up от просто способного менеджера до топа. MBA - это развитие управленческих навыков для тех, кому они уже необходимы. И даже в этом случае курсы нужно выбирать очень тщательно.

  • Карьера и Саморазвитие

Полезны ли MBA-программы, что дает диплом магистра делового администрирования тем, кто работает в IT? Мы спросили выпускников американских, британской, испанской и норвежской бизнес-школ.

В закладки

Остап Гулько, бизнес-аналитик DataArt , Львов

IE Business School, Испания

Остап Гулько (в шляпе) с однокурсниками из IE

Выбор школы

Когда я решил подавать документы, мне было 28 лет, у меня уже был довольно серьезный опыт в корпоративном мире, и будущее выглядело прогнозируемым. Захотелось попробовать себя в другой роли, отрасли, а если повезет, - стране.

Я искал годичную программу full-time с хорошими отзывами. Согласно рейтингу Financial Times, IE Business school входит в десятку лучших в мире, кроме того, была возможность закончить программу, совместную с MIT. Когда узнал, что помимо прочего, получил стипендию на 40 % стоимости обучения и льготный кредит на 20 % - выбор был очевиден.

Впечатления

Порадовали качество образования, гибкая структура программы и упор на мультикультурное разнообразие - отличная смесь. Из недостатков: школа молодая, бренд пока уступает именитым американским учебным заведениям, а расположение в Испании накладывает отпечаток на процесс трудоустройства: большое значение приобретают локальный опыт и гражданство Евросоюза. Поэтому я с самого начала был настроен на возвращение в консалтинг в Москве или Киеве.

IE считается самой сильной бизнес-школой в Европе именно по части обучения предпринимательству. Она заточена под работу с высокими технологиями и венчурный капитал, многие выпускники уходят пилить свои стартапы, над которыми начинают работать еще в школе, или присоединяются к уже существующим.

Во многом MBA - уникальный опыт. Никакие книги и вебинары не научат тебя работать с ребятами из 55 стран с самым разным бэкграундом. Инструктор-морпех из Калифорнии, серийный предприниматель из Сан-Паулу, спец по борьбе с эпидемиями, работающая в ООН. Список можно продолжать. Все участники процесса, как писали в советских газетах, люди интересной судьбы.

Главное, что я приобрел, наверное, бесстрашие. Из-за жутких нагрузок, когда нужно успеть все в срок, повышается толерантность к риску. Ты учишься жить в атмосфере неопределенности, характерной для современного VUCA-мира.

После выпуска

Работу я нашел через два месяца после выпуска, а активный поиск начал еще во время учебы. В школе есть центр трудоустройства c отраслевыми консультантами, а ближе к концу учебного года проходит ярмарка вакансий. Инвестиции в обучение окупились приблизительно через три года - доход после выпуска подскочил где-то в два раза.

В MBA-тусовке есть расхожая шутка, что правильный ответ на любой вопрос - “it depends”. Да, степень от хорошей школы открывает много дверей, но войти в них предстоит самому, диплом сам по себе - не серебряная пуля. Вы можете многое попробовать, терпеть неудачи, менять приоритеты, искать то, что подходит лично вам, благо кастомизация обучения это позволяет.

Сейчас часто говорят о феномене свитчеров - людей, приходящих в IT-сферу извне. Иногда с негативной коннотацией, что отчасти оправдано нехваткой навыков и знаний, нужных, чтобы сразу включиться в работу.

В свою очередь, человеку с техническим бэкграундом сложно перейти на управленческую должность, ввиду отсутствия бизнес-знаний и коммуникативных навыков. MBA - стрессовый, но эффективный способ закрыть пробелы за относительно короткий промежуток времени.

Ярослав Дятчик, директор офиса DataArt , Люблин

University of Illinois, США

Ярослав (крайний справа) на вручении диплома

Выбор школы

Я окончил политехнический институт, но, начиная с 2005 года, фокус деятельности все больше сдвигался в сторону бизнеса. Многие решения принимал интуитивно, без фактического анализа. Но мне хотелось более детально понимать процессы, изучить методы и инструменты, которые смогли бы помочь принимать верные решения.

