Михаил свердлов. Что лучше «сладкая ложь» или «горькая» правда? (по пьесе Горького «На дне») Что лучше ложь или правда на дне

М. Горького всегда привлекали единство и борьба противоположностей (недаром он был марксистом): общество и личность, богатство и нищета, добро и зло, правда и ложь. В драме «На дне» автору удалось особенно ярко показать невыносимую тяжесть правды и спасительность лжи для слабого, сломленного человека. Многие неоднозначные русские произведения увидели свет не на родине, а за рубежом. Не стала исключением и драма «На дне». Горький написал ее в конце 1901 - начале 1902 года. Первоначальные названия: "На дне жизни", "Без солнца", "Ночлежка", "Дно".

Пьеса была разрешена только в Московском художественном театре, где и была осуществлена первая постановка 18 декабря 1902 года режиссерами Станиславским и Немировичем-Данченко. В 1904 она получила Грибоедовскую премию.

Мир трущоб

Впервые на сцене появились люди «дна» - воры, проститутки, картежники и пьяницы, которых автор собрал в кошмарной ночлежке.

Печальную обстановку рисует для своих героев Максим Горький - на дне общества должно быть страшно: «подвал, похожий на пещеру», низкий тяжелый потолок, «некрашеная и грязная» мебель. Конечно, здесь царит разврат, пьянство, азартные игры, драки, бесконечные склоки, нищета и равнодушие. Автор не жалеет черной краски - герои произведения ничем не уступают месту своего обитания.

Обитатели «дна»

В ночлежке живут молодой вор Пепел, проститутка Настя, разорившийся дворянин (барон), живущий за Настин счет, слесарь Клещ и его умирающая жена, актер-алкоголик, карточный шулер Сатин, картузник Бубнов и другие, под стать уже названным. Содержит жадный и отвратительный в своей показушной набожности Костылев, искренне уверенный, что «доброту сердца нельзя равнять с деньгами». Поэтому он дерет со своих нищих постояльцев три шкуры, чтобы было на что масла в лампадку купить. Можно сказать, что Горький в этой драме создал стиль «нуар» - впрочем, многие русские драмы грешат утрированной беспросветностью.

Поначалу персонажи пьесы бесконечно склочничают на бытовые темы - то барон не желает мести комнату, то Клещ огрызается в ответ на обвинения в равнодушии к больной жене, то торговка Квашня рассуждает о целесообразности брака. Когда в ночлежке появляется странствующий старик Лука, беседы ее завсегдатаев внезапно приобретают философский оборот. Вот тут-то по-настоящему и вступают в борьбу правда и ложь в драме «На дне».

След христианства в произведении

Пришелец выгодно отличается от постоянных обитателей «костылевских хоромов» тем, что в нем сохранилась элементарная человечность. Некоторые критики утверждают, что Лука - персонаж отрицательный, и даже имя его происходит от «лукавого». Но видимо, это не так: на рубеже ХІХ и ХХ вв. Горький был приверженцем теории богостроительства, которая пыталась примирить марксизм с христианством, основываясь на некотором сходстве философий.

Правда и ложь в драме «На дне» наиболее причудливо переплетаются именно в который скорее евангельский персонаж. Идеи его во многом христианские: он действительно пытается утешить скорбящих (и, возможно, в этом Горький и видит главное предназначение религии). Старик успокаивает умирающую Анну, сочувственно выслушивает выдуманную любовную историю проститутки Насти, рассказывает алкоголику-актеру о лечебнице, где того обязательно вылечат, уговаривает вора Ваську ехать в Сибирь и начать там новую честную жизнь.

Лука полагает, что утративший надежду обречен на гибель, и рассказывает притчу о человеке, всю жизнь мечтавшем уехать в «праведную землю». Узнав о том, что ее не существует, он вешается (точно так же кончает с собой утративший веру в излечение актер-алкоголик, чем, собственно, пьеса Горького и заканчивается).

Так все же: правда или ложь? Уважение или жалость?

Неизвестно, намеренно ли автор отождествляет надежду с иллюзией, тем самым обращая ее в ложь, но именно по этому поводу в своеобразную полемику с Лукой вступает Сатин. Он мальчишкой много читал, потом убил человека, защищая сестру, в тюрьме пристрастился к картам и стал зарабатывать на жизнь жульничеством. Сатин ироничен, умен, образован. Его мировоззрение в чем-то совпадает со взглядами Луки: оба считают, что центр Вселенной - это человек и его свободный выбор. Но если Лука призывает «вовремя человека пожалеть», то для Сатина жалость неприемлема: «Надо уважать человека... не унижать его жалостью...».

Когда сожители упрекают старика в лживости, картежник-интеллигент страстно его защищает: «Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… Есть ложь утешительная, ложь примиряющая». Сам он, впрочем, считает ее однозначным злом, но признает отчасти неизбежность: «Кто слаб душой… и кто живет чужими соками… тем ложь нужна».

Литературная критика и авторский замысел

Правда и ложь в драме «На дне» противопоставляются не только во мнениях героев. Главное противоречие находится, как обычно, между словом и делом, идеей и реальностью. Сатин может сколько угодно рассуждать о том, что человек «звучит гордо» - сам он, тем не менее, не более чем карточный шулер, презирающий труд: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?». Нет, разумеется, надо быть «выше сытости». Работать, стало быть, предосудительно, а жульничать в карты - нет.

Очень хорошо, что сейчас мы свободны от социалистической идеологии, заложником которой стал Максим Горький. «На дне» - драма интересная и глубокая, вряд ли ее следует воспринимать только как критику капиталистического общества. Вполне возможно, что автор пытался провести границу не только между правдой и ложью, но и человеком, который звучит гордо, и тем, в котором от былого величия ничего не осталось.

Заглянуть в бездну

Один из персонажей пьесы очень ясно обрисовывает причины своего пребывания «на дне»: «Как начну я заливать — весь пропьюсь, одна кожа остается… И еще — ленив я. Страсть как работать не люблю».

В последнем акте Настя формулирует эту линию окончательно: «… смести бы вас, как сор… куда-нибудь в яму». Это звучит как довольно неприятная идея о том, что «лишних людей» необходимо уничтожать, а вовсе не утешать гуманной ложью, будто жизнь каждого человека - не напрасна. В этом случае смерть актера, окончательно осознавшего тщетность своего существования, очень символична.

Что лучше «сладкая ложь» или «горькая правда»? Думаю, у каждого будет свой ответ на этот вопрос. В пьесе « » Максим Горький поднимает перед нами эту же проблему «сладкой лжи» и «горькой правды», но прямо так и не дает ответ на поставленный вопрос.

Мне кажется, что для героев пьесы «На дне» «сладкая ложь» оказалась лучше «горькой правды», ведь она подарила им надежду на лучшую жизнь.

Все они: Сатин, Клещ, Актер, Бубнов, Настя сами захотели оказаться на дне жизни, они сами выбрали свою семью. Горький показывает их, как людей лишенных мечты, цели в жизни. Они попросту прожигают свои жизни в душной ночлежке.

Но все меняется с приходом старика Луки. Он стал неким катализатором, подтолкнул всех к действию. Проявив сострадание и утешив их, Лука подарил многим надежду на лучшую жизнь. Становится удивительным, как за очень короткое время, благодаря теплым словам, получил огромное влияние на героев пьесы. К примеру, он смог успокоить умирающую Анну, рассказав ей о лучшей жизни в загробном мире. Девушка умирает с определенной надеждой, с верой в то, что на том свете у нее будет безбедная жизнь, лишенная страданий и лишений.

Не остался без внимания Луки и бывший служащий театра Актер. Старик показал ему, что не все потеряно, что можно все вернуть. Он также подарил ему надежду на новую жизнь. К сожалению, этому не суждено было случиться. Надежду можно потерять так же быстро, как быстро ты ее приобрел.

Мне кажется, что Актер закончил жизнь самоубийством не по вине Луки. Это случилось из-за слабости духа и отсутствия веры в себя. Лука хотел своим состраданием хоть так-то скрасить тяжелую участь героев произведения. Он не стал снова показывать им реальный порядок вещей, тем самым толкая их еще дальше, этим он бы ничего не поменял. Благодаря своей «сладкой лжи» он хотел показать им, что путь наверх существует, стоит только поверить в себя.