К выбору программы MBA подошел прагматически - проанализировал рейтинги, рекомендации, преподавателей, цены. Поскольку я уже имел опыт в IT, старался найти наиболее обширный курс, без привязки к конкретной отрасли.

Впечатления

Трудно сказать, насколько удачным был мой выбор - нет реальной возможности самому оценить программы других университетов. Мне понравился интердисциплинарный подбор лекторов: от академических преподавателей до чистой воды практиков из различных областей. К минусам отнес бы подход американских преподавателей к передаче знаний: всегда чувствовал, что они делятся необходимым минимумом, многое оставалось за кадром.

Я не подсчитывал, как быстро MBA себя окупил. Думаю, важно, чтобы то, что мы делаем и чему учимся, приносило удовольствие, вызывало интерес, генерировало новые идеи.

Могу определенно сказать, что программа MBA позволила упорядочить понятия и систематизировать подход к работе. Не следует рассматривать MBA как полный курс, скорее, это некое обобщение, которое открывает тебе новые горизонты.

MBA будет прекрасным дополнением к любому образованию, вне зависимости от отрасли, если вы не экономист. Кроме того, в индустрии разработки ПО нет чистого IT, каждое решение относится к конкретной области бизнеса: финансам, туризму, здравоохранению и т. п.

Более глубокое понимание происходящих в бизнесе процессов позволяет взглянуть на свою работу, приоритеты и цели в несколько иной перспективе. Во многом это умение недооценено, далеко не каждый может выйти на новый уровень абстракции и оценить свои действия со стороны.

Мария Кузенкова, бизнес-аналитик DataArt , Воронеж

Saint Mary"s University of Minnesota, США

Выбор школы

Когда я задумалась о получении MBA, у меня уже было высшее математическое образование. Два года я проработала в крупной российской IT-компании, но поняла, что для дальнейшего карьерного роста не хватает бизнес-образования.

К тому же, на тот момент я уже несколько раз побывала в США, и мысль, что я хотела бы переехать туда, не оставляла. MBA в Штатах было хорошей возможностью, с одной стороны, получить необходимые знания, с другой - пожить там достаточно долго, чтобы понять, хотела бы я остаться насовсем. В случае выбора в пользу в Америки, у меня был бы американский диплом, что повысило бы шансы найти достойную работу.

Я выбрала Saint Mary"s University of Minnesota в небольшом городке Рочестер, поскольку он находится в непосредственной близости от городка, в котором я по обмену училась в школе и где у меня много друзей и знакомых. Вторым пунктом в пользу этого университета была относительно низкая стоимость обучения по сравнению с другими программами.

Впечатления

Я осталась очень довольна университетом и программой. Большинство преподавателей работали на руководящих должностях в крупных компаниях (в основном в Mayo Clinic - градообразующем предприятии Рочестера), поэтому программа была насыщена примерами из реальной жизни.

Мне очень понравилось, что практических занятий было больше, чем теории. К примеру, в качестве дипломной работы я вместе еще с несколькими студентами составляла бизнес-план для небольшой местной благотворительной организации. Особенно приятно было узнать, что многие идеи из разработанного нами бизнес-плана были реализованы и принесли плоды.

Программа MBA не была привязана к IT. Можно было выбирать между Finance, Healthсare Administration, Project Management, Human Resource Management, или же general MBA без привязки к определенной специализации. Я сделала выбор в пользу последней опции и не пожалела. Выбирать узкую специализацию лучше, когда знаешь, в какой именно сфере хочешь работать, а у меня на тот момент еще не было определённости на этот счёт.

Программа MBA дала мне полный комплекс теоретических и практических знаний по менеджменту. Кроме того, она помогла мне усовершенствовать навыки владения устным и письменным английским, получить опыт создания презентаций и публичных выступлений, научила работать в команде и не бояться быть лидером. Но самое главное, на мой взгляд, что я извлекла из обучения, - умение мыслить "out of the box" и решать сложные и нестандартные задачи.