В пьесе Горький показывает нам свое негативное отношение ко лжи, он не советует жить мечтами и иллюзиями. Но, не смотря на это, слова старика Луки имели такое воздействие потому, что были «посеяны» в почву иллюзий главных героев.

Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне».

Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой философской пьесы М. Горького “На дне”. Автор с понятиями правды и лжи связывает два вида гуманизма, которые можно трактовать по-разному. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с трудностями жизни, предлагая “ложь во спасение”. Гуманизм же Сатина призывает не бояться смотреть правде в глаза, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права человека. Кто же прав - Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь?

Действие пьесы «На дне» происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру с низким потолком, где темно, нет простора и трудно дышать. Здесь собрались воры, нищие, калеки - все, кто был выброшен из жизни, различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные. У них нет ничего, все отнято, потеряно и затоптано в грязь. Они живут в атмосфере беспробудного пьянства, ругани и разврата. Большего “дна” и представить себе трудно.

И вот в ночлежке появляется Лука, который несет с собой доброе, ласковое слово для каждого ее обитателя. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Актеру - о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: «Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно... ничего больше не надо будет, и бояться - нечего!.. Смерть - она все успокаивает... Помрешь - отдохнешь...». Его правда - утешительная ложь. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в их жизни, а лишь утешал и сеял ложные надежды. Он относился к ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек, который искренне хочет помочь!

Совсем другая жизненная позиция показана в образе Сатина. Сатин - карточный шулер не боится ни жизни, ни смерти. Он потерял имя, работу, но он независим от обстоятельств, ценит свободу: "Хорошо это - чувствовать себя человеком!". Сатин - борец за истину. Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода - облегчения страданий - в простом утешении людей. Какова же его правда? Правда у Сатина - человек. Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека, утверждает иную жизненную позицию: «Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Человек! Надо уважать человека. Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!» Сатин сам лжёт, но он имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем - в перспективе. Вместо любви к ближнему Сатин предлагает любовь к дальнему абстрактному человеку.

Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. Ложь, даже “во спасение”, - чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать человека надо всегда; кем бы он ни был, он прежде всего человек. В этом я, безусловно, соглашусь с Сатиным. Но, к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже недостаточно. Он ничего не может изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей “дна”. И, очевидно, проблема здесь не в правильности теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без, так и не возродились бы. Большая часть того, чего мы добиваемся в жизни, зависит от нас самих. И в этом - жизненно-важная правда пьесы.

Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди

них и социально-философская пьеса М. Горького «На дне». Главное в ее сюжете - столкновение жизненных позиций и взглядов людей. В пьесе «На дне» автор поднимает характерный для русской литературы вопрос о двух видах гуманизма. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с трудностями жизни. Гуманизм же Сатина призывает не бояться правды, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права.

Кто же прав - Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту произведения. «Подвал, похожий на пещеру». Затхлый и душный воздух. Каменные закопченные своды, нары, грязь, и люди, живущие в атмосфере беспробудного пьянства, грабежей, ругани и разврата. Вот, что мы видим с первых страниц пьесы. Большего «дна» и представить себе трудно.

Спустя некоторое время в ночлежке появляется Лука, который несет с собой «ласковое» слово для каждого ее обитателя. Именно доброго к себе отношения так им не хватало. Этим несчастным людям, отверженным обществом, был нужен человек, который пожалел и утешил бы их. Ночлежники, привыкшие жить в своем подвале по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений. Лука им говорил слова, которые им были очень нужны: «Христос всех жалел и нам так велел».

Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире действительности. Сочувствие помогает человеку понять, что он не один, что его понимают и поддерживают окружающие. Возможно, он вновь приобретет уверенность в себе и в своих силах. А тогда ему будет легче справиться со своими проблемами. Но все хорошо в меру. Как каждого лекарства, жалости должно быть определенное количество. Главное - не перейти тонкую грань между пользой и явным вредом.

Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, что можно. боль смягчить утешительной ложью. Он с са-" мого начала выбрал ложный курс. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в их жизни, он

лишь утешал и жалел их. Лука сразу стал относиться к ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек, который искренне хочет помочь! Да, смертельно больной Анне нужна была именно такая помощь. Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить.

Но свою «утешительную» философию Лука примерил и к здоровым людям. Своими «сладким пилюлями» он поселил героев в мир заблуждений и иллюзий. Пожилой странник, призывавший к терпению и примирению, убаюкивал в ночлежниках слабость и неспособность бороться. Бедные люди и до его прихода бездействовали в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам. Лука же своим ложным гуманизмом еще больше им навредил, «связав» окончательно руки и ноги. «Ты - надейся! Ты - верь!» - внушал он им.

Человек не может постоянно жить иллюзиями, и рано или поздно придется услышать горькую правду, которая «всегда поднимается над ложью, как масло над водою». Так не лучше ли как можно скорее открыть глаза на жизненные противоречия и проблемы и перейти к решительным действиям? Ведь «кто живет лишь надеждой, рискует умереть голодной смертью».

Очевидно, и сам автор придерживается подобного мнения. Он выстраивает сюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться в его позиции по этому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки - ложный гуманизм. Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и в итоге терпит поражение. Художественное развенчание ее сопровождается развалом ночлежки: повесился Актер, Пепел попал в Сибирь на каторгу, загублена судьба Наташи...

Автор больше симпатизирует теории Сатина. По его словам, ничто так не радует глаз, как правдивость; ничто так не безобразно и непримиримо с разумом, как ложь. Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна побеждать. Не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. А ложь - чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда; кем бы

он ни был, он прежде всего человек. В этом, безусловно, можно согласиться с Константином Сатиным. Но, к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже оказалось недостаточно. Он тоже ничего не смог изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей «дна». И, возможно, проблема здесь не в правильности теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или тоже без него, так и не поднялись бы со «дна». Большая часть, того, чего человек добивается в жизни, зависит от него самого.

Проблема истинного и ложного гуманизма не решается раз и навсегда. Время не стоит на месте, меняются обстоятельства, меняются люди. Каждое последующие поколение решает для себя эту проблему в соответствии с нравственными идеалами времени. Поэтому пьеса М. Горького актуальна во все времена, и сейчас можно говорить о своевременности спора о гуманизме.

Проблема правды и лжи в пьесе М. Горького «На дне»

Утешитель Лука

В ночлежку приходит неведомо откуда взявшийся персонаж, новый постоялец - Лука. Вместе с ним появляется новый мотив в пьесе: возможность утешения или разоблачения. С его появлением начавшийся спор о человеке, о правде и лжи в его жизни обостряется. Но этот спор начинается задолго до появления Луки и продолжается после его ухода. Уже в самом начале пьесы Квашня тешит себя иллюзиями, что она - свободная женщина, а Настя - мечтами о великом чувстве, заимствуя его из книги “Роковая любовь”. И с самого начала в этот мир иллюзий врывается роковая правда. Не случайно бросает свою реплику Квашня, обращаясь к Клещу: “Не терпишь правды!”. В среде ожесточенных людей и появляется Лука. Именно на этот персонаж пьесы вызывает наиболее ожесточенные споры, составляет ее драматический нерв. После появления Луки обозначаются три центра в последующем споре о человеке: сам Лука, Сатин и Бубнов - три главных героев пьесы. Лука выступает в роли утешителя.

Обманщик Лука по-своему гуманен, но его гуманизм пассивно-сострадательный. Проникнутая глубоким гуманизмом, пьеса отрицательно отвечает на вопрос - надо ли доводить сострадание к людям до утешительного обмана.