После выпуска

Несмотря на сравнительно низкую стоимость программы, инвестиции по российским меркам потребовались немалые. Но для меня эти вложения окупились с лихвой.

Во-первых, я приняла очень важное для себя решение вернуться на родину. Я поняла, что добиться успехов и изменить свою жизнь к лучшему можно везде, а быть рядом с родными и близкими - бесценно.

Во-вторых, американский диплом MBA помог мне устроиться на работу в России. Полученное образование дало значительное преимущество перед другими кандидатами и возможность выбирать между лучшими компаниями в нашем городе. В результате уровень моих доходов заметно вырос.

Пригодилось ли данное образование в моей текущей профессии в IT? Однозначно. Бизнес-аналитику очень важно понимать законы бизнеса и бизнес-процессы, мыслить глобально и эффективно, иметь навыки общения с топ-менеджментом и командой, уметь проводить воркшопы и презентовать идеи. Полученный опыт помогает мне успешно справляться со всеми стоящими передо мной задачами и быть уверенной в своих силах.

Марина Семилетова, менеджер проектов DataArt , Санкт-Петербург

Выбор программы

Я поступила в программу в 1998 году. Мой диплом называется Master of Business in Science, в России он приравнивается к MBA. Как таковой цели получить MBA у меня не было, был интерес иметь хорошее экономическое образование.

Я получила грант и стипендию от норвежского правительства и поехала учиться в город Будё в университете провинции Нурдланд. После MBA я получила повторный грант еще на два года и продолжила обучение на Advanced Master (это ступень, предшествующая PhD).

Впечатления

Я была довольна выбранной школой и образованием в целом. Оно заметно отличалось от российского - до этого я три года училась в БГТУ (СПб). Самое главное, что я получила, это способность применять теорию на практике. А процессе обучения мы проходили много кейс-стади, и это помогло в бизнесе.

Евгений Веселов, Delivery Manager DataArt , Люблин

Edinburgh Business School, Шотландия

Выбор школы

До MBA у меня за плечами уже были 12 лет работы в индустрии и магистерский диплом направления компьютерных наук. Я задумался об MBA, так как хотел получить новые знания, которые бы помогали делать работу лучше и расти профессионально. Кроме всего прочего, было интересно систематизировать знания и встретить новых людей.

Edinburgh Business School я выбрал, т. к. она была доступна финансово, университет входил в топ-300 в мире и на выходе давал британский диплом.

Впечатления

В целом я доволен программой, получил довольно интересные и практически применимые знания, встретил много новых друзей из разных сфер: юриспруденции, сельского хозяйства, ритейла, финансов, фармакологии. Узнал, что их проблемы очень похожи на наши. Например, если вы думаете, что сложно найти Java-архитектора, вы наверняка не искали высококвалифицированного сварщика. Жуткий восторг вызвали экскурсии на предприятия реального сектора, например, мы посмотрели изнутри, как работает пивзавод.

Евгений Веселов во время экскурсии на пивзаводе

После выпуска

Работу после бизнес-школы я нашел довольно быстро. Через месяц после получения диплома на меня вышли рекрутеры DataArt. В целом, жить и работать стало интереснее. Самое ценное, что мне дала MBA, - умение смотреть на вещи с позиции работающей системы, где каждая деталь может быть важна. При всем этом пришло осознание того, что очень часто приходится рисковать и принимать решения, основываясь на неполной картине мира.

Я думаю, что на позициях в IT уровня Delivery Manager и выше знания, которые дает МBA, просто необходимы. Например, финансовый менеджмент и основы бухгалтерского учета, маркетинг и стратегический менеджмент, основы переговоров и HR. Другой вопрос, что все это можно изучать самостоятельно, вне определенной бизнес-школы, но это будет не так увлекательно и эффективно.

Написать