Пожилой странник напоминает члена религиозной секты. Имя персонажа ассоциируется с евангелистом; Лука говорит: “Христос-от всех жалел и нам так велел” - однако на прямой вопрос, есть ли Бог, отвечает: “Коль веришь - есть, не веришь - нет … Во что веришь то и есть…” Лука ухаживает за умирающей Анной, жалеет ее, утешает тем, что на том свете, в раю, не будет мучений и не стоит цепляться за “земную” жизнь. Актеру говорит о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Лука верит в силу мечты: “Человек - все может… Лишь бы захотел…” - и пытается заронить мечту в душу каждого человека. Вору Ваське Пеплу он советует уехать в Сибирь и начать жизнь заново. Когда жена хозяина ночлежки Василиса уговаривает Ваську “освободить ее от мужа”, Лука, желая помочь Пеплу, прячется на печке и подслушивает разговор, а затем мешает завязаться драке Пепла с Костылевым. Проститутку Настю, над книжными фантазиями которой смеются все, Лука утешает: “Коль ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит - была она”. В обитателей ночлежки он вселяет иллюзии, причем жизненный опыт его таков, что он тонко чувствует людей, знает, что каждому из них важнее всего. И он безошибочно нажимает на главный рычаг человеческой личности. Ночлежники притягиваются к нему, согретые лучами доброты и сочувствия. Странник сумел заронить и зажечь в сердце каждого искру надежды и мечты. Лука относится к ним так потому, что, по его мнению, любой индивидуум достоин уважения как личность. Так, “Ни одна блоха - не плоха”. По словам Луки, каждого человека необходимо поддерживать в беде, пусть даже и посредством “лжи во спасение”. Но слова Луки нельзя назвать ложью с полной уверенностью: может быть, после смерти Анну ждет то, что он ей посулил, а может быть, “будет там одна комнатка, этак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность”; существование больницы для Актера, по крайней мере, правдоподобно, а будущая жизнь Пепла не известна никому; может быть, она сложится удачно. Лука, таким образом, не лжет, а превращает возможное в действительное. Он дарит каждому оптимизм, которого так всем не хватало, - надежду на благоприятное будущее. Подкрепляя примером свои слова о пользе жалости, Лука рассказывает, как некогда сам пожалел грабителей, чем спас их, ибо в противном случае они убили бы его и сами погибли бы на каторге. Лука рассказывает также притчу о “праведной земле” - о бедном человеке, который верил в существование такой земли, но, разочарованный тем, что на карте у ученого таковой не оказалось, повесился. Этим Лука хочет лишний раз подтвердить, насколько спасительна для людей иногда ложь и как не нужна и опасна для них бывает правда. Когда Пепел зовет Наташу уйти вместе с ним, Лука советует ей почаще напоминать Пеплу, что тот “хороший человек”. На слова Костылева, что человеку нужна отнюдь не всякая правда, Лука отвечает перифразом евангельской притчи: “есть земля, неудобная для посева… и есть урожайная земля… что ни посеешь - родит”.

Борьба за мечту придает человеку сил. Лука помогает мечте, быть может, еще не осознанной, оформиться в целое, чтобы подняться со дна, как он пытался помочь Актеру и Пеплу, или чтобы наркотически смягчить боль, причиняемую реальностью, такими персонажам как Настя и Анна. Он прибегает ко лжи, как к словесному наркотику, как к обезболивающему средству.

Во время завязавшейся драки, когда Пепел убивает Костылева и едва не убивает Василису, Лука в суматохе исчезает. В последнем действии ночлежники вспоминают о нем, высказывая различное отношение к “утешающей лжи”.

Ни один герой не смог вырваться со дна на поверхность: повесился Актер, Пепел - в тюрьме, погибает Анна, все остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени, поэтому действие Луки (полезное? вредное?) свелось лишь к анестезии чужой боли.

Зритель видел, что Лука искренне любил людей, хотел им добра, но - увы - не знал верных путей к всеобщему счастью. Искренняя и бескорыстная ложь гораздо опаснее и вреднее лжи корыстной и лицемерной.

После ухода странника Луки еще тяжелее стала жизнь ночлежников. Люди так изломаны, что им уж нечего ждать. И надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил странник, а дороги не показал.

Как ореховая скорлупа раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и в результате мы видим его падшим крайне низко: “ Никогда уже он не выберется отсюда”. И читателю становится не по себе от этих.

Пьеса утверждает: так жить больше невозможно!